Рабочая программа Введение в естествен-ные науки 5- 6 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа Введение в естествен-ные науки 5- 6 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
физика
5 кл—6 кл
07.07.2022
Рабочая программа  Введение в естествен-ные науки  5- 6 класс
РП Введение в естествен-ные науки 5- 6 кл.асс
РП Введение в естествен-ные науки 5- 6 кл. Олексюк Л.И..docx

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

СОГЛАСОВАНО
Руководитель кафедры  точных наук 
_________________________Н. И. Солдаткина

Куратор  ___________________ С. Ю.Матвиив

,УТВЕРЖДАЮ
Директор  ________Т.А. Синдякова       
приказ от «____» сентября 2020 г. №

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Введение в естествознание .

Кафедра точных наук

(направление развития личности)

5-6 КЛАСС

количество часов по плану внеурочной деятельности

за 2 года – 138часа

 

 

 

Составитель программы:
Олексюк Людмила Ивановна, учитель физики
первой квалификационной категории
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Нефтеюганск

2020


 

Пояснительная записка

         Рабочая программа для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по физике. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Программа определяет общие педагогические принципы, заложенные в курсе физики, такие, как:

·        актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала;

·        усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

·        взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного знаний;

·        использование педагогических методик, направленных на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

·        усиление практической направленности при изучении курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Общая характеристика курса

Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» - интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·        пропедевтика основ физики и химии;

·        получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);

·        формирования у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла частности, к физике и химии).

Введение физики и химии на ранней стадии обучения в 5-6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

·        обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний;

·        создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы;

·        уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;

·        использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал.     Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Основное содержание программы включает разделы:

·        «Введение», в котором дается представление о том, что изучает физика и химия;

·        «Тела и вещества»;

·        «Взаимодействие тел»;

·        «Физические и химические явления»;

·        «Человек и природа».

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделированиии показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула», «химический элемент». Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Описание места курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 140 учебных часов, в том числе в 5, 6 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе, рекомендуется для школ и классов с углубленным изучением естественно-научных предметов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмете .

Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.

Требования к результатам обучения.

Личностными результатами изучения курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» являются:

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·        формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

·        воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

·        формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

·        освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т.п.);

·        формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т.д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т.д.);

·        развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» являются:

·        освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

·        формирование элементарных исследовательских умений;

·        применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Основное содержание курса.

5 класс (70 ч, 2 ч в неделю).

Введение (6 ч).

         Природа живая и неживая. Явление природы. Человекчасть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

         Физика и химиянауки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт теория.

         Знакомство с простейшими физическими и химическими приборами: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

         Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерения, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

         Лабораторные работы и опыты:

1.     Знакомство с лабораторным оборудованием.

2.     Знакомство с измерительными приборами.

3.     Определение размеров физического тела.

4.     Измерение объема жидкости.

5.     Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества (23 ч).

         Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.

         Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

         Температура. Термометры.

         Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

         Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И. Менделеева. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

         Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздухсмесь газов. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

         Плотность вещества.

         Лабораторные работы и опыты:

1.     Сравнение характеристик тел.

2.     Наблюдение различных состояний вещества.

3.     Измерение массы тела на рычажных весах.

4.     Измерение температуры воды и воздуха.

5.     Наблюдение делимости вещества.

6.     Наблюдение явления диффузии.

7.     Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

8.     Наблюдение горения.

9.     Обнаружение кислорода в составе воздуха.

10. Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли.

11. Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

12. Измерение плотности вещества.

Взаимодействие тел (20 ч).

         Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютонединица измерения силы.

         Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

         Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

         Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

         Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

         Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

         Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

         Давление на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскальединица измерения давления.

         Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.

         Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

         Лабораторные работы и опыты.

1.     Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

2.     Наблюдение различных видов деформации.

3.     Исследование зависимости силы упругости от деформации.

4.     Измерение силы трения.

5.     Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

6.     Изучение различных видов трения.

7.     Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.

8.     Наблюдение магнитного взаимодействия.

9.     Определение давления тела на опору.

10. Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.

11. Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

12. Измерение выталкивающей силы.

13. От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?

14. Выяснение условия плавания тел.

Физические и химические явления (15 ч).

Механические явления (7 ч).

         Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.    Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движение.

         Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебаниенеобходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Тепловые явления (8 ч).

         Изменение объема твердых тел, жидкостей и газов при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.

         Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

         Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

         Теплопередача. Виды теплопередачи.

         Лабораторные работы и опыты.

1.     Измерение пути и времени движения.

2.     Вычисление скорости движения бруска.

3.     Наблюдение относительности движения.

4.     Наблюдение источников звука.

5.     Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

6.     Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении.

7.     Нагревание стеклянной трубки.

8.     Отливка игрушечного солдатика.

9.     Наблюдение за плавлением снега (льда).

10. Наблюдение испарения и конденсации воды.

11. Растворение соли и выпаривание ее из раствора.

12. От чего зависит скорость испарения жидкости.

13. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.

14. Наблюдение кипения воды.

15. Разметка шкалы термометра.

16. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Подготовка к годовой контрольной работе (1 ч).

Годовая контрольная работа (1 ч).

Резервное время (3 ч).

6 класс (70 ч, 2 ч в неделю).

Физические и химические явления (33 ч).

Электромагнитные явления (10 ч).

         Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Амперединица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток. Напряжение. Вольтметр. Вольтединица измерения напряжения.       Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

         Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

         Действия тока. Тепловое действие тока.  Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Световые явления (10 ч).

         Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: естественные и искусственные.

         Законы распространения света: прямолинейное распространение света, образование теней; отражение света, зеркала; преломление света, линзы, их типы и изменение с их помощью светового пучка.

         Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал). Глаз и очки.

         Разложение белого света в спектр. Радуга.

Химические явления (13 ч).

         Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции соединения и разложения. Горение как реакция соединения.

         Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.

         Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства; применение.

         Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и т.д.). Наиболее характерные применения солей.

         Наиболее известные органические веществауглеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.

Лабораторные работы и опыты.

1.     Последовательное соединение.

2.     Параллельное соединение.

3.     Наблюдение различных действий тока.

4.     Сборка простейшего электромагнита.

5.     Действие на проводник с током.

6.     Свет и тень.

7.     Отражение света зеркалом.

8.     Наблюдение отражения света в зеркале.

9.     Получение изображения в плоском зеркале.

10. Наблюдение за преломлением света.

11. Наблюдение изображений в линзе.

12. Наблюдение спектра солнечного света.

13. Наблюдение физических и химических явлений.

14. Действие кислот и оснований на индикаторы.

15. Выяснение растворимости солей в воде.

16. Распознавание крахмала.

Человек и природа (32 ч)

Земляпланета солнечной системы (6 ч).

         Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года. Лунаспутник Земли. Фазы Луны. Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.

         Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, тедескоп.

         Исследования космического пространства. К.Э.Циолковский, С.П.Королевоснователи советской космонавтики. Ю.А.Гагаринпервый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

Земляместо обитания человека (7 ч).

         Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.

         Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.

         Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.

Человек дополняет природу (17 ч).

         Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

         Механизмыпомощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

         Механическая работа, условия ее совершения. Джоульединица измерения работы.

         Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатель внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

         Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.

Взаимосвязь человека и природы (2 ч).

         Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей, контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.

         Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.

         Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы.

         Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

         Лабораторные работы и опыты.

1.     Наблюдение звездного неба.

2.     Наблюдение Луны в телескоп.

3.     Определение азимута Солнца с помощью компаса.

4.     Изготовление астролябии и определение с ее помощью высоты звезд.

5.     Измерение атмосферного давления барометром.

6.     Изготовление гигрометра.

7.     Изучение действия рычага.

8.     Изучение действия простых механизмов.

9.     Вычисление механической работы.

10. Выращивание кристалла.

11. Знакомство с коллекцией пластмасс.

12. Знакомство с коллекцией волокон.

13. Распознавание природных и химических волокон.

14. Изменение формы полиэтилена при нагревании.

15. Изучение действия телеграфного аппарата.

Подготовка к годовой контрольной работе (1 ч).

Годовая контрольная работа (1 ч).

Резервное время (2 ч).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

·        Программа курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» для 56 классов.

·        Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 56 классы. Учебник.

·        Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5  класс. Рабочая тетрадь.

·        Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6  класс. Рабочая тетрадь.

·        Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5  класс. Методическое пособие.

Список наглядных пособий.

1.     Лампа накаливания.

2.     Теплоизоляционные материалы.

3.     Затмения.

4.     Глаз как оптическая система.

5.     Земляпланета Солнечной системы.

6.     Солнечная система.

7.     Строение атмосферы Земли.

8.     Барометр-анероид.

9.     Двигатель внутреннего сгорания.

 

Тематическое планирование по годам обучения.

5-6 класс (138 ч, 2 ч в неделю)

Номер и тема урока

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Введение (6 ч)

1.

Введение. Природа. Человекчасть природы.

 

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Человекчасть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Физика и химиянауки о природе.

Демонстрации. Слайды: лесной пейзаж, вид на реку, звездное небо, жилище древнего человека, современная улица, различные виды транспорта, исследование космоса и др.

Изучение явлений природы, используя рисунки учебника и дополнительный иллюстративный материал.

2.

Тела и вещества. Что изучает физика.

Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые. Выполнение упражнений.

Демонстрации различных физических явлений.

Определение физии-ческих явлений по репродукциям. Вы-деление названий веществ, физичес-ких тел и физичес-ких явлений из предложенного учи-телем текста. Работа с таблицами из рабо-чей тетради.

3.

Что изучает химия.

Химические явления, превращения веществ. При-родные, искусственные и синтетические вещества.

Демонстрации. Нагревание сахара в пробирке, гашение соды уксусом и др.

Определение хими-ческих явлений на основе демонстра-ций.

4.

Методы исследования природы.

 

Описание явлений природы в литературе и ис-кусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, штативы. Правила пользования и правила безопасности.

Лабораторная работа: «Определение размеров физического тела»,

Лабораторные опыты:

1.      Укрепить на штативе лапку и кольцо таким образом, чтобы шарик, выпущенный из лапки, пролетев сквозь кольцо, упал в коробочку, стоящую на основании штатива.

2.      Определить число пузырьков, которые выйдут из колбы, если ее открытый конец опустить в воду и нагревать колбу теплом рук.

Выполнение лабораторных опытов.

Работа в группах.

5.

Измерения. Измерительные приборы.

Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений.

Лабораторная работа: «Измерение объема жидкости»,

Демонстрации. Измерительная линейка, секундо-мер демонстрационный, вольтметр демонстраци-онный, весы со шкалой, динамометр демонстра-ционный.

Изображение шкалы любого прибора с указанием цены де-ления и предела измерений. Нахождение цены деления и предела измерений прибора.

6.

Простейшие измерения.

Лабораторная работа: «Измерение объема твердого тела»

Выполнение лабораторных работ. Работа в группе.

Тела и вещества (23 ч)

7.

Характеристики тел и веществ.

Письменный опрос по теме «Введение». Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

Лабораторная работа «Сравнение характеристик тел».

Демонстрации. Тела различные и одинаковые по форме, объему и цвету.

Сравнение характе-ристик физических тел.

Выполнение лабора-торной работы.

8.

Состояние вещества.

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещест-ва. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкос-тями, несохранение формы и объема газами. Приз-наки физических явлений: при переходе вещества из одного состояния в другое не появляется новых веществ, не происходит их превращения.

Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества».

Демонстрации. Различные твердые тела. Перели-вание подкрашенной жидкости из мензурки в сосу-ды разной формы, а затемснова в мензурку. Пе-ревязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить: воздух заполняет весь объем. Испарение воды и ее кон-денсация. Плавление стеарина и его отвердевание.

Наблюдение различ-ных состояний ве-щества.

Работа с таблицей из рабочей тетради.

Выполнение лабора-торной работы.

Работа с иллюстра-циями учебника.

9.

Масса.

Масса. Первые представления о массе как о коли-честве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.

Демонстрации. Весы. Измерение массы тела на рычажных весах.

Наблюдение за измерением массы тела на различных весах.

10.

Измерение массы.

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».

Измерение массы физических тел на учебных весах.

11. Температура.

Температура как важная характеристика тел и ве-ществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры, правила работы с ними. Особенности конструкция медицинских термомет-ров. Подготовка к письменному опросу.

Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха».

Демонстрации. Воспламенение головки спички при ее нагревании. Увеличение объема жидкости при нагревании. Демонстрационный термометр.

Определение цены деления термометра. Измерение темпера-туры воды и воздуха термометром. Работа в группе.

12.

Повторение и систематизация знаний по теме «Тела и вещества».

Фронтальная проверка знаний учащихся по теме: «Тела и вещества».

Работа с тестами. Решение качествен-ных задач. Выполне-ние эксперименталь-ного задания.

13.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекул.

Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества»

Демонстрации. Делимость мела. Модели различ-ных молекул и атомов.

Рассматривание моделей молекул и атомов. Выполнение лабораторной работы.

14.

Движение частиц вещества.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тел. Примеры диффузии в природе, технике, быту.

Лабораторная работа «Наблюдение явления диффузии».

Демонстрации. Диффузия пахучего вещества (де-зодорант, одеколон, эфир). «Модель броуновского движения», из которой предварительно вынута шайба. Диффузия раствора медного купороса и воды.

