Рабочая программа ВР Волонтёрство "Патриот"

  • docx
  • 13.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб пр ВР Волонтёр чист.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Большелуг

 

Утверждено

Приказ № 38 от  01.06.2020 г

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Волонтёрское движение  «Патриот»

 

 

Направленность: гражданско-патриотическое

Возраст обучающихся – 16-17 лет

Срок реализации программы –1 год

 

 

Автор-составитель –  Старцева Эльвира Александровна,

 учитель коми языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Большелуг

2020

 

Содержание.

 

 

Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования………..3

1.1.   Пояснительная записка………..………………………………………………………3

1.2.   Цели и задачи программы……….……………………………………………………4

1.3.   Содержание программы……………………………………………………………….6

1.3.1. Учебно-тематический план…………………………………………………….....6

1.3.2. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………..6

1.4.   Планируемые результаты освоения программы ……………………………………7

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы воспитательной деятельности..……………………………………………………………….9

2.1.  Календарно тематическое планирование……………..……………………………..9

2.2.   Условия реализации программы……………………………………………………11

2.2.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………….....11

2.2.2. Информационное обеспечение обучения………………………………………11

2.3.   Форма аттестации………………………………………………………...…………..12

2.4.   Список литературы…………………………………………………………………..12


Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования

1.1 Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Волонтёрское движение «От сердца к сердцу»  представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

В основе программы лежат следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Закон РФ "Об образовании"
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

 

Актуальность программы

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в нашей школе одним из направлений внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности является волонтерское движение «Патриот», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.

 Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается.

Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве. 
Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе  для учащихся 9 класса разработана программа внеурочной деятельности «Патриот».

1.2 Цель программы:

Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;

-формирование здорового образа жизни;

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

-формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Деятельность волонтеров направлена на:

-оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая любовь, счастливая семья и т.п.);

- гражданское и патриотическое воспитание молодёжи;

- пропаганду здорового образа жизни среди школьников и молодёжи  села Большелуг Корткеросского района Республики Коми;

- пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию России, своей малой Родине;

- защиту окружающей среды;

- помощь ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям-инвалидам, детям, оказавшимся в ТЖС.

Просветительская деятельность:

- поддержка реализации программ по содействию и формированию ЗОЖ в подростковой и молодёжной среде;

- участие в общественно-полезной деятельности;

- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);

- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на школьном и районном уровнях;

- публикации в СМИ и школьной газеты «Рöмпöштан» («Зеркало»).

Охранно-профилактическая деятельность:

- организация рейдов по уборке территории села Большелуг; участие в акциях «Речная лента»;

-организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка;

Спортивная деятельность:

- участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;

- организация спортивных мероприятий с младшими подростками.

Шефская деятельность:

- оказание помощи ветеранам труда, пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям-инвалидам, детям и сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов труда, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения.

Информационно-рекламная деятельность:

- создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;

- организация и проведение тематических бесед, лекториев;

- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.

Образовательные технологии и методы:

-Технология проектов;

-Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;

-Здоровье сберегающие технологии;

-Технология проблемного обучения (проблемно-эвристический метод);

-Технология развития критического мышления;

-Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);

Адресат программы

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 8-9 классов (14-18 лет).

 

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю. Общее количество часов программы – 34 часа.

 

Особенности организации учебного процесса:

Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы “Патриот” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

1.3 Содержание программы.

 Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.

1.3.1 Учебно-тематический план.

 

№ п/п

                                      Темы

Количество  часов

1.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.

2

2.

Познаю себя и других.

4

3.

Учимся работать с документами. 

3

4.

Участие в акциях и конкурсах.

12

5.

Пропаганда здорового образа жизни.

5

6.

Благотворительная деятельность волонтера.

8

Итого

34

 

1.3.2 Содержание курса внеурочной деятельности

 

1.      Из истории волонтерского движения в мире и России.

Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Знакомство с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», с направлениями её деятельности. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.                               

  2. Познаю себя и других.

Обучающиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).

3.      Учимся работать с документами. 

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Оказание посильной помощи органам школьного самоуправления, педагогам, учащимся в соответствии с направлениями деятельности

4.      Участие в акциях и конкурсах

Обучающиеся разрабатывают акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности. Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.

5.      Пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни.

6.      Благотворительная деятельность волонтера

Волонтёры на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Лекционные и практические занятия при реализации программы, предусматривают включение учащихся в практику, образовательные тренинги в данном направлении. 

 

1.4 Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «От сердца к сердцу» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (учителя).

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, учить работать по предложенному плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Учиться совместно с куратором (учителем) и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (успехов).

