Муниципальное общеобразовательное учреждение
Песоченская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР приказом по школе №____
____________ от «______» ____________
«_____» ____________ 20 г. Директор школы
____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
2 класс
Учителя начальных классов
Погодиной Ларисы Ивановны
2019– 2020 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы смыслового чтения» разработана с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение» и формирования метапредметных УУД. Для реализации данного курса используется комплект учебных пособий, входящих в предметную линию «Школа России» - рабочая тетрадь «Смысловое чтение», авторы М.В. Бойкина, И.А. Бубнова, «Тетрадь для развития речи», авторы М.В. Бойкина, И.А. Бубнова, «Тетрадь учебных достижений», автор Стефаненко Н.А.
Цель программы: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Основные задачи:
Ø формирование умений осознанно читать тексты и работать с различной информацией;
Ø развивать интерес к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы;
Ø овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
Ø освоение основных нравственно-этических ценностей, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Ø воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Программа курса предусматривает овладение первоначальными навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; формирование умений осознанно строить речевые высказывания и составлять тексты в устной и письменной формах.
Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника: слушание, чтение, говорение, письмо.
Рабочая тетрадь «Смысловое чтение» подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста. Цель работы с пособием — сформировать у второклассников умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Система заданий, предлагаемая в данном пособии (работа со словом, предложением, текстом), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
«Тетрадь для развития речи» предназначена для обогащения словарного запаса и развития речевой деятельности второклассников: умения полно, развернуто отвечать на вопросы к тексту, задавать вопросы к тексту; словесно иллюстрировать эпизоды; формулировать свое отношение к прочитанному; создавать небольшие собственные тексты. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного пособия по литературному чтению, для организации досуговой деятельности в семье и реализации программы внеурочной деятельности в рамках кружковой работы.
«Тетрадь учебных достижений». В пособии, разработанном в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предлагается авторская технология и инструментарий по формированию у обучающихся универсальных учебных действий, связанных с умением анализировать свою деятельность, диагностировать собственные учебные достижения и адекватно оценивать себя. Такая работа является неотъемлемой частью процесса формирования личности ребёнка, его самосознания и самоопределения. Цель пособия – диагностика достижения планируемых результатов, которую обучающиеся могут осуществить как самостоятельно, так и при помощи взрослого. Тетрадь учебных достижений разработана на основе предметного содержания курса «Литературное чтение. 2 класс» авторов Л. Ф. Климановой и др., что позволяет ребёнку не только осмыслить свои удачи и неудачи, но и систематизировать изученный материал.
Все учебные пособия соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
Выпускник научится:
1.Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
2.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, понимать их чувства и сопереживать им.
3. Осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
4. Эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, различать морально-нравственные нормы и соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
5. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
6.Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Выпускник получит возможность для формирования:
1. Эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучии.
2.Адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
1.Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебных пособиях для передачи информации.
2.Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.
3. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.
4.Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них, анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя.
5.Находить нужную информацию через книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
6.Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Регулятивные УУД
1. Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать и сохранять учебную задачу урока.
2. Развивать умение составлять план для пересказа литературного произведения, контролировать последовательность передачи текста.
3.Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.
Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
2. Прислушиваться к партнёру по общению, фиксировать его основные мысли и идеи, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
3. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
4. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
5. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Чтение. Работа с текстом.
Поиск информации и понимание прочитанного текста
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
Формирование ИКТ - компетенции.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку).
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Технология ввода информации в компьютер:
Выпускник научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
Ø использовать сменные носители (флэш-карты)
Ø искать информацию в словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.
Выпускник получит возможность научиться:
• представлять данные
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
Предметные УУД
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
· читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
Обучающиеся получат возможность научиться:
· читать осознанно, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
· находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
· использовать знания о особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
II. Содержание учебного курса
Содержание учебного курса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
· Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение
· Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры обучающихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
· Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
· Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
· Работа с разными видами текста
· Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
· Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
· Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
· Библиографическая культура
· Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
· Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
· Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
· Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
· Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
· Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
· Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
· Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
· Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
· Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
· Умение говорить (культура речевого общения)
· Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
· Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
· Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Письмо (культура письменной речи)
· Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
· Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
· Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
· Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
· Творческая деятельность обучающихся
· Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)).
