Рабочая программа "Юный медиатор"

  • docx
  • 29.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !Программа Юный Медиатор.docx

 

 

 

 

Программа по подготовке

юных волонтеров-медиаторов

«Юный медиатор»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Дегтярева Антонина Юрьевна

 

 

 

 

 


                                                                                                                             I.            ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.                      Наименование программы

Наименование: программа по подготовке юных волонтеров-медиаторов «Юный медиатор».

2.      Информация об участниках и месте реализации программы

Участники: обучающиеся 5-11-х классов БОУ г Омска «СОШ № 65», в том числе имеющие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Место реализации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска.

Адрес: Томск, улица Интернационалистов, 11

3.      Цели и задачи программы

Цель: подготовка обучающихся юных волонтеров-медиаторов для участия и организации работы Школьной службы примирения.

Задачи программы:

1.                      Сформировать представление у обучающихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

2.                      Сформировать команду   волонтеров-медиаторов из числа  обучающихся 7-9-х классов;

3.                      Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов.

Данная программа является результатом работы в рамках проекта профилактической направленности ««Перезагрузка» по активизации деятельности Службы примирения (медиации)» https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2021/03/30/proekt-aktivizatsii-shsp-maou-sosh-no30-g-tomska

Портфолио Школьной службы примирения в рамках профилактической работы представлено на сайте школы http://school30.tomsk.ru/files/img/Порфолио%20ШСП%20МАОУ%20СОШ%20№30%20г_%20Томска.pdf

Другие материалы представлены http://school30.tomsk.ru/training/sluzhba_primireniya

4.                      Целевая аудитория

Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель -  сменяемость волонтеров-медиаторов и передачу опыта и положительных тенденций, как глобальную цель, таким образом можно рассматривать качественное улучшение работы ШСП. После обучения курса обучающиеся получают начальный (стартовый набор) курс знаний по конфликтологии и работе в восстановительном подходе.

 

5.                      Методическое обеспечение программы

Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основного общего образования для обучающихся 7-9-х классов МАОУ СОШ №30 г. Томска разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 

1.                      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ).

2.                      Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики  в области образования и науки»;

3.                      Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р;

4.                      Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

5.                      Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);

6. Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) (далее – ФГОС ООО);

7.                      Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;

8.                       Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015);

9.                       СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);

10.                   Изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 24.11.2015 № 81);

11.                  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

12.                  Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);

13.Основная общеобразовательная программа ООО МАОУ СОШ № 30 г. Томска;

14. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности.

Программа «Школа социального успеха» создана для работы с обучающимися в рамках действия в школе Школьной службы примирения (медиации) и построена в том числе в логике основополагающих документов: Методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций МИНОБРНАУКИ РФ от 26. 12.2017; Распоряжение Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018 - 2020 годы в рамках Десятилетия детства. Так же методической основой данной программы стало пособие Уваровой О. А. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания. – Волгоград: Учитель.

 

6.      Основные этапы реализации программы.

1)      Подготовительный (август-сентябрь 2019 г.):

-        популяризация школьной службы примирения среди участников образовательных отношений;

-        изучение ситуации, сбор информации о желании обучающихся стать волонтерами-медиаторами;

-        определение цели и постановка задач программы;

-        подбор методической литературы;

-        разработка поурочного планирования.

2)      Практический (реализация проекта):

-        проведение с обучающимися 7-9-х классов занятий согласно разработанному содержанию программы (Приложение 1)

Срок выполнения: сентябрь 2019г. – май 2020г.

3)      Аналитико-коррекционный (анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений)

Срок выполнения: 1 раз в четверть

4)      Заключительный (сопоставление действительных и желаемых результатов):

-        индивидуальные профориентационные консультации с участниками проекта;

-        анализ итогов программы.

Срок выполнения: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

 

7.      Описание требований к обеспечению программы (условия реализации)

В качестве специалистов, реализующих образовательный социально-психологическую программу «Школа социального успеха» могут выступать педагоги-психологи образовательных организаций, а также педагоги предметных направлений, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации по теме медиации (школьные службы примирения).

Материально-техническое и дидактическое обеспечение:

-        аудиовизуальные материалы в программе Power Point (презентации, видеоролики и т.д.);

-        компьютер или ноутбук;

-        проектор и экран;

-        место проведения занятий (кабинет);

-        принтер;

-        бумага;

-        карандаши, фломастеры;

-        раздаточный материал;

-        маркерная/магнитная доска / флипчарт.

