РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтелектуальному направлению «Риторика» 1 класс
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтелектуальному направлению «Риторика» 1 класс

Оценка 4.9
docx
3 кл
11.05.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтелектуальному направлению «Риторика» 1 класс
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность ученику 1 класса познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Риторика 1 класс 2019г.docx

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №59 от «20»августа 2019г.

Директор МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

________________М.А.Курачева

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности учащихся 1 класса

«Риторика»

на 2019-2020 учебный год

 

Составитель:

Швецова Лариса Валентиновна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Рогачево

2019г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтелектуальному направлению

«Риторика» 1 класс

           

Пояснительная записка

 

1.Нормативные документы

             Рабочая программа  курса «Риторика» составлена  в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.,  Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010), основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» (Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011). Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя.

 

2Общая характеристика программы «Риторика»

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность ученику 1 класса познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики 1 класса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

 Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

 

3. Учебно-методический комплект

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

ü  для учителя -Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: методические рекомендации/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.- 96 с.;

ü  для учеников - Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 1 класса в 2 ч.. – Изд. 2-е, доп. И перераб/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.

 

4. Цель и задачи кружка «Риторика»

Цель курса:  Достижение умения общаться в разнообразных ситуациях, быть активным в общении, умения выбирать важное и нужное для своей устной и письменной речи, владение достоверным материалом, языковыми средствами, умения убеждать своего слушателя или читателя.  

Задачи:

1.Обучающая:   Развивать  познавательный интерес к предмету; учить умелому, успешному, эффективному общению, формировать умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. Воспитательная :Формировать общественную активность личности , умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

3.Развивающая: Развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность

Формирование универсальных действий на межпредметном уровне, развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества», воспитание нравственных чувств и этического сознания.

5. Ценностные ориентиры содержания обучения

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности курса «Умники и умницы» первого года обучения ориентированы на первый уровень результатов.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

            Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 

6. Место развивающего курса в учебном плане

 Предметный кружок  «Риторика» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  общеинтеллектуального направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1 классов в размере 34 часов и рассчитан на один год обучения (1 час в неделю).

Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год на курс «Риторика» в 1 классе выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной  школы на 2019-2020 учебный год: в 1а классе – 32 часа.

7. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

            Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

1уровень:    предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям;  о принятых в обществе нормах  поведения и общения,  о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

 

 8. Технологии преподавания и формы организации занятий

            Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.

 Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

 – риторический анализ устных и письменных текстов;

 – риторические задачи;

 – риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

 • что сказал говорящий;

 • что хотел сказать;

 • что сказал ненамеренно.

 Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

 При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

 – кто говорит – пишет (адресант);

 – кому говорит – пишет (адресат);

 – почему (причина);

 – для чего, зачем (задача высказывания);

 – что – о чем (содержание высказывания);

 – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

 – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

 – когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

 Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

 В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

 Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

 

9. Содержание программы

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

 

Наименование разделов

Количество часов

 в 1а классе

1.       

Общение

22

2.       

Текст. Речевые жанры.

8

3.       

Проектная работа

2

Итого:

32

 

Содержание занятий

 

1 класс (32 часа)

Общение.

Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Текст. Речевые жанры.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

          Проектная работа.                   

 

10. Контроль уровня обученности

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

ü  Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

ü  Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

ü  Итоговый контроль   в формах:

-публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время).

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

 

11. Календарно - тематическое планирование занятий курса «Риторика»

в 1 классе на 32 часа (1 недельный час по учебному плану)

на 2019-2020 учебный год

 

№ п/п

№ занятия

Наименование разделов и тем

Дата

 

план

факт

 

 

1

1

Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью.

05.09

 

 

2

2

Учимся вежливости.

12.09

 

 

 

3

3

Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

19.09

 

 

 

4

4

Вывески, их информационная роль.

26.09

 

 

 

5

5

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.

03.10

 

 

 

6

6

Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

10.10

 

 

 

7

7

Давайте договоримся

17.10

 

 

 

8

8

 Говорим – слушаем, читаем – пишем.

24.10

 

 

 

9

9

Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно.

07.11

 

 

10

10

Узнай по голосу.

14.11

 

 

 

11

11

Правила разговора по телефону.

21.11

 

 

 

12

12

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

28.11

 

 

 

13

13

Прощаемся в разных ситуациях общения.

05.12

 

 

 

14

14

Правила вежливого поведения во время разговора.

12.12

 

 

 

15

15

Благодарим за подарок, услугу.

19.12

 

 

 

16

16

Повторение и обобщение по разделу «Общение»

26.12

 

 

 

17

17

 Говорим – слушаем, читаем – пишем.

16.01

 

 

18

18

Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно.

23.01

 

 

 

19

19

Узнай по голосу.

30.01

 

 

 

20

20

Правила разговора по телефону.

06.02

 

 

 

21

21

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

13.02

 

 

 

22

22

Прощаемся в разных ситуациях общения.

05.03

 

 

 

23

23

Правила вежливого поведения во время разговора.

12.03

 

 

 

24

24

Благодарим за подарок, услугу.

19.03

 

 

 

25

25

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.

02.04

 

 

26

26

Извинение.

09.04

 

 

 

27

27

Очень важные слова.

16.04

 

 

 

28

28

Знакомые незнакомцы.

23.04

 

 

 

29

29

Ключ к тексту (основная мысль текста).

30.04

 

 

 

30

30

Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы.

07.05

 

 

 

31

31

Как построен текст. Обращение.

14.05

 

 

 

32

32

Работа над проектом. Защита проекта.

21.05

 

 

 

Название пособия, автор, год издания

Вид пособия

Для учителя

1

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: методические рекомендации/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.- 96 с.;

Методическое пособие,

1 класс

2

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Пособие для учителя

Для учащихся

1

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 1 класса в 2 ч.. – Изд. 2-е, доп. И перераб/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.

Рабочие тетради в 2-х частях.

Технические средства обучения

1

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор

2

цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера)

3

компьютеры (желательно, с выходом в Интернет)

 

 

12. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2019г. № 01

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ОВВВР  _________________ Т.М.Климова

29.08. 2019г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1

           

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УТВЕРЖДЕНО Приказом №59 от «20»августа 2019г

УТВЕРЖДЕНО Приказом №59 от «20»августа 2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: методические рекомендации/под ред

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: методические рекомендации/под ред

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты

Текст как смысловое и тематическое единство

Текст как смысловое и тематическое единство

Вывески, их информационная роль

Вывески, их информационная роль

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках:

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020