Наблюдение явлений диффузии в природе, технике, быту.

Выполнение лабораторной работы.

15.

Взаимодействие частиц вещест-ва.

Строение твер-дых тел, жид-костей, газов.

Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Дока-зательство существования отталкивания между частицами. Пояснение строения твердых тел, жид-костей и газов на основе знаний о строении вещества.

Лабораторная работа «Наблюдение взаимо-действия частиц различных веществ».

Демонстрации. Взаимодействие свинцовых ци-линдров. Прилипание стекла к поверхности воды. Сваривание в пламени двух стеклянных трубок. Сжатие и растяжение упругих тел. Модели кристаллических решеток.

Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ. Выполнение лабораторной работы.

16.

Строение атома.

Роль исследований строения атома в науке. Э.Резерфордсоздатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.

Изучение строения атома. Изображение моделей строения атомов.

17.

Атомы и ионы.

Чем могут отличаться атомы друг от друга? Строение атомов водорода, гелия, лития. Образование ионов.

Демонстрации. Модели ядер атомов.

Сравнение строения атомов водорода, гелия, лития.

18.

Химические элементы. Периодическая система химических элементов.

Физический диктант «Строение вещества. Строе-ние атома». Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева: группы, периоды, ря-ды. Номера химических элементов. Распространение различных химических элементов в природе.

Демонстрации. Периодическая таблица химичес-ких элементов Д.И.Менделеева. Образцы химических веществ в склянках. На которых указаны химические формулы веществ.

Выполнение физи-ческого диктанта. Работа с периоди-ческой таблицей хи-мических элементов. Изучение образцов химических веществ.

19.

Простые и сложные вещества.

Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента,- простые, а состоящие из атомов нескольких элементовсложные. Формулы химических веществ.

Демонстрации. Образцы наиболее часто встречающихся простых и сложных веществ.

Изучение образцов наиболее часто встречающихся простых и сложных веществ. Запись формул химических элементов.

20.

Кислород.

Место кислорода в периодической таблице, его знак, номер. Кислородсамый распространенный на Земле химический элемент. Соединения кисло-рода и простое вещество кислород, его свойства и значение для жизни на Земле. Фотосинтез. Горение в кислороде.

Лабораторная работа «Наблюдение горения».

Демонстрации. Получение кислорода. Кисло-родная подушка. Горение в кислороде. Слайды с изображением тепловых двигателей и машин, для работы которых необходим кислород, где они ис-пользуются; других примеров использования кислорода.

Изучение кислорода и его соединений. Определение значе-ния кислорода для жизни на Земле. Выполнение лабораторной работы.

21.

Водород.

Место водорода в периодической таблице, его знак, номер. Водород в природе. Простое вещество водород: его получение, свойства, распространение в природе, применение. Значение водорода как экологически чистого топлива. Соединения водорода.

Демонстрации. Получение водорода с помощью аппарата Киппа.

Изучение водорода и его соединений. Наблюдение опыта по изучению водо-рода.

22.

Вода.

Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве. Вода как раствори-тель. Фильтрование. Охрана водных ресурсов.

Лабораторная работа «разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием»

Выполнение лабора-торной  работы.

 Растворение разли-чных веществ в воде и фильтрование растворов.

23.

Растворы и взвеси.

Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Истинные растворы и взвеси. Массовая доля вещества в растворе.

Демонстрации. Приготовление истинного раствора и взвеси.

Наблюдение за при-готовлением истин-ного раствора и взвеси.

24.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Химические элементы»

Выполнение тестовых заданий.

25.

Плотность.

Плотность как характеристика вещества. Задачи на вычисление плотности по известным массе и объему.

Демонстрации. Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы, но разного объема.

Работа с таблицей плотностей. Реше-ние задач на вычис-ление плотности по известным массе и объему по формуле

 

26, 27.

Решение задач.

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

Требования к оформлению физической задачи.

Преобразование формулы  в формулы mV,

28.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Измерение плотности вещества»

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группах.

29.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Плотность вещества».

Выполнение экспе-риментального зада-ния.Решение качест-венных и расчетных задач.

Взаимодействие тел (20 ч)

30.

Взаимодействие тел. Сила.

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимо-действия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость резуль-тата действия силы от ее значения, направления, точки приложения.

Демонстрации. Тележка, на которой укреплена сжатая пружина, не приходит в движение, если ей не от чего оттолкнуться. Движущаяся тележка, столкнувшись с тележкой такой же массы, приво-дит ее в движение, а сама при этом останав-ливается. Пластилиновый шарик, упав на поверх-ность стола, изменяет свою форму. Когда к пружине подвешивают груз, она растягивается. Демонстрации сил различной природы.

Изучение зависи-мости результата действия силы от ее значения, направле-ния, точки приложе-ния. Наблюдение опытов с использо-ванием тележки, пластилинового ша-рика, пружины с грузом.

31.

Действие рождает противодействие.

Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение.

Демонстрации. Взаимодействие двух тележек равной массы, разных масс помощью прибора на воздушной подушкеПДЗМ или легкоподвиж-ных тележек). «Сегнерово колесо». Модель раке-ты. Демонстрации с помощью детских игрушек.

Наблюдение взаимодействия тел. Графическое изображение сил.

32.

Всемирное тяготение.

Всемирное тяготение, его проявления: падение тел на Землю, движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела. Открытие закона всемирного тяготения И.Ньютоном. Единица измерения силы1 Н .

Демонстрации. Падение различных тел. Выливание воды из наполненного стакана.

Наблюдение за па-дением различных тел. Изображение силы тяжести. Вычисление силы тяжести по формуле Fт = mg, где g = 9,8 Н/кг

33.

Деформация.

 

Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, кручение, сдвиг. Проявление деформации в природе, быту, учет и использование в технике.

Демонстрации. Прибор для демонстрации различных видов деформации.

Наблюдение различ-ных видов деформа-ции. Приведение примеров различных видов деформации в природе, быту, учет и использование де-формации в технике.

34.

Сила упругости.

Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации. Объяснение воз-никновения силы упругости с точки зрения моле-кулярного строения вещества. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и исполь-зование ее в технике.

Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации».

Демонстрации. Возникновение силы упругости в пружине, к которой подвешен шарик. Демонст-рация силы упругости, возникающей в различных игрушках. Выстрел из пружинного пистолета.

Наблюдение возник-новения силы упру-гости при деформа-ции. Исследование зависимости силы упругости от дефор-мации. Работа в группе.

35.

Условие равновесия.

Условия, при которых тела находятся в покое или движутся равномерно и прямолинейно.

Демонстрации. Слайды с изображением полета парашютиста, движение тел в невесомости и т.д.

Определение усло-вий, при которых тело находится в покое или движется.

