РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УРОКИ ДОКТОРА ЗДОРОВЬЯ"

  • docx
  • 10.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Уроки доктора Здоровья, 4кл,2015-2016 уч.г,Прокопук Н.П..docx

Администрация города Новоалтайска Алтайского края

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска Алтайского края»

 

 

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО учителей начальных классов

 

____________________

 

Протокол № ___

«___»__________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора по ВР

 

______________________

 

 

 «___» _________ 20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Директор  школы 

 

 

_____________________

 

Приказ №  ______ от

«___» _________ 20___г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

внеурочной деятельности курса

 «Уроки доктора Здоровья»

 

начальная ступень обучения

 

Срок реализации программы – 1 год.

 

 

Составитель:

Прокопук Наталия Петровна,

учитель начальных классов

 

 

2015-2016 учебный год

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Уроки доктора Здоровья» для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы ОУ, с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

Содержательной основой программы послужила программа: «Разговор о правильном питании». Две недели в лагере здоровья. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1ч в неделю.

Цели и задачи изучения курса

Цель: создание условий для осознания личностной и социальной значимости здоровья, формирование основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи:

– расширять знания учащихся об основах рационального питания в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы;

– способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся в процессе изучения материала о правильном питании;

– создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу;

 – выработка потребности в соблюдении санитарно-гигиенических норм; – воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.      

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей. 

Общая характеристика учебного предмета

 

Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов. Вопросы формирования полезных привычек и навыков в вопросах питания волнует как родителей, так и учителей начальных классов.

Вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. К моменту поступления в школу дети отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно.

Программа «Уроки доктора Здоровья» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо стремиться к созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.  

Занятия проводятся в форме беседы, практической работы с элементами теории, дискуссий, экскурсий, деловых игр, игровых занятий.  

Основной формой проведения занятий  является игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Можно выделить несколько типовых игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно – ролевая игра, игра с правилами, образно – ролевая игра.

При разработке данного курса учитываются и традиции питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.

Вся работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач. Для того чтобы взрослые члены семьи могли высказать своё мнение о проводимой работе, им могут быть предложены анкеты.

Программа «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.  

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального, культурного самоопределения, формировать у школьников навыки здорового образа жизни.

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, основаны на творческой работе детей – самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.  

В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Основные методы обучения: фронтальный метод; групповой метод; практический метод;

познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения.

Формы и методы реализации программы: рассматривание рисунков, фотографий; свободное и тематическое рисование; моделирование и анализ ситуаций; рассказы, беседы, дискуссии,  анкетирование; чтение по ролям; рассказ по картинкам; конкурсы, викторины; мини – проекты; экскурсии (на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия); встречи с интересными людьми; практические занятия; творческие домашние задания; праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.; конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов); ярмарки полезных продуктов; игры: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; совместная работа с родителями.

Формы контроля

         Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся в классе, школе; оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»; праздников, игр, викторин.

Ценностные ориентиры содержания курса «Разговор о правильном питании»

Программа строится на следующих принципах:

Личностный – осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.

Социальный – организация правильного питания в семье и школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.

Проблемность – предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получения знаний, практических умений и навыков.

Гуманизация – предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня (многоразовое питание) культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.

Массовость – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы необходимо изучать, начиная с младшего возраста и до старших поколений.

Традиции – как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.

Внедрение новых технологий – пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровьесберегающих технологий

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Рабочая программа даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.

Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, организуют выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.

В результате реализации программы формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

.

Универсальные учебные действия

Результат формирования УУД

Личностные: (смыслообразование, самоопределение)

Сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация внеучебной игровой деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, установка на здоровый образ жизни, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, способность к моральной самооценке. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность интереса к познанию о здоровье человека, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальную компетентность, личностные качества.

Регулятивные

Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные (познавательные)

Приобретение знаний об основах рационального питания, представления о правилах этикета, связанных с питанием, умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.

Освоение обучающимися в ходе обучения учебного курса опыт специфический для данного курса, его преобразование и применение в жизни.

Метапредметные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи, решение проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, использование различных способов поиска, сбора, обработки информации, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

Ученики должны знать:

- кулинарные традиции своего края;

- растения леса, которые можно использовать в пищу;

 - необходимость использования разнообразных продуктов,

- пищевую ценность различных продуктов.

Ученики должны уметь:

- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,

- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;

- накрывать праздничный стол.

Ожидаемый результат:

В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся: анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья, самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия; узнают об основных группах питательных веществ: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; получат навыки, связанные с этикетом в области питания.

Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

 

 

Содержание тем курса внеурочной деятельности

 

Давайте познакомимся!

Задачи:

-обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания;

-дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы «Разговор о правильном питании», познакомить с новыми героями программы.

 

Разнообразие питания

 

Из чего состоит наша пища.

Задачи:

-дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

-дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

-формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;

-формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами).

Что нужно есть в разное время года.

