Модуль «Дорога к человечности»
Цель: формирование активной жизненной позиции школьников,
сознательное отношение к своим правам и обязанностям,
к законам как повседневной норме поведения.
Задачи:
· Воспитывать культуру речи, правила поведения в общественных местах.
· Формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
· Привить нравственные понятия и принципы: деликатность, доброту, внимание к окружающим, уважение к личности.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 30
внеаудиторных – 4
Характеристика основных результатов.
Учащиеся должны знать/понимать:
- нравственные ценности;
- нравственную культуру (самовоспитание, самосовершенствование );
- необходимость проявления нравственного поведения в обычной жизни и в непредвиденных ситуациях;
- необходимость практического применения нравственных знаний и умений.
Учащиеся должны уметь:
- применять общепринятые правила коммуникации;
- предъявлять нравственные требования к себе и своему поведению, к окружающим и их поведению.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на занятии с помощью воспитателя и самостоятельно.
· Учиться совместно с воспитателем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Учиться планировать учебную деятельность.
· Высказывать свою версию.
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с воспитателем.
Познавательные УУД:
· Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
· Добывать новые знания: находить необходимую информацию в словарях и энциклопедиях.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на занятии.
Планируемый результат.
· знание правил этики, культуры речи;
· представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
· уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
· бережное, гуманное отношение ко всему живому;
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма воспитательной деятельности |
Элементарный минимум содержания образования |
Измерит. образцы заданий, вид контроля |
Литература |
1 |
«Здравствуй, школа!» |
сентябрь |
Торжественная линейка. (в) |
|
|
|
2 |
Этикет или просто хорошие манеры. Культура общения. |
|
Занятие-игра. |
Знакомство с историей развития этикета. Понятие об этикете как обязательных правилах поведения и речи. |
Тест «Зачем нам этикет?» |
129(5), 12,22(8), 31(6) |
3 |
Умеем ли мы общаться? Культура спора. |
|
Дискуссия. |
Правила ведения спора, умение выслушивать мнение других, доказывать собственную точку зрения. |
|
137(4),22(8) |
4 |
Правила этикета: движения при общении. Вежливый слушатель. |
|
Практикум. |
Правильные движения при общении. Умения правильно садиться, сидеть, вставать, стоять, ходить, наклоняться и жестикулировать при деловом и личностном общении. Слушание как вид речевой деятельности. Этикет говорящего и слушающего. |
Составление памятки. |
41(8),176(5) |
5 |
«День учителя-праздник признания». Выставка плакатов «Учителям посвящается». |
октябрь |
Концертная программа. (в) |
|
|
|
6 |
Культура приветствия, обращения и знакомства. |
|
Практикум. |
Культура речи, общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия. Этикетные правила знакомства. |
Составление памятки. |
172(5),28(8) |
7 |
Этикет подарка. |
|
Занятие-тренинг. |
Правила выбора подарка, поведение при дарении и получении подарка. Игра «Поздравляю с праздником». |
|
174(5),64(1) 108(2) |
8 |
Доброжелательность и равнодушие. |
ноябрь |
Занятие-практикум. |
Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «На катке», «Бабка». |
|
131(5) |
9 |
Забота. |
|
Беседа-размышление. |
Забота о близких людях, умение предложить помощь слабым, тем, кто попал в беду; забота о братьях наших меньших. В.Осеева «Просто старушка», сказка «Старый дед и внучек». |
|
179(9),145(4) |
10 |
Услышать сердце человека. |
|
Ролевая игра. |
Знакомство с понятиями «воспитанность», «такт», «милосердие». ( Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, переживания, радость или боль, прикоснуться к человеческим чувствам.) |
|
48(8) |
11 |
Познай самого себя. Как добиться успеха? |
|
Сюжетно-ролевая игра. |
Стимулирование учащихся к познанию собственного Я. Способности, достоинства и недостатки. Знакомство с формулой спеха. |
Тест. |
61,69(8) |
12 |
«Милой маме посвящается…" |
|
Акция. |
Воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме. |
Рисунки «Вот какие наши мамы». |
|
13 |
Взаимопонимание в классе. |
декабрь |
|
Представление о согласии, взаимопонимании с одноклассниками как одной из сторон общения. Умения находить взаимопонимание, разрешать разногласия, противоречия с помощью просьбы, убеждения, спора, беседы, научить видеть причины отсутствия взаимопонимания; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения. |
|
70(8) |
14 |
Мои сверстники и друзья. |
|
Игра-соревнование. |
Представление о друге как о верном товарище; отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей; умение договариваться. |
Анкетирование. |
37(3) |
15 |
Один за всех и все за одного. О дружбе и товариществе. |
|
Командные соревнования. |
Правила настоящей дружбы; правила дружной работы; правила честной игры и состязаний. |
Тест. |
135,204(5), 42,108(4) |
16 |
«Новогодний карнавал» |
|
Праздничная программа. (в) |
|
|
|
17 |
Справедливость к одноклассникам и к себе. |
январь |
Беседа-диалог. |
Понятие «справедливость» (к другим людям и к себе). Осмысление отношений в классе. Игры-ситуации. |
|
74(8) |
18 |
Игры на доверие. |
|
Занятие-практикум.