36.

Измерение силы.

Трение.

Повторение материала: шкала прибора, опреде-ление цены деления, предела измерений. Уст-ройство динамометра. Сила трения: ее проявление в природе, в быту, условия ее возникновения; при-чины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения.

Лабораторная работа «Измерение силы трения».

Демонстрации. Динамометры различного типа. Измерение силы трения при движении бруска по столу. Трибометр.

Изучение устройства динамометра. Измерение силы. Изучение причин возникновения силы трения. Сравнение трения скольжения и трения качения.

37.

Трение.

Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в технике.

Демонстрации. Трибометр.

Наблюдение за по-казаниями динамо-метра при измене-нии количества гру-зов на бруске трибо-метра. Выступление с докладом. Прослу-шивание сообщений одноклассников.

38.

Электрические силы.

Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел тре-нием. Передача электрического заряда соприкос-новением. Взаимодействие одноименно и разно-именно заряженных тел. Принцип действия электроскопа.

Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел».

Демонстрации. Электризация стержней из эбони-та и стекла, обнаружение заряда на них с помо-щью бумажных «султанов». Электроскоп. Переда-ча заряда с одного электроскопа на другой.

Наблюдение взаимо-действия наэлектри-зованных тел. Объяснение принципа действия электроскопа. Выполнение лабораторной работы. Работа в группах.

39.

Магнитное взаимодействие.

Постоянные магниты, притяжение ими железных (стальных) тел. Полосовые, дугообразные, керами-ческие магниты. Полюса магнита, усиление маг-нитных свойств к полюсам. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоян-ных магнитов.

Лабораторная работа «Наблюдение магнитного взаимодействия».

Демонстрации. Различные магниты, их действие на железные (стальные) тела. Динамик, телефон-ная трубка, магнитная защелка.

Наблюдение магнитного взаимодействия. Выполнение лабораторной работы. Работа в группе.

40.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Взаимодействие тел. Различные виды сил».

Решение качествен-ных, количествен-ных задач. Пред-ставление результа-тов. Оценка деятель-ности одноклассни-ков.

41.

Давление.

Сила давления. Единицы давления1 Па (пас-каль). Способы увеличения и уменьшения давления.

Демонстрации. Разрезание куска пластилина тон-кой проволокой при действии небольшой силы. Давление на песок при различной площади опоры.

Приведение приме-ров способов увели-чения и уменьшения давления.

42.

Решение задач.

Решение задач на вычисление давления.

Лабораторная работа «Определение давления тела на опору»

Демонстрации. Вычисление давления гири на поверхность стола.

Решение задач. Выполнение лабораторной работы. Работа в группе.

43.

Давление в жидкостях и газах.

Представление докладов по теме «Давление тел на опору» Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике.

Демонстрации. Шар Паскаля. Надувание камеры от мяча, лежащей на столе и накрытой плоской дощечкой с грузом: груз поднимается на дощечке.

Выступление с док-ладами, представле-ние схем, иллюстра-ций, презентаций. Изучение использо-вания передачи дав-ления жидкостями и газами в технике.

44.

Давление на глубине жидкости.

Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям.

Демонстрации. Измерение давления на разных глубинах.

Наблюдение за из-мерением давления на разных глубинах, по разным направ-лениям. Выдвиже-ние гипотез. Форму-лирование вывода.

45.

Сообщающиеся сосуды.

Закон сообщающихся сосудов. Примеры сооб-щающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан.

Демонстрации. Уровень воды в сообщающихся сосудах. Модель водопровода, модель фонтана.

Наблюдение за уста-новлением уровня жидкости в сообща-ющихся сосудах. Объяснение закона сообщающихся со-судов. Приведение примеров сообщаю-щихся сосудов.

46.

Выталкивающая сила.

Выталкивающая сила, ее измерение на опыте.

Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы». Объяснение причин возникновения выталкивающей силы.

Демонстрации. Уменьшение веса тела, погруженного в воду. Действие выталкивающей силы на различные тела, погруженные в воду.

Измерение выталки-вающей силы.

Выдвижение гипотез. Формулирование вывода.

47.

Лабораторная работа

Лабораторная работа «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?»

Выполнение лабора-торной работы. Составление табли-цы. Формулирова-ние вывода.

48.

Изучение архимедовой силы

Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел»

Подготовка к контрольной работе.

Выполнение лабора-торной работы. Ре-шение качественных задач на с.71 учебника.

49.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Выталкивающая сила»

Решение качествен-ных,количественных задач, выполнение экспериментального задания.

Физические и химические явления (15 ч)

Механические явления (7 ч)

50.

Механическое движение.

Механическое движение. Траектория. Различные виды движения. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.

 

Демонстрации. Демонстрации различных видов движения. Движение различных видов игрушек.

Наблюдение за дви-жением различных тел. Анализ движе-ния,определение его вида.Поиск приме-ров различных ви-дов движения в при-роде и технике.

51.

Скорость движения.

Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости (м/с, км/ч, и т.д.). Ускоренное и замедленное движение, примеры.

Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска».

Вычисление скорос-ти движения уче-ника по классу. Вы-числение скорости самодвижущейся тележки

52.

Решение задач.

Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения, решение экспериментальных задач типа: 1) рассчитать время, за которая легкоподвижная тележка проедет длину стола; 2) Рассчитать путь, который пройдет тележка за 20 с. (скорость тележки определена на предыдущем уроке)

Решение задач на вычисление пути, скорости, времени движения.

53.

Относительность механического движения.

Представление об относительности движения.

Лабораторная работа «Наблюдение относи-тельности движения».

Демонстрации. Движение игрушечной машины с «пассажиром» мимо стоящего «пешехода» (дви-жение «»пешехода» относительно машины с «пас-сажиром»). Движение малой тележки относитель-но большой, которая движется по столу.

Выполнение лабора-торной работы. На-блюдение за движе-нием игрушечной машины. Анализ ее движения в разных системах отсчета. Приведение приме-ров относительности движения. Работа с рисунками учебника

54.

Звук.

Звук как источник информации человека об окру-жающем мире. Источники звука. Колебаниянеобходимое условие возникновения звука.

Лабораторная работа «Наблюдение источников звука».

Демонстрации. Разнообразные источники звука и колеблющиеся детали, порождающие звук. Извле-чение звука с помощью центробежной машины: сирена Зеебека, зубчатые колеса.

 

Наблюдение источ-ников звука.

Выполнение лабо-раторной работы.

Работа в группах.

55.

Распространение звука.

Скорость звука в различных средах. Явление отра-жения звука. Эхо. Использование явления отраже-ния звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.

Демонстрации. Отсутствие звука работающего звонка, помещенного под колоколом, из-под которого откачан воздух.

