УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 59 от «20 »августа 2019г.
Директор МОУ Рогачевской средней
общеобразовательной школы
________________М.А.Курачева
Рабочая программа
внеурочной деятельности учащихся 3 класса
«Сказка»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Швецова Лариса Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Рогачево
2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению
«Сказка» 3 класс
Пояснительная записка
1.Нормативные документы
Программа театрального кружка «Сказка» составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010), на основе авторской программы И.А.Генераловой «Театр» (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.).
2. Общая характеристика программы театрального кружка «Сказка»
Программа 3-го года знакомит воспитанников с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности учащихся «Сказка» обусловлена необходимостью воспитания творческой социально активной личности.
На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.
В основе реализации программы внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов «Сказка» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
3. Учебно-методический комплект
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Театр» (автор ИА. Генералова; М.: Баласс, 2012).
4. Цель и задачи театрального кружка «Сказка»
Цели:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
- формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
- привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
- ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
5. Ценностные ориентиры содержания обучения
Результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях работы кружка театра кукол по программе «Сказка». Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
6. Место развивающего курса в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного (художественно-эстетического) направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Авторская программа «Театр» для учащихся 3 классов представляет систему занятий в размере 34 часов (1 час в неделю). При составлении рабочей программы сохранены все разделы авторской программы,
Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год на курс «Сказка» в 3 классе выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год: в 3а классе – 34 часа.
7. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Сказка» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении третьего года учащиеся должны знать:
- театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
- самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
- создавать пластические импровизации на заданную тему;
сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
.
8. Технологии преподавания и формы организации занятий
Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.
Продолжительность занятий : 2-4 классы – по 45 минут 1 раз в неделю. Учебная группа может быть поделена на подгруппы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
9. Содержание программы
Учебно-тематический план 3 года обучения, 34 часа
«Волшебные краски чудесной страны».
«На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа»
№ п/п |
Содержание |
Теорет. часы |
Практ. часы |
Всего часов |
1 |
Создание спектакля |
3 |
2 |
5 |
2 |
Театральные профессии |
2 |
2 |
4 |
3 |
Как самому сделать макет декорации |
- |
2 |
2 |
4 |
Пластилиновый мир |
- |
2 |
2 |
5 |
Истории про театр |
6 |
1 |
7 |
6 |
Музыкальный театр |
2 |
1 |
3 |
7 |
Цирк - зрелищный вид искусства |
1 |
1 |
2 |
8 |
Театральное мастерство. Этюд |
- |
3 |
3 |
9 |
Музыкальное сопровождение |
1 |
- |
1 |
10 |
Звук и шумы |
- |
1 |
1 |
11 |
Зритель в театре |
- |
1 |
1 |
12 |
Урок-концерт |
- |
3 |
3 |
|
Итого |
15 |
19 |
34 |
Содержание занятий. 3 год обучения 34 часа
Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)
Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я - художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней.
Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч)
Бутафория - бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит - реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник.
Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.
Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч)
Декоратор - декорация. Эскиз декорации. Я - художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: составление композиции.
Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)
Тело - материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».
Раздел 5. Истории про театр (7 ч)
Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы.
Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)
Евтерпа - муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки - звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.
Раздел 7. Цирк — зрелищный вид искусства (2 ч)
Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк - это.» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.
Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)
Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр - единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».
Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)
Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.
Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)
Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.
Раздел 11. Зритель в театре (1 ч)
Зритель - обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».
Раздел 12. Урок-концерт (3 ч)
Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.
