Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматная азбука» для обучающихся 3 «А» класса
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматная азбука» для обучающихся 3 «А» класса

Оценка 4.6
docx
3 кл
11.05.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению  «Шахматная азбука»  для обучающихся 3 «А»  класса
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают все большее признание в России и во всем мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все – одна семь». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создает необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.
Шахматы 3 класс 2019 .docx

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №59от «20 » августа2019 г.

Директор МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

________________М.А.Курачева

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

 «Шахматная азбука»

 для обучающихся 3 «А»  класса

 

 

 

Составитель:

Швецова Лариса Валентиновна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Рогачево

2019г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

1.Нормативные документы

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативно — правовой базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

- Типовые  положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября  2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Программа разработана в на основании основной образовательной программы МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы, календарного учебного графика, на основе авторской программы И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.).

 

 2Общая характеристика программы

 

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

   Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают все большее признание в России и во всем мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все – одна семь». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создает необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

   О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных группах: до 10,12,14,16,18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

   Основой программы является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

   Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы, стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цели программы:

·         способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному  раскрытию их творческих способностей,

·         реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи курса:

·         совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

·         формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

·         развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;

·         формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

·         умение осознанно решать творческие  задачи; стремиться к  само­реализации

  

 

Общая характеристика курса

Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы  факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации».

Программа третьего  года обучения предназначена для III   класса начальной школы. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”. В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

 

К концу 3учебного года дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль.

К концу 3 учебного года дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

 

 

3. Учебно-методический комплект

·           Для учителя: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.Д. Балазан] в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», 2016г.

И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (Генезис, 2011, 40 с.).

 

3. Место развивающего курса в учебном плане

 Развивающий курс «Шахматная азбука» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  общеинтеллектуального направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 3 класса в размере 34 часов (1 час в неделю).

 

4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Описание ценностных ориентиров содержания  курса.

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. Обучение младших школьников шахматам дате положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

·         Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

·         Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

 

В результате освоения содержания программного материала курса «Шахматы» учащиеся по окончании  должны:

знать:

  • основные понятия предмета – шахматы, рекомендованных министерством образования Российской Федерации.

иметь представления:

  • о шахматной игре как своеобразном диалоге, где каждый из игроков, посредством

умственных усилий, доказывают свою правоту.

научиться:

  • стратегическим и тактическим приемам; - находить и решать шахматные комбинации.

получить опыт:

  • уверено соперничать в учебных, товарищеских, городских, окружных и других соревновательных играх;
  • принимать ответственность за собственные решения в условиях неопределенности, умеющего концентрироваться и собраться в критических ситуациях, способного бороться до конца и не падать духом, чтобы не случилось.

 

5. Технологии преподавания и формы организации занятий

             Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению шахмат обширен. Формы учебной деятельности весьма разнообразны.

              На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины решение которых дают не только информацию о какой – либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки, кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

            Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.

   В программе прослеживается:

 - преемственность: происходит повторение тем основных разделов, тем самым осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;

- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий;

             Всё это помогает детям с пользой провести своё свободное время.

            Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут (1-я четверть), 45 минут – (2-4-я четверти) 1 раз в неделю, во 2-4 классах – 45 минут.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-45 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Организационно-педагогические условия

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности и Положением о внеурочной деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.

 

6. Учебно-тематический план  курса

 

Наименование разделов

3 класс

1.       

Шахматная доска

-

2.       

Шахматные фигуры

-

3.       

Начальная расстановка фигур

-

4.       

Ходы и взятие фигур

-

5.       

Цель шахматной партии

-

6.       

Игра всеми фигурами из начального положения

-

7.       

Повторение изученного материала

8.       

Краткая история шахмат

-

9.       

Шахматная нотация

-

10.   

Ценность шахматных фигур

-

11.   

Техника матования одинокого короля

-

12.   