|
Умение понимать состояние другого человека, выражение эмоций, развитие наблюдательности, внимания, доверительности и интуиции. |
|
56(8) |
19 |
Правда и ложь. |
|
Занятие-беседа. |
Виды лжи; причины возникновения желания лгать. Оценка собственных поступков и поступков окружающих; осознание детьми такой важной нравственной категории, как честность. Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «Тайное всегда становится явным». |
Тест «Правда и ложь» ( с.131(1)) |
51(4),119(1) |
20 |
Учимся говорить «Нет!» «Как важно собственное мнение» |
февраль |
Тренинг. |
Рассмотрение просьб, когда нужно уметь отказывать в школе, дома, на улице; формулы вежливого отказа. |
|
106(1) |
21 |
Что такое тактичность? |
|
Беседа-размышление. |
Правила тактичного поведения в различных ситуациях. |
|
133(1) |
22 |
«От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение. |
|
Занятие с психологом. |
Адекватная реакция на настроение другого человека как способ адаптации к окружающему миру; формирование коммуникативной компетенции детей. |
|
150(3) |
23 |
Как не прослыть неприятным человеком. |
|
Дискуссия. |
Взгляд на себя со стороны и избавление от плохих манер. |
|
178(5) |
24 |
Акция «Моей маме посвящается…» |
март |
Акция. |
|
|
|
25 |
О чистоте и порядке. |
|
Занятие-беседа. |
Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» |
|
141(5) |
26 |
Твой внешний вид. |
|
Практикум. |
Знакомство с четырьмя аспектами значения одежды в жизни людей: гигиеническим, эстетическим, профессиональным, сезонным. Соблюдение норм гигиены. |
|
154(3),45(8),146(5)
|
27 |
Обаяние и аккуратность. |
апрель |
Тренинг. |
Раскрытие понятий «обаятельный человек» и «аккуратный человек». |
|
150(5) |
28 |
Поведение дома, в семье. |
|
Занятие-беседа. |
Поведение детей дома, в семье; отношения к родным и близким. |
Тест «Много ли хлопот ты приносишь родителям?» |
142(5) |
29 |
Учителя и ученики. Поведение в школе. |
|
Практическое занятие. |
Отношение учеников к учителям; правила поведения в школе. |
Тест. |
152(5) |
30 |
Акция «Весенняя неделя добра». |
|
Акция. |
|
|
|
31 |
День Победы. |
май |
Праздничная программа. |
Расширение знаний детей о войне; воспитание уважения к защитникам Родины; развитие патриотических чувств. |
|
|
32 |
Поведение на улице, в транспорте. |
|
Занятие-тренинг. (в) |
Знакомство с правилами поведения на улице и в транспорте. Представление о видах общественного и специального транспорта. Речевые формулы, используемые на улице и в транспорте. |
|
168(4),112(1)51(3) |
33 |
Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны. |
|
Практикум. |
Умение учащихся смотреть на себя со стороны; анализировать своё поведение. Ситуации для обсуждения. |
|
167(5) |
34 |
Звёздный час вежливости. |
|
Игровая программа. |
Правила вежливости. |
Этикетные задачки. |
179(4) |
Литература:
1.А.В.Агафонова «Классные часы на темы этикета(тематические занятия, ролевые игры,тренинги). 1-4 классы». Москва: Издательство «Глобус»,2009.(Классное руководство).
2.Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Весёлый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка). Екатеринбург: «ЛИТУР»,2002.
3.Т.А.Соловьёва, Е.И.Рогалёва «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде». Москва: ВАКО,2008. (Педагокика.Психология.Управление).
4.Л.В.Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс.» Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.(Самый классный час).
5.Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы». Москва: ВАКО,2009. (Мастерская учителя).
6.О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы». Москва:ВАКО, 2007. (Педагогика. Психология. Управление).
7.Е.Л.Старункина «Этика и этикет в начальной школе». Москва: Школьная пресса, 2004.
8.Т.Н.Максимова «Классные часы: 3 класс». Москва: ВАКО, 2010. (Учебный год).
9.Г.Н.Сибирцова «Классные часы в 3-4 классах». Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. (Серия «Сердце отдаю детям»).
Модуль «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к ЗОЖ,
сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста,
пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи:
· Формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
· Способствовать обеспечению физического и психического саморазвития.
· Осознать потребность в здоровом образе жизни.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 28
внеаудиторных – 6
Характеристика основных результатов.
Учащиеся должны знать/понимать:
- что такое здоровье, стиль жизни, его значение для сохранения и укрепления здоровья;
- режим дня, основы правильного питания, правила личной и общественной гигиены и их влияние на состояние здоровья человека;
- вредные и полезные привычки, их последствия;
- название и расположение частей тела, органов и систем тела человека, функционирование внутренних органов;
- виды двигательной активности, комплексы физических упражнений полезные для работы сердца, легких, суставов, стопы, глаз, позвоночника (на осанку);
- правила поведения с разными людьми, их выражение чувств;
- правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте;
- позитивные и негативные качества личности, их влияние на состояние здоровья человека;
- средства и методы предупреждения и преодоления утомления и переутомления;
- влияние природы и окружающего мира на состояние здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
- следить за своим состоянием здоровья;
- соблюдать режим дня, питания, двигательной активности;
- выполнять правила личной и общественной гигиены;
- определять, что вредно и полезно, описывать деятельность основных частей тела человека;
- применять средства и методы по преодолению утомления и переутомления;
- соблюдать профилактические мероприятия по предупреждению распространенных инфекционных заболеваний.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
· установка на безопасный, здоровый образ жизни;
· потребность сотрудничества со сверстниками;
· доброжелательное отношение к сверстникам;
· стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Регулятивные УУД:
· понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
· проводить сравнение и классификацию объектов;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты:
· Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
· Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
· Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
· Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здорорвье человека.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма воспитательной деятельности |
Элементарный минимум содержания образования |
Измерит. образцы заданий, вид контроля |
Литература |
|
Тема 1. Чего не надо бояться. |
|
|
|
|
|
||
1 |
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. |
сентябрь |
Дискуссия. |
Проблемы неуверенных людей, возможные выходы из сложившихся ситуаций. Причины возникновения страха. |
|
140(1), 239(5) |
|
2 |
«День здоровья». |
|
Командные соревнования. (в) |
Формирование стремления вести здоровый образ жизни. |
|
|
|
Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. |
|
|
|
|
|
||
3 |
Спеши делать добро. |
|
Практикум. |
Чтение и обсуждение историй о доброте. |
|
144(1), 16(2) |
|
Тема 3. Почему мы говорим неправду. |
|
|
|
|
|
||
4 |
Поможет ли нам обман. «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках. |
|
Круглый стол. |
Ложь и правда. Воспитание этических качеств личности, осознание детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям. Значение пословиц и поговорок, чтение рассказов на данную тему. (С.Баруздин «За столом», Л.Н.Толстой «Правду сказал», Л.Пантелеев «Честное слово»). |
Тест «Правда и ложь». (с.131(1)) |
145(1), 51(2), 216(5) |
|
5 |
Фотокросс «Мы – здоровая нация». |
октябрь |
Выставка фотографий. |
|
|
|
|
Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей. |
|
|
|
|
|
||
6 |
Надо ли прислушиваться к советам родителей. |
|
Круглый стол. |
Требования, советы, просьбы и пожелания родителей. Послушание. |
|
147(1) |
|
7 |
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. |
|
Дискуссия. |
Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». |
Анкета. |
149(1), 248(5) |
|
Тема 5. Надо уметь сдерживать себя. |
|
|
|
|
|
||
8 |
Все ли желания исполнимы. |
ноябрь |
Круглый стол. |
Отличие мечты от капризов. |
|
151(1) |
|
9 |
Как воспитать в себе сдержанность. |
|
Занятие – практикум. |
Эмоции. Положительные и негативные эмоции. Влияние эмоций на организм человека. Управление эмоциями. |
Памятка. |
153(1) |
|
Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. |
|
|
|
|
|
||
10 |
Как отучить себя от вредных привычек. |
|
Деловая игра. |
Привычка. Вредные привычки. |
|
155(1), 263(6), 136(8) |
|
Тема 7. Как относиться к подаркам. |
|
|
|
|
|
||
11 |
Я принимаю подарок. |
декабрь |
Занятие-тренинг. |
Правила поведения при получении подарка. |
|
157(1), |
|
12 |
Я дарю подарки. |
|
Занятие-практикум. |
Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Использование творческих способностей при подготовке поздравлений и подарков. Индивидуальные и коллективные поздравления. |
Тест «Хитрые» вопросы этикета». |
159(1), 34(4) |
|
Тема 8. Как следует относиться к наказаниям. |
|
|
|
|
|
||
13 |
Наказание. |
|
Круглый стол. |
Правила поведения в обществе. Наказание. Поощрение. |
|
161(1), 21(8) |
|
Тема 9. Как нужно одеваться. |
|
|
|
|
|
||
14 |
Одежда. |
|
Занятие-беседа. |
Виды одежды. Уход за одеждой. Знакомство с четырьмя аспектами значения одежды в жизни людей: гигиеническим, эстетическим, профессиональным, сезонным. |
Памятка «Опрятность, аккуратность в одежде». |
162(1), 78(5) |
|
15 |
Соревнования на приз Деда Мороза. |
|
Командные соревнования. (в) |
|
|
|
|
Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми. |
|
|
|
|
|
||
16 |
Ответственное поведение. |
январь |
Практикум. |
Правила поведения с незнакомыми людьми. |
Памятка. |
164(1) |
|
Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит. |
|
|
|
|
|
||
17 |
Боль. |
|
Встреча с врачом. Занятие-практикум по оказанию первой помощи. (в) |
Боль. Правила поведения при первых признаках боли. Причины болезней у людей; признаки болезней. Как помочь больному. Беседа о профилактике болезней. |
Памятка «Оказание первой помощи». |
166(1), 90(4) |
|
Тема 12. Как вести себя за столом. |
|
|
|
|
|
||
18 |
Сервировка стола. |
|
Практикум. |
Сервировка. Этикет. |
Тест. |
168(1) |
|
19 |
Правила поведения за столом. |
|
Сюжетно-ролевая игра. |
Правила поведения за столом. Этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Непринуждённая беседа за столом, правила угощения. Понятия о хороших манерах. Сопутствующие сигналы: поза, нерезкие движения, приветливая улыбка. |
Памятка. |
170(1), 23(9) |
|
Тема 13. Как вести себя в гостях. |
|
|
|
|
|
||
20 |
Ты идёшь в гости. |
февраль |
Занятие - ролевая игра. |
Правила поведения в гостях. Приглашение гостей в устной и письменной форме. Приём гостей. Закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом, умение вести беседу за едой. Беседа с гостем, совместные занятия (игры, чтение книг, просмотр фильма) |
Тест. |
173(1), 28(9), 117(3), 127(5) |
|
Тема 14. Как вести себя в общественных местах. |
|
|
|
|
|
||
21 |
Как вести себя в транспорте и на улице. |
|
Игра «Цветик - семицветик». |
Правила поведения в транспорте и на улице. Тротуар. Проезжая часть. Дорожные знаки. |
Безопасный маршрут «Дом-школа». |
175(1), 51(9), 159(2), 204(5) |
|
22 |
Как вести себя в театре, кино. |
|
Поездка в театр. (в) |
Поведение зрителей до спектакля; во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетёром, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на своё место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе, билетёр, гардероб и др. Беседа о просмотренном спектакле или фильме. Речевые формулы восхищения, одобрения. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств. |
Памятка. |
177(1), 59(9), 93(5), 152,179 (2), 90(6) |
|
Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. |
|
|
|
|
|
||
23 |
Умеем ли мы вежливо общаться. |
март |
Занятие-игра. |
Общение. Вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, благодарность, извинение, просьба. |
|
179(1), 44(9), 134(3), 96(6), 50(8) |
|
24 |
Умеем ли мы разговаривать по телефону. |
|
Практикум. |
Освоение предметной ситуации: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов. Речевое поведение: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнёра, заключительные реплики. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или товарищем, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым). Степень официальности разговора. Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чём-либо, просьба. Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса. |
Тест. |
182(1), 95(9) |
|
25 |
«Если хочешь быть здоров». |
|
Выпуск тематической информационной газеты. |
Понятие выражения «здоровый образ жизни» (отказ от вредных привычек, двигательный режим, правильное питание, закаливание, выполнение правил личной гигиены). |
|
|
|
Тема 16. Что делать, если не хочется в школу. |
|
|
|
|
|
||
26 |
Помоги себе сам. |
|
Круглый стол. |
Способствовать осознанию себя как личности со всеми присущими ей положительными и отрицательными чертами; закрепить представление о тех чертах, которые мешают жить в гармонии с собой. |
Тест «Оцени себя сам». |
183(1), 10(2) |
|
Тема 17. Чем заняться после школы. |
|
|
|
|
|
||
27 |
Умей организовать свой досуг. |
апрель |
Деловая игра. |
Досуг. Увлечения. Интересы. Распределение свободного времени с пользой |
Памятка «Режим дня». |
185(1), 41(8) |
|
Тема 18. Как выбрать друзей. |
|
|
|
|
|
||
28 |
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. |
|
Дискуссия. |
Дружба. Коллектив. Высказывания великих людей о дружбе. На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; развивать у детей чувство взаимопонимания и поддержки. |
Анкета. |
188(1), 122(3), 69(6) |
|
Тема 19. Как помочь родителям. |
|
|
|
|
|
||
29 |
Как доставить родителям радость. |
|
Круглый стол. |
Рассказ о родителях. Советы, поучения, забота взрослых, гордость за своих детей. |
|
193(1) |
|
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным. |
|
|
|
|
|
||
30 |
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите сделать добро. |
|
Занятие-практикум. |
Этикетные правила речевого общения с больным. Разговор о доброте и чуткости, желание и умение поддержать и утешить человека. |
|
194(1), 81(9), 139(7) |
|
31 |
Всемирный день здоровья. |
май |
Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее». (в) |
Формирование стремления вести здоровый образ жизни. |
|
|
|
Тема 21. Повторение. |
|
|
|
|
|
||
32 |
Огонёк здоровья. |
|
Занятие-игра. |
Правила поведения обязательные для всех. |
Викторина. |
199(1), 191(4), 202(7) |
|
33 |
Путешествие в страну здоровья. |
|
Игра-путешествие. (в) |
Правила здорового образа жизни. Правила личной гигиены. Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях. Профилактика инфекционных заболеваний. Правила закаливания организма. Уход за одеждой. Гигиена питания, сервировка стола, правила поведения за столом. Поведение на улице, соблюдение правил дорожного движения. |
|
202(1), 7, 91 (8) |
|
34 |
Культура здорового образа жизни. |
|
Урок-соревнование. |
Культура поведения. Культура общения. Человек и его здоровье. Человек и окружающий мир. |
|
206(1) |
|
Литература:
1. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко « 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (1-4классы).
Москва: ВАКО, 2013. (Мастерская учителя).
2. Л.В.Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс». Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. (Самый классный час).
3.О.Е.Ж иренко «Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы». Москва: ВАКО, 2008 (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Т.Н.Максимова «Классные часы: 3 класс». Москва, ВАКО,2010 (Учебный год)
5. А.Д.Агафонова «Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов». Ярославль, Академия развития, 2009. (Самый классный час).
6.М.А.Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы». Москва: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплект»)
7. О.Е.Жиренко «Внеклассные мероприятия: 3 класс». Москва: ВАКО, 2007. (Мозаика детского отдыха).
8. Г.Г.Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы». Москва: ВАКО, 2009. (Педагогика. Психология. Управление).
9.Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Весёлый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка). Екатеринбург: «ЛИТУР»,2002.
Модуль «Красота спасёт мир»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
· Воспитывать способность восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве.
· Развивать эстетические взгляды и чувства, потребности и способности, создавать прекрасное.
· Развивать творческие способности, творческую инициативу и активность.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 19
внеаудиторных – 15
Характеристика основных результатов.
Учащиеся должны знать/понимать:
-эстетические и экологические ценности;
-эстетическую культуру (самовоспитание, самосовершенствование ); экологическое воспитание
- необходимость проявления заботы о природе, экологических проблемах в обычной жизни и в непредвиденных ситуациях;
- необходимость практического применения знаний и умений.
Учащиеся должны уметь:
- применять общепринятые правила поведения на природе, в гостях, в общественных местах;
- предъявлять требования к себе и своему поведению, к окружающим и их поведению.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
· установка на умение видеть красоту окружающего мира;
· стремление беречь природу, понимать экологические проблемы;
· доброжелательное отношение к сверстникам;
· стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Регулятивные УУД:
· понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
· проводить сравнение и классификацию объектов;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты:
· первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
· первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
· элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
· первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
· первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
· первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
· мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма воспитательной деятельности |
Элементарный минимум содержания образования |
Измерит. образцы заданий, вид контроля |
Литература |
1 |
Ярмарка кружков. |
сентябрь |
Ярмарка. (в) |
|
|
|
2 |
«Пермь: любим и гордимся» |
|
Конкурс рисунков. |
|
|
|
3 |
Экскурсия «Пермь театральная». |
|
Поездка в театр кукол. (в) |
Знакомство с энциклопедией театра; роль и значение театра в жизни каждого человека. |
Викторина. |
|
4 |
День учителя. Оформление праздничных открыток и стенгазеты. |
|
Творческая мастерская. |
Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами квиллинга, самостоятельная разработка выполнения творческих работ. |
Изготовление стенгазеты к Дню учителя в технике квиллинг. |
|
5 |
День пожилого человека. Оформление праздничных открыток и сувениров. |
|
Творческая мастерская. |
Знакомство с разной техникой аппликации. (объёмная аппликация, обрывная аппликация, торцевание, бумажная мозаика).
|
|
|
6 |
«Осенние фантазии»» |
октябрь
|
Творческая мастерская. |
Знакомство с разной техникой аппликации. (объёмная аппликация, обрывная аппликация, торцевание, бумажная мозаика).
|
Выставка «Волшебница –осень». |
|
7 |
Осенняя экскурсия в лес «Путешествие в осень». Букеты из листьев. |
|
Прогулка-творчество. (в) |
Наблюдение за осенними изменениями в природе, расширение знаний об объектах природы. Развитие творческих способностей детей при создании букетов из листьев. |
Конкурс букетов из листьев. |
|
8 |
Знакомство с киноискусством. |
|
Поездка в кинотеатр. (в) |
Просмотр и обсуждение просмотренного фильма. |
Конкурс рисунков. |
|
9 |
Изготовление подарков к Дню матери. «Цветы оригами для любимой мамы». |
ноябрь
|
Творческая мастерская. |
Закрепление знаний по теме оригами. |
Изготовление цветов. |
|
10 |
Конкурс песен, посвящённый мамам. |
|
Конкурс. (в) |
|
|
|
11 |
Выставка газет, рисунков, сочинений, посвящённых Всемирному дню Матери. |
|
Выставка. (в) |
Развитие творчества детей с использованием нетрадиционных приёмов работы с бумагой. |
Изготовление праздничной газеты. |
|
12 |
Литературное творчество моих земляков. |
декабрь |
Экскурсия в библиотеку. (в) |
Знакомство с творчеством Пермских писателей. |
|
|
13 |
Удивительное рядом. Экскурсия в зимний лес. |
|
Экскурсия. |
Развитие познавательного интереса к природе; воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении природных богатств. |
Фотогазета. |
|
14 |
Снежные чудеса. |
|
Прогулка-творчество. (в) |
Расширение представления об окружающем мире; развивать наблюдательность, творчество. |
Изготовление снежных фигур. |
|
15 |
Конкурс декоративно-прикладного творчества «Новогодний калейдоскоп». |
|
Творческая мастерская. |
Использование различных техник работы с бумагой. |
Изготовление ёлочных игрушек из бумаги. |
|
16 |
Украшения для новогодней ёлки. |
|
Творческая мастерская. |
Использование различных техник работы с бумагой. |
Изготовление ёлочных игрушек из бумаги. |
|
17 |
Конкурс рисунков «Зимние забавы». |
январь |
Конкурс. |
|
|
|
18 |
«Чудеса своими руками». |
|
Конкурс – выставка творческих достижений для детей с ОВЗ.(в) |
Развитие творчества детей с использованием нетрадиционных приёмов работы с бумагой.
|
Выставка работ. |
|
19 |
«Чудеса своими руками». |
|
Конкурс-выставка творческих достижений для детей с ОВЗ. (в) |
Развитие творчества детей с использованием нетрадиционных приёмов работы с бумагой. |
Выставка работ. |
|
20 |
Акция «Поможем зимующим птицам». |
февраль
|
Акция. |
|
Изготовление кормушек для птиц. |
|
21 |
День защитников Отечества. Изготовление поздравительных открыток. |
|
Творческая мастерская. |
Знакомство с основами знаний в области композиции и выборе цвета; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей; |
Изготовление открыток в технике объёмной аппликации. |
|
22 |
Удивительное – рядом. |
|
Презентация. |
Развитие познавательного интереса к природе; воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении природных богатств. |
Фотогазета. |
|
23 |
Экскурсия «Пермь театральная». |
|
Поездка в ТЮЗ.(в) |
Знакомство с энциклопедией театра; роль и значение театра в жизни каждого человека. |
Театральная викторина. |
139(1) |
24 |
Конкурс декоративно-прикладного творчества «Для милых женщин». |
март
|
Творческая мастерская. |
Развитие творчества детей с использованием нетрадиционных приёмов работы с бумагой. |
Стенгазета. |
|
25 |
«Маме посвящается…» |
|
Праздничный концерт. |
|
|
|
26 |
Поездка в музей Пермской древности. |
|
Экскурсия. (в) |
Путешествие в прошлое Земли, во времена загадочных растений и невиданных животных, которая изучает наука палеонтология. |
|
|
27 |
Поездка в театр кукол. |
|
Поездка в театр.(в) |
Просмотр и обсуждение просмотренного спектакля. |
Конкурс рисунков. |
|
28 |
День космонавтики «Россия в освоении космоса». |
апрель |
Поездка в планетарий.(в) |
Рассказ о первых лётчиках – космонавтах, освоивших космическое пространство. |
Выставка рисунков «Через тернии к звёздам». |
|
29 |
«Весенняя капель». |
|
Конкурс рисунков. |
|
|
|
30 |
Уголок природы. Посадка семян цветов для школы. |
|
Занятие-практикум. |
Приёмы правильной посадки семян. Уход за рассадой. |
|
|
31 |
Акция «Библиотеке – нашу помощь». |
|
Акция. (в) |
Ремонт книг и учебников. |
|
|
32 |
Оформление классных уголков «Страницы великой Победы». |
май |
Творческая мастерская. |
Расширение знаний детей о войне; воспитание уважения к защитникам Родины; развитие патриотических чувств. |
Изготовление открыток в технике объёмной аппликации. |
|
33 |
Конкурс чтецов «Опалённые годы». |
|
Конкурс. |
|
|
|
34 |
Ярмарка творческих достижений. |
|
Выставка. (в) |
|
|
|
Литература.
Н.И.Дереклеева «Информационные часы в школе: 1-4 классы». Москва: ВАКО, 2008 (Педагогика. Психология. Управление).
Модуль «Наш дом - Россия»
Цель: формирование гражданской и правовой культуры,
позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей.
Задачи:
· Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с историей, культурой и традициями своей страны.
· Развивать интерес к истории родного края, осознанию нравственной значимости памятных событий, легендарных личностей.
· Познакомить с государственными символами России.
· Ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 23
внеаудиторных – 11
Характеристика основных результатов.
Учащиеся должны знать/понимать:
- культурные ценности;
- национальную историю и культуру (самовоспитание, самосовершенствование);
- необходимость проявления гражданско-патриотического воспитания в обычной жизни и в непредвиденных ситуациях;
- необходимость практического применения правовых знаний и умений.
Учащиеся должны уметь:
- осознать принадлежность к судьбе своего Отечества, брать ответственность за себя и окружающую действительность, готовность и способность строить жизнь, достойную современного человека.
- предъявлять требования к себе и своему поведению, к окружающим и их поведению.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
· потребность сотрудничества со сверстниками;
· доброжелательное отношение к сверстникам;
· стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Регулятивные УУД:
· понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
· проводить сравнение и классификацию объектов;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· слушать собеседника;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемый результат.
· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
· элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре
российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии
своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма воспитательной деятельности |
Элементарный минимум содержания образования |
Измерит. образцы заданий, вид контроля |
Литература |
1 |
«Безопасная дорога». |
сентябрь |
Урок безопасности по ПДД. (в) |
Правила дорожного движения и безопасное поведение на улицах и дорогах. Знакомство с дорожными знаками. |
|
|
2 |
«Знать и соблюдать законы». |
|
Встреча с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. (в) |
Повторение правил дорожного движения; формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского транспортного травматизма. |
|
|
3 |
Пермский край - малая родина. (карта) |
|
Клуб путешественников. |
Знакомство с историей и традициями Пермского края. |
Блиц-опрос. |
10(5) |
4 |
«Пермь-это мой город. Орджоникидзевский – это мой район». |
|
Экскурсия. |
Знакомство с историей г. Перми; крупные предприятия района, новостройки. |
Конкурс рисунков. |
|
5 |
Конкурс творческих работ «Мой любимый район». |
октябрь |
Конкурс творческих работ. |
Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к своему городу. |
|
|
6 |
Улицы города. Моя улица. |
|
Экскурсия. (в) |
Главные улицы города. Знакомство с историей названия улицы на которой расположена школа; главные здания и сооружения улицы. |
|
11(5) |
7 |
Главная библиотека Прикамья. |
|
Библиотечный час. (в) |
|
|
52(5) |
8 |
Пермские писатели. Знакомство с творчеством. |
|
Библиотечный час. (в) |
Знакомство с творчеством пермских писателей и поэтов. |
Конкурс чтецов. |
38,43,47(5) |
9 |
Сказки Прикамья. |
ноябрь |
Литературная викторина. |
Знакомство с творчеством пермских писателей. |
Викторина. |
113(12), 40(5) |
10 |
Музеи Перми. Художественная галерея. |
|
Экскурсия в краеведческий музей. (в) |
|
|
22,24,25(5) |
11 |
Театры Перми. Цирк. |
|
Поездка в театр. (в) |
Знакомство с театрами города. |
|
|
12 |
Россия - Родина моя. |
|
Игра-викторина. |
Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине; государственная символика, основные документы государства и гражданина. |
|
185(2), 5(3),6(7), 108(12) |
13 |
Москва - столица нашей Родины. |
декабрь |
Клуб путешественников. (презентация) |
Знакомство с историей и достопримечательностями города. |
|
190(2) |
14 |
Конституция Российской Федерации. Государственные символы. |
|
Устный журнал. |
Знакомство с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция». Государственные символы страны: флаг, герб, гимн; |
Памятка. |
192(2) |
15 |
Права ребёнка в новом веке. |
|
Круглый стол. |
Знакомство с основными правами и обязанностями ребёнка; формирование положительного отношения к законам и их выполнению. Права школьника. |
Памятка. |
182(2), 126-133(8) |
16 |
Россия – многонациональное государство. |
|
Клуб путешественников. |
Развитие интереса к истории России; знакомство с национальностями народов, проживающих на территории России, с их традициями и культурой. |
|
16(6) |
17 |
«Любимый сердцу уголок». |
январь |
Фотоконкурс. |
|
|
|
18 |
Моя родословная. |
|
Поисковая работа. |
Члены семьи, их занятия, увлечения; традиции семьи. |
Составление родословной. |
195(2), 96(1) |
19 |
В кругу семьи. |
|
Круглый стол. |
Семья, традиции семьи, праздники. |
Конкурс рисунков «Моя семья». |
10(7) |
20 |
Волшебство народных промыслов. |
февраль |
Экскурсия. (в) |
Выставка народного творчества. |
|
171(4), 35(3) |
21 |
Обычаи и традиции русского народа. |
|
Устный журнал. |
Знакомство с народными обрядами, обычаями, песнями; |
|
90(3) |
22 |
Акция «Поздравь солдата». |
|
Творческая мастерская. |
Воспитание уважения к защитникам Родины; развитие патриотических чувств. |
Изготовление поздравительных открыток. |
|
23 |
День Защитника Отечества. |
|
Конкурс. |
Конкурсная программа для детей и родителей. |
Викторина. |
105(8), 88(1), 68(10),73(3) |
24 |
В защиту природы. «Земля - наш общий дом». |
март |
Экологический праздник. |
Знакомство с заповедными местами родного края, флорой и фауной, водоёмами. Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё. |
Проекты. |
197(1), 180(10), 40(6), 129(11), 52(3) |
25 |
«Неделя добра». |
|
Акция. |
|
|
|
26 |
Пермь вчера, сегодня, завтра. |
|
Презентация. |
Знакомство с историей города, его достопримечательностями. |
Выставка рисунков «Наш город в будущем». |
|
27 |
Интересные места города. |
апрель |
Защита рефератов. |
|
|
|
28 |
День космонавтики. «Россия в освоении космоса». |
|
Экскурсия в планетарий. (в) |
История освоения космоса, достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов. Звёзды и планеты. |
Конкурс рисунков. |
42(1) |
29 |
Красная книга - книга памяти Родины. |
|
Информационно-познавательный час. |
Воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природе и её обитателям; знакомство с некоторыми видами животных, занесённых в Красную книгу. |
|
117(9), 191(4) |
30 |
Растительный и животный мир Прикамья. |
|
Экскурсия в зоопарк. (в) |
Знакомство с флорой и фауной Прикамья. Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё. |
|
3,22,174,201(11),53,63(5), 94(12) |
31 |
День Победы. «О чём рассказала награда». |
май |
Встреча с ветеранами. (в) |
Расширение знаний детей о войне; воспитание уважения к защитникам Родины; развитие патриотических чувств. |
|
|
32 |
«Вы в битве Родину спасли». |
|
Вечер поэзии. |
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения по военной тематике. |
|
81(1) |
33 |
Трудовой подвиг пермяков в годы Великой Отечественной войны. |
|
Тематический классный час. |
Расширение исторических знаний детей. |
|
77(5) |
34 |
Мониторинг знаний по теме. |
|
Диагностика. |
|
|
|
Литература:
1. Л.И.Гайдина, В.А.Яровенко, О.Е.Жиренко «Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2009.( Педагогика. Психология. Управление ).
