Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для учащихся 3-4-х классов
(общеинтеллектуальное направление)
Разработчик: Долгих Т.А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субьектом собственного развития. Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учетом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей.
Курс «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность младших школьников по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Для 3-4 классов программа составлена с учетом авторского тематического планирования учебного материала Холодовой О.А. курс РПС (Развитие познавательных способностей) «Юным умникам и умницам»
Актуальность курса «Умники и умницы» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Содержание курса «Умники и умницы» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык. В ходе реализации программы осуществляется расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель: развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
Основные задачи курса:
• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме, которая соответствуют их индивидуальным и возрастным особенностям:
• работа в парах
• групповые формы работы
• индивидуальная работа
• самооценка и самоконтроль
• взаимооценка и взаимоконтроль
Конкурсы, игры, творческие работы, олимпиады
Место курса «Умники и Умницы» в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов, по 34 часа в 3 и 4 классах (1 академический час в неделю). Продолжительность занятий – 45 минут.
• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
• Научность. Математика – научная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
• Системность. Программа курса строится от частных примеров
(особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
• Практическая направленность. Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут учащимся принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
• Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
• Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы, усвоение некоторых приемов решения нестандартных задач.
• Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных
заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
6) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать‚ сравнивать, обобщать, находить закономерности` строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них, учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп;
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Модель занятия включает этапы, развивающие познавательные способности учеников:
Рекомендуемая модель занятия:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятелъносги является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, увеличивается скорость психомоторных процессов.
2. Разминка (3-5 минут)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически- поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
Предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Планируемые результаты реализации курса «Умники и Умницы» Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.
Планируемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого и второго уровня воспитательных результатов к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся; -контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
• поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно.
• косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособноети, внимательности, улучшение мыслительной деятельности),
• Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей
Критерии оценки результатов тестов.
80 -100% — высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% — средний уровень; 30-50% - уровень ниже среднего; меньше 30% — низкий уровень.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятнвные УДД:
• формировать умение понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;
• формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД
• овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
• соблюдать нормы этики и этикета;
• овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
• выделять свойства предметов;
• обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
• сопоставлять части и целое для предметов и действий;
• описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
• приводить примеры истинных и ложных высказываний;
• приводить примеры отрицаний;
• проводить аналогию между разными предметами;
• выполнять логические упражнения, на нахождение закономерностей сопоставляя и аргументируя свой ответ;
• рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
• формировать личностный смысл учения;
• формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов. Регулятивные УУД:
• осваивать способы решения проблем поискового характера;
• определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
• осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Познавательные УУД:
• осознанно строить речевое высказывание;
• овладевать логическими действиями обобщение, классификация построение рассуждения,
• учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
• информации в соответствии с задачами, Коммуникативные УДД:
• учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
• формировать мотивацию к работе на результат;
• учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества ИЛИ компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
• определять виды отношений между понятиями,
• решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов
• находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
• устанавливать ситуативную связь между понятиями;
• рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
• решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если…, то».
Тематическое планирование 3 класс
тема |
Характеристика деятельности обучающихся |
Личностные |
Перечень универсальных действий обучающихся |
|
|
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||
1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий. |
Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление учащихся с результатами начальной диагностики. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса. |
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Оценивать результаты выполненного задания. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). |
2.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинноследственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместно й работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех уч-ов общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
3. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Ориентироваться в пространстве листа. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Описывать признаки геометрических фигур |
Доброжелатель-ность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоциональнонравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
4.Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Составлять и преобразовывать фигуры. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Ориентироваться в пространстве листа. Давать несложные определения понятиям. |
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) |
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
5. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Пользоваться облегчёнными приёмами запоминания. |
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей. |
Проговаривать последовательность действий. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентировать-ся в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) |
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
6. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Определение результативности работы за год. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя. |
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Оценивать результаты выполненного задания. |
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
7.Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур. Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах. |
Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей работы и работы одноклассников |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
8.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Знакомство с логическими и логически-поисковыми задачами, пути их решения. Решение логических задач. Развитие мышления. Составление своих логических задач |
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач. |
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Оценивать свои действия. |
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
9.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Делить фигуры на несколько заданных фигур и построить заданную фигуру из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Строить суждения при решении нестандартных задач. |
Проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником. |
10.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Называть предметы по описанию. Совершенствовать работу с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь). |
Овладевать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
Учиться планировать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её реализации. |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий. |
11.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур. Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах. Решать тестовые задания в группах, аргументировать свой выбор решения. |
Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства. Контролировать свои действия во время учебного процесса. |
Учиться планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические расск азы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. |
12.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности. |
Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
13. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Называть предметы по описанию. |
Иметь установку на безопасны, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. |
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабоч ей тетради, алгоритма. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли. |
14.Совершенствовани е воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности |
Проявлять уважительное отношение к иному мнению, применять на практике правильно, рационально выбранное мнение. |
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместно й работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах. |
15.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. |
Проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание. |
Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов. |
Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников. |
16.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Называть предметы по описанию. |
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
Учиться концентрировать внимание на учебном процессе, использовать знания на практике. |
Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы. |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. |
17.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Называть предметы по описанию. |
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
Учиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из схемы и рисунка, анализировать, делать выводы. |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
18.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Совершенствовать работу с числограммами (предмет изображён с помощью чисел). Участвовать в играх на развитие слуховой памяти. Устанавливать причинно-следственные связи. |
Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
Учиться выполнять логические действия: сравнение, обобщение, классификации, установление аналогий. |
Применять имеющиеся знания для решения учебных заданий. |
Развивать познавательную активность |
19.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Находить и выделять признаки разных предметов. |
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач. |
Учиться концентрировать внимание на учебных действиях, оценивать результат своей работы. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические расск азы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). |
20.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. |
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. |
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместно й работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
21.Совершенствовани е воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве |
Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
Проговаривать последовательность действий, применять её на практике. |
Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
22.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве |
Принимать и осознавать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстративным материалом. |
Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы. |
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
23.Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Учиться работать по предложенному учителем плану, реализовывать учебные задачи и цели. |
Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) |
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
24. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. |
Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликты.. |
Учиться отличать верно выполненное задания от неверного. Доказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
25.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам |
Проявлять эстетическую потребность, ценности и чувства. Иметь мотивацию к творческому труду. |
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместно й работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником. |
26.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений |
Проявлять мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Учиться адекватно воспринимать оценку учитель, ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
Осуществлять сравне ние, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признаку, уметь устанавливать аналогии и причинноследственные связи, соотносить с известными понятиями. |
Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий. |
27.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета |
Определять границы собственного знания и «незнания». |
Учиться анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре. |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. |
28.Совершенствовани е воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. |
Воспринимать роль учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся. |
Учиться проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
29.Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия |
Проявлять познавательный интерес к изучению нового материала. |
Учиться понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. |
Устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли. |
30. Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
Знать и применять основные моральные нормы (взаимопомощь, естественность). |
Учиться извлекать необходимую информацию из речевого потока, текста, рабочей тетради. |
Уметь анализировать, делать выводы, умозаключения. |
Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах. |
31. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
|
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач |
Учиться овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявлять готовность решать её, использовать полученные знания на практике. |
Уметь выявлять особенности ( качества, признаки0 разных объектов в процессе их рассматривания ( наблюдения). |
Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников. |
32. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. |
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Уметь использовать схему, алгоритм для решения учебной задачи, анализировать объект и выделять существенные признаки. |
Уметь давать определения, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. |
33.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия |
Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
Учиться владеть умениями выполнять учебные действия в уме, при помощи алгоритма, самостоятельно, доказывать свою точку зрения. |
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. |
34. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Объяснять значение слов и выражений. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя. |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Учиться оценивать результаты работы, подводить итоги и делать выводы, анализировать действия. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
Тематическое планирование
4 класс
тема |
Характеристика деятельности обучающихся |
Личностные |
Перечень универсальных действий обучающихся |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||
1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений |
Формирование учебных мотивов. |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Оценивать результаты выполненного задания. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи |
2.Развитие концентрации внимания. |
Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинноследственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех уч-ов общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность |
3.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
|
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.
|
Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
4.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Учить делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий. |
Высказывать под руководством педагога общие правила поведения при сотрудничестве Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей |
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
5.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи. |
Формирование учебных мотивов. |
Проговаривать последовательность действий. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентировать-ся в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном |
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
6.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир.
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Оценивать результаты выполненного задания. |
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
7.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений |
Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей работы и работы одноклассников |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
8.Развитие быстроты реакций, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Выделять закономерности, завершать схемы.
|
Интерес к способу решения и общему способу действия |
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Оценивать свои действия. |
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; |
9.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Анализировать информацию учебника; формулировать выводы из изученного; отвечать на итоговые вопросы |
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником. |
10.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. |
Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. Формирование адекватной оценки своих достижений Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться планировать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её реализации. |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий. |
11.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
|
|
Учиться планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказ ы и задачи на основе простейших математических моделей |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.
|
12.Тренировка зрительной памяти. |
Выделять закономерности, завершать схемы. Давать несложные определения понятиям. Обучение поиску закономерностей |
Формирование адекватной оценки своих достижений |
Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности. |
Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
13.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
Обучение поиску закономерностей. Выделять черты сходства и различия
|
Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. |
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабоч ей тетради, алгоритма. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли. |
14.Развитие воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений |
Интерес к способу решения и общему способу действия Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной р аботы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах. |
15.Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Выделять закономерности, завершать схемы. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов. |
Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников. |
16.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
|
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений
|
Учиться концентрировать внимание на учебном процессе, использовать знания на практике. |
Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы. |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. |
17.Тренировка внимания. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Формирование адекватной оценки своих достижений. |
Учиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из схемы и рисунка, анализировать, делать выводы. |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
18.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Оставлять и преобразовывать фигуры. Ориентироваться в пространстве листа. |
Целостный, социально ориентирован- ный взгляд на мир Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться выполнять логические действия: сравнение, обобщение, классификации, установление аналогий. |
Применять имеющиеся знания для решения учебных заданий. |
Развивать познавательную активность |
19.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Интерес к способу решения и общему способу действия. |
Учиться концентрировать внимание на учебных действиях, оценивать результат своей работы. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказ ы и задачи на основе простейших математических моделей |
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
|
20.Развитие логического мышления. Обучение поиску |
Обучение поиску закономерностей. Выделять черты сходства и различия |
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения |
Определять и формировать цель деятельности с |
Перерабатывать полученную информацию: делать |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, |
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
«Я» и «хороший ученик» |
помощью учителя. |
выводы в результате совместной р аботы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
21.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
Знакомство с анаграммами. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам. |
Интерес к способу решения и общему способу действия. |
Проговаривать последовательность действий, применять её на практике. |
Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
22.Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
|
Знакомство с фразеологизмами. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Выделять черты сходства и различия. |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому |
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстративным материалом. |
Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы. |
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
23.Развитие концентрации внимания.Совершенств ование мыслительных операций. Развитие умения решать |
Фразеологизм. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Выделять черты сходства и различия. |
Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
|
Учиться работать по предложенному учителем плану, реализовывать учебные задачи и цели. |
Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, |
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и |
нестандартные задачи |
|
|
|
схем) |
находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. |
24.Тренировка внимания.