Наблюдение опы-тов, подтверждаю-щих различие ско-рости звука в раз-ных средах. Работа с иллюстрациями учебника.

56.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Механическое движение»

Решение качествен-ных, количествен-ных задач.

Тепловые явления (8 ч).

57.

Тепловое расширение.

Тепловое расширение тел.

Лабораторная работа «Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и ох-лаждении» (описание дано в методическом пособии)

Демонстрации. Расширение тел при нагревании с помощью прибора «Шар с кольцом» и лр.

Выполнение лабора-торной работы. Наблюдение тепло-вого расширения различных тел.

58.

Учет  и использование

теплового расширения.

Лабораторная работа «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении».

Сообщения учащихся об использовании теплового расширения в технике.

Выполнение лабора-торной работы. Про-слушивание сообще-ний. Выступления с сообщениями, пред-ставление рисунков, схем, презентаций.

59.

Плавление и отвердевание.

Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества.

Лабораторная работа «Отливка игрушечного солдатика»

Демонстрации. Таяние льда в воде (отмечается постоянная температура смеси).

Наблюдение за тая-нием льда. Выпол-нение лабораторных работ. Работа в группе.

60.

Испарение и конденсация.

Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением снега».

Процесс испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе.

Демонстрации. Конденсация капель воды на холодной поверхности металла, помещенного над кипящей водой.

Наблюдение за про-цессами испарения и конденсации. Выдвижение гипо-тез объяснения явле-ний с точки зрения строения вещества.

61.

Испарения жидкостей.

Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности.

Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости?»

Демонстрация. Различные скорости испарения воды, эфира, спирта.

Определение факто-ров, от которых за-висит скорость ис-парения жидкости. Рассмотрение ка-чественных задач и вопросов. Выполне-ние лабораторной работы.

62.

Изучение процесса испарения.

Охлаждение жидкостей при испарении.

Лабораторная работа «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении».

Демонстрации. Охлаждение жидкости при испарении.

Выполнение лабо-раторной работы. Работа в группе.

63.

Теплопередача.

Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике (без указания видов теплопередачи).

Лабораторная работа «Наблюдение теплопро-водности воды и воздуха».

Демонстрации. Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела. Перемешивание слоев жидкости при ее нагревании (конвекция)

Выполнение лабора-торной работы. Работа в группе. Наблюдение разных видов теплопере-дачи.

64.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Тепловые явления».

Решение качествен-ных,количественных и графических задач

65,66.

Повторение,  систематизация знаний.

Повторение. Подготовка к годовой контрольной работе.

Решение качествен-ных, количествен-ных и графических задач

67.

Годовая контрольная работа.

Годовая контрольная работа.

Решение задач. Выполнение экспериментального задания.

68.

Анализ контрольной работы.

Анализ результатов контрольной работы и типичных ошибок.

Решение количественных и качественных задач.

69

Урок-игра

Решение количественных и качественных задач.

70

Урок-игра

Решение количественных и качественных задач.

6 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Номер и тема урока

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Физические и химические явления (33 ч)

Электромагнитные явления (10 ч)

1.

Электрический ток. Напряжение.

Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие воз-никновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока.

Демонстрации. Возникновение электрического тока в проводнике, замыкающем два шара, заря-женных разноименно (шары укреплены на эле-ктрометрах, проводник состоит из двух частей, между которыми укреплена неоновая лампочка). В первом опыте шары заряжаются от эбонитовой и стеклянной палочек. Проводя опыт второй раз, присоединяют шары к разноименным полюсам электрофорной машины. Демонстрация потока воды, возникающего в трубе между двумя сосуда-ми, установленными на разных высотах. Де-монстрация различных источников тока: аккуму-лятор, батарейка, генератор переменного тока. Осциллограммы переменного напряжения, снимаемого с зажимов генератора, микрофона, осветительной сети.

Наблюдение опы-тов, подтверждаю-щих условия возник-новения электричес-кого тока.

2.

Сила тока. Источники тока.

Сила тока, единица измерения силы тока1 А (ампер). Примеры различных значений силы тока. Напряжение, единицы измерения напряжения (вольт). Примеры различных значений напряжения. Амперметр и вольтметр.

Демонстрации. Амперметры и вольтметры.

Вычисление цены деления шкалы ам-перметра и вольт-метра. Включение амперметра и вольт-метра в электричес-кую цепь для изме-рения силы тока и напряжения.

3.

Проводники и диэлектрики. Электрические цепи.

Проводники и диэлектрики: определение, примеры и применение. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме.

Демонстрации. Приемы сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.

Сборка простейших электрических це-пей. Измерение тока и напряжения в цепи.

4.

Последовательное и параллельное соединение.

Последовательное и параллельное соединения проводников, их отличия, использование в раз-личных цепях.

Демонстрации. Цепи с последовательным и па-раллельным соединением ламп. Приемы сборки цепей с последовательным соединением провод-ников.

Сборка цепей с последовательным соединением.

5.

Последовательное соединение проводников.

Лабораторная работа «Последовательное соединение».

Выполнение лабора-торной работы. Работа в группе.

6.

Параллельное соединение проводников.

Лабораторная работа «Параллельное соединение».

Демонстрации. Приемы сборки цепи с параллельным соединением проводников.

Выполнение лабора-торной работы. Работа в группе.

7.

Тепловое действие электрического тока.

Тепловое действие тока, его применение в быто-вых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа «Наблюдение теплового действия тока»

Демонстрации. Нагревание спирали действием тока.

Наблюдение тепло-вого и магнитного действия тока. Вы-полнение лаборатор-ной работы. Работа в группе.

8.

Магнитное действие электрического тока.

Действие тока на магнитную стрелку. Электро-магнит. Модель телеграфного аппарата. Телефон. Действие магнита на электрический ток. Приме-нение этого действия в устройстве измеритель-ных приборов, электродвигателя.

Лабораторная работа «Наблюдение магнитного действия тока»

Демонстрации. Действие магнита на проводник с током. Действие магнита на рамку с током. Модель двигателя постоянного тока.

Сборка простейшего электромагнита. Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

9.

Химическое действие тока.

Химическое действие тока и его применение.

Лабораторная работа «Наблюдение химического действия тока».

Наблюдение химии-ческого действия то-ка. Выполнение ла-бораторной работы.

Работа в группе.

10.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Электрический ток»

Решение качествен-ных и графических задач.

Световые явления (10 ч)

11.

Свет. Источники света. Свет и тень.

Световые явления. Свет как источник информа-ции человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные. Образование тени от преграды. Прохождение света сквозь отверстие.

Лабораторная работа «Свет и тень».

Демонстрации. Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды. Прибор для демонстрации солнечного и лунного затмения.