8.      Ожидаемые результаты реализации программы

В ходе подготовки по программе «Школа социального успеха» обучающиеся смогут:

- сформировать  представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации,  моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1.        на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;

2.        на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных волонтеров-медиаторов;

3.        на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

Для оценки эффективности проведения программы  используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.

Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду. В связи с этим программа получила название «Школа социального успеха».

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Школа социального успеха»

Личностные

Предметные

Метапредметные

обучающиеся научатся:

ориентация в системе моральных норм;

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;

- позитивная моральная самооценка;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать:

- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;

- алгоритм проведения восстановительной медиации;

- виды и специфику конфликтов;

- способы эффективного общения;

-  основные понятия в конфликтологии;

- способы конструктивного решения конфликтов;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- приемы активного слушания.

 

Регулятивные УУД:

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

-планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

- соотносить результат с целью и оценивать его.

обучающиеся получат возможность:

Обучающийся получит возможность для формирования:

умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь:

- работать в группе, в коллективе.

- дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

- анализировать конфликтные ситуации;

- устанавливать стили разрешения конфликтов;

 - проводить программы примирения;

- моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- оформлять документы по состоявшему сеансу медиации.

Познавательные УУД:

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- моделировать различные жизненные и учебные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- адекватно воспринимать оценку педагога. 

К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять:

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Коммуникативные УУД:

- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- учиться работать в паре и в группе;

- выполнять различные роли;

- слушать и понимать речь других ребят;

- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться контролировать свою речь и поступки;

- учиться толерантному отношению к другому мнению;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

- формулировать своё собственное мнение и позицию;

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

 

Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами организации, в открытой общественной среде.

 

9.      Факторы, влияющие на достижение результатов проекта

-        кадровый дефицит (наличие в образовательной организации специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, необходимой для реализации программы);

-        актуальность проекта для его участников – обучающихся 7-9-х классов;

-        наличие необходимых материально-технических средств;

-        поддержка со стороны администрации;

-        психофизиологические и личностные особенности подростков;

-        эффективность взаимодействия педагога, реализующего проект, с обучающимися.

 

10.  Сведения об апробации программы

Программа была реализована на базе МАОУ СОШ №30 г. Томска в 2019-2020 учебном году. В проекте приняли участие обучающиеся 7-9-х классов в количестве 20 человек.

При переходе на дистанционное образование с апреля 2020г. в проект были внесены корректировки в части организации занятий. Работа была организована в малых группах, индивидуального консультирования, которые были реализованы в дистанционном формате с использованием программ Zoom, социальной сети «ВКонтакте».

 

Название мероприятия

(полностью, дата)

Тема представляемого материала (полностью) для активных участников

 

 

Уровень мероприятия

Форма участия

(очно /заочно)

Подтверждающие материалы (программа, отзыв, сертификат, благод. письмо и т.п.)

 1.

Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации 24.09.2020

Восстановительный подход и служба примирения в системе воспитания образовательной организации

 Всероссийский

 онлайн

Сертификат спикера, сертификт участника

2

Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации»

30.09.2020

Доклад по теме  «Восстановительный подход и служба примирения в системе воспитания образовательной организации»

муниципальный

онлайн

Сертификат МАУ ИМЦ №334

3

Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации»

30.09.2020

Мастер-класс «Использование кинокоучинга как метода работы в подготовке юных волонтеров-медиаторов»

муниципальный

онлайн

Сертификат МАУ ИМЦ №332

4

Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации»

30.09.2020

Мастер-класс «Использование притчи как метода работы в подготовке юных волонтеров-медиаторов»

муниципальный

онлайн

Сертификат МАУ ИМЦ №333

 

 


 

Приложение 1

 

Содержание программы «Школа социального успеха»

 

Для реализации программы «Школа социального успеха» при проведение занятий по темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие у обучающихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе.

Занятия содержат интерактивные методы: творческие задания; игровые элементы;

мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала), проигрывание ситуаций; проектирование; групповую дискуссию.

Информационно-практические методы: лекции; беседы; дискуссии; практикумы; практические и тренинговые занятия, ролевые игры; психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания; проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций; проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, инфосхемы и т.п.

