Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Приложение к ООП ООО
Приказ от 30.08.2019 г. № 187-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»
1 класс
Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.
2019 – 2020 учебный год
І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Веселая грамматика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык». Программа предназначена для работы с учащимися 1 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 33 часа.
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться целях, задачах, средствах условиях общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и
видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко -
буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с
парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
II. Содержание программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»
«Путешествия по Стране Слов» (33 часа) Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка. Составление слов. Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной город Клин…Праздник «День Вежливости».
Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др. Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница». Праздник «Путаница».
Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др. Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др. Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ |
Дата по плану |
Дата факт |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности обучающихся |
I четверть 8 ч |
|||||
«Путешествия по Стране Слов» (33 часа) |
|||||
1. |
04.09. |
|
В мире безмолвия и неведомых звуков. |
1 ч. |
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». |
2. |
11.09. |
|
В страну слов. Первые встречи. |
1 ч. |
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». |
3. |
18.09. |
|
К тайнам волшебных слов. |
1 ч. |
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». |
4. |
25.09. |
|
Выбор друзей в Стране Слов. |
1 ч. |
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. |
5. |
02.10. |
|
К несметным сокровищам Станы Слов. |
1 ч. |
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». |
6. |
09.10. |
|
Чудесные превращения слов. |
1 ч. |
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. |
7. |
16.10. |
|
В гости к Алфавиту. |
1 ч. |
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». |
8. |
23.10. |
|
К тайнам звуков и букв. |
1 ч. |
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». |
II четверть 8 ч |
|||||
9. |
06.11. |
|
Встреча с Радугой. |
|
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». |
10. |
13.11. |
|
В Страну Говорящих Скал. |
|
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова». |
11. |
20.11. |
|
В глубь веков на Машине времени. |
|
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. |
12. |
27.11. |
|
В Королевстве ошибок. |
|
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. |
13. |
04.12. |
|
В Страну Слогов. |
|
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». |
14. |
11.12. |
|
Неожиданная остановка в пути. |
|
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. |
15. |
18.12. |
|
В удивительном городе Неслове. |
|
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». |
16. |
25.12. |
|
Чудеса в Стране Слов. |
|
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. |
III четверть 9 ч |
|||||
17. |
15.01. |
|
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
|
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. |
18. |
22.01. |
|
На карнавале слов. |
|
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. |
19. |
29.01. |
|
В Театре близнецов. |
|
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. |
20. |
05.02. |
|
Конкурс знающих. |
|
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. |
21. |
12.02. |
|
Новое представление. |
|
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». |
22. |
19.02. |
|
Необычный урок. |
|
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. |
23. |
04.03. |
|
Следопыты развлекают гостей. |
|
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. |
24. |
11.03. |
|
В Клубе весёлых человечков. |
|
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. |
25. |
18.03. |
|
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
|
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». |
IV четверть 8 ч |
|||||
26. |
01.04. |
|
Экскурсия в прошлое. |
|
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. |
27. |
08.04. |
|
Полёт в будущее. |
|
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». |
28. |
15.04. |
|
Волшебник Ударение. |
|
Роль ударения в слове. Понятие «омограф» |
29. |
22.04. |
|
Зачем шипят шипящие? |
|
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима» |
30. |
29.04. |
|
Волшебное слово предлог. |
|
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. |
31. |
06.05. |
|
Привет, пословица! |
|
Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы. |
32. |
13.05. |
|
Русские народные загадки. |
|
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. |
33. |
20.05. |
|
Итоговое занятие. |
|
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.