Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
города Новоалтайска Алтайского края
Рабочая программа внеурочной деятельности
РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ
Предметная область
ГЕОГРАФИЯ
10-11 классы
2020-2021 учебный год
Составитель: Ведищева Ирина Евгеньевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
Новоалтайск 2020
2. Пояснительная записка
2.1. Основания для разработки рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для организации и проведения занятий по курсу внеурочной деятельности РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ в 10 и 11 классах общеобразовательных учреждений, в
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Нормативные документы
1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
3.Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Новоалтайска
4. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2020-2021учебный год.
Методические материалы
1. Примерная программа по учебным предметам. География. 5-9.М.: «Просвещение», 2011
2. Примерной рабочей программы по учебному курсу «Российское Порубежье: мы и наши соседи» для 10-11 классов, расположенной в сборнике РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 10-11 КЛАССЫ; Авторы: д-р геогр. наук В. Л. Бабурин, канд. геогр. наук А. И. Даньшин, канд. пед. наук Л. И. Елховская; Москва «Просвещение» 2017
Рабочая программа разработана сроком на один учебный год
УМК:
1. РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ. 10- 11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубл. уровни/ д-р геогр. наук В. Л. Бабурин, канд. геогр. наук А. И. Даньшин, канд. пед. наук Л. И.Елховская,- М.: Просвещение, 2019.-255с.
2. сборник РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 10-11 КЛАССЫ; Авторы: д-р геогр. наук В. Л. Бабурин, канд. геогр. наук А. И. Даньшин, канд. пед. наук Л. И.Елховская; Москва «Просвещение» 2017
2.2. Общее количество учебных часов на выполнение рабочей программы.
Сроки реализации программы один год (2020-2021 учебный год)
10 класс |
11 класс |
35 ч, 1 ч в неделю |
35 ч, 1 ч в неделю |
Всего: 10-11 КЛАСС -70 ч за два года обучения |
2.4. Обоснование выбора авторской программы
Настоящая программа для средней (полной) школы является логическим продолжением программы для основной школы и составляет вместе с другими предметами (историей, обществознанием, экологией и экономикой) непрерывный школьный курс естествознания и обществознания.
Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.
Цели и задачи изучения курса:
Цели и задачи образовательной деятельности ОУ, описанные в ООП ООО ОУ
Создание условий для обеспечения условий для развития всех участников образовательного процесса, обеспечение качества обученности учащихся, развитие фундаментальности и практической направленности образовательной программы школы, формирование системы непрерывного образования и индивидуального сопровождения, обеспечение освоения участниками УВП способов познавательной деятельности.
Цели и задачи преподавания предмета по ФГОС ООО совпадают с целями и задачами авторской программы:
Главной целью изучения курса является:
-формирование у учащихся целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, политической и экономической картине мира, размещении хозяйства и общества;
-формирование у учащихся целостного представления о пространственно-временном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира;
-о роли науки в их познании.
Важнейшими практическими задачами курса являются:
· оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов;
· оценка изменившегося геополитического положения России, взаимодействие с окружающими её странами;
· оценка уровня социально-экономического развития стран по показателям структуры экономики;
· оценка факторов размещения промышленности и сельского хозяйства;
· анализ статистики по внешней торговле в динамике (объёмы и товарная структура экспорта и импорта) по странам.
2.6.Обоснования в случае, если РП содержит отступления от авторской программы
Автор предлагает реализовать программу в 2-х вариантах: 1 вариант: в 10- 11 классах – 35 часов или
2 вариант: в 10- 11 классах – 70 часов
Я выбрала второй вариант.