2. Л.И.Гайдина «Группа продлённого дня». Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы. Москва: ВАКО, 2009. (Мастерская учителя).
3. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому
воспитанию: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008. (Педагогика. Психология. Управление).
4. М.А.Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы». Москва: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплект»).
5. Н.А.Князева «Маленький пермяк».(3 класс) Азбука краеведа. Пермь. Книжный мир, 2000.
6. А.В.Малегон «Классные часы в начальной школе. 1-4 классы. Ярославль: Академия развития, 2009. (Самый классный час).
7. Л.В.Мищенкова «25 развивающих занятий с третьеклассниками». Ярославль: Академия развития, 2007. (Игра, обучение, развитие, развлечение).
8. Т.Н.Максимова «Классные часы: 3 класс». Москва: ВАКО, 2010 (Учебный год).
9. Н.И.Дереклеева «Информационные часы в школе: 1-4 классы». Москва: ВАКО, 2008 (Педагогика. Психология. Управление).
10. О. Е. Жиренко «Внеклассные мероприятия: 3 класс». Москва: ВАКО, 2007.
11. Л.Л.Сушинскас «Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы». Ростов н/Д: Феникс, 2008 (Здравствуй, школа!)
12. О.Е.Жиренко «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы». Москва: ВАКО, 2007. (Педагогика. Психология. Управление.)
Модуль «Труд – основа жизни»
Цель: создание условий для развития у обучающихся мотивации к осознанному выбору рабочих
профессий, востребованных на рынке труда, с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
· Вызвать интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о труде людей и их профессиях.
· Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
· Формировать в процессе обучения и общественно полезной работы трудовые навыки и умения.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 20
внеаудиторных – 14
Характеристика основных результатов.
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные профессии; их необходимость;
- культуру поведения(самовоспитание, самосовершенствование );
- необходимость проявления дисциплинарности и настойчивости в обычной жизни и в непредвиденных ситуациях;
- необходимость практического применения трудовых знаний и умений.
Учащиеся должны уметь:
- применять навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими;
- предъявлять требования трудового воспитания к себе и своему поведению.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбия;
· ценностное и творческое отношение к учебному труду;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.
· доброжелательное отношение к сверстникам;
· стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Регулятивные УУД:
· понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
· проводить сравнение и классификацию объектов;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты:
· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· ценностное и творческое отношение к учебному труду;
· элементарные представления о различных профессиях;
· первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах
творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма воспитательной деятельности |
Элементарный минимум содержания образования |
Измерит. образцы заданий, вид контроля |
Литература |
|
1 |
Славный город мастеров. |
сентябрь |
Круглый стол. |
Творческое задание «Дары профессий». Китайская сказка «Когда земля становится золотом». |
|
7(1) |
|
2 |
О профессиях и трудолюбии. Дары профессий. |
|
Занятие-игра. |
Виды профессий. Рабочие инструменты. |
Викторина. |
35(3), 7(1), 40(6) |
|
3 |
Стихи, пословицы и поговорки о труде. |
|
Конкурс. |
Трудолюбие человека в стихах, пословицах, поговорках. Качества характера людей разных профессий. |
Литературная викторина. |
|
|
4 |
Дерево семейных профессий. |
|
Круглый стол. |
Профессии родных. |
|
8(1) |
|
5 |
Профессия: актёр. |
октябрь |
Поездка в театр. (в) |
Интервью с актёром. Обсуждение спектакля. Способности и качества характера актёра. |
|
13(1), 8(2) |
|
6 |
Профессия: костюмер. |
|
Экскурсия в швейную мастерскую. (в) |
Знакомство с профессией. Творческое задание «Придумай костюм». |
|
114(1) |
|
7 |
Профессия: парикмахер. |
|
Экскурсия. (в) |
Интервью с парикмахером. Качества характера людей данной профессии. Обсуждение рассказа Л.Скребцовой «Чудесный парикмахер». |
Памятка «Уход за волосами». |
45(2), 164(1) |
|
8 |
Профессия: портной. |
|
Экскурсия в ателье. (в) |
Знакомство с профессией. Качества характера людей данной профессии. |
|
5(2) |
|
9 |
Профессия: сапожник. |
ноябрь |
Экскурсия в обувную мастерскую. (в) |
Знакомство с профессией. Виды обуви. Уход за обувью. |
Памятка «Уход за обувью». |
65(2) |
|
10 |
Профессия: часовщик. |
|
Занятие-практикум. |
Время и профессия. История появления часов. Виды часов. Определение времени по часам. Чтение и обсуждение рассказа «Хранитель времени». |
