Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире логики"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире логики"

Оценка 4.8
docx
17.01.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире логики"
В мире логики.docx

 

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Поедугинская основная общеобразовательная школа- детский сад»

 

 

Принята:

на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 29.08.2019г.                                                              

          Утверждаю:

          Директор школы ______/Петухов В.В./

          Приказ №  68 от  30.08. 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «В мире логики»

 

 

 

Класс - 3

Срок реализации:  1 год   

Учитель: Быкова Г.И.

 

 

 

 

                                            

 

                                                  Поедуги, 2019

                                      

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо развитыми творческими началами.

Развивающий курс «В мире логики» является актуальным для общеобразовательной школы, так как решение проблемы формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности имеет практическую значимость: формируемые оценки, приёмы и навыки необходимы для детей данной возрастной группы и востребованы в их повседневной жизни.

Программа «В мире логики» разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Данная программа адаптирована и составлена на основе развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной. Она носит обучающий и развивающий характер и реализуется через систему занятий по совершенствованию внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления.

Новизна: преподавание  развивающего курса «В мире логики» является способом системного обучения, приводящего к интенсивному общему развитию детей.

При реализации программы используется личностный подход к формированию умения решать логические, нестандартные, творческо – поисковые, словесно – дидактические, пространственно- комбинаторные и другие познавательные задачи.

Во внеурочную деятельность «В мире логики» вовлечены учащиеся 3 класса  в возрасте 9-10 лет.

Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, занятия проводятся во второй половине дня.

Направленность: общеинтеллектуальная

Срок реализации: 1полугодие

        Цель: планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации.

          Задачи:

1.     Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.

2.     Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и уметь использовать полученные знания на практике.

3.     Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению.

Принципы организации занятий

Ø  Наглядность, сознательность и активность;

Ø  доступность и мера; научность;

Ø  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Ø  систематичность и последовательность;

Ø  прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью;

Ø  воспитание в процессе обучения;

Ø  вариативный подход.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

ü Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

ü Работа в парах.

ü Групповые формы работы.

ü Дифференцированная работа.

ü Фронтальная проверка и контроль.

ü Самооценка выполненной работы.

ü Дидактическая игра.

 

                             ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

В результате изучения данного курса, в  третьем классе обучающиеся получат возможность ля формирования личностных результатов:

Ø уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

Ø сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

 

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами в третьем классе является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Ø формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Ø формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Ø осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УУД:

Ø овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

Ø соблюдать нормы этики и этикета;

Ø овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам;

Ø устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Ø учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Ø учиться аргументировать, доказывать;

Ø учиться вести дискуссию.

 

Предметные результаты

Предметными результатами изучения курса в третьем классе является формирование следующих умений:

Ø выделять свойства предметов;

Ø сопоставлять части и целое для предметов и действий;

Ø описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

Ø приводить примеры истинных и ложных высказываний;

Ø приводить примеры отрицаний;

Ø проводить аналогию между разными предметами;

Ø выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

Ø рассуждать и доказывать свою мысль и своё решение.

 

Формы контроля промежуточных и конечных  результатов

 

Отслеживание формирования мыслительных операций проводится по тестам, которые помогают выявить имеющиеся трудности, пробелы и скорректировать дальнейшую работу с учеником.

                                     

                                        СОДЕРЖАНИЕ

1.     Сравнение и классификация- 4ч

    Признаки объекта. Выделение признаков. Упорядочивание признаков. Сходство и   различие объектов.

     Сравнение и его значение. Сравнение на основе выделения существенных признаков.

     Выявление признаков отличия и сходства.

     Классификация и её значение. Правила классификации. Ошибки в классификации.

     Классификация и деление целого на части. Вопросы. Классификация вопросов.

 

2.     Родовидовые отношения между понятиями – 3ч

Понятия «род», «вид», связь между ними. Отношения «род-вид-элемент». Видовые

отличия. Отношения «часть – целое». Причинно- следственные отношения. Схема проверки причинно – следственных отношений.

 

3.     Умозаключение – 1ч

Суждение, заключение (вывод), умозаключение. Построение и анализ умозаключений.

 

4.     Аналогии – 4ч

Понятие аналогии. Подбор и использование аналогий. Нахождение закономерностей и построение аналогий. Аналогия на основе установления отношений между понятиями. Аналогичные цепочки.

 

5.     Логические задачи – 3 ч

Сущность логических цепочек. Логические задачи на упорядочивание, задачи – ловушки. Алгоритм решения задач на упорядочивание.

Логические задачи на родственные отношения.

Логические задачи на совмещение, сравнение, различие, отрицание.

 

6.     Закономерности – 1ч

Понятие закономерности. Числовые и словесные закономерности. Определение и составление закономерностей. Поиск и установление закономерностей.

 

7.     Повторение изученного – 1ч

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема

К-во час.

Форма проведения

Форма  контроля

                                            Сравнение и классификация- 4ч

 

1.

Понятие «Логика». Сравнение и его значение.

1

Практическое занятие

Продолжи предложение

2.

Выявление признаков различия и сходства.

1

Практическое занятие

Игра

3.

Классификация. Правила классификации.

1

Практическое занятие

Устный опрос

4.

Тест по теме «Выделение признаков. Сравнение. Классификация»

1

Самостоятельная работа

Тест

 

                            Родовидовые отношения между понятиями – 3ч

 

5.

Отношения «род-вид» между понятиями. Упорядочивание по родовым понятиям.

1

Практическое занятие

Заполни таблицу

6.

Виды отношений между понятиями.

1

Практическое занятие

Творческая работа

7.

Тест по теме «Отношения между понятиями»

1

Самостоятельная работа

Тест

 

                                       Умозаключение – 1ч

 

8.

Умозаключение.

1

Практическое занятие

Вставить пропущенные слова в определение

                                                Аналогии – 4ч

 

 

9.

Аналогия. Нахождение закономерностей и построение аналогий.

1

Практическое занятие

Устный опрос

10.

Придумывание по аналогии.

1

Практическое занятие

Работа с пословицами

11.

Аналогичные цепочки.

1

Практическое занятие

Наблюдение

12.

Тест по теме «Аналогия»

1

Самостоятельная работа

Тест

                                                    Логические задачи -3ч

 

13.

Сущность логических цепочек. Логические задачи на упорядочивание, задачи – ловушки.

1

Практическое занятие

Устный опрос

14.

Логические задачи на родственные отношения.

 

1

Практическое занятие

Заполни таблицу

15.

Тест по теме «Логические задачи»

1

Самостоятельная работа

Тест

                                                         Закономерности- 1ч

 

16.

Понятие закономерности. Числовые и словесные закономерности. Определение и составление закономерностей

1

Практическое занятие

Игра

Повторение изученного – 1ч

17.

Итоговый тест по курсу «В мире логики»

1

Самостоятельная работа

Тест

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поедугинская основная общеобразовательная школа- детский сад»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поедугинская основная общеобразовательная школа- детский сад»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо…

Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и уметь использовать полученные знания на…

Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и уметь использовать полученные знания на…

Регулятивные УУД: Ø формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Ø формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Ø осваивать…

Регулятивные УУД: Ø формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Ø формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Ø осваивать…

Сравнение и классификация- 4ч

Сравнение и классификация- 4ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Тест

Тест
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020