2.7. Планируется провести:
В каждом классе вначале учебного года проводится входная проверочная работа
В конце учебного года проводиться итоговая проверочная работа
2.8. Формы, методы, средства текущего контроля при реализации рабочей программы
Виды ОР |
Формы контроля |
Вид контроля |
Методы и средства контроля |
Предметные |
Организационные формы: 1. индивидуальная, 2. групповая, 3. фронтальная, 4. комбинированная (уплотненная) форма, 5. взаимоконтроль, 6. самоконтроль |
Итоговый контроль
Текущий контроль
1. периодический контроль, 2. тематический контроль
|
Практическая работа, контрольная работа, тестовые задания, экзамен
Устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания |
Метапредметные |
индивидуальные, групповые, фронтальные формы, устный, письменный опрос; персонифицированный, неперсонифицированный |
Итоговый контроль
Текущий контроль |
наблюдение, проектирование, тестирование задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки |
2.9. Число практических работ, которые планируется провести
В 10 классе – 4 практические работы;
В 11 классе – 4 практические работы;
Перечень практических работ в 10 классе:
1. Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации.
2. Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; выявление специфики и экологических проблем каждой из них.
3. Практическая работа. Обозначение на контурной карте экономических связей региона с Россией и странами ЕС.
4. Практическая работа. Сравнение экономики стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме.
Перечень практических работ в 11 классе:
1. Практическая работа. Составление схемы специализации экономики северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа.
2. Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение особенностей сложившейся системы расселения.
3. Практическая работа. Обозначение на контурной карте и описание основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии
4. Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России с указанием основных направлений развития экономики этих территорий.
2.10. Ведущие формы и методы, технологии обучения
Рабочая программа ориентирована на широкое применение активных форм проведения занятий. В учебной деятельности учащихся используются нетрадиционные формы организации уроков, мультимедийные программы, различные источники географической информации. Для успешного освоения учебного материала и усиления практической направленности широко применяются элементы технологии деятельностного метода.
Обеспечивая личностный характер качества образовательного процесса, способствующий самореализации ребёнка в современном обществе необходимо применять следующие технологии:
Используется групповая работа как условие формирования коммуникативных действий
3. Раздел №3 составлен с учетом положения о составлении рабочей программы учебного заведения МБОУ СОШ №3
г. Новоалтайска
3.Содержание программы внеурочной деятельности
РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ
10-11 классы на 70 часов за два года обучения
10 (11) КЛАСС (35 ч, 1 ч в неделю), всего 10-11 КЛАСС (70 ч, 1 ч в неделю)
№ |
Наименование разделов |
Всего часов
|
Основное содержание урока |
Планируемы предметные УУД |
1 |
РАЗДЕЛ I. Россия в современном мире. Россия и геополитика |
7часов
|
Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи. Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые политические и экономические образования на пространствах СССР. Районирование приграничных территорий; различия природных и социально-экономических условий, динамика политических и социально-экономических процессов. Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка. Классификация стран-соседей по уровню экономического развития. Участие России и её соседей в региональных и глобальных экономических и политических объединениях. Россия и страны постсоветского пространства. Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации. |
Отбор необходимых источников информации: карт, статистики, материалов периодической печати и т. д., их сравнительная характеристика и выделение особенностей каждого из них. Чтение и анализ тематических карт и картосхем, статистических и графических материалов. Формулирование выводов. Оценка современного геополитического положения и связи стран региона с Россией. Оценка современной социально-экономической ситуации в странах. Чтение и анализ тематических карт и картосхем, статистических и графических материалов. Оценка современного геополитического положения и связи стран региона с Россией. Оценка современной социально-экономической ситуации в странах. Формулирование выводов. |
2 |
Раздел II. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕГИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ |
7часов |
История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Место региона в мире; место России в регионе. Норвегия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал: влияние тёплого течения, гидроэнергетический потенциал, месторождения Скандинавских гор и шельфов морей. Особенности населения и расселения. Страна - один из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа - основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Финляндия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, туризм). Транзитность положения. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Швеция - страна-сосед второго порядка: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально ориентированное хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; выявление специфики и экологических проблем каждой из них. |
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
3 |
Раздел III. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША |
9часов |
История освоения территории и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место региона в мире; место России в регионе. Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Белоруссия: краткие социально-экономические данные справочного характера. История формирования территории и государственности. Роль Белоруссии в экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи с Россией. Евразийский экономический союз. Национальные особенности и традиции населения. Эстония: краткие социально-экономические данные справочного характера. История и особенности освоения территории. Транзитность как фактор развития страны. Природно-ресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение основных национальностей. Хуторской характер расселения и хозяйства. Экономика и её развитие после вступления в ЕС. Национальный промышленный комплекс. Особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Латвия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Бедность ресурсов. Население и расселение: соотношение основных национальностей, положение русских, миграции на запад. Экономика и её развитие в рамках ЕС. Роль Риги в формировании отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Литва и Польша - страны, пограничные с Калининградской областью. Краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы формирования территории. Современное экономико-географическое положение. Значение Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы экономики стран после интеграции их в Европейский союз. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с Калининградской областью. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте экономических связей региона с Россией и странами ЕС.