Наблюдение различ-ных источников све-та. Объяснение при-чин солнечных и лунных затмений (на основании экспе-римента). Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

12.

Отражение света.

Отражение света. Зеркальное и рассеянное отра-жение. Проявление закона отражения в действии зеркал. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Свойство зеркал изменять направление светового пучка. Использование зеркал.

Лабораторная работа «Отражение света заркалом»

Демонстрации. Демонстрация закона отражения с помощью прибора по геометрической оптике. Демонстрация плоского, выпуклого и вогнутого зеркал.

Изучение закона от-ражения с помощью зеркал. Выполнение лабораторной рабо-ты. Работа в группе.

13.

Зеркала и их применение.

Характер изображения в плоском зеркале. Объяснение возникновения мнимого изображения с помощью построения.

Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале»

Получение изобра-жения предмета в плоском зеркале. Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

14.

Преломление света.

Явление преломления света. Изменение направ-ления светового луча при переходе из одной среды в другую.

Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света».

Демонстрации. Преломление света на границе воздухвода, воздухстекло.

Наблюдение преломления света. Выполнение  лабораторной работы.

Работа в группе.

15.

Линза.

Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Различие в изображении предмета в линзе в зависимости от их взаимного расположения.

Демонстрации. Демонстрация световых пучков, полученных при помощи собирающей и рассеивающей линз (прибор по геометрической оптике).

Наблюдение изобра-жений в линзе.

Анализ результатов наблюдений, формулирование выводов.

16.

Наблюдение изображений в линзе.

Лабораторная работа «Наблюдение изображений в линзе».

Демонстрации. Различие изображений в линзе в зависимости от удаления источника света от линзы.

Наблюдение изобра-жений в линзе.

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

17.

Оптические приборы.

Название и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телеско-па; использование в их конструкции линз и зер-кал (без рассмотрения хода световых лучей).

Демонстрации. Различные оптические приборы; использование в них линз и зеркал.

Работа с оптичес-кими приборами и таблицами.

 

18.

 Глаз и очки.

Строение глаза, некоторые функции его отдель-ных частей. Изображение, получаемое на сетчат-ке. Недостатки зрения; близорукость и дальнозор-кость; использование очков для их исправления.

Демонстрации. Модель глаза, модель близору-кого и дальнозоркого глаза; исправление этих недостатков зрения с помощью линз.

Обсуждение возможности коррекции зрения с помощью очков, сохранения зрения.

19.

Цвет.

Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

Демонстрации. Разложение белого света в спектр. Круг Ньютона. Слайды с изображением радуги.

Объяснение цвета тел. Наблюдение разложения белого цвета с помощью призмы.

20.

Контрольная работа.

 

Контрольная работа «Световые явления»

Решение качествен-ных задач, задач на построение хода светового луча.

Химические явления (13 ч)

21.

Химические явления.

Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. Признаки химических явлений и условия их протекания.

Лабораторная работа «Наблюдение физических и химических явлений»

Демонстрации. Выделение тепла и света при реакции горения; образование осадков, измене-ние цвета при взаимодействии железа с раство-ром медного купороса; выделение газа в реакции взаимодействия раствора соды с кислотой.

Выполнение лабора-торной работы. Работа в группе. Наблюдение физии-ческих и химичес-ких реакций.

22.

Закон сохранения массы.

Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ и молекул на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях.

Демонстрации. Опыты с весами: 1) на одной ча-ше уравновешенных весов расположены два со-суда с растворами хлорида бария и сульфата нат-рия, растворы смешиваются, после проведения химиической реакции масса веществ сохраняет-ся, равновесие весов не нарушается; 2) смешать раствор щелочи с добавкой фенолфталеина с кис-лотой, равновесие также не нарушается; 3) на од-ной чаше весов находится свеча, по мере горения ее масса уменьшаетсяравновесие весов нарушается.

Объяснение протее-кания химических реакций.Наблюдение опытов с весами. Анализ результатов наблюдений, форму-лирование выводов.

23.

Реакции соединения и

разложения.

Повторение знаков химических элементов. Реакции соединения и разложения.

Демонстрации. Разложение перекиси водорода, воды, горение водорода в кислороде; взаимодействие оксида кальция СаО с водой.

Повторение знаков химических элемен-тов. Наблюдение опытов по разложе-нию химических элементов.

24.

Оксиды

Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение в природе и использование.

Демонстрации. Показ наиболее распространен-ных оксидов, коллекций образцов горных пород.

Приведение приме-ров распространения оксидов в природе и их использования. Работа с коллекцией образцов горных пород.

25.

Кислоты.

Основные сведения о кислотах, примеры наибо-лее распространенных кислот. Использование кислот в народном хозяйстве и быту. Правила обращения с ними. Распознавание кислот.

Демонстрации. Действие кислот на индикаторы. Растворение кислот в воде. Выделение тепла при растворении кислот. Обугливание бумаги и лучинки концентрированной серной кислотой. Действие соды на кислоту.

Приведение приме-ров использования кислот в народном хозяйстве и быту. Распознавание кис-лот. Наблюдение опытов с кислотами.

26.

Основания.

Общие сведения об основаниях, растворимые ос-нованиящелочи; известковая вода, гашенная известь. Применение оснований в народном хо-зяйстве, быту. Правила обращения с основания-ми. Распознавание оснований. Реакция нейтрали-зации.

Демонстрации. Действие щелочей на индикато-ры. Выделение тепла при растворении щелочей. Нейтрализация кислот и оснований.

Приведение приме-ров использования оснований в народ-ном хозяйстве и бы-ту. Наблюдение опы-тов со щелочами.

27.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Действие кислот и оснований на индикаторы»

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

28.

Соли.

Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли NaCl, соды Na2CO3, медного купороса CuSO4 и др.

Лабораторная работа «Выяснение растворимости солей в воде» .

Демонстрации. Образцы солей. Примеры применения солей (слайды).

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

Заполнение таблицы.

29.

Белки, жиры и углеводы.

Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека.

Демонстрации. Образцы продуктовых упаковок, на которых указано содержание в продуктах белков, жиров и углеводов.

Работа с образцами продуктовых упаковок.

30.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Распознавание крахмала»

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

31.

Природный газ и нефть.

Происхождение природного газа, нефти, угля как продуктов гниения различных органических ос-татков без доступа воздуха при больших давле-ниях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников для получения различных видов топлива и как важ-нейшего сырья для химической промышлен-ности.

Демонстрации. Образцы нефти и нефтепро-дуктов, продуктов нефтепереработки и переработки газа.

Работа с образцами нефти и нефтепро-дуктов. Нахождение на физической карте России наиболее важных месторожде-ний нефти и газа.

32.

Повторение и систематизация знаний.

Урок повторения и систематизации знаний по теме «Химические явления».

Решение качествен-ных, эксперимен-тальных задач, рабо-та с тестами.

33.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Химические явления»

Решение качествен-ных, эксперимен-тальных задач.

Человек и природа (32 ч)

Земляпланета Солнечной системы (6 ч)

34.

Древняя наука астрономия. В мире звезд.

Задачи, которые решает астрономия, знакомство со звездным небом, созвездия. Древние астроно-мические инструменты и современные методы астрономических исследований.

Демонстрации. Слайды из комплектов «Созвез-дия» и «Телескопы» по астрономии для 11 клас-са. Рисунки из атласа Гевелия.

Знакомство со звезд-ным небом и созвез-диями с использова-нием слайдов и наглядных пособий.

35.

Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

Опрос: нахождение на изображении со слайда звездного неба известных созвездий. Карта звезд-ного неба. Нахождение на карте созвездий и наи-более ярких звезд. Азимут и высота светил, их определение с помощью астролябии. Практичес-кие указания по изготовлению астролябии.

Демонстрации. Слайды «Созвездия», карта звездного неба, прибор для определения горизон-тальных координат, самодельная астролябия.

Нахождение на карте звездного неба соз-вездий и наиболее ярких звезд.

36.

Солнце. Солнечная система.

Солнце. Первые представления о его составе и температуре. Изменения солнечной активности. Солнце и жизнь на Земле. Солнечная система. Строение Солнечной системы.

Демонстрации. Фотоматериалы и слайды по теме урока.

Работа с таблицей «Солнечная систе-ма». Объяснение ро-ли Солнца для жиз-ни на Земле.

37.

Годичное и суточное движение Земли.

Движение Земли: вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, времен года.

Демонстрации. Демонстрация теллурия.

Определение причин смены времен года, дня и ночи.

38.

Лунаестественный спутник Земли.

Лунаестественный спутник Земли. Движения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Отсутствие атмосферы и связанные с этим физические условия на Луне. Фазы Луны.

Демонстрации. Глобус и карта Луны. Фотографии лунной поверхности. Демонстрация фаз Луны с помощью модели на магнитной доске.

Работа с глобусом и картой Луны. Работа с моделью Луны на магнитной доске. Зарисовка фаз Луны.

39.

Космические исследования.

Основные этапы космических исследований. Выступления учащихся, систематизация материа-ла и представление работы в виде таблицы.

Демонстрации. Слайды по теме урока.

Решение качественных задач.

Земляместо обитания человека (7 ч)

40.

Строение земного шара.

Строение земного шара. Увеличение плотности и температуры с глубиной. Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни на Земле. Исследования морских глубин. Судоходство. Процессы, происходящие в земных недрах и в  гидросфере, их влияние на жизнь людей, необходимость их изучения.

Демонстрации. Фотоматериалы и слайды по теме урока.

Зарисовка схемы строения земного шара. Приведение примеров о значении гидросферы для жиз-ни на Земле. Работа с фотоматериалами и слайдами по теме урока.

41.

Атмосфера.

Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

Демонстрации. Опыты, демонстрирующие атмосферное давление.

Наблюдение опытов. Работа с иллюстра-циями учебника

42.

Измерение атмосферного давления. Барометры.

Повторение определения давления. Барометры: ртутный и анероид, их принцип действия. Единицы измерения атмосферного давления.

 

Демонстрации. Барометр-анероид.

Повторение материа-ла по давлению. Ре-шение качественных задач. Работа с баро-метром.

43.

Влажность.

Содержание водяного пара в атмосфере. Ненасы-щенный и насыщенный пар. Относительная влажность воздуха. Влажность, измерения влаж-ности воздуха. Измерение относительной влаж-ности воздуха с помощью гигрометров, психро-метров.

Демонстрации. Гигрометры и психрометры.

Измерение относи-тельной влажности воздуха с помощью психрометра.

44.

Атмосферные явление.

Туман, облака, дождь, росаобъяснение причин их возникновения. Гроза, молниеотвод.

Демонстрации. Запотевание металлических поверхностей при охлаждении пара.

Высказывание гипо-тез о причинах воз-никновения атмос-ферных явлений.

45.

Из истории развития авиации.

Этапы становления и развития авиации. Выдающиеся летчики и конструкторы самолетов.

Демонстрации. Фотоматериалы по теме урока.

Работа с фотомате-риалами. Решение количественных и качественных задач.

46.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Атмосфера. Атмосферное давление».

Решение количест-венных и качествен-ных задач.

Человек дополняет природу (17 ч)

47.

Простые механизмы.

Знакомство с простыми механизмами (рычаг, наклонная плоскость, блоки). Назначение простых механизмов.

Демонстрации. Рычаг, наклонная плоскость, блоки (подвижный и неподвижный)

Знакомство с прос-тыми механизмами. Наблюдение дейст-вия простых меха-низмов.

48.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Изучение действия рычага».

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

49.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Изучение действия простых механизмов».

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

50.

Механическая работа.

Определение механической работы. Единицы работы. Рассмотрение примеров, в которых совершается механическая работа.

Лабораторная работа «Вычисление механи-ческой работы».

Демонстрации. Демонстрация примеров совер-шения механической работы.

Приведение приме-ров совершения ме-ханической работы. Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

51.

Решение задач.

Решение задач на вычисление механической работы.

Решение задач на применение форму-лы     A = FS

52.

Энергия.

Энергией обладают тела, способные совершить работу. Виды механической энергии: кинетичес-кая и потенциальная. От чего зависят эти виды энергии.

Демонстрации. Демонстрация тел, обладающих энергией. (полезно использовать игрушки)

Решение качествен-ных задач на опре-деление видов энер-гии.

53.

Контрольная работа.

Контрольная работа «Простые механизмы. Работа. Энергия».

Решение количест-венных и качествен-ных задач.

54.

Источники энергии.

Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топли-во, ядерное горючее. Восполняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Демонстрации. Различные виды топлива. Выделение кислорода зелеными растениями на свету.

Определение источ-ников энергии в при-роде и народном хозяйстве.

55.

Тепловые двигатели.

Тепловые двигателимашины, преобразующие энергию топлива в энергию движения. Из исто-рии тепловых двигателей. Паровые машины Дж.Уатта, И.И.Ползунова. Применения совре-менных тепловых двигателей.

Работа с литерату-рой по истории теп-ловых двигателей.

56.

Двигатель внутреннего сгорания.

Двигатель внутреннего сгорания. Принцип его действия. Использование двигателя внутреннего сгорания.

Демонстрации. Модель двигателя внутреннего сгорания.

Изучение принципа работы двигателя на модели. Приведение примеров использо-вания ДВС

57.

Электростанции.

Роль электроэнергии в жизни общества. Виды электростанций.

