Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа N2 5»
Рассмотрено на педагогическом совете «ООШ № 5»
Протокол № от Е. Ширшова
2019 г. от
2019 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Отряд ЮИДД» (Юные инспектора дорожного движения)
2019 -2020 учебный год
Разработчик: Дудина ЕМ.
учитель ОБЖ
I квалификационная категория
с. Большое Трифоново, 2019г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы. Общеобразовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе ряда общеобразовательных программ (модифицированная). Создает условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Общеобразовательная программа «Юный инспектор дорожного движения» разработана педагогом и утверждена директором ДДТ с учетом социального заказа на образовательную деятельность, а так же с учетом рекомендаций примерной образовательной программы дополнительного образования детей. Программа «Юный инспектор дорожного движения» включает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание, список литературы.
Нормативно-правовое обоснование общеобразовательной программы «Юный инспектор дорожного движения» базируется на Уставе учреждения, Образовательной программе учреждения, Программе развития учреждения, иных локальных актах учреждения, Федеральных и региональных нормативно-правовых документах, с одной стороны регламентирующих сферу дополнительного образования детей, а с другой стороны определяющих требования к внедрению и развитию современных информационных и коммуникационных технологий в сфере образования. Такого рода требования и положения с разной степенью детализации отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжении Правительства РФ от 04 сентября 2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 г.», Указах Президента России «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», «О мерах по реализации политики в области образования»; Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
Новизна программы.
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна. Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное неуклонно выполнять.
Актуальность программы
Сохранить жизнь и здоровье детей значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожнотранспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах, крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Педагогическая целесообразность
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.
Исследования психологов показали, что улица и транспорт это элементы окружающей среды и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Дорожно-транспортное происшествие это трагедия. И в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Познавательные программы, турниры, олимпиады, соревнования, развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам дорожного движения. Их основная цель — смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный и эффективный психологический отдых.
Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний.
Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на дорогах и улицах является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.
Цель: Создать условия для обучения, воспитания, развития ребенка, знающего нормы, требования и правила поведения участников дорожного движения.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
выработка у воспитанников активной жизненной позиции; закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах; привлечение воспитанников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников; расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей; участие отрядов ЮИД в проведении соревнований «Безопасное колесо».
активизация деятельности ДДТ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, воспитанников культуре поведения на улицах и дорогах; обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы педагогов по организации образовательного процесса в области безопасности движения• создание системы общественных мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников; организация методической помощи педагогам и родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического - коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она не имеет аналогов в образовательном учреждении, где проходит ее реализация, является единственным источником учебно-практических знаний по правилам и практическим знаниям поведения на проезжей части.
1
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, беседы, пропаганда безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы и т.д.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы 412 часов, которые распределяются следующим образом:
- первый год обучения- 92 часа,
- второй год — 320 часов
Наполняемость групп — 7-10 человек. Возраст обучающихся с 11 до 18 лет. Занятия носят групповой характер.
Основные методы, используемые для реализации программы детского объединения: В обучении — практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Виды деятельности:
- создание уголка безопасности дорожного движения;
- изучение правил дорожного движения и их пропаганда;
- встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- встречи с медицинским работником;
- проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности; - проведение игр, конкурсов, соревнований.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильного решения;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Формы подведения итогов реализации программы
ВЫСТВКИ ПРИДНИКИ театрализованные представления соревнования конкурсы агитбригады
Личностные, метапредметные и предметные результаты программы.