10. Контроль уровня обученности
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения творческих заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
11. Календарно - тематическое планирование занятий театрального кружка «Сказка» в 3 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)
№ п/п |
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|
||||
|
план |
факт |
|
|||||
3а |
|
3а |
|
|
||||
Раздел 1. Знакомство (2 ч)
|
|
|||||||
1 |
1 |
Что такое искусство. Театр как вид искусства |
03.09 |
1ч |
|
|
|
|
2 |
2 |
Игра. Игровой тренинг |
10.09 |
|
|
|
|
|
Раздел 2. Дорога в театр (4 ч) |
|
|||||||
3 |
1 |
Путешествие в театр |
17.09 |
|
|
|
|
|
4 |
2 |
Сборы в театр |
24.09 |
|
|
|
|
|
5 |
3 |
Упражнения «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов» |
01.10 |
|
|
|
|
|
6 |
4 |
Театр как здание. Театральные профессии |
08.10 |
|
|
|
|
|
Раздел 3. В театре (4 ч) |
|
|||||||
7 |
1 |
Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма |
15.10 |
|
|
|
|
|
8 |
2 |
«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский) |
22.10 |
|
|
|
|
|
9 |
3 |
Этика поведения в театре |
05.11 |
2ч |
|
|
|
|
10 |
4 |
Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис» |
12.11 |
|
|
|
|
|
Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч) |
|
|||||||
11 |
1 |
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная |
19.11 |
|
|
|
|
|
12 |
2 |
В мастерской костюмера и художника |
26.11 |
|
|
|
|
|
13 |
3 |
Мастерская актёра и режиссёра |
03.12 |
|
|
|
|
|
Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч) |
|
|||||||
14 |
1 |
Сочинение «Сказки про Дракона» |
10.12 |
|
|
|
|
|
15 |
2 |
Характеристика героев «Сказки про Дракона» |
17.12 |
|
|
|
|
|
Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч) |
|
|||||||
16 |
1 |
Знакомство с театром пантомимы |
24.12 |
|
|
|
|
|
17 |
2 |
Стихотворения Д. Хармса |
14.01 |
3ч |
|
|
|
|
18 |
3 |
Стихотворение С. Чёрного «Скрут» |
21.01 |
|
|
|
|
|
19 |
4 |
Средства образной выразительности. Сказка К. Чуковского «Цыпленок» |
28.01 |
|
|
|
|
|
20 |
5 |
Стихотворение А. Усачёва «Фантазёр». Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве |
04.02 |
|
|
|
|
|
21 |
6 |
«Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку» |
11.02 |
|
|
|
|
|
Раздел 7. Делаем декорации (2 ч) |
|
|||||||
22 |
1 |
Изготовление декорации к «Сказке про Дракона». «Замок» |
18.02 |
|
|
|
|
|
23 |
2 |
Изготовление декорации к «Сказке про Дракона». «Лес» |
25.02 |
|
|
|
|
|
Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)
|
|
Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч) |
||||||
24 |
1 |
Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической столовой...» |
03.03 |
|
|
|
|
|
25 |
2 |
Театральные маски |
10.03 |
|
|
|
|
|
26 |
3 |
Изготовление маски Дракона и Льва |
17.03 |
|
|
|
|
|
Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч) |
|
|||||||
27 |
1 |
Бутафорская мастерская в театре |
31.03 |
4ч |
|
|
|
|
28 |
2 |
Изготовление пальчиковых кукол |
07.04 |
|
|
|
|
|
29 |
3 |
Разыгрывание «Сказки про Дракона» |
14.04 |
|
|
|
|
|
Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч) |
|
|||||||
30 |
1 |
Афиша. Изготовление афиши |
21.04 |
|
|
|
|
|
31 |
2 |
Театральная программка |
28.04 |
|
|
|
|
|
Раздел 11. Урок-концерт (3 ч) |
|
|||||||
32 |
1 |
Репетиция «Сказки про Дракона». |
12.05 |
|
|
|
|
|
33 |
2 |
Репетиция «Сказки про Дракона». Подготовка к уроку- концерту |
19.05 |
|
|
|
|
|
34 |
3 |
Открытый урок-концерт |
26.05 |
|
|
|
|
|
Итого: |
34ч |
|
|
|
|
12. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
№ |
Название пособия, автор, год издания |
Вид пособия |
Для учителя |
||
1 |
И.А.Генералова «Театр» (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.). |
Пособие для учителя |
2 |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
Технические средства обучения |
||
1 |
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор |
|
2 |
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера) |
|
3 |
Мультимедийный проектор |
|
Учебные пособия |
||
1 |
Театральная ширма |
|
2 |
Набор перчаточных кукл |
|
3 |
Наборы для ручного труда |
|
4 |
Наборы для шитья |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2019г. № 01
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ОВВВР _________________ Т.М.Климова
29.08. 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.