|
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
4 |
Раздел IV. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ |
9часов |
Юго-Запад СНГ и Запад России. История формирования государственности славянских народов и молдаван; их взаимоотношения с Россией. Сходство и различие условий социально-экономического развития, место этих стран в мире, место России в регионе. Украина: социально-экономические данные справочного характера. Исторические особенности становления Украинского государства. Развитие Украины в составе Польши. Роль Украины в экономике и сельском хозяйстве СССР. Изменение экономико-географического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал: преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для сельского хозяйства после распада СССР. Население: различия в плотности и расселении. Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Современное экономическое и политическое положение Украины. Разрушение связей с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Молдавия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государства и его экономико-географическое положение. Современные проблемы существования единого государства. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Приднестровская Молдавская республика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государств и их экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Проблемы беженцев из Юго-Западной Азии. Экономика стран и их интеграция в ЕС. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Сравнение экономики стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме. |
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Формулирование выводов. Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
5 |
Раздел V. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН |
12 часов |
Северный Кавказ и Закавказье (Южный Кавказ); Кавказ, история взаимоотношений с Россией, история формирования государственности. Особенности природы. Сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Грузия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Исторические области Грузии. Проблемы современного сепаратизма. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Частично признанные республики: Абхазия, Южная Осетия. Армения: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение: исторические этапы формирования армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны. Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли экономики страны. Специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Азербайджан: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование экспортно- ориентированной экономики. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Нагорный Карабах. Иран, Турция: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государств и экономико-географическое положение. Сходство и различие в развитии экономики и своеобразие каждой из стран. Особенности экономики и природно-ресурсный потенциал. Развитие туристического потенциала. Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Составление схемы специализации экономики северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа. |
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
6 |
Раздел VI. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН) |
9 часов |
Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитное положение региона в связях восток-запад. Место России в регионе. Казахстан: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока. Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала. Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Экономика: развитие отраслей сырьевой ориентации. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Страны СНГ - соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории. Экономическое положение стран. Сходство и различие в природно-ресурсном потенциале, расселении населения, отраслях специализации экономики. Связи с Россией, пути углубления сотрудничества. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение особенностей сложившейся системы расселения |
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
7 |
Раздел VII. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ |
7 часов |
Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Участие в Шанхайской организации сотрудничества. Место России в регионе. Китай: краткие социально-экономические данные справочного характера. Особенности исторического развития и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира, национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития экономики страны. Политика: «одно государство, два строя». Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Монголия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная экономика страны. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Корея: краткие социально-экономические данные справочного характера. Два государства и их современные политические особенности. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства каждого из государств. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте и описание основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии |
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
8 |
Раздел VIII. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ |
6 часов |
«Заморские» страны - дальневосточное и северное направление. История взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе. Япония (Хоккайдо): краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. США (Аляска): краткие социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России с указанием основных направлений развития экономики этих территорий. |
Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Составление характеристики стран региона. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Определение масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Формулирование выводов. |
|
||||
|
Резерв |
4часа |
|
|
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ
(1час в неделю, 35 учебных недель)
Сроки реализации программы один год (2020-2021 учебный год)
10 класс |
11 класс |
35 ч, 1 ч в неделю |
35 ч, 1 ч в неделю |
Всего: 10-11 КЛАСС -70 ч за два года обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
№ урока |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Контрольные работы |
|
|
10КЛАСС |
35часов |
|
|
|
Раздел I. РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА |
7часов
|
Входная проверочная работа |
|
Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации. |
||||
1-2 |
Россия и геополитика |
2 |
||
3-4 |
Формирование российского геополитического пространства |
2 |
||
5-6 |
Россия и бывшие советские республики |
2 |
|
|
7 |
Обобщение |
1 |
||
|
Раздел II. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕГИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ |
7часов |
Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; выявление специфики и экологических проблем каждой из них. |
|
8-9 |
Скандинавские страны и пограничные регионы России: общая характеристика |
2 |
|
|
10 |
Норвегия: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
11-12 |
Финляндия: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
13 |
Швеция: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
14 |
Обобщение. |
1 |
|
|
|
Раздел III. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША |
9часов |
|
|
15- 16 |
Белоруссия, страны Прибалтики, Польша и пограничные области России: общая характеристика |
2 |
Практическая работа. Обозначение на контурной карте экономических связей региона с Россией и странами ЕС.