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юный инспектор дорожного движения»; способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей; Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений педагога, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличающиеся от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Наглядные пособия, оборудование и инвентарь, используемые в работе с учащимися: Дополнительные материалы:
слайдовые презентации, видеофильмы; раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература Имидж Юных инспекторов движения:
Отряд Юных инспекторов движения имеет название, девиз, песню, эмблему, текст клятвы, значки, законы организации жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки детей: Должны знать:
опасные места вокруг ДДТ, школы, дома, на улицах и дорогах; безопасные участки улиц и дорог в селе; типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора; перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с ВКЛЮЧеННЫМИ проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми); движения группы детей в сопровождении взрослых; этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
План работы отряда ЮИД на 2019-2020 учебный год
|
Форма деятельности |
Мероприятие |
Дата проведения |
|
Сентябрь |
|
|
1 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда Определение структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, ответственных по направлениям. Выбор девиза, ечевки» |
|
2 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие «Положение об отрядах юных инспекто ов движения. |
|
3 |
Оказание помощи в проведении школьного месячника по профилактике безопасности дорожного движения |
Оказание помощи проведении викторин и бесед по пдд |
|
4 |
Оформление наглядной агитации и информационная деятельность |
Составление безопасных маршрутов движения по дороге: «дом-школа-дом», их распространение среди уч-ся 1-5 классов буклетов, оформление классных уголков по ПДД |
|
|
Октябрь |
|
|
5 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда «Мой безопасный маршрут» |
|
6 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие №2: «Элементарные вопросы теории движения автомобиля разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя» |
|
7 |
Пропагандистская работа отряда с учащимися начальной школы |
Занятия с учащимися начальной школы «Посвящение первоклассников в пешеходы» |
|
8 |
Оформление наглядной агитации и информационная деятельность |
Выпуск стенгазеты: «Мы за безопасную дорогу» |
|
|
||||
|
Ноябрь |
|
||||||
9 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда «Мы юные инспекто а ГАИ» |
|
|
||||
10 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие МЗ: «Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов». |
|
|
||||
11 |
Пропагандистская работа отряда с учащимися |
Выступление агитбригады «День памяти жертв ДТП» |
|
|
||||
|
12 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие N24: «Дорожная разметка и её ха акте истика» |
|
||||
|
|
|
декаб |
|||||
|
13 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда ЮИД: «Исто ия создания от ядов ЮИД>> |
|
||||
|
14 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие N25: «Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора. Выход на перекресток и ознакомление с работой светофора. Поведение пешеходов на регулируемых перекрестках. Спецмашины.» |
|
||||
|
15 |
Взаимодействие отряда и сотрудников ГИБДД |
Занятия отряда с сотрудниками ГИБДД по из ению ПДД. |
|
||||
|
16 |
Пропагандистская работа отряда с учащимися |
Организация конкурса рисунков «Будь внимателен на дороге, а особенно зимой!» |
|
||||
|
|
|
Январь |
|||||
|
17 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда «Знаток ПДД» |
|
||||
|
18 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие Мб: «Сигналы регулировщика, Тренировка в подаче сигналов регулировщика» |
|
||||
|
19 |
Взаимодействие отряда с воспитанниками детского сада |
Проведение игры «Путешествие в дорожную сказку» |
|
||||
|
20 |
Пропагандистская работа отряда с учащимися |
Игра с учащимися начальной школы: «Знатоки до ожных знаков» |
|
||||
|
|
|
Февраль |
|||||
|
21 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда «Азбука велосипедиста» |
|
||||
22 Работа с родителями
23 Пропагандистская работа отряда с учащимися
24 Учёба юных инспекторов движения
Выступление на родительском собрании с агитбригадой «Родители пример для детей»
Проведение конкурса сочинений по профилактике ДТП среди учащихся школы
|
Март |
||
25 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда «Мы знаем азб ку движения на пять» |
|
26 |
Пропагандистская работа отряда с дошкольниками |
Театрализованная постановка по ПДД для воспитанников детского сада. |
|
27 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие N28: «Устная пропаганда Правил дорожного движения среди учащихся и дошкольников. Подготовка и проведение беседы. Проведение игр по безопасности движения. Наглядные пособия, техника их изготовления.» |
|
|
Апрель |
||
28 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда «Законы до ог уважай» |
|
29 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие .N29: «Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила для велосипедиста » |
|
30 |
Взаимодействие отряда и сотрудников ГИБДД |
Участие в акциях «Внимательный пешеход», «Воспитанный водитель» |
|
31 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие N210: «Виды и причины дорожнотранспортных происшествий. Правила поведения при ДТП» |
|
32 |
Пропагандистская работа отряда с чащимися |
Викторина «Эрудиты ПДД» |
|
|
Май |
||
33 |
Организационная деятельность |
Сбор отряда ЮИД «Итоги работы отряда ЮИД» |
|
34 |
Учёба юных инспекторов движения |
Занятие №11: Зачет по программе ЮИД. Оформление дневника отряда ЮИД о проделанной работе. |
|
Занятие N27: «Правила дорожного движения для велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов»
35 |
Пропагандистская работа отряда с учащимися |
Выступление агитбригады на школьной линейке в честь Дня защиты детей «Возьми за правило — соблюдать правила! » |
|
Содержание программы
Положение об отрядах юных инспекторов движения Определение структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Выбор девиза, речевки. Разучивание песни «Марш юных инспекторов движения».
