УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 59от «20»августа 2019г.
Директор МОУ Рогачевской средней
общеобразовательной школы
________________М.А.Курачева
Рабочая программа
внеурочной деятельности учащихся 3 классов
«Риторика»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Швецова Лариса Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
с. Рогачёво
2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
«Риторика» 3 класс
Пояснительная записка
1.Нормативные документы
Рабочая программа курса «Риторика» составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010), основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» (Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011). Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя.
2. Общая характеристика программы «Риторика»
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность ученику 3 класса познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики 3 класса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
3. Учебно-методический комплект
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
ü для учителя -Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 3 класс: методические рекомендации/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2017 год.- 96 с.;
ü для учеников - Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса в 2 ч.. – Изд. 2-е, доп. И перераб/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2017 год.
4. Цель и задачи программы «Риторика»
Цель курса: Достижение умения общаться в разнообразных ситуациях, быть активным в общении, умения выбирать важное и нужное для своей устной и письменной речи, владение достоверным материалом, языковыми средствами, умения убеждать своего слушателя или читателя.
Задачи:
1.Обучающая: развивать познавательный интерес к предмету; учить умелому, успешному, эффективному общению, формировать умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
2. Воспитательная: формировать общественную активность личности , умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
3.Развивающая: развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность
Формирование универсальных действий на межпредметном уровне, развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества», воспитание нравственных чувств и этического сознания.
5. Ценностные ориентиры содержания обучения
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности курса «Умники и умницы» первого года обучения ориентированы на второй уровень результатов.
Второй уровень результатов — предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
6. Место развивающего курса в учебном плане
Предметный кружок «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Авторская программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 3 классов в размере 34 часов и рассчитан на один год обучения (1 час в неделю).
Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год на курс «Риторика» в 3 классах выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год: в 3а классе – 34 часа .
7. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 3-их классах является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
8. Технологии преподавания и формы организации занятий
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
9. Содержание программы
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ |
Наименование разделов |
Количество часов в 3а классе |
1. |
Общение |
20ч |
2. |
Текст. Речевые жанры. |
13ч |
3. |
Подведем итоги |
1ч |
Итого: |
34ч |
Содержание занятий
3 класс (34 часа)
Общение.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
Текст. Речевые жанры. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Проектная работа.
10. Контроль уровня обученности
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
ü Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
ü Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
ü Итоговый контроль в формах:
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время).
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
11. Календарно - тематическое планирование занятий курса «Риторика»
в 3 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)
на 2019-2020 учебный год
№ п/п |
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Дата |
||||||||
|
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|||||
3а |
3а |
|
|
|
|
||||||
Общение (20часов) |
|||||||||||
1 |
1 |
Проверь себя. (Повторение изученного во 2-м классе.) |
02.09 |
1ч |
|
|
|
|
|||
2 |
2 |
Что мы помним о речевой ситуации. |
09.09 |
|
|
|
|
|
|||
3 |
3 |
Твои речевые роли |
16.09 |
|
|
|
|
|
|||
4 |
4 |
С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) |
23.09 |
|
|
|
|
|
|||
5 |
5 |
Проверь себя. |
30.09 |
|
|
|
|
|
|||
6 |
6 |
Проверь себя. Речевые ситуации. |
07.10 |
|
|
|
|
|
|||
7 |
7 |
Проверь себя. Речевые роли. |
14.10 |
|
|
|
|
|
|||
8 |
8 |
Проверь себя. Общение. |
21.10 |
|
|
|
|
|
|||
9 |
9 |
Неподготовленная речь. |
08.11 |
2ч |
|
|
|
|
|||
10 |
10 |
Подготовленная речь. |
11.11 |
|
|
|
|
|
|||
11 |
11 |
Приёмы подготовки речи. |
18.11 |
|
|
|
|
|
|||
12 |
12 |
Говорим подробно, кратко. |
25.11 |
|
|
|
|
|
|||
13 |
13 |
Похвала (комплимент). |
02.12 |
|
|
|
|
|
|||
14 |
14 |
Слушаем, вдумываемся. |
09.12 |
|
|
|
|
|
|||
15 |
15 |
Слушаем по-разному. |
16.12 |
|
|
|
|
|
|||
16 |
16 |
Читаем учебные тексты. |
23.12 |
|
|
|
|
|
|||
17 |
17 |
Учимся писать, редактировать. |
09.01 |
3ч. |
|
|
|
|
|||
18 |
18 |
Как исправить текст? (Правка текста.) Проектная работа. |
13.01 |
|
|
|
|
|
|||
19 |
19 |
Что такое вежливость. |
20.01 |
|
|
|
|
|
|||
20 |
20 |
Добрые дела – добрые слова. |
27.01 |
|
|
|
|
|
|||
Текст. Речевые жанры (13 часов) |
|||||||||||
21 |
1 |
Проверь себя. Тексты разные нужны. |
03.02 |
|
|
|
|
|
|||
22 |
2 |
Диалог и монолог. |
10.02 |
|
|
|
|
|
|||
23 |
3 |
Пиши правильно! |
17.02 |
|
|
|
|
|
|||
24 |
4 |
Произноси правильно! |
27.02 |
|
|
|
|
|
|||
25 |
5 |
Употребляй слова правильно! |
02.03 |
|
|
|
|
|
|||
26 |
6 |
Пересказ. |
11.03 |
|
|
|
|
|
|||
27 |
7 |
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) |
16.03 |
|
|
|
|
|
|||
28 |
8 |
Цитата в пересказе. |
30.03 |
4ч |
|
|
|
|
|||
29 |
9 |
Кратко о книге (аннотация). Проектная работа. |
06.04 |
|
|
|
|
|
|||
30 |
10 |
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! |
13.04 |
|
|
|
|
|
|||
31 |
11 |
Рассуждение, вывод в рассуждении. |
20.04 |
|
|
|
|
|
|||
32 |
12 |
Правило и цитата в доказательстве. Сравни и скажи. Правила сравнения |
27.04 |
|
|
|
|
|
|||
33 |
13 |
Подготовка к празднику. |
18.05 |
|
|
|
|
|
|||
Подведение итогов (1час) |
|||||||||||
34 |
1 |
Риторический праздник. |
25.05 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
12. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
№ |
Название пособия, автор, год издания |
Вид пособия |
Для учителя |
||
1 |
Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 3 класс: методические рекомендации/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2017 год.- 96 с.; |
Методическое пособие, 3 класс |
2 |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
3 |
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2016. |
Пособие для учителя |
Для учащихся |
||
1 |
Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса в 2 ч.. – Изд. 2-е, доп. И перераб/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2017 год. |
Рабочие тетради в 2-х частях. |
Технические средства обучения |
||
1 |
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор |
|
2 |
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера) |
|
3 |
компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2019г. № 01
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ОВВВР _________________ Т.М.Климова
29.08. 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.