Принципы проведения занятий:

-        добровольность;

-        активность;

-        партнерское взаимодействие;

-        конфиденциальность.

Раздел 1. Конструктивно общаться. Как? (15,5 ч)

1.                      Тренинг знакомства (2 ч): знакомство участников друг с другом; упражнение «ожидания», круг ценностей.

Форма занятия: тренинг.

Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений.

2.      Базовый тренинг. Погружение ШСП (4 ч): Видеолекторий «Конфликты. Контакты», «Длинная ложка»; упражнения по конфликтологии.

Форма занятия: тренинг, с элементами ролевой игры.

Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений.

3. Давайте общаться! (4 ч): мини-лекция с элементами дискуссии «Что такое общение?», «Общение в современном мире»; Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»; Мини-лекция «Техники активного слушания»; Отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция».

Форма занятия: беседа, мини-лекция.

Вид деятельности: представление жизненного опыта обучающимися, практическая работа по выполнению упражнений.

4. Конфликты? Конфликты. Конфликты! (5,5 ч): методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) «Стили разрешения конфликта»; упражнение «Пишем синквейны»; упражнение «Плюсы и минусы конфликта»; мини-лекция понятие конфликта; упражнение «Я в конфликте»; типология конфликтных личностей; технология разрешения конфликта; упражнение «Нас с тобой объединяет». 

Форма занятия: мини-лекция, беседа.

Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений, участие в обсуждении, просмотр видеофрагментов.

Раздел 2. Организация работы школьной службы примирения (18,5 ч)

Тема 5. Что такое медиация? История развития Школьных служб примирения (2 ч): лекция – история решения конфликтных ситуаций в мировой практике; традиции примирения в разных странах и культурах; мини-лекция развития школьных служб примирения в России; знакомство с сайтом школьной службы примирения (г. Москва); демонстрация видео-фрагментов А. Коновалова.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Вид деятельности: участие в опросе, просмотр видеофрагментов, практическая работа по выполнению упражнений.

Тема 6. Деятельность и модель ШСП МАОУ СОШ №30 (4 ч): представление действующей Школьной службы примирения.

Форма занятия: мини-лекция, дискуссия, рефлексия.

Вид деятельности: участие в обсуждении, привлечение новых знаний, рефлексия.

Тема 7. «Навыки медиатора» (4 ч): мини-лекция с практическим применением и отработкой на практике активных техник и методов работы медиатора.

Форма занятия: мини-лекция, практическая работа.

Вид деятельности: практическая работа – выполнение упражнений по применению полученных знаний.

Тема 8. Примирение. С чего начать? (3,5 ч): мини-лекция с практическим применением и отработкой на практике этапов примирительной программы.

Форма занятия: мини-лекция, практическая работа.

Вид деятельности: практическая работа – выполнение упражнений по применению полученных знаний.

Тема 9. Всё дело в практике (3 ч): практическое занятие работа с кейсами.

Форма занятия: практическая работа с кейсами

Вид деятельности: разыгрывание практических ситуаций по ролям, практическая работа по применению и закреплению полученных знаний.

Тема 10. Научился сам – научи другого (4 ч): работа с кейсами, мозговой штурм по организации работы ШСП в школе; новые направления в работе – наставничество, круги сообщества; разработка профилактических мероприятий; рефлексия по итогам курса.  

            Форма занятия: практическая работа

            Вид деятельности: практическая работа – работа с ситуациями по закреплению пройденного материала, рефлексия.

 

Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

теория

практика

Раздел 1. Конструктивно общаться. Как?

15,5 ч

1

Тренинг знакомства

0

2

2

Конфликты? Конфликты. Конфликты!

0

4

3

Базовый тренинг.  Погружение ШСП

0

4

4

Давайте общаться

0,5

5

Раздел 2. Организация работы школьной службы примирения.

 

18,5 ч

5

Что такое медиация? История развития Школьных служб примирения

0,5

1,5

6

Деятельность и модель ШСП МАОУ СОШ №30

0,5

1,5

7

«Навыки медиатора»

0,5

3,5

8

Примирение. С чего начать?

0

3,5

9

Всё дело в практике.

0

3

10

Научился сам – научи другого

0

4

 

Итого, ч

2

32

34 ч

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru