Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" 1 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" 1 класс

Оценка 4.6
doc
18.11.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" 1 класс
Веселая грамматика.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»

 

              

 

                                                                                                                                                                               Приложение к ООП ООО                                                                                                                                                           

Приказ  от 30.08.2019 г. № 187-О                

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»

 

1 класс

 

Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.

 

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» 

Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Веселая грамматика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык». Программа предназначена для работы с учащимися 1 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 33 часа.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность  самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться  целях, задачах, средствах  условиях общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

 

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                          

 Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                          

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                      

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

 

II. Содержание программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» 

 

«Путешествия по Стране Слов» (33 часа)  Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка. Составление слов. Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя,  родной город Клин…Праздник «День Вежливости».

Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др. Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница». Праздник «Путаница».

Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др. Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др. Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

 

III. Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Дата

по

плану

Дата

факт

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

I четверть 8 ч

«Путешествия по Стране Слов» (33 часа)

1.

04.09.

 

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1 ч.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2.

11.09.

 

В страну слов. Первые встречи.

1 ч.

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

3.

18.09.

 

К тайнам волшебных слов.

1 ч.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

4.

25.09.

 

Выбор друзей в Стране Слов.

1 ч.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

5.

02.10.

 

К несметным сокровищам Станы Слов.

1 ч.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

6.

09.10.

 

Чудесные превращения слов.

1 ч.

 Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

7.

16.10.

 

В гости к Алфавиту.

1 ч.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

8.

23.10.

 

К тайнам звуков и букв.

1 ч.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

II четверть 8 ч

9.

06.11.

 

Встреча с Радугой.

 

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

10.

13.11.

 

В Страну Говорящих Скал.

 

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

11.

20.11.

 

В  глубь веков на Машине времени.

 

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

12.

27.11.

 

В Королевстве ошибок.

 

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

13.

04.12.

 

В Страну Слогов.

 

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

14.

11.12.

 

Неожиданная остановка в пути.

 

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

15.

18.12.

 

В удивительном городе Неслове.

 

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

16.

25.12.

 

Чудеса в Стране Слов.

 

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

III четверть 9 ч

17.

15.01.

 

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

 

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

18.

22.01.

 

На карнавале слов.

 

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.

Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

19.

29.01.

 

В Театре близнецов.

 

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

20.

05.02.

 

Конкурс знающих.

 

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

21.

12.02.

 

Новое представление.

 

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

22.

19.02.

 

Необычный урок.

 

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

23.

04.03.

 

Следопыты развлекают гостей.

 

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

24.

11.03.

 

В Клубе весёлых человечков.

 

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

25.

18.03.

 

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

 

 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов.  Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

IV четверть 8 ч

26.

01.04.

 

Экскурсия в прошлое.

 

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

27.

08.04.

 

Полёт в будущее.

 

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

28.

15.04.

 

Волшебник Ударение.

 

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

29.

22.04.

 

Зачем шипят шипящие?

 

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

30.

29.04.

 

Волшебное слово предлог.

 

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

31.

06.05.

 

Привет, пословица!

 

Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы.

32.

13.05.

 

Русские народные загадки.

 

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

33.

20.05.

 

Итоговое занятие.

 

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Буквы русского алфавита. Родственные слова

Буквы русского алфавита. Родственные слова

III . Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа) №

III . Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа) №

Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения

Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения

Игры со словами – двойниками. 19

Игры со словами – двойниками. 19

Волшебное слово предлог.

Волшебное слово предлог.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2021