УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 59 от «20» августа 2019г.
Директор МОУ Рогачевской средней
общеобразовательной школы
________________М.А.Курачева
Рабочая программа
внеурочной деятельности учащихся 3 класса
«Здоровей-ка»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Швецова Лариса Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Рогачево
2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровей-ка» 3 класс
Пояснительная записка
1.Нормативные документы
Рабочая программа клубного часа «Здоровей-ка» составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010), с использованием методического пособия Безруких М.М., Макеевой А.Г., Филипповой Т.А. «Две недели в лагере здоровья» (Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с.).
2. Общая характеристика программы «Здоровей-ка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Программа состоит из 7 разделов:
Ø «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
Ø «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
Ø «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
Ø «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
Ø «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
Ø «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
Ø «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей:
□ 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
□ 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
□ 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
□ 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
3. Учебно-методический комплект
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
ü для учителя - Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с.
ü для учеников - Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья / Рабочая тетрадь.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014г.
Данный учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является её содержательным продолжением.
4. Цель и задачи программы «Здоровей-ка»
Цель программы: формирование основ культуры здорового образа жизни.
Задачи:
Ø расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
Ø формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
Ø пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Ø просвещение родителей в вопросах организации правильного питания и здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.
5. Ценностные ориентиры содержания обучения
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности курса «Здоровей-ка» третьего года обучения ориентированы на второй уровень результатов.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным её проявлениям.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
6. Место развивающего курса в учебном плане
Клубный час «Здоровей-ка» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Авторская программа, включенная в данный курс, представляет систему занятий для учащихся 3-4 классов в размере 15 часов и может быть реализован как за один учебный год, так и за два года (3 класс – 7 часов, 4 класс – 8 часов).
Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год на курс «Здоровей-ка» в 3 классе выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год: в 3а классе – 34часа.
7. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Ø Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Ø Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий на уроке.
Ø Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ø Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Ø Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Ø Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и понимать речь других.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Ø Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Использование комплекта «Две недели в лагере здоровья» в рамках программы «Здоровей-ка» направлено на достижение следующих результатов:
Ø полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Ø дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
Ø дети смогут планировать свой режим дня, учитывая важность физической активности, соблюдения гигиенических правил и норм.
8. Технологии преподавания и формы организации занятий
Содержание программы, а также формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное усвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка — самостоятельную или в коллективе.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника, представленных в Таблице 1.
Таблица №1 .
формы проведения занятия и виды деятельности |
тематика |
игры |
«Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим!»,“Я б в спасатели пошел”,«Остров здоровья», «Состояние экологии и её влияние на организм человека» |
беседы |
«Полезные и вредные продукты», «Гигиена правильной осанки», «Доброречие», «Мой внешний вид – залог здоровья», «Как питались в стародавние времена», «Мода и школьные будни», «Как защититься от простуды и гриппа» |
тесты и анкетирование |
Чему мы научились за год, «Правильно ли вы питаетесь?», «Что мы знаем о здоровье», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Мои отношения к одноклассникам» |
круглые столы |
«Как сохранять и укреплять свое здоровье», «Мир моих увлечений» |
школьные конференции |
«В мире интересного» |
просмотр тематических видеофильмов |
«Как сохранить и укрепить зрение»,«Быстрое развитие памяти», «Человек», «Мышление и мы», «Клещевой энцефалит»,«Вредные и полезные растения» |
экскурсии |
«Сезонные изменения и как их принимает человек», «Природа – источник здоровья», «У природы нет плохой погоды» |
дни здоровья, спортивные мероприятия |
«Дальше, быстрее, выше», «Хочу остаться здоровым», «За здоровый образ жизни» |
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок |
«В здоровом теле здоровый дух», «Моё настроение» Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка», «Продукты для здоровья», «Мы за здоровый образ жизни» «Нет курению!» Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» |
решение ситуационных задач |
Культура питания. Этикет.Лесная аптека на службе человека Вредные привычки |
театрализованные представления, кукольный театр |
Кукольный театр. Стихотворение «Ручеёк» Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» Спектакль С. Преображенский «Капризка» Спектакль «Спеши делать добро» |
участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании» |
«Разговор о правильном питании», «Вкусные и полезные вкусности», «Хлеб всему голова», «Что даёт нам море» |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
9. Содержание программы
Учебно-тематический план 3 года обучения
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
№ |
Наименование разделов |
Количество часов в 3а классе |
1. |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
2. |
Питание и здоровье |
5 |
3. |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
4. |
Я в школе и дома |
6 |
5. |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
6. |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
7. |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
Итого: |
34 |
Содержание программы
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе» (4ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках ( 7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов ( 4 ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (4 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 4ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Итоговая диагностика.