|
|
17-18 |
Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
19 |
Эстония: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
20 |
Латвия: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
21 |
Литва: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
22 |
Польша: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
23 |
Обобщение |
1 |
|
|
|
Раздел IV. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ |
9часов |
|
|
24-25 |
Украина, Молдавия, причерноморские области Румынии и Болгария, прилегающие области России: общая характеристика |
2 |
Практическая работа. Сравнение экономики стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме.
|
|
26-27 |
Украина: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
28-29 |
Молдавия: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
30 |
«Зачерноморские страны». Румыния: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
31 |
Болгария: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
32 |
Обобщение |
1 |
Итоговая проверочная работа |
|
|
Раздел V. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН |
12 часов |
|
|
33-34 |
Закавказье, Северный Кавказ, Турция и Иран: общая характеристика |
2 |
Входная проверочная работа |
|
Практическая работа. Составление схемы специализации экономики северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа. |
||||
|
11КЛАСС |
35часов |
|
|
35 |
Грузия: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
36 |
Грузия: территория, природа, население, хозяйство |
|
|
|
37 |
Армения: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
38-39 |
Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
40-41 |
Турция: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
42-43 |
Иран: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
44 |
Обобщение |
1 |
|
|
|
Раздел VI. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН) |
9 часов |
Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение особенностей сложившейся системы расселения. |
|
45-46 |
Центральная Евразия: общая характеристика |
2 |
|
|
47-48 |
Казахстан: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
49 |
Узбекистан: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
50 |
Киргизия: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
51 |
Туркменистан: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
52 |
Таджикистан: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
53 |
Обобщение |
1 |
|
|
|
Раздел VII. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ |
7 часов |
Практическая работа. Обозначение на контурной карте и описание основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии |
|
54-55 |
Восточная Азия: общая характеристика |
2 |
|
|
56-57 |
Китай: территория, природа, население, хозяйство |
2 |
|
|
58 |
Монголия: территория, природа, население, хозяйство |
1 |
|
|
59 |
Корейский полуостров: Северная Корея, Южная Корея |
1 |
|
|
60 |
Обобщение |
1 |
|
|
|
Раздел VIII. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ |
6 часов |
|
|
61-62 |
Заморские страны и прилегающие территории России |
2 |
Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России с указанием основных направлений развития экономики этих территорий.
|
|
63 |
Япония: особая область Хоккайдо |
1 |
|
|
64-65 |
Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский Север, Гренландия, Шпицберген |
2 |
|
|
66 |
Обобщение |
1 |
|
|
67-70 |
Резерв |
4часа |
Итоговая проверочная работа |
|
4. Планируемые образовательные результаты:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Российское порубежье: мы и наши соседи» по итогам обучения в 10-11 классах:
Личностным результатом обучения общественно - научным дисциплинам в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - ¬нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшими личностными результатами обучения курса «Российское порубежье: мы и наши соседи» являются способность учащихся обладать:
• российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;
• мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;
• коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника, нацеленные на:
- понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать межпредметные знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Российское порубежье: мы и наши соседи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
• уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
10-11 классы:
Ученик научится:
• ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность её выполнения;
• планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями;
• оценивать свою работу по существующим требованиям;
• пользоваться различными способами самоконтроля;
• формулировать проблемные вопросы, искать пути разрешения проблемной ситуации.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
• самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
• самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
• сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
• преобразовывать полученную информацию для создания нового продукта;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
• представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
10-11 классы:
Ученик научится:
• пользоваться навыками анализа и синтеза;
• искать и отбирать необходимые источники информации;
• представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
• работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) - научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
• использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
• создавать собственную информацию и представлять её в соответствии с учебными задачами;
• составлять рецензии, аннотации.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли науки в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы межпредметных знаний о природе, населении, экономике мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется современное мышление учащихся;
- использование общих умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
• при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
• корректировать его;
• понимать систему взглядов и интересов другого человека;
• владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования;
• толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
10-11 классы:
Ученик научится:
• выступать перед аудиторией, придерживаясь определённого стиля при выступлении;
• вести дискуссию, диалог;
• находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Российское порубежье: мы и наши соседи» в 10-11 классах являются следующие умения:
10класс
1-я линия развития - осознание роли курса в познании окружающего мира:
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль различных наук в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
2- Я линия развития - освоение системы знаний о природе, населении, экономике мира:
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики стран по отраслям;
- определять причины и следствия экологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности положения стран на карте мира, природно - -ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
3- Я линия развития - использование межпредметных умений:
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и объяснять сущность различных и явлений;
- прогнозировать изменения: в хозяйстве, численности и составе населения;
- прогнозировать изменения в экономической и политической деятельности;
- составлять рекомендации по решению политических, экономических и экологических проблем.
4- Я линия развития - использование карт как моделей:
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться различными источниками информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение различных объектов;
- проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности различных процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять карты различной тематики.
5- Я линия развития - понимание смысла собственной деятельности:
Ученик получит возможность научиться:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
11класс
1- я линия развития:
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в мире и России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.
2- Я линия развития:
Ученик получит возможность научиться:
- определять причины и следствия экологических проблем;
- оценивать особенности развития экономики стран по районам, роль России в мире;
- оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития.
3-Я линия развития:
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать особенности развития регионов и крупнейших стран;
- прогнозировать изменения в политической и экономической жизни крупных регионов и стран;
- составлять рекомендации по решению сложных современных проблем, комплексные характеристики регионов и отдельных стран мира.
4- Я линия развития:
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться различными источниками информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение социальных объектов;
- проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности развития различных процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять карты различной тематики.
5- Я линия развития:
Ученик получит возможность научиться:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
5.1. Литература для ученика:
1. Атлас Экономическая и социальная география мира. 10 класс с комплектом контурных карт - М, Федеральная служба геодезии и картографии России.
2. РОССИЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: МЫ И НАШИ СОСЕДИ. 10- 11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубл. уровни/ д-р геогр. наук В. Л. Бабурин, канд. геогр. наук А. И. Даньшин, канд. пед. наук Л. И.Елховская,- М.: Просвещение, 2019.-255с.
5.2. Дополнительная учебная литература для учащихся:
1. Баранчиков Е. В. Тесты по географии. 10-11 класс. «Экзамен», 2009.
2. Даньшин А. И., Замятина Н. Ю. Олимпиады по географии. 6 – 11 класс. М.: Дрофа, 2002.
3. Максаковский В.П. Литературная география: Географические образы в Русской художественной литературе: книга для учителя. / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2006. - 407 с.
4. Фромберг А. Э. Экономическая и социальная география: пособие для школьников и абитуриентов. М.: Изд. «Экзамен», 2011
5. Учебная литература для учителя:
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по курсу «Российское порубежье: мы и наши соседи»:
1. Бабурин В.Л., Данъшин А.И., Елховская Л.И., Родыгина О.А. Российское порубежье: мы и наши соседи. Учеб. для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2019.
