Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" 1 класс

  • doc
  • 18.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Веселая грамматика.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»

 

              

 

                                                                                                                                                                               Приложение к ООП ООО                                                                                                                                                           

Приказ  от 30.08.2019 г. № 187-О                

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»

 

1 класс

 

Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.

 

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» 

Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Веселая грамматика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык». Программа предназначена для работы с учащимися 1 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 33 часа.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность  самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться  целях, задачах, средствах  условиях общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

 

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                          

 Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                          

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                      

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

 

II. Содержание программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» 

 

«Путешествия по Стране Слов» (33 часа)  Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка. Составление слов. Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя,  родной город Клин…Праздник «День Вежливости».

Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др. Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница». Праздник «Путаница».

Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др. Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др. Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

 

III. Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Дата

по

плану

Дата

факт

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

I четверть 8 ч

«Путешествия по Стране Слов» (33 часа)

1.

04.09.

 

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1 ч.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2.

11.09.

 

В страну слов. Первые встречи.

1 ч.

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

3.

18.09.

 

К тайнам волшебных слов.

1 ч.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

4.

25.09.

 

Выбор друзей в Стране Слов.

1 ч.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

5.

02.10.

 

К несметным сокровищам Станы Слов.

1 ч.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

6.

09.10.

 

Чудесные превращения слов.

1 ч.

 Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

7.

16.10.

 

В гости к Алфавиту.

1 ч.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

8.

23.10.

 

К тайнам звуков и букв.

1 ч.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

II четверть 8 ч

9.

06.11.

 

Встреча с Радугой.

 

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

10.

13.11.

 

В Страну Говорящих Скал.

 

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

11.

20.11.

 

В  глубь веков на Машине времени.

 

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

12.

27.11.

 

В Королевстве ошибок.

 

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

13.

04.12.

 

В Страну Слогов.

 

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

14.

11.12.

 

Неожиданная остановка в пути.

 

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

15.

18.12.

 

В удивительном городе Неслове.

 

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

16.

25.12.

 

Чудеса в Стране Слов.

 

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

III четверть 9 ч

17.

15.01.

 

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

 

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

18.

22.01.

 

На карнавале слов.

 

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.

Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

19.

29.01.

 

В Театре близнецов.

 

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

20.

05.02.

 

Конкурс знающих.

 

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

21.

12.02.

 

Новое представление.

 

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

22.

19.02.

 

Необычный урок.

 

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

23.

04.03.

 

Следопыты развлекают гостей.

 

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

24.

11.03.

 

В Клубе весёлых человечков.

 

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

25.

18.03.

 

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

 

 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов.  Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

IV четверть 8 ч

26.

01.04.

 

Экскурсия в прошлое.

 

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

27.

08.04.

 

Полёт в будущее.

 

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

28.

15.04.

 

Волшебник Ударение.

 

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

29.

22.04.

 

Зачем шипят шипящие?

 

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

30.

29.04.

 

Волшебное слово предлог.

 

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

31.

06.05.

 

Привет, пословица!

 

Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы.

32.

13.05.

 

Русские народные загадки.

 

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

33.

20.05.

 

Итоговое занятие.

 

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.