Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом директора школы
школьного педагогического совета _______________ Л.В.Гришина
методического объединения протокол №2 от 30.08.2017
______________Е.В.Марышева Приказ от 30.08.2017 №318
Протокол №1 от 28.08 2017
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Ритмика»
для 4 класса
на 2017 – 2018 учебный год.
Количество часов - 34.
Учитель: Прокопенко Н. Н.
Программа разработана на основе Примерной программы под редакцией В.Г.Шершнева «Ритмика и танец», в соответствии с требованием ФГОС.
П. Красноармейский
2017 год
1.Пояснительная записка.
Цель данной рабочей программы формирование физически, психически и духовно гармоничной личности посредством хореографической деятельности.
Задачи:
- общая физическая подготовка;
- развитие хореографических данных ( пластичности, гибкости , апломба, болона, шага, ритмичности, музыкальности и других);
- творческое развитие личности ребёнка (артистичность, эмоциональная выразительность, творческая раскрепощённость);
- воспитание положительных качеств личности: трудолюбия, отзывчивости, ответственности, общительности, силы воли, коллективизма, взаимовыручки, терпеливости;
- приобщение школьников к общемировой и российской хореографической культуре, искусству и традициям.
Организация внеурочной деятельности в МБОУ Красноармейской СОШ опирается на следующие нормативные документы:
-Федеральный Закон «Об образовании в РФ».(принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 года № 246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.11 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373»,
- письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»,
от 12.05.2011года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
- санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.№2821-10), зарегистрированный в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682)
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №668 от 20.07.2012 « Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»
- Приказ МБОУ Красноармейской СОШ № ____ от 18.08.2017 года «Об утверждении положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ Красноармейской СОШ».
2.Общая характеристика учебного предмета.
Концепция предмета ритмики предлагает новый вектор развития хореографической культуры школьников, направленный на интенсификацию мышления школьников и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой и танцем в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Это выражается: - в логике тематического построения курса, реализующей путь развития хореографического восприятия школьников от отдельных хореографических образов к целостным произведениям крупных жанров и форм; - в реализации жанрового подхода к отбору хореографического материала, освоению содержания хореографических произведений, изучению особенностей хореографического языка;
- в разнообразии ракурсов постижения хореографических образов, в том числе через призму произведений композиторского творчества; - в построении творческого диалога с ребёнком; - в методическом подходе к освоению танцев.
Процесс введения учащихся в мир хореографии строится на основе следующих методических принципов:- адекватность постижения каждого хореографического произведения; - освоение хореографического языка; - целостность изучения хореографических произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в развитии ребёнка; - взаимодействие различных каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком хореографических произведений.
Погружение ребёнка в хореографическое произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами, уроки осмысления развивающих этапов, обобщение пройденного. Это позволяет тщательно изучить хореографический материал, возвращаться к нему с новых позиций, углубляться в изученный материал. При этом каждый новый танец осваивается в сравнении с ранее пройденным и «готовит почву» для усвоения последующих, что способствует формированию целостности хореографической культуры ребёнка.
Социальную значимость ритмических занятий усиливает публичное исполнение детьми танцев. Конкурсы бального танца и хореографические конкурсы , фестивали, праздники – это и праздник танца, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения танцев для других в полной мере выявляются их коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством хореографии. Качество знания и понимания учащимися хореографии, уровень их исполнительской культуры и мастерства создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными хореографами – носителями хореографических традиций. Всё это усиливает эмоционально - художественное воздействие танца на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к хореографии, коллективное и индивидуальное творчество.
3.Место предмета «Ритмика» в учебном плане.
Программа «Ритмика» составлена в соответствии с объёмом учебного времени, отведённым на изучение данного предмета в учебном плане МБОУ КСОШ на 2017-2018 учебный год. Программа рассчитана на 1 год обучения в 4 классе, 1 часа в неделю, 34 часа в год, в соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ Красноармейской СОШ на 2017 – 2018 учебный год.
Урок ритмики поддерживается разными формами внеурочной деятельности школьников : вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (хореографическими ансамблями, студиями) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребёнка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной хореографической деятельности учащихся: «Хореографическая студия» ( ансамблевое и сольное исполнение танцев), создающее условия для овладения школьниками культурой и техникой хореографического исполнительства в различных формах творческой деятельности; «Фольклорное творчество», раскрывающее обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях народа в синтезе музыкальной, поэтической, хореографической деятельности детей; «Театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путём приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности. Большое значение в организации хореографического образования младших школьников имеют конкурсы, фестивали, праздники, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьник
4.Ценностные ориентиры содержания предмета ритмики.
