Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Проектная деятельность». для учащихся 4-х классов

  • pdf
  • 14.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

общеинтеллектуальное направление
Иконка файла материала 4fec49afd4d93baf01ba9402d9ce2f9a_0.pdf

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

города Новосибирска

 

 «Средняя общеобразовательная школа № 210»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу

«Проектная деятельность». для учащихся 4-х классов

(общеинтеллектуальное направление)

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Долгих Т.А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

 

             

Пояснительная записка

 

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самопознанию, самообразованию и саморазвитию. Образование призвано помогать школьникам младшего возраста проявлять и развивать личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого можно и нужно эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков,которые способствуют формированию личности, владеющей ключевыми, социальнокультурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социальноэкономических, культурно-исторических условиях. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Учимся создавать проект» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

  Курс «Проектная деятельность» входит во внеурочную деятельность младших школьников по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа составлена с учетомавторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект. Развитие познавательных способностей». /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

 

Содержание курса

Курс «Проектная деятельность» представляет собой введение в мир исследовательской деятельности. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Содержание можно разделить на этапы проектно-исследовательской деятельности: Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое мини-портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

 

Практическая значимость является то, что знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Курс позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Ценностные ориентиры содержания

1.                      Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика). 

2.                      Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности). 

3.                      Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации. 

 

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся через проектную деятельность.

 

Задачи курса:

1.        Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2.        Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

3.        Обучить основам оформления работ.

4.        Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5.        Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

6.        Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

7.        Формировать умение решать творческие задачи.

8.        Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

9.        Формировать коммуникативную компетентность всотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.

 

Формы и методы работы

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме, которая соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям: уроки-тренинги, групповые исследования, индивидуальная работа, практикумы, самостоятельная работа, защита проектов, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль.

Виды внеурочной образовательной деятельности обучающихся Игровая деятельность.

  Познавательная деятельность.

  Совместно-распределительная деятельность.

  Творческая деятельность. 

Образовательные технологии

  игровые технологии;

  проблемное обучение (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин); ИКТ;

Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.

 

Место курса «Проектная деятельность»в учебном плане         Программа рассчитана на 44 часов в 4 классе.

Из них:

  34 часа – классно-урочная форма (1 академический час в неделю),продолжительность занятий – 40 минут.

  10 часов – в III четверти для индивидуального сопровождения проектов обучающихся. (в очной или заочной форме по запросу учащихся) Принципы курса «Проектная деятельность»

  Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению, стремление развивать творческий потенциал учащихся, поддержка одаренности детей.

  Научность. Научное обоснование любой темы проекта, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

  Системность. Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных задач) к общим.

  Практическая направленность. Содержание курса направлено на формирование компетенций, которые пригодятся в дальнейшей учебе, работе, жизни.

  Обеспечение мотивации. Позитивная самооценка, самоуважение, реализующееся в результате проектной деятельности, повышает мотивацию учения.

  Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими учебными предметами, удовлетворяет познавательный интерес школьников, расширяет кругозор, углубляет знания.

  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности

Курс «Проектная деятельность» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления. 

Каждое занятие подчинено определенной структуре, имеющей следующие рубрики:

1.                      Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстниках, которые уже создавали свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2.                      Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.                      Рубрика «Добрый совет» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.                      Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, способствующие формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.                      Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

 

Занятия проводятся в классной комнате. На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится обсуждение. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

 

Планируемые результаты реализации курса «Проектная деятельность»

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

-           положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-           интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-           ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-           способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-           внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

-           выраженной познавательной мотивации;

-           устойчивого интереса к новым способам познания;

-           адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-           морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-           принимать и сохранять учебную задачу;

-           учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-           планировать свои действия;

-           осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-           адекватно воспринимать оценку своей работы;

-           различать способ и результат действия;

-           вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-           выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-           проявлять познавательную инициативу;

-           самостоятельно учитывать ориентиры действия в незнакомом материале;

-           преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-           самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-           осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-           использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-           высказываться в устной и письменной формах;

-           ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-           владеть основами смыслового чтения текста;

-           анализировать объекты, выделять главное;

-           осуществлять синтез (целое из частей);

-           проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-           устанавливать причинно-следственные связи;

-           строить рассуждения об объекте;

-           обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-           подводить под понятие;

-           устанавливать аналогии;

-           оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-           осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-           фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-           осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-           строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

-           оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-           использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

 

Планируемые результаты

предполагают приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагают позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагают получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

 

Ожидаемые результаты

Обучающийся будет знать: основные особенности и условия проведения исследовательской работы; общие правила защиты проекта правила оформления реферата; способы хранения информации; что такое учебное сотрудничество. Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта; выбирать пути решения задачи исследования ; составлять план действий совместного коллективного исследования; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности. 

