Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поедугинская основная общеобразовательная школа- детский сад»
Принята: на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 29.08.2019г. |
Утверждаю: Директор школы ______/Петухов В.В./ Приказ № 68 от 30.08. 2019г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире логики»
Класс - 3
Срок реализации: 1 год
Учитель: Быкова Г.И.
Поедуги, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо развитыми творческими началами.
Развивающий курс «В мире логики» является актуальным для общеобразовательной школы, так как решение проблемы формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности имеет практическую значимость: формируемые оценки, приёмы и навыки необходимы для детей данной возрастной группы и востребованы в их повседневной жизни.
Программа «В мире логики» разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребёнка.
Данная программа адаптирована и составлена на основе развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной. Она носит обучающий и развивающий характер и реализуется через систему занятий по совершенствованию внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления.
Новизна: преподавание развивающего курса «В мире логики» является способом системного обучения, приводящего к интенсивному общему развитию детей.
При реализации программы используется личностный подход к формированию умения решать логические, нестандартные, творческо – поисковые, словесно – дидактические, пространственно- комбинаторные и другие познавательные задачи.
Во внеурочную деятельность «В мире логики» вовлечены учащиеся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, занятия проводятся во второй половине дня.
Направленность: общеинтеллектуальная
Срок реализации: 1полугодие
Цель: планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации.
Задачи:
1. Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.
2. Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и уметь использовать полученные знания на практике.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению.
Принципы организации занятий
Ø Наглядность, сознательность и активность;
Ø доступность и мера; научность;
Ø учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Ø систематичность и последовательность;
Ø прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью;
Ø воспитание в процессе обучения;
Ø вариативный подход.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
ü Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
ü Работа в парах.
ü Групповые формы работы.
ü Дифференцированная работа.
ü Фронтальная проверка и контроль.
ü Самооценка выполненной работы.
ü Дидактическая игра.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
В результате изучения данного курса, в третьем классе обучающиеся получат возможность ля формирования личностных результатов:
Ø уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
Ø сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами в третьем классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Ø формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Ø формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Ø осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УУД:
Ø овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
Ø соблюдать нормы этики и этикета;
Ø овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам;
Ø устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Ø учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Ø учиться аргументировать, доказывать;
Ø учиться вести дискуссию.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса в третьем классе является формирование следующих умений:
Ø выделять свойства предметов;
Ø сопоставлять части и целое для предметов и действий;
Ø описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
Ø приводить примеры истинных и ложных высказываний;
Ø приводить примеры отрицаний;
Ø проводить аналогию между разными предметами;
Ø выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
Ø рассуждать и доказывать свою мысль и своё решение.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов
Отслеживание формирования мыслительных операций проводится по тестам, которые помогают выявить имеющиеся трудности, пробелы и скорректировать дальнейшую работу с учеником.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сравнение и классификация- 4ч
Признаки объекта. Выделение признаков. Упорядочивание признаков. Сходство и различие объектов.
Сравнение и его значение. Сравнение на основе выделения существенных признаков.
Выявление признаков отличия и сходства.
Классификация и её значение. Правила классификации. Ошибки в классификации.
Классификация и деление целого на части. Вопросы. Классификация вопросов.
2. Родовидовые отношения между понятиями – 3ч
Понятия «род», «вид», связь между ними. Отношения «род-вид-элемент». Видовые
отличия. Отношения «часть – целое». Причинно- следственные отношения. Схема проверки причинно – следственных отношений.
3. Умозаключение – 1ч
Суждение, заключение (вывод), умозаключение. Построение и анализ умозаключений.
4. Аналогии – 4ч
Понятие аналогии. Подбор и использование аналогий. Нахождение закономерностей и построение аналогий. Аналогия на основе установления отношений между понятиями. Аналогичные цепочки.
5. Логические задачи – 3 ч
Сущность логических цепочек. Логические задачи на упорядочивание, задачи – ловушки. Алгоритм решения задач на упорядочивание.
Логические задачи на родственные отношения.
Логические задачи на совмещение, сравнение, различие, отрицание.
6. Закономерности – 1ч
Понятие закономерности. Числовые и словесные закономерности. Определение и составление закономерностей. Поиск и установление закономерностей.
7. Повторение изученного – 1ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
К-во час. |
Форма проведения |
Форма контроля |
Сравнение и классификация- 4ч
|
||||
1. |
Понятие «Логика». Сравнение и его значение. |
1 |
Практическое занятие |
Продолжи предложение |
2. |
Выявление признаков различия и сходства. |
1 |
Практическое занятие |
Игра |
3. |
Классификация. Правила классификации. |
1 |
Практическое занятие |
Устный опрос |
4. |
Тест по теме «Выделение признаков. Сравнение. Классификация» |
1 |
Самостоятельная работа |
Тест |
Родовидовые отношения между понятиями – 3ч
|
||||
5. |
Отношения «род-вид» между понятиями. Упорядочивание по родовым понятиям. |
1 |
Практическое занятие |
Заполни таблицу |
6. |
Виды отношений между понятиями. |
1 |
Практическое занятие |
Творческая работа |
7. |
Тест по теме «Отношения между понятиями» |
1 |
Самостоятельная работа |
Тест |
Умозаключение – 1ч
|
||||
8. |
Умозаключение. |
1 |
Практическое занятие |
Вставить пропущенные слова в определение |
Аналогии – 4ч
|
||||
9. |
Аналогия. Нахождение закономерностей и построение аналогий. |
1 |
Практическое занятие |
Устный опрос |
10. |
Придумывание по аналогии. |
1 |
Практическое занятие |
Работа с пословицами |
11. |
Аналогичные цепочки. |
1 |
Практическое занятие |
Наблюдение |
12. |
Тест по теме «Аналогия» |
1 |
Самостоятельная работа |
Тест |
Логические задачи -3ч
|
||||
13. |
Сущность логических цепочек. Логические задачи на упорядочивание, задачи – ловушки. |
1 |
Практическое занятие |
Устный опрос |
14. |
Логические задачи на родственные отношения.
|
1 |
Практическое занятие |
Заполни таблицу |
15. |
Тест по теме «Логические задачи» |
1 |
Самостоятельная работа |
Тест |
Закономерности- 1ч
|
||||
16. |
Понятие закономерности. Числовые и словесные закономерности. Определение и составление закономерностей |
1 |
Практическое занятие |
Игра |
Повторение изученного – 1ч |
||||
17. |
Итоговый тест по курсу «В мире логики» |
1 |
Самостоятельная работа |
Тест |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.