Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Я -исследователь
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Я -исследователь

Оценка 4.8
docx
30.11.2022
Рабочая программа  внеурочной деятельности по  общеинтеллектуальному направлению Я -исследователь
Рабочая программа _Я исследователь_ (1-4).docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ребольская средняя общеобразовательная школа

 

 

«Согласована» на заседании

методического объединения

классных руководителей

«29»  августа 2019г

Руководитель

методического объединения учителей начальных классов

______________ И.В. Городецкая

 

«Принята»

на педагогическом совете

протокол №1   

«30»  августа 2019г                                                                                       

«Утверждаю»

Приказ№198 от«31»  августа 2019г

Директор МКОУ Ребольская СОШ

_________________Т.Н.Тойвонен

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности 

«Я – иссследователь»

основной  общеобразовательной программы  начального общего образования

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Городецкая И.В., учитель начальных классов

 

2019г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» предназначена для обучающихся начального общего образования (1-4 классы).. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом авторской  «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 192 с.), с использованием методического пособия Р.И.Сизовой «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.)

Для реализации программного содержания используется УМК:

1.    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –3-е изд., пераб. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 . – 192 с.

2.    Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.

3.    Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.

4.    Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56 с.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 от 28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников»;

-  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, рег. №19993;

-  письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

 - письмом Департамента образования ЯНАО от 14.05.2012 № 801-15-01-2431 по организации внеурочной деятельности обучающихся;

 -   приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. № 376 -од «Об утверждении Положения о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №8»;

- Образовательной программой МБОУ СОШ № 8.

 

 

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Цель курса:

-трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

- развивать познавательные способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Ключевой идеей курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

    Изучение практики использования в образовательных целях мето­дов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает неко­торой односторонностью. Большинство современных образова­тельных технологий исследовательского обучения учащихся предпо­лагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. 

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность   требует особой системы под­держки и контроля качества. Она предполагает разработку содержа­ния, форм организации и методов оценки результатов.

Программа учебно-исследовательской деятельнос­ти учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобрете­нию учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение уча­щимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация меро­приятий, необходимых для управления процессом решения задач ис­следовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты ис­следовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками ис­следовательского поиска:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

           Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в от­носительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвер­тях первого класса,  возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика».

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоя­тельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта под­программа выступает в качестве основной,  центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоя­тельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

 Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суж­дения.

Содержание программы данного курса опирается на такие предметы как риторика, информатика и ИКТ, окружающий мир, технология

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Современное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями.  Их смена  - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений.  Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Таким образом, практическая сторона программы начального общего образования по курсу «Я – исследователь» связана с  формированием компетентностных способов деятельности, духовная  - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.

Новизна. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

  Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

- участвовать в работе конференций, чтений.

- участвовать в работе конференций, чтений.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

- тренинг исследовательских способностей;

- самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО, деятельностный метод обучения.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ  в форме защиты проектов на школьной конференции проектно-исследовательских работ.

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 33 часа (1 класс), 34 часа в год (2-4 классы). Изучение курса ведется в виде систематических внеурочных заня­тий с использованием современных технических средств обучения, на­глядных пособий.

Программой предусмотрено проведение:

1 класс: выставка творческих работ

2 класс: презентация проекта

3 класс: презентация проекта

4 класс: презентация проекта

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские  модели

- Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы и виды контроля

Первоклассники принимают  участие   в качестве зрителей в конкурсных защитах исследова­тельских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

  1. Текущий: индивидуальная работа, ответы на вопросы, тренинги, игры-исследования, практические занятия.
  2. Итоговый: выступление  на мини-конференции, защита проектов.

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 1-4  классах

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

- предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

- предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

- предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

 

Содержание занятий в 1 классе

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку).  – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.- 1ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28. Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 31-32. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

Содержание занятий во 2 классе

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17.Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

 Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19.  Коллекционирование  - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных  - 2 ч.

 Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема 32.  Подготовка к защите  - 1 ч.

 Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема 33. Индивидуальные консультации  - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема 34.  Подведение итогов работы  - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Содержание занятий в 3 классе

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть  проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Содержание занятий в 4 классе

Тема 1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема 2-3.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16.  Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18.  Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22.  Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24.   Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27.  Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

 Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33.   Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

 

Тематическое планирование  1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

1

2-3

Как задавать вопросы?

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

2

6

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

1

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

28-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

3

31-32

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого:  33 часа

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

10-13

Организация исследования (практическое занятие.)

4

14-17

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

4

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

 Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

25-27

Сбор материала для исследования.

3

28-29

Обобщение полученных данных.

