Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 9 класса "Математика в реальной жизни"

  • docx
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеур. 9 класс Математика в реальной жизни 2025-2026.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14»

 

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы:

_______ И.А.Шариков

Приказ № 48

от «29» августа 2025г

 

 

 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по математике

«Математика в реальной жизни»

для 9 класса

 

 

 

 

Количество часов: 34

Учитель математики:  Очкасова Н.А.

Квалификационная категория: высшая

 

с.Ступино, 2025г

 

Пояснительная записка

 

                        Данная программа внеурочной деятельности разработана в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса общеобразовательного учреждения по математике для ориентации учебно-воспитательного процесса. 

            Предлагаемый курс «Математика в реальной жизни» направлен на то, чтобы вооружить желающих, дополнительными знаниями по построению математических моделей реальных ситуаций.

 

Цели курса:

  • способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию таких качеств мышления, которые необходимы человеку для жизни в современном обществе и решению практических задач;
  • способствовать развитию математических способностей, логического мышления, творчества, алгоритмической культуры, интуиции для самостоятельной деятельности в области математики;
  • повысить интерес школьников к предмету математика.

 

Задачи курса:

  • научить создавать математические модели реальных ситуаций;
  • сформировать умения работать с составленными моделями;
  • развить и укрепить межпредметные связи;
  • сформировать независимость, гибкость и критичность мышления.

 

            Программа построена на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.

            Данный курс должен позволить обучающимся не столько приобрести знания, сколько овладеть различными способами познавательной деятельности (системно-деятельностный подход). В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний обучающихся, задачи различного уровня сложности, сюжеты подавляющего большинства которых, в отличие от обычных искусственных текстовых задач, непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека.

Программа  курса «Математика в реальной жизни» разработана с учетом:

·         Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897. (ред. от 11.12.2020)

  • Примерной программы основного общего образования - М.: Просвещение, 2025.
  • Основной образовательной программы МКОУ «СШ № 14»,
  • Учебного плана МКОУ «СШ № 14» на 2025 -2026 учебный год.

 

            Программа предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 34 часа в год.

            Учебный процесс курса предусматривает следующие методы и формы работы:

  • изложение нового материала учителем в форме лекции;
  • дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;
  • самостоятельная работа с учебной литературой;
  • индивидуальные консультации.



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса



Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к математическим задачам прикладного характера и способам решения этих задач;
  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников и учителя.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к методам моделирования прикладных задач;
  • адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать построение математической модели прикладной задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя контроль;
  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
  • различать способы и результат действия.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
  • проявить познавательную инициативу и самостоятельность;
  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • применять нестандартные методы решения различных математических задач;
  • строить математические модели для решения прикладных задач;
  • поэтапно решать прикладные задачи с помощью математических методов;
  • читать графики и анализировать таблицы данных.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать метод построения математической модели;
  • преобразовывать прикладную задачу в математическую;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;
  • вести диалог, работая в парах;
  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
  • совершенствовать математическую речь;
  • формулировать собственное мнение и позицию

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • критически относиться к своему и чужому мнению;
  • принимать самостоятельно решения;
  • содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.



Содержание программы (34 часов)



            Проценты. Задачи на проценты (6 часа)

            Устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого. Решение задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.)

            Текстовые задачи (12 часов)

            Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу.

            Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

            Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели.

            Задачи на изменение концентрации растворов. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся операции. Задачи на разбавление.

            Задачи практического применения с геометрическим содержанием (6 часа)

            Чтение и построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Применение их для решения практических задач. Решение треугольников. Углы вписанные в окружность. Многоугольники и окружность. Формулы нахождения площадей и периметров многоугольников.

            Задачи с физическим содержанием (4 часа)

            Выражение величин. Формулы из физики. Методика решения задач с физическим содержанием.

            Решение вариантов ОГЭ (6 часа)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Сроки проведения

Тема занятия

Виды деятельности

обучающихся.

Проценты. Задачи на проценты (6 часа)

1

 

Нахождение процента от числа. Нахождение целого по части и числа по части. Процентное отношение

Выполнять краткую запись разными способами

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно поставленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

2-6

 

Решение практических задач на проценты

Текстовые задачи (12 часов)

7-8

 

Решение задач на движение из разных пунктов на встречу друг другу, в одном направлении

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).

9-10

 

Решение задач на движение из одного пункта в различных направлениях, в одном направлении

11-12

 

Вычисление неизвестного времени работы, определение объема работ

13-14

 

Нахождение производительности труда

15-16

 

Решение задач на изменение концентрации растворов.

 

17-18

 

Решение задач на разбавление

Задачи практического применения с геометрическим содержанием (6 часа)

19-20

 

Чтение и построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Моделировать разнообразные ситуации расположения геометрических объектов в пространстве и на плоскости.

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры

Выполнять построение геометрических фигур на местности

Измерять недоступные высоты разными способами. Объяснять выбор действий для решения.

21-22

 

Решение треугольников. Практическое применение знаний в нестандартных условиях

23-24

 

Формулы нахождения площадей и периметров многоугольников. Формула Пика.

Задачи с физическим содержанием (4 часа)

25-26

 

Выражение из формул одних величин через другие

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи.

Объяснять выбор действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Выбирать самостоятельно способ решения задач.

Объяснять выбор действий для решения.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

27-28

 

Решение физических задач

Решение вариантов ОГЭ (6 часа)

29-34

 

Решение задач из вариантов ОГЭ

 

Моделировать разнообразие ситуаций

Анализировать житейские ситуации

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

 

Список литературы для обучающихся

  1.  Усов Н.А. Повторим математику. – Киев, 1994 Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
  2. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. -120 с.
  3. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: “Оникс – 21 век” 2003.
  4. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.
  5. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
  6.  Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996

Список литературы для учителя

  1. Денищева Л.О. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, 2003-2009
  2. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9-м классе. – М.: Просвещение, 1994
  3. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
  4. Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 1996
  5. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996
  6. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1994
  7. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. – М.: Издательский дом “Генжер”, 2001.
  8. И. Н. Петрова. “Проценты на все случаи жизни”. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1996.
  9. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.
  10. Потапов, М. К., Олехник, С. Н., Нестеренко, Ю. В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 1992. – 480 с.
  11. Мерзляк А.Г. «Геометрия 7 класс», «Геометрия 8 класс», «Геометрия 9 класс»

 

Технические средства обучения

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор, экран, колонки акустические.
  • Интерактивная доска

 

Учебно-практическое оборудование

  • Таблицы по математике
  • Дидактический раздаточный материал.
  • Комплект классных чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°; 60°), угольник (45°; 45°), циркуль.

 


 

Посмотрите также