МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14»
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ. Директор школы: ________ И.А.Шариков Приказ № 48 от «29»августа 2025г. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по математике
"Математика, интеллект, творчество"
для 8 класса
Количество часов: 34
Учитель математики: Очкасова Н.А.
Квалификационная категория: высшая.
С.Ступино, 2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Математика, интеллект, творчество» разработан на основе программ элективных курсов для предпрофильной подготовки авторов В.Н. Студенецкой, Л.С. Сагателовой, Л.Н. Харламовой.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Курс предназначен для обучающихся 8 класса
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы курса способствует интеллектуальному,
творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания
программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
- доступности,
- преемственности,
- перспективности,
- развивающей направленности,
- учёта индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
1. Формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное
формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение обучающихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие.
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса обучающиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
В результате изучения курса математики на занятиях:
Обучающиеся должны знать:
• Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11.,7;
• методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
• способы преобразования алгебраических выражений;
• основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
• методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
• свойства функции;
Обучающиеся должны уметь:
• применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
• применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
• применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
• строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
• записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства;
• решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений,
• строить графики линейных и кусочно-заданных функций,
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Занимательные задачи (10 ч)
Математические софизмы. Фокусы и головоломки на плоскости. Тренинг внимания.
Элементы теории множеств и математической логики. Системы уравнений и методы их решения. Головоломки в картинках. Абсолютная величина Логические задачи. Поиск закономерностей. Логические задачи. Поиск закономерностей.
2. Алгебраические задачи (11ч)
Решение логических задач. Головоломки со спичками. Творчество. Методы решения творческих задач. Задачи на равномерное движение. Приемы развития воображения. Решение задач с помощью уравнений. Старинные задачи. Решение задач на проценты. Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Диагностика пространственного воображения.
3. Практическая геометрия (8 ч)
Решение задач на разрезание. Решение вероятностных задач. Геометрические задачи. Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Походная тригонометрия без формул и таблиц. Геометрические построения. Способы планирования и проведения наблюдений и исследований в геометрии
4. Информация (5 ч)
Роль информации в жизни человека. Представление информации в различных видах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ п/п |
Название разделов |
Количество часов |
|
1 |
Занимательные задачи |
9 |
|
2 |
Алгебраические задачи |
11 |
|
3 |
Практическая геометрия |
8 |
|
4 |
Информация. |
5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ п\п |
Дата проведения |
Содержание занятий |
Количество часов |
|
Занимательные задачи |
9 |
||
|
1 |
|
Математические софизмы |
1 |
|
2 |
|
Фокусы и головоломки на плоскости. Тренинг внимания. |
1 |
|
3 |
|
Простейшие преобразования графиков. |
1 |
|
4 |
|
Элементы теории множеств и математической логики. |
1 |
|
5 |
|
Системы уравнений и методы их решения. Тренинг зрительной памяти. |
1 |
|
6 |
|
Головоломки в картинках |
1 |
|
7 |
|
Судоку. Японская головоломка. |
1 |
|
8 |
|
Абсолютная величина. |
1 |
|
9 |
|
Логические задачи. Поиск закономерностей. |
1 |
|
Алгебраические задачи |
11 |
||
|
10 |
|
Творчество. Методы решения творческих задач. |
1 |
|
11 |
|
Задачи на равномерное движение. Приемы развития воображения. |
1 |
|
12 |
|
Задачи на расход материалов и денежных средств. |
1 |
|
13 |
|
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|
14 |
|
Решение задач на проценты |
1 |
|
15 |
|
Старинные задачи. Тренинг воображения. |
1 |
|
16 |
|
Решения задач по теории вероятностей. |
1 |
|
17 |
|
Решение задач с помощью системы уравнений. |
1 |
|
18 |
|
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Диагностика пространственного воображения. |
1 |
|
19 |
|
Классические задачи |
1 |
|
20 |
|
Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. |
1 |
|
Практическая геометрия |
8 |
||
|
21 |
|
Простейшие геометрические задачи. |
1 |
|
22 |
|
Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Решение задач. |
1 |
|
23 |
|
Геометрия в открытом поле. Площадь участка. |
1 |
|
24 |
|
Геометрия в дороге. Решение задач. |
1 |
|
25 |
|
Походная тригонометрия без формул и таблиц. |
1 |
|
26 |
|
Методы решения изобретательских задач. Практикум изобретателя. |
1 |
|
27 |
|
Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. |
1 |
|
28 |
|
Геометрические построения. Способы планирования и проведения наблюдений и исследований в геометрии. |
1 |
|
Информация. |
5 |
||
|
29 |
|
Роль информации в жизни человека. Представление информации в различных видах. |
|
|
30 |
|
Роль информации в жизни человека. Представление информации в различных видах. Компьютерный практикум. |
|
|
31-32 |
|
Выполнение собственной творческой работы. |
2 |
|
33 |
|
Компьютерный практикум |
1 |
|
34 |
|
Итоговое занятие. Проекты-презентации. |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.