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

историю волонтерского движения в России и в мире;

права и обязанности волонтеров,

основные направления деятельности волонтерских отрядов,

основные формы работы волонтеров,

Обучающиеся будут уметь:

организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых  привычек;

проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в селе Большелуг;

аргументировано отстаивать свою позицию;

адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

издавать агитационную печатную и видео продукцию;

формировать собственное портфолио;

принимать общечеловеческие ценности.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

ценностно-смысловые

общекультурные

учебно-познавательные

информационные

коммуникативные

социально-трудовые

компетенции личностного самосовершенствования

 

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы воспитательной деятельности

 

 

2.1 Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

 

Тема раздела, урока

Часы

учебного времени

Теоретическая часть

Практическая часть

Примечание

1

Вводное занятие «Кто такие волонтеры». Мифы о волонтёрстве

1

1

 

 

2

Помощь в подготовке и проведении кл.часа «Жертвам Беслана посвящается…»

1

 

1

 

3

Акция «Могила героя» (уборка на кладбище к 23.10)

1

 

1

 

4

История волонтерского движения в России. (Беседа)

1

1

 

 

5

Участие в акции «Капля жизни» (Помощь пожилым людям)

1

 

1

 

6

Работа в школьном музее «История села»

1

1

 

 

7

Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам труда)

1

 

1

 

8

Освещение  волонтёрской деятельности в школьной газете «Рöмпöштан» («Зеркало»)

1

 

1

 

9

Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне

1

1

 

 

10

Подготовка и проведение мероприятия  к Международному дню толерантности

1

 

1

 

11

Мероприятие ко Дню матерей России

1

 

1

 

12

Подготовка и проведение мероприятия к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ  

1

 

1

 

13

Подготовка и проведение мероприятия  ко Дню героя России

1

 

1

 

14

Выпуск волонтерского вестника

1

 

1

 

15

Акция  «Наша Джульетта»  (встреча с девочкой-инвалидом)

1

 

1

 

16

Социальный проект «Рождественские подарки для малышей»

1

1

 

 

17

Интерактивная игра для  воспитанников детского сада «Полезные и вредные привычки»

1

 

1

 

18

Подготовка и проведение акции ко Дню школьных библиотек «Живи, книга»

1

 

1

 

19

Операция «Забота» (Помощь пожилым людям)

1

 

1

 

20

Работа в школьном музее «История села»

1

1

 

 

21

Учимся работать с документами. Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность

1

1

 

 

22

Подготовка и проведение мероприятия  ко Дню воинской славы России

1

 

1

 

23

Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими глазами»

1

 

1

 

24

Подготовка и проведение мероприятий «Весенняя неделя добра»

1

 

1

 

25

Акция «Наша Джульетта»

1

 

1

 

26

«Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся

 

 

1

 

27

Мероприятие к Всемирному Дню Здоровья

1

 

1

 

28

Подготовка и проведение интерактивной игры «Будем здоровы»

1

 

1

 

29

Трудовая Акция «Школьный двор»

1

 

1

 

30

Экологический десант «Цветущий май»

1

 

1

 

31

Акция «Георгиевская ленточка». Вахта Памяти

1

 

1

 

32

Выпуск волонтерского вестника

1

 

1

 

33

Акция «Речная лента»

1

 

1

 

34

Творческий отчёт волонтерского отряда

1

 

1

 

 

Итого:

34

7

27

 

 

 

2.1.            Условия реализации программы

2.1.1.      Материально-техническое обеспечение

 

 мо

Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов: коми кабинет № 31, кабинет музея.

Оборудование  класса:

·         рабочие места по количеству обучающихся;

·         рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером;

·         магнитная доска;

·         комплект учебно-методической документации: рабочая программа кружка, раздаточный материал, задания, цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации).

Технические средства обучения:

·         демонстрационный комплекс, включающий в себя: экран, мультимедиапроектор, персональный компьютер, принтер, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, учебные видеокассеты.

·         Обязательно наличие локальной сети и доступа к сети Интернет.

 

2.2.2 Информационное обеспечение обучения

Методические пособия для учителя:

1. Берис Р. «Развитие Я – концепция и воспитание», М.1986 г.

2. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. -  Киев: Сфера, 2002.4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011

8. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2005. С. 4.

9. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.

12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Астрель: АСТ, 2001. С. 151.

 

Ресурсы Internet:

1. Волонтерское движение /volunteers.html и  /taxonomy/term/7237/all

2. Институтволонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3. Отрядволонтерскогодвижения /deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4. Устав волонтера /ustav_vol.htm

5. Методические рекомендации по организации  волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде /index.php?topic=345.0

6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» /volonterskiotrad.htm

 

2.3.            Форма аттестации

Результаты освоения программы выражаются в освоении знаний и умений, определенных в программе. Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется  в процессе выполнения учащимися индивидуальных заданий, а также выполнения творческой работы.

 

 

2.4.            Список литературы

 

  1. Альтшулер, В.Б. Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и родителей / В.Б. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000. – 46 с.
  2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 208 с.
  3. Билич, Г.Л.. Человек и его здоровье [Текст]: медицинская популярная энциклопедия / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – М.: Вече, 1997. – 496 с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. На 2009 год. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  5. Интернет http://www.isovet.ru / И. Ильина Волонтерство в России. Интернет советы.
  6. Кузнецова И.В. Хорошая привычка – помогать ближнему: Материалы из опыта работы волонтёрской группы «Ориентир» Балахнинского муниципального района. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» - Балахна, 2009.
  7. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: «Аквариум», К.: ГИППВ, 1999, 240 с.
  8. Петров В.М,, Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128.
  9. Рощина Н.В. Растём здоровыми вместе! Информационно-методический сборник по проблеме психологического здоровья для учащихся и родителей. Нижний Новгород. 2007г.; 28с.
  10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5 – 9 классы. – М.: 2007, 336с.