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел |
Основные виды деятельности обучающихся |
Аудирование (слушание)
|
Воспринимать на слух фольклорные произведения, художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста,отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения. |
Чтение |
Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). |
Культура речевого общения
|
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей. |
Культура письменной речи |
Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.) Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать). |
Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика |
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений, называть жанры, характеризовать их особенности. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров и художественных произведений. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения |
Творческая деятельность обучающихся
|
Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты), мизансцены. |
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
1 |
Самое великое чудо на свете. |
3 часов |
2 |
Устное народное творчество. |
4 часов |
3 |
Люблю природу русскую. Осень. |
5часов |
4 |
О братьях наших меньших. |
6 часов |
5 |
Люблю природу русскую. Зима. |
5 часов |
6 |
Писатели – детям. |
5 часов |
7 |
Я и мои друзья. |
5 часов |
8 |
Обобщающее занятие. Что узнали. Чему научились. |
1 часа |
Итого: |
34 часа |
№ п/п |
Тема занятия |
|
Самое великое чудо на свете 3 ч. |
1. |
Учимся работать со словом. Значение слова «библиотека». Смысл выражения «величайшее сокровище». Экскурсия в библиотеку. Виды библиотек. |
2. |
Учимся работать со словом: соотнесение фотографий и подписей к ним. |
3. |
Учимся работать с текстом: прогнозирование содержания текста по заголовку, ответы на вопросы по содержанию, тема и главная мысль текста. |
|
Устное народное творчество 4 ч. |
4. |
Что такое «пословица»? Знакомство с русскими народными пословицами. Работа над смыслом пословиц. |
5. |
Пословицы разных народов. Сравнивание пословиц разных народов и русских народных пословиц. |
6. |
Определение темы пословиц. Составление тематических групп пословиц. |
7. |
К. Ушинский «Медведь и бревно». Работа по содержанию текста. Соотнесение пословиц с содержанием текста. |
|
Люблю природу русскую. Осень. 5 ч. |
8. |
Создание иллюстрации на тему: «Осень». Подбор наиболее точных названий для иллюстраций. |
9. |
Подбор слов и словосочетаний на тему: «Золотая осень». |
10. |
Учимся работать со стихотворным текстом. Приём «олицетворение». |
11. |
К. Бальмонт «Осень». Настроение стихотворения. Выбор слов, которые отражают настроение стихотворения. Подбор наиболее точных заголовков к стихотворению, объяснение смысла выражений. |
12. |
Г. Новицкая «Осенняя сказка». Прогнозирование содержания произведения». Работа по содержанию. Восстановление последовательности картин. |
|
О братьях наших меньших 6 ч. |
13. |
Работа с текстом: подбор наиболее точных заголовков, ответы на вопросы по содержанию. |
14. |
Работа над смыслом предложений со словами «забота», «заботливый», «заботиться». |
15. |
Сочинение на тему: «Почему забота о других может сделать человека счастливым». |
16. |
В. Осеева «Просто старушка». Дополнение предложений по тексту. Главная мысль текста. |
17. |
В. Осеева «Печенье». Выбор наиболее точных формулировок главной мысли произведения. Составление письменного высказывания « Совет Мише и Вове». |
18. |
Э. Шим «Брат и младшая сестра». Выбор слов и предложений из текста для характеристики главного героя. |
|
Люблю природу русскую. Зима. 5 ч. |
19. |
Учимся работать со словом: дорисовывание и раскрашивание рисунка на тему: «Зима», подбор подписи к рисунку. |
20. |
Подбор ключевых слов к тексту на тему: «Зима» |
21. |
Работа над смыслом предложения, нахождение родственных слов, слов – синонимов. |
22. |
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» Настроение стихотворения, работа со словарём: поиск непонятных слов и выражений. Восстановление последовательности картин в стихотворении, подбор наиболее точного заголовка. |
23. |
С. Есенин «Поёт зима, аукает…» Восстановление порядка описания картин природы, выбор слов, которые помогают представить зиму. |
|
Писатели – детям 5 ч. |
24. |
Кто такой писатель? Портреты детских писателей. |
25. |
Слова-синонимы к слову «писатель». Составление словосочетаний. |
26. |
Работа над смыслом высказывания о писателях Э. Хеменгуэя и К. Паустовского. Сравнивание двух высказываний. |
27. |
Работа с текстом о Н. Н. Носове, ответы на вопросы по содержанию, поиск ответов на вопросы «между строк». |
28. |
Сочинение на тему: «Что нужно для того, чтобы стать писателем или поэтом?» |
|
Я и мои друзья 5 ч. |
29. |
Учимся работать со словом. Значение слова «совесть». Составление словосочетаний и предложений со словом «совесть». |
30. |
С какими поступками связано выражение «Где твоя совесть?». Поиск ответа на этот вопрос в тексте рассказа М. Андрианова. |
31. |
Работа над смыслом пословиц о совести, выражения «потерял совесть». |
32. |
А. Барто «Совесть». Работа по содержанию стихотворения. Выбор слов, характеризующих главного героя. |
33. |
В. Сухомлинский «Стеклянный Человечек» прогнозирование содержания произведения, тема и главная мысль. |
|
Обобщение. Что узнали. Чему научились. |
34. |
Итоговый тест по работе с текстом. |
IV. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Рабочая тетрадь «Смысловое чтение» /авторы М.В. Бойкина, И.А. Бубнова// Издательство «Просвещение», 2017 год.
2. «Тетрадь для развития речи» /авторы М.В. Бойкина, И.А. Бубнова// Издательство «Просвещение», 2017 год.
3. «Тетрадь учебных достижений» /автор Стефаненко Н.А.// Издательство «Просвещение», 2017 год
4. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
5. Оморокова И.М. Совершенствование чтения младших школьников./АРКТИ», 2001.
6)Экранно – звуковые пособия
7)Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
8)Технические средства обучения
9)Мультимедийный проектор
10)Компьютер
11)Экран
12)Цифровые и электронные образовательные ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.