2

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Итого:  34 часа

 

Тематическое планирование 3 класс (34 часа)

№п/п

 

Тема

Кол-во часов

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

1

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5-6

Какими могут быть  проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

9-10

Планирование работы.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

16-17

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

18-20

Анализ прочитанной литературы.

3

21-22

Исследование объектов.

2

23-24

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

25-26

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

27

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

28-30

Оформление работы.

3

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

33

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого: 34 часа

 

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

2-3

Культура мышления.

2

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

10-11

Предмет и объект исследования.

2

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2

15-16

Наблюдение и экспериментирование.

2

17-18

Техника экспериментирования

2

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2

21-22

Правильное мышление и логика.

2

23-24

Что такое парадоксы

2

25-27

Обработка и анализ всех полученных данных.

3

28-30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

32

Защита исследования перед одноклассниками.

1

33

Выступление на школьной НПК.

1

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого: 34 часа

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1) Наличие кабинета с хорошим освещением.

2) Столов и стульев по количеству детей, размерами по возрасту.

3) Стенды для оформления детских работ.

4) Доска.

5) Инструменты и материалы для работы.

6) Музыкальный фонд (классика).

6) Проектор.

Список литературы:

1)Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2)Савенков А.И. Методическое пособие: «Методика исследовательского обучения младших школьников». - Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 г.

3)Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь». - Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010 г.

4)Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

5)Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

6)Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

7)Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.

8)Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56с


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАССА

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Всего часов

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

 (на уровне учебных действий)

1.

Тема1:

 

Дата

Тема урока,

тип урока

Всего часов

Элемент содержания

Требования к (предметным и метапредметным результатам)

Контрольно-оценочная деятельность

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

вид

форма

1.1

 

Проект? Проект!

Наблюдения  и  эксперименты.                                                                 

1

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

 

принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение,  вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

 

 

текущий

 

1.2

 

 Методы исследования.

1

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

 

текущий

 

1.3

 

Наблюдения и эксперимент.

1

текущий

пр

1.4

 

Наблюдение и наблюдательность.

1

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

 

текущий

пр

1.5

 

Совершенствование эксперимента.

1

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

текущий

пр

1.6

 

Моделирование, исследование.

1

текущий

пр

1.7

 

Правильное мышление и логика.

1

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

текущий

пр

1.8

 

Формулирование цели, задач. исследования, гипотез.

1

текущий

пр

1.9

 

Формулирование задач исследования.

 

1

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

 

текущий

игра

1.10

 

Планирование работы.

1

текущий

игра

1.11

 

Планирование работы.

1

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

 

текущий

Экспер.

1.12

 

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1

текущий

Экспер.

1.13

 

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1

текущий

Экспер.

1.14

 

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

текущий

тр

1.15

 

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

текущий

тр

1.16

 

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

 

текущий

 

1.17

 

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

текущий

 

1.18

 

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

текущий

 

1.19

 

Анализ прочитанной литературы.

1

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

 

текущий

пр

1.20

 

Анализ прочитанной литературы.

1

текущий

пр

1.21

 

Анализ прочитанной литературы.

1

текущий

пр

1.22

 

Исследование объектов.

1

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

текущий

пр

1.23

 

Исследование объектов.

1

текущий

пр

1.24

 

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

 

текущий

Экспер.

1.25

 

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

текущий

Экспер.

1.26

 

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание  направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

 

текущий

 

1.27

 

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

текущий

 

1.28

 

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

1

Составление плана работы. Требования к сообщению.

 

текущий

пр

1.29

 

Оформление работы.

1

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

 

текущий

тр

1.30

 

Оформление работы.

1

текущий

тр

1.31

 

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

текущий

Тр

1.32

 

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

текущий

тр

1.33

 

Мини конференция по итогам собственных исследований.

 

1

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

итоговый

Защита проек-

тов

1.34

 

Анализ исследовательской деятельности.

1

Анализ своей проектной деятельности.

текущий

Р/К

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

Форма контроля:

ПР – практическая работа

ТР – творческая работа

Р/К – рефлексивный контроль

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» предназначена для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» предназначена для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения…

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения…

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобрете­ нию учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобрете­ нию учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска

В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности

В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Развивать умение правильно задавать вопросы

Развивать умение правильно задавать вопросы

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Выступления учащихся о своих коллекциях

Выступления учащихся о своих коллекциях

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально

Выполнение рисунков, поделок и т

Выполнение рисунков, поделок и т

Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч

Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 1 5-6

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 1 5-6

Техника экспериментирования 2 19-20

Техника экспериментирования 2 19-20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3

Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения…

Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения…

Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов

Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов

Проект? Проект! Наблюдения и эксперименты

Проект? Проект! Наблюдения и эксперименты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022