10. Контроль уровня обученности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
11. Календарно - тематическое планирование занятий курса «Здоровей-ка»
в 3 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)
на 2019-2020 учебный год
№ п/п |
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|||||
план |
факт |
|||||||
3а |
|
3а |
|
|||||
Введение «Вот мы и в школе» 4ч |
||||||||
1 |
1 |
Давайте познакомимся! |
06.09 |
1ч |
|
|
||
2 |
2 |
Личная гигиена |
13.09 |
|
|
|
||
3 |
3 |
В гостях у Мойдодыра |
20.09 |
|
|
|
||
4 |
4 |
Игра «Остров здоровья» |
27.09 |
|
|
|
||
Питание и здоровье 5ч |
||||||||
5 |
1 |
Из чего состоит наша пища |
04.10 |
|
|
|
||
6 |
2 |
Игра «Смак» |
11.10 |
|
|
|
||
7 |
3 |
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья |
18.10 |
|
|
|
||
8 |
4 |
Вредные микробы |
25.10 |
|
|
|
||
9 |
5 |
Что такое здоровая пища и как её приготовить |
15.11 |
2ч |
|
|
||
Моё здоровье в моих руках 7ч |
||||||||
10 |
1 |
Здоровье в порядке-спасибо зарядке |
22.11 |
|
|
|
||
11 |
2 |
Наш мозг и его волшебные действия |
29.11 |
|
|
|
||
12 |
3 |
Закаляйся, если хочешь быть здоров |
06.12 |
|
|
|
||
13 |
4 |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. |
13.12 |
|
|
|
||
14 |
5 |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом |
20.12 |
|
|
|
||
15 |
6 |
Экскурсия «Природа – источник здоровья» |
27.12 |
|
|
|
||
16 |
7 |
Игра «Моё здоровье в моих руках» |
10.01 |
3ч |
|
|
||
Я в школе и дома 6ч |
||||||||
17 |
1 |
Мой внешний вид –залог здоровья |
17.01 |
|
|
|
||
18 |
2 |
Добрые речи – душевное здоровье |
24.01 |
|
|
|
||
19 |
3 |
Спектакль С. Преображенский «Капризка» |
31.01 |
|
|
|
||
20 |
4 |
Бесценный дар- зрение |
07.02 |
|
|
|
||
21 |
5 |
Гигиена правильной осанки |
14.02 |
|
|
|
||
22 |
6 |
Игра «Спасатели, вперёд!» |
21.02 |
|
|
|
||
Чтоб забыть про докторов 4ч |
||||||||
23 |
1 |
Где и как готовят пищу |
28.02 |
|
|
|
||
24 |
2 |
Движение это жизнь |
06.03 |
|
|
|
||
25 |
3 |
Блюда из зерна |
13.03 |
|
|
|
||
26 |
4 |
Вкусные и полезные вкусности |
20.03 |
|
|
|
||
Я и моё ближайшее окружение 4ч |
||||||||
27 |
1 |
Мир моих увлечений |
03.04 |
4ч |
|
|
||
28 |
2 |
Вредные привычки и их профилактика |
10.04 |
|
|
|
||
29 |
3 |
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» |
17.04 |
|
|
|
||
30 |
4 |
В мире интересного. |
24.04 |
|
|
|
||
«Вот и стали мы на год взрослей» 4ч |
||||||||
31 |
1 |
Я и опасность. |
08.05 |
|
|
|
||
32 |
2 |
Лесная аптека на службе человека |
15.05 |
|
|
|
||
33 |
3 |
Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
22.05 |
|
|
|
||
34 |
4 |
Чему мы научились и чего достигли Защита проекта «Правила безопасности» |
29.05 |
|
|
|
||
Итого: |
34 ч |
|
|
|
||||
12. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
№ |
Название пособия, автор, год издания |
Вид пособия |
Для учителя |
||
1 |
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с. |
Методическое пособие (3-4 класс) |
2 |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
Для учащихся |
||
1 |
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья / Рабочая тетрадь.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014г. |
Рабочая тетрадь для учеников 3-4 классов. |
Технические средства обучения |
||
1 |
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор |
|
2 |
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера) |
|
Учебные пособия |
||
1 |
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, |
|
2 |
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; |
|
3 |
плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры» |
|
4 |
схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; |
Литература
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие для учителя. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 80 с.
7. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 74 с.
8. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
9. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
10. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
11. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2019г. № 01
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ОВВВР _________________ Т.М.Климова
29.08. 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.