Задачи:

-сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания;

-познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков;

-познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни.

Задачи:

-сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности;

-научить оценивать свой рацион питания с учетом собственной физической активности;

-расширить представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.

 

Гигиена питания и приготовление пищи

 

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово!

Где и как готовят пищу.

Задачи:

-дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;

-сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

-познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;

-сформировать навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы.

 

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Задачи:

-расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента;

-закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

 

Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

 

Этикет

 

Правила поведения в столовой.

Как правильно накрыть стол.

Задачи:

-расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки стола для ежедневного приема пищи;

-помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

Предметы сервировки стола.

Как правильно вести себя за столом.

Задачи:

-расширить представления детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуды), правилах сервировки праздничного стола;

-сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Правила поведения в гостях. Вкусные традиции моей семьи.

 

Рацион питания

 

Молоко и молочные продукты.

Задачи:

-расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

-расширить представление детей об ассортименте молочных проуктов и их свойствах;

-сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

Блюда из зерна.

Задачи:

-расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;

-сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

-расширить представления детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;

-способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

 

 

 

Какую пищу можно найти в лесу.

Задачи:

-расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания;

-расширить представления детей об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений;

-познакомить детей с флорой края, в котором они живут, ее богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства;

-дать представление о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья.

Что и как приготовить из рыбы.

Задачи:

-расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности;

-расширить представление детей о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу;

-продолжить формирование навыков правильного поведения в походе.

Дары моря.

Задачи:

-расширить представления детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены;

-сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения.

 

Кулинарное путешествие по России.

Задачи:

-сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа;

-расширить представление о кулинарных традициях своего народа.


Календарно – тематическое планирование

 

Тема занятий

Кол-во часов

Формы внеурочной деятельности

Описание примерного содержания занятий

Основные виды учебной деятельности УУД

Наглядно- дидактический материал и опорные слова урока

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с героями.

1

Повторение правил питания. Ролевые игры.

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Здоровье, питание

 

2

Что я знаю о питании? Анкетирование.

1

Закрепление правил рационального питания. Анкетирование. Обсуждение полученных итогов

Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Анкеты для родителей и учащихся

 

3

Из чего состоит пища.

1

Беседа о составе пищи. Обсуждение ежедневного меню учащихся.

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

 

 

4

Практическое занятие «Состав продуктов».

1

Игра «Меню сказочных героев».

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, о различных вариантах завтрака.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Наглядные пособия

 

5

Что нужно есть в разное время года.

1

Обсуждение особенностей питания в разное время года.

Познакомить детей с особенностями питания в разное время года. Обратить внимание на разнообразие овощей, их значение для организма

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши, ИКТ Питание, блюда, погода, кулинарные традиции

 

6

Конкурс «Осеннее меню»

1

Конкурс. Игра “В гостях у тетушки Припасихи”. Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта

Продолжать знакомство с разнообразием овощей, их полезными свойствами.

Проекты

 

7

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

Обсуждение особенностей питания людей, занимающихся спортом.

Объяснить от чего зависит здоровье человека.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Дневник «Мой день» Здоровье, питание, спорт, рацион

 

8

Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена».

1

Беседа “Что надо есть, если хочешь стать сильнее”. Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта.

Познакомить детей с продуктами, составляющими основу питания спортсмена.

Проекты

 

9

Где и как готовят пищу

1

Беседа “Где и как готовят пищу?”.

Закрепление знаний о приготовлении пищи.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника

 

10

Виртуальная экскурсия в столовую.

1

Конкурс кроссвордов. Название кухонных приборов и посуды

Познакомить детей с кухонными приборами и посудой.

ИКТ

 

11

Как правильно накрыть стол

1

Как правильно накрыть стол.

Знакомство с особенностями сервировки стола.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Наглядные пособия Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

 

12

Практическое занятие «Накрываем стол для гостей».

1

Ролевая игра. Конкурс.

Формировать навыки сервировки стола.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Наглядные пособия

 

13

Молоко и молочные продукты.

1

Беседа “Молоко и молочные продукты”

Дать представление о значении молока и молочных продуктов.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Наглядные пособия Молоко, молочные продукты, кисломолочны е продукты

 

14

Оформление буклетов «Блюда из молочных продуктов».

1

Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта.

Закрепить полученные знания о молочных продуктах

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Проекты

 

15

Блюда из зерна.

1

Беседа “Что готовят из зерна”.

Формировать знание о зерновых культурах, зерновых продуктах.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Наглядные пособия Зерно, злаки, зерновые продукты

 

16

Оформление буклетов «Блюда из зерна».

1

Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта.

Закрепление знаний учащихся о пользе блюд из зерна.

Проекты

 

17

Какую пищу можно найти в лесу

1

Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу». Правила поведения в лесу. Отгадывание кроссворда

Закрепление знаний учащихся о способах поиска пищи в лесу

Рабочая тетрадь, цветные карандаши ИКТ Дикорастущи е растения, съедобные растения, растительны е ресурсы

 

18

Виртуальное путешествие в лес.