Российская хореографическая культура – одна из самых ярких страниц мирового искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной хореографии обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания – гордости за непреходящие ценности России.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к танцу в процессе освоения содержаний танцевальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей. 2. Формирование ритмически – слухового опыта школьников, как сферы невербального общения , значимой для воспитания воображения, интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. 3. Развитие у школьников гибкого образного мышления, позволяющего им адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений. 4.Изучение хореографии позволяет учащимся войти в мир музыкального и хореографического искусства, развить хореографическую память, воспитать художественный вкус. 5.Воспитание потребности школьников в хореографическом творчестве, как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации танцевальных произведений. 6.Формирование у учащихся умения решать творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование хореографической деятельности, способствующей развитию личностных , познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ритмика.
Личностные результаты:
*формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной хореографической культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их танцевальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов хореографических образов и их взаимодействия;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающимся мире путём ориентации в многообразии хореографической действительности и участия в культурной жизни класса, школы, посёлка;
*развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой, хореографией и жизнью, освоения способов отражения жизни в хореографии и различных форм воздействия хореографии на человека;
*формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой хореографической классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах хореографической исполнительской деятельности;
*формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях при выполнении заданий в процессе индивидуальной, групповой и коллективной хореографической деятельности;
*формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представлений о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям культуры;
*формирование мотивации к хореографическому творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели, успешности хореографической деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научаться: 1)логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установление аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; 2)применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; 3)обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности; 4) понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах, адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; 5)осуществлять синтез хореографического произведения как составление целого из частей, выявлять основание его целостности; 6)пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность: 1)научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с музыкальным сопровождением; 2)удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научаться: 1)принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; 2)договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 3)выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями; 4)мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовки к нему.
Учащиеся получат возможность научиться: 1)ставить учебные цели, формировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектах; 2)действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научаться: 1)понимать сходство и различия разговорного и хореографического языка; 2)слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 3)использовать речевые и пластические средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 4) опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторского смысла и оценок, прогнозирования хода развития событий; 5)приобрести опыт общения со зрителями в условиях публичного предъявления результата творческой исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание функций хореографической речи; создавать хореографические произведения и публично исполнять их сольно или при поддержки одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы: 1)первоначальные представления о роли хореографии в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии, о ценности хореографических традиций народа; 2)основы хореографической культуры, художественный вкус, интерес к хореографическому искусству и деятельности; 3) представление о национальном своеобразии хореографии в неразрывном единстве народного и профессионального творчества.
Учащиеся научатся: 1) активно творчески воспринимать танец различных форм, жанров, стилей; 2) слышать танцевальную музыку как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей различных направлений хореографии; 3)ориентироваться в различных жанрах хореографического творчества; 4) наблюдать за процессом хореографического развития на основе сходства и различия тем, образов, интонаций, их изменения; 5)воплощать художественно-образное содержание танца, выражать своё отношение к нему в движении, игре, мимике.
Учащиеся получат возможность научиться: 1)ориентироваться в хореографическом тексте и терминологии при исполнении движений и танцев; 2)творческой самореализации в процессе осуществления собственных замыслов в различных видах творческой деятельности; 3)организовывать культурный досуг, самостоятельную творческую деятельность; 4)оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять публике результаты собственной хореографической деятельности, собирать видиоколлекции.
6.Содержание учебного предмета.
Для осуществления поставленных задач на каждом занятии предполагается реализация следующих направлений:
1.Игроритмика – развитие чувства ритма, двигательных способностей обучающихся.
2.Основы балетной гимнастики – способствует укреплению здоровья учащихся, коррекцию фигуры, развитию хореографических данных.
3.Музыкально – ритмические игры – развивают чувство ритма и музыкальность.