 

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

                  Текущий: 

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

 

       Итоговый контроль, который будет представлен через презентации проектов, участие в НПК младших школьников, создание мини-портфолио.

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

       умение выделить проблему

       умение поставить цель исследования

       умение сформулировать гипотезу

       умение выделить объект исследования

       умение определить предмет исследования

       умение описать параметры и критерии предмета исследования

       умение подобрать соответствующие методы исследования

       умение подобрать инструментарий

       умение осуществить анализ результатов

       умение оценивать промежуточные и конечные результаты

       степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

       результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

       косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 

Тематическое планирование

В течение года возможна корректировка по изменению количества часов в силу субъективных и объективных причин.

 

 

Содержание учебного материала

К-во часов

 

Примечание

Дата

 

 

 

I четверть (8)

 

 

1

 

Введение в предмет. Проекты. Виды

 

 

 

 

 

проектов.

 

 

2-3

Хобби. Чем я люблю заниматься?

Познакомить с понятием «хобби»- увлечение, любимое занятие на досуге.

Уточнить виды детских увлечений

 

4

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта. 

Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интересном. Изложить краткое содержание сообщения. Познакомить с понятием «проект»

 

5

Знакомство с понятиями «формулировка».

Работа со словарями

Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме.

 

6

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца, подобранного учителем

 

7-8

Актуальность темы проекта. 

Познакомить с понятием «актуальность»

 

IIчетверть (8)

9

Как собирать материал? Твои помощники.

Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, родители, Интернет

 

10

Проблема. Решение проблемы.

Познакомить с понятием «проблема», «лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды

 

11

Предположение. Гипотеза. 

Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми.

 

12

Играем в гипотезы.

Гипотеза нужна для решения любой задачи.

 

13

Цель проекта. 

Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Понятие «задача проекта» - достижение цели с помощью постановки задач к проекту.

 

14

Задачи проекта.

Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой

 

 

 

 

механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта.

 

15

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».

Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

 

16

Обработка информации. Отбор значимой инф-и. 

Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации 

 

III четверть (20)

17

Продукт проекта. Виды продукта.

Познакомить с понятиями: «продукт проекта» («макет», поделка»). 

 

18

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

19

Обсуждение работы по написанию проекта

Руководство деятельностью обучающихся по написанию проекта. Глоссарий

 

20

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

21

Обсуждение работы по написанию проекта

Руководство деятельностью обучающихся по написанию проекта.  Список литературы

 

22

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

23

Обсуждение работы по написанию проекта

Руководство деятельностью обучающихся по написанию проекта. Стилистика

 

24

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

25

Обсуждение работы по написанию проекта

Руководство деятельностью обучающихся по написанию проекта. Единые требования

 

26

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

27

Обсуждение работы по написанию проекта

Руководство деятельностью обучающихся по написанию проекта.

Единые требования

 

28

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

29

Подготовка презентации

Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге

 

30

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

31

Подготовка презентации

Познакомить с компьютерной презентацией

 

32

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

33

Подготовка презентации

Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера.

 

34

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

35

Подготовка защиты проекта

 

 

36

Индивидуальное сопровождение проектов

Работа с каждым ребенком индивидуально по проекту, объяснение, внесение дополнений, рекомендации

 

IV четверть (8)

37

 

Подготовка к защите проекта. 

Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

 

38

39

40

Защита проекта

Выступление перед знакомой аудиторией. Отбор лучших проектов

 

41

42

Защита проекта

Выступление перед незнакомой аудиторией.

 

43

Тест «Чему я научился? Твои впечатления от работы над проектами

Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний

 

44

Круглый стол младших научных сотрудников 

Вручение сертификатов  кандидатов в младшие научные сотрудники.