|
319(1) |
|
11 |
Профессия: фотограф. |
|
Экскурсия в фотосалон. (в) |
Знакомство с профессией. Знания и умения фотографа при съёмке людей, природы, животных. Рассказ о фотографии. |
Творческое задание «Внимание, снимаю». |
305(1) |
|
12 |
Профессия: художник. |
|
Поездка в художественную галерею. (в) |
Чтение и обсуждение рассказа А. Лопатиной «Портрет». Рисунок «Портрет души». |
|
311(1) |
|
13 |
Профессия: хореограф. |
декабрь |
Встреча с интересными людьми. (в) |
Качества хореографа. Виды танцев, сходства и различия. |
Творческое задание «Ставим танец». |
309(1) |
|
14 |
Профессия: режиссёр. |
|
Просмотр фильма. |
Знакомство с профессией. Творческое задание «Подбери актёров». Инсценировка сказки. |
|
238(1) |
|
15 |
Профессия: писатель. |
|
Библиотечный час. (в) |
Творческое задание «Портрет писателя». Обсуждение рассказа Е. Лопатиной «Книга о профессиях». |
Сочинение сказки. |
198(1)117(4) |
|
16 |
Профессия: редактор. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Выпускаем журнал». |
Знакомство с профессией. Навыки и качества редактора. Отличие обычного редактора, работающего с текстом, от главного редактора газеты или журнала. Творческое задание «Выпускаем журнал». |
Письменная работа «Редактируем текст». |
236(1) |
|
17 |
Профессия: переводчик. |
январь |
Встреча с учителями иностранного языка. (в) |
Знакомство с профессией. Игра «Вспомни языки». |
|
186(1) |
|
18 |
Профессия: журналист. |
|
Сюжетно-ролевая игра. |
Знакомство с профессией. Творческое задание «Выпускаем журнал». М. Скребцова «Первые шаги журналиста». Сценка «Интервью». Письменная работа «Интересное событие». |
|
88(1) |
|
19 |
Профессия: почтальон. |
|
Экскурсия на почту. (в) |
Знакомство с профессией. М. Скребцова «Почтальон». Сценка «Почтальон и адресат». |
|
220(1) |
|
20 |
Профессия: телеграфист. |
февраль |
Занятие-игра. |
Творческое задание «Азбука Морзе». «Телеграмма для родителей». |
|
291(1) |
|
21 |
Профессия: спасатель. |
|
Презентация. |
Знакомство с профессией. Знания, умения, качества характера людей данной профессии. |
|
69(2) |
|
22 |
Профессия: военнослужащий. |
|
Встреча с интересными людьми. Игра «Зарница». (в) |
Знакомство с профессией. Знания, умения, качества характера людей данной профессии. |
|
26(2), 295(4) |
|
23 |
Профессия: изобретатель. |
|
Занятие-игра «Великие изобретения». |
Современные изобретатели и их изобретения. Сценка «Полезные изобретения». |
|
93(1), 90(4) |
|
24 |
Профессия: учёный. |
март |
Круглый стол. |
Творческое задание «Польза наук». Чтение и обсуждение рассказа А. Лопатиной «Умный царевич». Рисунок «Угадай науку». |
|
295(1) |
|
25 |
Профессия: компьютерщик. |
|
Экскурсия в кабинет информатики. (в) |
Значение компьютера в жизни человека. М. Скребцова «Компьютерщик». |
|
105(1) |
|
26 |
Профессия: бхгалтер. |
|
Встреча с человеком профессии. |
Знакомство с профессией. Знания, умения, качества характера людей данной профессии. |
|
20(2) |
|
27 |
Профессия: секретарь. |
апрель |
Встреча с человеком профессии. |
Знакомство с профессией. Знания, умения, качества характера людей данной профессии. Творческое задание «Выбери секретаря». |
|
259(1) |
|
28 |
Профессия: космонавт. |
|
Конкурс рисунков. |
Просмотр фильма о первом полёте человека в космос. |
|
108(1)315(4) |
|
29 |
Профессия: музыкант. |
|
Экскурсия в музыкальную школу. (в) |
Знакомство с профессией. Чтение и обсуждение рассказа А. Лопатиной «Волшебная скрипочка». Творческое задание «Фея музыки». |
|
144(1) 269, 278(4) |
|
30 |
Профессия: дирижёр. |
|
Встреча с интересными людьми. (в) |
Знакомство с профессией. Игра «Внимательный дирижёр», «Весёлый оркестр». |
|
80(1) |
|
31 |
Профессия: певец. |
май |
Игра «С песней по жизни». |
Роль песни в жизни людей. Творческое задание «Кто поёт». |
|
188(1) |
|
32 |
Профессия: озеленитель. |
|
Практическое занятие. |
Знакомство с профессией. Творческое задание «Чудо-клумба». Посадка семян цветочных культур для школьного цветника. |
|
158(1) |
|
33 |
Игры, конкурсы, загадки о профессиях. |
|
Занятие-игра. |
Воспитание интереса к различным профессиям, уважение к людям труда. |
|
86(2) |
|
34 |
Землю солнце красит, а человека труд. |
|
Конкурс рисунков. |
Воспитание интереса к различным профессиям, уважение к людям труда. |
|
|
|
Литература:
1. А.Лопатина, М.Скребцова «Секреты мастерства». 100 уроков о профессиях и мастерах. Москва: Амрита-Русь, 2007. (Серия «Образование и творчество»).
2. Т.А.Шарыгина «Профессии. Какие они?» Москва: ГНОМ и Д, 2004.
3. М.А.Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы». Москва: «Экзамен», 2009.
4. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продлённого дня. 3-4 классы». Москва: ВАКО, 2008.
5. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому
воспитанию: 1-4 классы». Москва: ВАКО,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.