4.Танцы – формируют танцевальную культуру, расширяют кругозор. В данной рабочей программе за основу взято изучение спортивных бальных латиноамериканских и европейских танцев: ча-ча-ча, джайв, венский и медленный вальсы, летка-енка, фокстрот, самба. А также изучаются известные народные танцы: греческий «Сиртаки», русский хоровод; детские эстрадные танцы.
5.Слушание танцевальной музыки – способствует развитию музыкальности, ритмичности, развивает умение распознать характер и ритмический рисунок мелодии и двигаться в соответствии с музыкой.
6.Теория хореографии – получение теоретических сведений о тенденциях развития хореографического искусства, известных деятелях и исполнителях, по истории и теории хореографии. Знакомство с основными терминами и понятиями в хореографии.
7.Календарно – тематическое планирование.
4 «а» класс.
№ п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата |
ИсполИКТ |
Примечание |
||||||
I полугодие I четверть
|
|||||||||||
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Техника безопасности. Разминка и поклон.
Основы балетной гимнастики.
Правильное здоровое питание. Продукты питания, дающие энергию. Правильное питание, как основа здорового образа жизни.
Детский современный танец «Помогатор».
Движение – это жизнь. Беседа о важности физической нагрузки для здоровья человека.
Венский вальс. Движения и связки. Постановка корпуса.
Народный греческий танец сиртаки круговой композиции.
Хлопки. Игра «Передай колокольчик» |
1
1
1
1
1
1
1
1
|
6.09.17
13.09.17
20.09.17
27.09.17
4.10.17
11.10.17
18.10.17
25.10.17 |
+
+
+
+
+
+
+
+
|
|
||||||
I полугодие II четверть
|
|||||||||||
9
10
11
12
13
14
15
16 |
Разминка для различных групп мышц стоя. Танец «Волна»
Построения и перестроения.
Движение по кругу различными ходами.
Детский танец «Кабы не было зимы».
Считалочки: «Правая и левая», «Любопытная Варвара».
Танец – игра «Хаги – зумба».
Музыкальные размеры 2/4, 4/4 и 3/4.
Детский танец «Раз, два, три – на носочки». |
1
1
1
1
1
1
1
1
|
8.11.17
15.11.17
22.11.17
29.11.17
6.12.17
13.12.17
20.12.17
27.12.17 |
+
+
+
+
+
+
+
+ |
|
||||||
II полугодие III четверть
|
|||||||||||
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
|
Танец круговой композиции «Оркестр».
Игра «Зеркало».
Эстрадный детский танец «Пружинка».
Эстрадный танец «Пауки».
Игра «Лесенка».
Современная композиция «Уборка».
«Солнышко-земелька», «мячики».
Игра «Мороженое».
Русский фигурный народный хоровод. Своеобразие русских танцев, характер и манера, музыкальное сопровождение. Основной шаг.
Основы балетной гимнастики.
Ритмический рисунок различных музыкальных произведений.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
10.01.18
17.01.18
24.01.18
31.01.18
7.02.18
14.02.18
21.02.18
28.02.18
7.03.18
14.03.18
21.03.18
|
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
|
|
||||||
II полугодие IV четверть |
|||||||||||
28
29
30
31
32
33
34
|
Дощечка», «пистолетик».
Игра «Ласточки – вороны».
Игра «Пчёлы».
Игра «Раз, два – не ленись».
Прыжки на месте. Плие и релеве.
Детский танец «Буги – вуги окей».
Детский танец «Я – ракета». Повторение и закрепление изученного материала. |
1
1
1
1
1
1
1
|
4.04.18
11.04.18
18.04.18
25.04.18
2.05.18
16.05.18
23.05.18
|
+
+
+
+
+
+
+
|
|
||||||
7.Календарно – тематическое планирование.
4 «б» класс.
№ п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата |
Использование ИКТ |
Примечание |
I полугодие I четверть
|
|||||
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Техника безопасности. Разминка и поклон.
Основы балетной гимнастики.
Правильное здоровое питание. Продукты питания, дающие энергию. Правильное питание, как основа здорового образа жизни.
Детский современный танец «Помогатор».
Движение – это жизнь. Беседа о важности физической нагрузки для здоровья человека.
Венский вальс. Движения и связки. Постановка корпуса.
Народный греческий танец сиртаки круговой композиции.