1

Правила сбора грибов и ягод. Игра « Походная математика». Игра – спектакль «Там на неведомых дорожках».

Продолжать знакомство с разнообразием ягод, их значением для организма. Научить различать съедобные и несъедобные грибы.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

ИКТ

 

19

Что и как можно приготовить из рыбы.

1

Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы». Важность употребления рыбных продуктов. Работа в тетрадях.

Формировать знания о полезных свойствах рыбных блюд

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Рисунки детей Рыба, рыбные блюда

 

20

Оформление буклетов «Рыбные блюда».

1

Эстафета поваров «Рыбное меню». Конкурс рисунков «В подводном царстве». Конкурс пословиц и поговорок. Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта

Закрепить знания о пользе употребления в пищу рыбных блюд.

Проекты

 

21

Дары моря

1

Знакомство с обитателями моря. Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов. Работа в тетрадях. Викторина «В гостях у Нептуна».

Формировать знания о полезных свойствах морепродуктов.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши ИКТ Морепродукт ы

 

22

Практическое занятие «Готовим блюда из морепродуктов».

1

Практическая работа.

Закрепить знания о полезных морепродуктах.

Наглядные пособия

 

23

«Кулинарное путешествие» по России.

1

Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа.

Знакомство с традиционными русскими блюдами

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Рисунки детей ИКТ Кулинария, кулинарные традиции и обычаи

 

24

«Кулинарное путешествие» по России

1

Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа. Работа в тетрадях.

Знакомство с традиционными русскими блюдами.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Рисунки детей ИКТ Кулинария, кулинарные традиции и обычаи

 

25

 «Кулинарное путешествие» по России

1

Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут»

Знакомство с традиционными русскими блюдами.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Рисунки детей ИКТ

 

26

Конкурс «Блюда России».

1

Игра – проект «Кулинарный глобус». Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта.

Закрепление знаний о традиционных русских блюдах

Наглядные пособия Проекты Кулинария,

кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура

 

27

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1

Рассмотреть проблему «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен». Работа в тетрадях «Моё недельное меню».

Научить различать бутерброды полезные и вредные для здоровья человека. Закрепить знания о полезных бутербродах.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши Кулинария, питание, здоровье, блюда

 

28

Практическое занятие «Составление постного меню».

1

Конкурс «На необитаемом острове». Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта.

Научить готовить витаминные салаты

Наглядные пособия Кулинария, питание, здоровье, блюда

 

29

Как правильно вести себя за столом.

1

Беседа «Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением «Назидание о застольном невежестве». Работа в тетрадях.

Формирование культуры трапезы

ИКТ Этикет, правила поведения за столом, сервировка

 

30

Практическое занятие «Встречаем гостей».

1

Сюжетно – ролевые игры

Формирование культуры приема гостей.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника.

Работать по предложенному учителем плану, сравнивать и группировать предметы и их образы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками.

Наглядные пособия

 

31

Конкурс творческих поделок «Полезные продукты».

1

Конкурс поделок

Закрепить знание о полезных продуктах, составляющих основу здорового питания.

Поделки детей Здоровье, питание, ЗОЖ

 

32

Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно».

1

Конкурс рисунков.

Формировать умение оценивать рациональность питания.

Проекты Калории, калорийность, высококалори йные и низкокалорийные продукты

 

33,

34

Праздник-ярмарка «Семейное блюдо».

2

Занятие-праздник. Определение темы и цели проекта, формы его организации. Разработка плана работы, составление плана консультаций с педагогом. Подбор литературы. Выполнение проекта. Оформление проекта.

Закрепить полученные знания о законах здорового питания.

Готовые блюда. ИКТ Кулинария, питание, здоровье, блюда

 


 

 

Описание материально- технического

и учебно – методического  обеспечения Рабочей программы

Данная программа обеспечена УМК:

▪Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

▪Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников 9-11 лет (3-4 класс) – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 72 с.

Литература

1.          Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О.Е.  «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы)».- М.: ВАКО, 2008.

2.          Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.

3.          Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974.

4.          Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008.

5.          Базарный В.Ф. Программа экспресс - диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. - Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995.

6.          Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987.

7.          Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

8.          Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.- (Здоровье и образование).

9.          Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 1994.

10.       Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1998.

11.       Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2003. - Т. 4, №3.

12.       Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. - 382, [1] с. - (Программа развития).

13.       Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. - СПб.: Деан, 1999.

14.       Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1.

15.       Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000.

16.       Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. - М.: Просвещение,1987.

17.       Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: #"justify">.Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998.

Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб.: Санкт - Пб ГУПМ, 1993.

Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995.

Наглядные пособия:                                                                                                                     

1) гербарии; продукты питания; столовые приборы; бытовые приборы для кухни.

2) изобразительные наглядные пособия: таблицы; муляжи, схемы, плакаты;

3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор,  видеомагнитофон  и др.) и 4) средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

5) набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

6)Сайт  Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также