Достижение мата без жертвы материала

-

13.   

Шахматная комбинация

-

14.   

Шахматные мероприятия

15.   

Основы дебюта

26ч

16.   

Основы миттельшпиля

-

17.   

Основы эндшпиля

-

Итого:

34ч

 

7. Контроль уровня обученности.

 В конце каждого года обучения проводится шахматный турнир.

 

3класс (34 часа;1 час в неделю)

 

Раздел № 1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. – 4ч.

Раздел № 2. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. – 26ч.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания:

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

 

Раздел № 3. ПОВТОРЕНИЕ. ШАХМАТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. – 4ч.

Для учеников следует организовывать представления кукольного, теневого театров, самодеятельные концерты шахматной тематики, прослушивание шахматных сказок, интермедий, стихотворений, рассказов. Полезно проводить сеансы одновременной игры, тематические сеансы одновременной игры, консультационные партии, шахматные вечера типа “Поле чудес” и “Что? Где? Когда?” 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование по общеинтеллектуальному направлению  «Шахматная азбука»

 в 3  классе на  34 часа (1 недельный час по учебному плану)

на 2019-2020 учебный год

 

№ урока

Название раздела,

тематика занятия

Дата проведения

 

Повторение изученного материала – 4ч.

 

1

Повторение изученного материала. Просмотр фильмов.

04.09

2

Игровая практика

11.09

3

Повторение изученного материала.

 18.09

4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

25.09

2. Основы дебюта 26 ч

5

Двух- и трехходовые партии.

02.10

6

Решение задания “Мат в 1 ход”

09.10

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

16.10

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

23.10

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

06.11

10

Решение заданий.

13.11

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

20.11

12

Решение заданий. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

27.11

13

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

04.12

14

Решение заданий. Наказание “повторюшек”.

11.12

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

18.12

16

Решение задания “Выведи фигуру”..

25.12

17

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

3ч.

15.01

18

Решение заданий. “Пешкоедство”.

22.01

19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

29.01

20

Решение заданий. Борьба за центр. Гамбит Эванса.

05.02

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

12.02

22

Решение заданий. Безопасное положение короля. Рокировка.

19.02

23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

26.02

24

Решение заданий. Гармоничное пешечное расположение.

04.03

25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

18.03

26

Решение заданий. Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

01.04

27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

 

08.04

28

Решение заданий. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты

15.04

29

Типичные комбинации в дебюте.

22.04

30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

29.04

Шахматные мероприятия – 4ч.

31

Шахматная сказка.

06.05

32

Викторина по шахматам.

13.05

33

Шахматный турнир.

20.05

34

Шахматный турнир – финал.

27.05

Список литературы

Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре

1.      Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.

2.      Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.

3.      Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

4.      Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.

5.      Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

6.      Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

7.      Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

8.      Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

9.      Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

10.  Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.

11.  Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

12.  Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

13.  Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

14.  Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

15.  Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

16.  Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

17.  Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

18.  Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

19.  Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.

Дидактические шахматные сказки

1.      Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

2.      Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

3.      Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.

4.      Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

5.      Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2019г. № 01

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ОВВВР  _________________ Т.М.Климова

29.08. 2019г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1

           

 

 



 

УТВЕРЖДЕНО Приказом №59от «20 » августа2019 г

УТВЕРЖДЕНО Приказом №59от «20 » августа2019 г

Пояснительная записка 1.Нормативные документы

Пояснительная записка 1.Нормативные документы

Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «

Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «

Общая характеристика курса Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора

Общая характеристика курса Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила

Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут (1-я четверть), 45 минут – (2-4-я четверти) 1 раз в неделю, во 2-4 классах – 45 минут

Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут (1-я четверть), 45 минут – (2-4-я четверти) 1 раз в неделю, во 2-4 классах – 45 минут

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя

Игровая практика 11.09 3

Игровая практика 11.09 3

Типичные комбинации в дебюте. 22

Типичные комбинации в дебюте. 22

СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28

СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020