Хлопки. Игра «Передай колокольчик» |
1
1
1
1
1
1
1
1
|
6.09.17
13.09.17
20.09.17
27.09.17
4.10.17
11.10.17
18.10.17
25.10.17 |
+
+
+
+
+
+
+
+
|
|
I полугодие II четверть
|
|||||
9
10
11
12
13
14
15
16 |
Разминка для различных групп мышц стоя. Танец «Волна»
Построения и перестроения.
Движение по кругу различными ходами.
Детский танец «Кабы не было зимы».
Считалочки: «Правая и левая», «Любопытная Варвара».
Танец – игра «Хаги – зумба».
Музыкальные размеры 2/4, 4/4 и 3/4.
Детский танец «Раз, два, три – на носочки». |
1
1
1
1
1
1
1
1
|
8.11.17
15.11.17
22.11.17
29.11.17
6.12.17
13.12.17
20.12.17
27.12.17 |
+
+
+
+
+
+
+
+ |
|
II полугодие III четверть
|
|||||
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
|
Танец круговой композиции «Оркестр».
Игра «Зеркало».
Эстрадный детский танец «Пружинка».
Эстрадный танец «Пауки».
Игра «Лесенка».
Современная композиция «Уборка».
«Солнышко-земелька», «мячики».
Игра «Мороженое».
Русский фигурный народный хоровод. Своеобразие русских танцев, характер и манера, музыкальное сопровождение. Основной шаг.
Основы балетной гимнастики.
Ритмический рисунок различных музыкальных произведений.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
10.01.18
17.01.18
24.01.18
31.01.18
7.02.18
14.02.18
21.02.18
28.02.18
7.03.18
14.03.18
21.03.18
|
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
|
|
II полугодие IV четверть |
|||||
28
29
30
31
32
33
34
|
Дощечка», «пистолетик».
Игра «Ласточки – вороны».
Игра «Пчёлы».
Игра «Раз, два – не ленись».
Прыжки на месте. Плие и релеве.
Детский танец «Буги – вуги окей».
Детский танец «Я – ракета». Повторение и закрепление изученного материала. |
1
1
1
1
1
1
1
|
4.04.18
11.04.18
18.04.18
25.04.18
2.05.18
16.05.18
23.05.18
|
+
+
+
+
+
+
+
|
|
8.Список литературы.
1.Барышникова Т. Азбука хореографии.(Внимание: дети). – М.:Ральф,2000.
2.Базарова Н. , Мей В. Азбука классического танца. – Л .;Искусство,1983.
3.Бекина С.и др. Музыка и движение. – М.;Просвещение,1984.
4.Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.; Высшая шкала изящных искусств.
5.Тимофеева Н. Мир балета. – М.;Терра,1993.
6.Эльяш Н. Образы танца. – М.;Знание,1970.
7.Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие. – М.;ПОЮБЛ Монастырская М.В.,2003.
8.Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь;Росток,2005.
9.Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь;Росток,2005.
10. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь;Росток,2005.
11. Пинаева Е. Новые детские диско- танцы. Учебно-методическое пособие. – Пермь;Росток,2005.
12.Пинаева Е.Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь;Росток,2005.
13.Ваганова А.Я.Основы классического танца. – Л.;Искусство,1980.
14.Бахрушин Ю.А.История русского балета. – М.;Просвещение,1973.
14.Балет:Энциклопедия. – М.; Советская энциклопедия,1981.
15.Блок А.Д.Классический танец. – М.;Искусство,1981
16.Костравицкая В.100 уроков классического танца. – Л.;Искусство,1972.
17.Костровицкая В., Писарев А.Школа классического танца. – Л.;Искусство,1976.
18.Тарасов Н.Классический танец. – М.;Искусство,1981.
19.Конорова Е.В. Роль танца в эстетическом воспитании школьников. – М.;1963.
20.Журнал «Балет».
21.Жданов Л.Школа большого театра. – М.;Планета,1984.
22.Бочаров А., Лопухов А. , Ширяев Л. Основы характерного танца. – М.- Л.;Искусство,1939.
23.Зацепина К., Климов., Рихтер К., Толстая Н. и др.Народно-сценический танец. – М.:Искусство,1976.
24.Надеждина Н. Русские танцы. – М.;Госкультпросветиздат,1951.
25.Ткаченко Т. Народный танец. – М.:Искусство,1967.
26.Устинова Т. Русские народные танцы. – М.;Искусство,1976.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.