ЗАДАНИЕ: оборудовать уголок «ЮИД в действии!»; заполнить рабочие тетрадидневники, Подобрать форму ЮИД.
ЗАНЯТИЕ (Октябрь)
Элементарные вопросы теории движения автомобиля разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя.
ЗАДАНИЕ: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части дороги перед приближающимся транспортом. Использовать примеры детского дорожно-транспортного травматизма по городу, району, области.
ЗАНЯТИЕ МЗ (Ноябрь)
Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.
ЗАДАНИЕ: изучить общие обязанности участников движения. Изготовить макет дорожного знака «Пешеходный переход» и провести с детьми 1-3 классов беседу об этом знаке. Начертить с детьми перекресток (или воспользоваться транспортной площадкой) и изучить с детьми правила перехода улицы.
ЗАНЯТИЕ N24 (Ноябрь)
ПДД. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.
ЗАДАНИЕ: изучить разметку проезжей части. Вывести детей на экскурсию на ближайший перекресток и объяснить на практике то, что изучили в теории.
ЗАНЯТИЕ N25 (Декабрь)
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора. Выход на перекресток и ознакомление с работой светофора. Поведение пешеходов на регулируемых перекрестках. Спецмашины.
ЗАДАНИЕ: изучить фазы цикла светофора. Провести занятие с детьми «Трехцветный друг». Изготовить модель действующего светофора и продемонстрировать его работу в подшефных детских садах и начальных классах.
ЗАНЯТИЕ N26 (январь)
Сигналы регулировщика. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика на перекрестке. Если в городе все перекрестки регулируемые, попросить сотрудников ГИБДД провести показательный урок.
ЗАДАНИЕ: отработать сигналы регулировщика. Изготовить жезлы на весь отряд. Провести в младших классах занятие «Регулировщик-постовой».
ЗАНЯТИЕ 7 (февраль)
«Правила дорожного движения для велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов»
ЗАНЯТИЕ N2 8 (март)
Устная пропаганда ПДД среди учащихся и дошкольников. Подготовкам проведение беседы. Проведение игр по безопасности движения, Наглядные пособия, техника их изготовления.
ЗАДАНИЕ: в тетради составить текст беседы по Правилам дорожного движения. Придумать и записать игры.
ЗАНЯТИЕ N29 (апрель)
Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов ПДД для велосипедистов,
ЗАДАНИЕ: прочитать книгу А.В. Седова «Твой друг — велосипед». Взять на учет всех велосипедистов. Провести с ними теоретические и практические занятия с приемом зачетов у тех, кому исполнилось 14 лет, и выдачей им «Удостоверения велосипедиста».
ЗАНЯТИЕ N210 (апрель)
«Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при ДТП»
ЗАНЯТИЕ N211 (май)
Зачет по программе ЮИД. Оформление дневника отряда ЮИД о проделанной работе.
ЗАДАНИЕ: провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в младших классах и подшефных детских садах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.