|
Составлять и преобразовывать фигуры. Ориентироваться в пространстве листа.
|
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
|
Учиться отличать верно выполненное задания от неверного. Доказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
25.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Знакомство с анаграммами. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам. |
Интерес к способу решения и общему способу действия. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной р аботы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. |
Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником. |
26.Тренировка зрительной памяти. |
Объяснять смысл фразеологизмов. Выделять закономерности, завершать схемы. |
Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. |
Учиться адекватно воспринимать оценку учитель, ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
Осуществлять сравнение , анализ, синтез, обобщение, классификацию по признаку, уметь устанавливать аналогии и причинноследственные связи, соотносить с известными понятиями. |
Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий. |
27.Развитие логического мышления. Обучение поиску |
Понятие «синоним». Давать несложные определения понятиям. Объяснять закономерности. |
Формирование познавательных мотивов – интерес к |
Учиться анализировать объекты с выделением существенных и |
Делать предварительный отбор источников информации: |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока |
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Выделять черты сходства и различия |
новому. |
несущественных признаков. |
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре. |
и следовать им.
|
28.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
Знакомство с анаграммами. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам.
|
Интерес к способу решения и общему способу действия. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
29.Развитие быстроты реакций, мышления |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Выделять черты сходства и различия. |
Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки |
Учиться понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. |
Устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли. |
30.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
Формирование познавательных мотивов – интерес к новому |
Учиться извлекать необходимую информацию из речевого потока, текста, рабочей тетради. |
Уметь анализировать, делать выводы, умозаключения. |
Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах. |
31.Тренировка внимания. |
Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Формирование адекватной оценки своих достижений. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому
|
Учиться овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявлять готовность решать её, использовать полученные знания на практике. |
Уметь выявлять особенности ( качества, признаки0 разных объектов в процессе их рассматривания ( наблюдения). |
Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников. |
32.Тренировка слуховой и зрительной памяти.
|
Учить делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий. Анализировать ситуацию, |
Установка на здоровьесберегающий образ жизни Целостный, социально ориентированный |
Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с |
Уметь использовать схему, алгоритм для решения учебной задачи, анализировать объект и выделять существенные |
Уметь давать определения, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. |
|
устанавливать причинно-следственные связи. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. |
взгляд на мир
|
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
признаки. |
|
33.Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия |
|
Учиться владеть умениями выполнять учебные действия в уме, при помощи алгоритма, самостоятельно, доказывать свою точку зрения. |
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. |
34.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Объяснять значение слов и выражений
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений |
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Учиться оценивать результаты работы, подводить итоги и делать выводы, анализировать действия. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
Учебная литература для обучающихся:
Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»: Рабочая тетрадь в двух частях, М.: Издательство РОСТ, 2012 г
Учебно – методическая литература для учителя:
1.Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», методическое пособие, 3, 4 класс, М: Издательство РОСТ, 2012 г 2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
3.Демидова М. Ю [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов на уровне начального общего образования», М.: Просвещение, 2010г.
4. Гончарова С. Н. «Развитие мышления на уроках на уровне начального общего образования» М.: Астрель, 2004г.
5. Керова В. Г. «Нестандартные задачи по математике», Москва: ВАКО, 2013г.
6. Олимпиадные задания для 4 класса, компакт-диск, Учитель, 2014г.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Использование сайтов, интернет ресурсов:
1. Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/.
2. Сайт «Все для учителей начальной школы» - http://www.nsc.1september.ru
3. Сайт Сообщества взаимопомощи учителей - Рedsovet.su/http://www.proshkolu.ru/ 4. Сайт взаимопомощи учителей - infourok.ru.
5. Сайт для учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
6. Сайт - https://ru.wikipedia.
7. Сайт словарей - www.gramota.ru/slovari/
8. Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» http://www.standart.edu.ru
9. Сайт - http://school-russia.prosv.ru/info.
Технические средства обучения
- Компьютер с принтером, проектор Оборудование класса
- Ученические столы со стульями.
- Стол учительский с тумбой.
- Маркерная доска
- Меловая доска
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.