Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов
Оценка 4.6

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
6 кл—9 кл
16.01.2020
Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов
Статья. Екатерина. Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов.docx

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

 

Аннотация: статья посвящена изучению специфики поликультурного воспитания учащихся начальной школы. Огромное воспитательное воздействие педагога на учащихся начальной школы связано с тем, что учитель с самого начала пребывания учащихся в школе бывает для них непререкаемым авторитетом. Однако не всегда авторитет становится предпосылкой для успешного воспитания. Поликультурное воспитание строится на диалоговом, а не на монологовом взаимодействии.

Ключевые слова: младшие школьники, поликультурное воспитание, начальная школа.

 

В качестве основных механизмов поликультурного воспитания личности младшего школьника выступают воспитание, обучение, общение, деятельность. Формирование навыков поликультурного взаимодействия и взаимопонимания может также реализоваться посредством тренинга культурного ассимилятора, этнокультурной компетентности, ролевых и деловых игр.

Формами поликультурного воспитания личности младшего школьника выступают коллективные взаимоотношения и индивидуально-парные взаимодействия, которые могут быть намеренно организованными (опыт и знания, приобретаемый обучающимся в ходе участия в семинарах, лекциях, дискуссиях), частично организованными или стихийными (знания и опыт, обретаемый младшим школьником в семейных отношениях, в отношениях с ровесниками и взрослыми).

Образовательные учреждения призваны направлять воздействие на юное поколение социальной среды, транслировать ему научные, достоверные знания, нацеленные на формирование позитивного отношения к своему и иным народам, их культуре, истории.

Основа поликультурного воспитания личности младшего школьника и потенциальное пространство его динамики действуют и лежат, прежде всего, в эмпирическом опыте личности.

Содержание поликультурного воспитания обучающихся начальной школы строится на фундаменте ведущих ориентиров: социокультурной идентификации личности; воспитания положительного отношения к культурному окружению; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; развития навыков социального общения.

Важным компонентом поликультурного воспитания представляет реализация следующих личностно-ориентированных технологий:

1. Направленных собственно, на личность:

-   Методика решения вопросов поликультурного воспитания средствами дидактики (психологическое просвещение формирующейся личности, вовлечение ее в работу по изучению нюансов личностной психики, поведения и нюансов их взаимоотношений с окружающими людьми с целью самопознания, самораскрытия их самих в данной деятельности;

-   Психологическая диагностика проблем индивида;

-   Обучение основным способам общения, приемам бесконфликтного поведения, навыкам принимать решения и анализировать ситуации;

-   Обучение главным приемам преодоления страхов и барьеров, развитие умения ориентироваться в непростых ситуациях, анализировать мотивы своего поведения и поступков иных людей, преодолевать депрессивные состояния).

2.     Имеющих своей целью помочь семье в поликультурном воспитании:

-   Анализ психологических условий развития толерантности у родителей;

-   Технология помощи семье в поликультурном развитии (пути продуктивного решения вопросов формирования толерантности в отношениях детей и родителей);

-   Механизмы проявления согласия и терпимости в семейных отношениях в зависимости от религиозной направленности и национальных особенностей семьи).

3. Направленных на развитие компетентности учителя, работающего в направлении поликультурного воспитания:

-   пути совершенствование компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного обучения (оценка сформированности базовых компетентностей);

-   развитие умения реализовать концепцию поликультурного обучения, углубление профессионального мастерства с учетом особенностей профессиональной педагогической работы по поликультурному воспитанию).

Условия эффективности воспитания поликультурной личности: 1) Наличие практически ориентированной и теоретически обоснованной Программы воспитания поликультурной личности и Концепции развития поликультурного образования. 2) опора на индивидуальный и возрастной подходы в реализации задач обучения. 3) Наличие специалистов, профессионально компетентных и внутренне мотивированных для проведения подобной деятельности с юным поколением. 4) Включенность родителей в деятельность по достижению целей поликультурного воспитания. 5) Создание организационно-методических возможностей для реализации такой работы (материальных, психолого-педагогических, организационных и методических).

Основными путями поликультурного воспитания выступают:

-      целенаправленная, каждодневная значительная работа с обучающимися по формированию общечеловеческих ценностей: «любовь», «добро», «жизнь», «семья», «дом», «Родина», «дружба»;

-      реализация лозунга «Все разные - все равны!»;

-      деятельность по соблюдению правозащитных функций и реализации прав человека, формированию правильной национальной идентичности, предоставляющие возможность обеспечить жизнь, достойную человека;

-      преодоление распространенного в наше время так называемого «мачоизма», основоположенного на подавлении и давлении на других и, наоборот, формирование ответственности, мужественности и патриотизма.

По отношению к младшему школьному периоду главенствующий принцип педагогики, базирующийся на философии диалога, - принцип позитивности, характеризуют:

-   раскрытие перед обучающимся начальной школы его собственных возможностей в разных видах деятельности;

-   позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных способностей и возможностей.

Таким образом, обсуждая предстоящую работу, ребенок должен иметь возможность высказывать предложения, а задача педагога - обсудить их совместно. Мнение ребенка должно быть учтено и взрослым, и детьми, а реакция на разные предложения - доброжелательной, заинтересованной.

 

Список литературы

1.      Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2014. - 576 с.

2.      Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2017. -32с.

3.      Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественные труд: 1–4й классы: кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул [и др.]. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

 

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов

Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020