Демонстрации. Модели водяной и паровой турбин.

Объяснение устройст-ва и принципа дейст-вия электростанций с использованием моде-лей водяной и паро-вой турбин.

58.

Автоматика в нашей жизни.

Что такое автоматическое устройство. Иллюст-рация действия автоматов на конкретных приме-рах. Применение автоматических устройств в науке, на производстве и в быту.

Демонстрации. Демонстрации моделей из набо-ра по электронике и автоматике (демонстрации направлены на иллюстрацию назначения устрой-ства, при этом не ставится задача объяснения принципа его действия).

Наблюдение действий автоматических уст-ройств. Обсуждение возможностей исполь-зования автоматичес-ких устройств в науке, производстве, быту.

59.

Средства связи.

Средства связи. Сведения из истории их разви-тия. Телеграф. Телефон. Назначение микрофона и громкоговорителя. Радио и телевидение.

Лабораторная работа «Сборка и испытание телеграфного аппарата».

Демонстрации. Демонстрация модели телеграф-ного аппарата. Микрофон и громкоговоритель. Наушники, передача и прием радиосигнала.

Изучение модели те-леграфного аппара-та. Выполнение ла-бораторной работы. Работа в группе.

60.

Наука в жизни общества.

Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные на-правления современных научных исследований в области физики и химии.

Презентация инфор-мации о выдающихся естествоиспытателях.

61.

Материалы для современной техники.

Необходимость создания искусственных матери-алов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпроч-ные сплавы, искусственные алмазы, жидкие кристаллы и т.д. Сведения о способах выращи-вания искусственных кристаллов. Инструкция по проведению домашнего опыта по выращиванию кристалла.

Демонстрации. Коллекция кристаллов. Демонстрация индикаторов на жидких кристаллах, ферритовых стержней.

Приведение приме-ров получения и при-менения искусствен-ных материалов. Работа с коллекцией кристаллов.

 

62.

Полимеры и химические волокна.

Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, поли-стирол и другие пластмассы. Натуральные и хи-мические волокна. Использование этих материа-лов в быту.

Лабораторная работа «Изменение формы полиэтилена при нагревании».

Демонстрации. Коллекции полимеров, волокон. Различные изделия из этих материалов.

 

Работа с коллекцией полимеров. Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

63.

Каучук и резина.

Распознавание природных и химических воло-кон. Каучук, его свойства и получение. Вулкани-зация каучука, резины и эбонита.

Демонстрации. Распознавание природных и химических волокон. Изделия из каучука, резины и эбонита.

 

Выполнение лабора-торной работы.

Работа в группе.

Взаимосвязь человека и природы (2 ч)

64.

Загрязнение окружающей среды.

Основные факторы вредного влияния деятель-ности человека на окружающую среду. Экологи-ческие катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля за состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды.

Демонстрации. Фотографии и слайды по теме урока.

Приведение приме-ров влияния на окру-жающую среду дея-тельности человека. Высказывание пред-ложений по борьбе с загрязнением окру-жающей среды. Ра-бота с фотографиями и другим иллюстра-тивным материалом.

65.

Экономия ресурсов. Использование новых технологий.

Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий. Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы. Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Презентация сообще-ний по теме. Обсуж-дение экологическо-го состояния в школе и на прилегающей к ней территории. Сос-тавление плана кон-кретных дел по оздо-ровлению экологи-ческой обстановки, которые могут быть выполнены в рамках социального проекта.

66, 67

Подготовка к годовой контрольной работе.

Повторение и систематизация знаний, решение расчетных и качественных задач, подготовка к контрольной работе.

Решение количественных и качественных задач.

68.

Контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

Решение количественных и качественных задач.

69.

Анализ контрольной работы.

Анализ результатов контрольной работы и типичных ошибок.

Решение количественных и качественных задач.

70.

Урок-игра «Путешествие за эликсиром»

 

Решение количественных и качественных задач.

 

Учебно-методический комплекс

  1. Программа курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» для 5 – 6 классов.
  2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 – 6 классы. Учебник.
  3. Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5  класс. Рабочая тетрадь.
  4. Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6  класс. Рабочая тетрадь.
  5. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5  класс. Методическое пособие.

 

 

 

 


 

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Введение физики и химии на ранней стадии обучения в 5-6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания

Введение физики и химии на ранней стадии обучения в 5-6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания

Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям

Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям

Метапредметными результатами изучения курса являются: · освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т

Метапредметными результатами изучения курса являются: · освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т

Температура. Термометры.

Температура. Термометры.

Передача электрического заряда при соприкосновении

Передача электрического заряда при соприкосновении

Теплопередача. Виды теплопередачи

Теплопередача. Виды теплопередачи

Разложение белого света в спектр

Разложение белого света в спектр

Исследования космического пространства

Исследования космического пространства

Измерение атмосферного давления барометром

Измерение атмосферного давления барометром

Введение (6 ч) 1

Введение (6 ч) 1

Изображение шкалы любого прибора с указанием цены де-ления и предела измерений

Изображение шкалы любого прибора с указанием цены де-ления и предела измерений

Повторение и систематизация знаний по теме «Тела и вещества»

Повторение и систематизация знаний по теме «Тела и вещества»

Физический диктант «Строение вещества

Физический диктант «Строение вещества

Демонстрации. Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы, но разного объема

Демонстрации. Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы, но разного объема

Выливание воды из наполненного стакана

Выливание воды из наполненного стакана

Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»

Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»

Закон сообщающихся сосудов

Закон сообщающихся сосудов

Относительность механического движения

Относительность механического движения

Испарение и конденсация. Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением снега»

Испарение и конденсация. Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением снега»

Номер и тема урокаСодержание урокаХарактеристика видов деятельности учащихся

Номер и тема урокаСодержание урокаХарактеристика видов деятельности учащихся

Лабораторная работа «Последовательное соединение»

Лабораторная работа «Последовательное соединение»

Изучение закона от-ражения с помощью зеркал

Изучение закона от-ражения с помощью зеркал

Химические явления (13 ч) 21

Химические явления (13 ч) 21

Правила обращения с основания-ми

Правила обращения с основания-ми

Демонстрации. Слайды из комплектов «Созвез-дия» и «Телескопы» по астрономии для 11 клас-са

Демонстрации. Слайды из комплектов «Созвез-дия» и «Телескопы» по астрономии для 11 клас-са

Измерение атмосферного давления

Измерение атмосферного давления

Контрольная работа. Контрольная работа «Простые механизмы

Контрольная работа. Контрольная работа «Простые механизмы

Необходимость создания искусственных матери-алов

Необходимость создания искусственных матери-алов

Подготовка к годовой контрольной работе

Подготовка к годовой контрольной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2022