2. Бабурин В.Л., Данъшин А.И., Елховская Л.И., Родыгина О.А. Российское порубежье: мы и наши соседи, 10-11 кл. Методические рекомендации для учителя. - М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература:
1. Максаковский В.П. Литературная география: Географические образы в Русской художественной литературе: книга для учителя. / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2006. - 407 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М., 2002. - 168 с.
3. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей и направлений / под ред. Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - Н. Новгород: НГПУ, 2010. - 232 с.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / [А.Г. Асмолов., Г.В. Бурменская. И.А., Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. Просвещение, 2010. - 159 с.
6. Материально-технического обеспечения образовательного процесса по курсу
«Российское порубежье: мы и наши соседи»
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Примеры работ при использовании компьютера:
- поиск дополнительной информации в Интернете для продуктивного ответа на вопросы;
- создание текста доклада;
- интерпретация фотографий различных объектов и явлений;
- обработка данных проведённых наблюдений и исследований;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т. д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т. д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках по изучению предлагаемого курса широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
6. Критерии оценки учебной деятельности по курсу
Критерии внешней оценки проекта:
ü значимость и актуальность выдвинутых проблем;
ü корректность используемых методов;
ü активность участников в соответствии с их индивидуальными возможностями;
ü коллективный характер принимаемых решений;
ü характер общения и взаимопомощи участников;
ü необходимая и достаточная глубина изучения проблемы, степень привлечения знаний других наук;
ü доказательность приводимых доводов, логичность изложения основных результатов, умение аргументировать свои заключения, выводы;
ü эстетика оформления результатов проекта;
ü умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и обоснованность ответов каждого члена группы.
Критерии оценки написания и защиты реферата
1. Работа может оцениваться научным руководителем и рецензентом по 5-балльной системе.
80-70 баллов - «5»;
69-50 баллов - «4»;
49-30 баллов - «3»,
менее 30 баллов - «2»
2. При оценке работы рецензент учитывает объём библиографии (книги, статьи, документы, письма и т. д.) и объём текста. Работы с объёмом библиографии менее 3 единиц и объёмом текста менее 10 машинописных листов к рассмотрению не принимаются.
3. Критерии оценки письменной работы рецензентами (максимум 80 баллов):
• содержательность - 10 баллов;
• логичность - 10 баллов;
• аргументированность изложения и выводов - 10 баллов;
• умение анализировать различные источники информации - 10 баллов;
• умение выявлять несовпадения и давать им критическую оценку - 10 баллов;
• логичность позиции автора, самостоятельность, оригинальность - 10 баллов;
• умение выражать свои мысли, яркость, образованность - 10 баллов;
• стандарты оформления - 10 баллов.
4. Выступление (защита) будет оцениваться по следующим критериям (максимум 100 баллов):
• полнота раскрытия темы - 10 баллов;
• соответствие темы и содержания - 10 баллов;
• наличие основной идеи (звучит во введении, заключении и проходит «красной нитью» через основную часть) - 10 баллов;
• использование научной терминологии - 10 баллов;
• умение изложить свою независимую точку зрения (личное отношение учащегося к исследуемой проблеме) - 10 баллов;
• расположение информации - 10 баллов:
• расстановка акцентов;
• правильное распределение времени на введение, основную часть, заключение.
• свободное владение материалом, умение отвечать на вопросы - 10 баллов;
• наличие и использование наглядности - 10 баллов;
• увлекательность изложения - 10 баллов;
• культура подачи материала (уважение к слушателям, чёткая речь, понятные яркие подписанные таблицы, объяснение терминов, поведение учащегося и т. д.) - 10 баллов.
Лист внесения изменений
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Дата по журналу, когда была сделана корректировка |
Номера уроков, которые были интегрированы |
Тема урока, которая стала после интеграции |
Основание для корректировки |
Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.