Программа по подготовке
юных волонтеров-медиаторов
«Юный медиатор»
Подготовила:
Дегтярева Антонина Юрьевна
I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Наименование программы
Наименование: программа по подготовке юных волонтеров-медиаторов «Юный медиатор».
2. Информация об участниках и месте реализации программы
Участники: обучающиеся 5-11-х классов БОУ г Омска «СОШ № 65», в том числе имеющие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Место реализации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска.
Адрес: Томск, улица Интернационалистов, 11
3. Цели и задачи программы
Цель: подготовка обучающихся юных волонтеров-медиаторов для участия и организации работы Школьной службы примирения.
Задачи программы:
1. Сформировать представление у обучающихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
2. Сформировать команду волонтеров-медиаторов из числа обучающихся 7-9-х классов;
3. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов.
Данная программа является результатом работы в рамках проекта профилактической направленности ««Перезагрузка» по активизации деятельности Службы примирения (медиации)» https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2021/03/30/proekt-aktivizatsii-shsp-maou-sosh-no30-g-tomska
Портфолио Школьной службы примирения в рамках профилактической работы представлено на сайте школы http://school30.tomsk.ru/files/img/Порфолио%20ШСП%20МАОУ%20СОШ%20№30%20г_%20Томска.pdf
Другие материалы представлены http://school30.tomsk.ru/training/sluzhba_primireniya
4. Целевая аудитория
Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель - сменяемость волонтеров-медиаторов и передачу опыта и положительных тенденций, как глобальную цель, таким образом можно рассматривать качественное улучшение работы ШСП. После обучения курса обучающиеся получают начальный (стартовый набор) курс знаний по конфликтологии и работе в восстановительном подходе.
5. Методическое обеспечение программы
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основного общего образования для обучающихся 7-9-х классов МАОУ СОШ №30 г. Томска разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ).
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р;
4. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) (далее – ФГОС ООО);
7. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015);
9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
10. Изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 24.11.2015 № 81);
11. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
12. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
13.Основная общеобразовательная программа ООО МАОУ СОШ № 30 г. Томска;
14. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности.
Программа «Школа социального успеха» создана для работы с обучающимися в рамках действия в школе Школьной службы примирения (медиации) и построена в том числе в логике основополагающих документов: Методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций МИНОБРНАУКИ РФ от 26. 12.2017; Распоряжение Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018 - 2020 годы в рамках Десятилетия детства. Так же методической основой данной программы стало пособие Уваровой О. А. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания. – Волгоград: Учитель.
6. Основные этапы реализации программы.
1) Подготовительный (август-сентябрь 2019 г.):
- популяризация школьной службы примирения среди участников образовательных отношений;
- изучение ситуации, сбор информации о желании обучающихся стать волонтерами-медиаторами;
- определение цели и постановка задач программы;
- подбор методической литературы;
- разработка поурочного планирования.
2) Практический (реализация проекта):
- проведение с обучающимися 7-9-х классов занятий согласно разработанному содержанию программы (Приложение 1)
Срок выполнения: сентябрь 2019г. – май 2020г.
3) Аналитико-коррекционный (анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений)
Срок выполнения: 1 раз в четверть
4) Заключительный (сопоставление действительных и желаемых результатов):
- индивидуальные профориентационные консультации с участниками проекта;
- анализ итогов программы.
Срок выполнения: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
7. Описание требований к обеспечению программы (условия реализации)
В качестве специалистов, реализующих образовательный социально-психологическую программу «Школа социального успеха» могут выступать педагоги-психологи образовательных организаций, а также педагоги предметных направлений, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации по теме медиации (школьные службы примирения).
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- аудиовизуальные материалы в программе Power Point (презентации, видеоролики и т.д.);
- компьютер или ноутбук;
- проектор и экран;
- место проведения занятий (кабинет);
- принтер;
- бумага;
- карандаши, фломастеры;
- раздаточный материал;
- маркерная/магнитная доска / флипчарт.
8. Ожидаемые результаты реализации программы
В ходе подготовки по программе «Школа социального успеха» обучающиеся смогут:
- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- самореализоваться в социально-значимой деятельности;
- освоить навыки работы в команде;
- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;
- принять ценности восстановительного подхода;
- повысить коммуникативную культуру.
Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:
1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;
2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных волонтеров-медиаторов;
3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.
Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.
Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду. В связи с этим программа получила название «Школа социального успеха».
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Школа социального успеха»
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
обучающиеся научатся: |
||
- ориентация в системе моральных норм; - доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия; - позитивная моральная самооценка; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. |
К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать: - основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации; - алгоритм проведения восстановительной медиации; - виды и специфику конфликтов; - способы эффективного общения; - основные понятия в конфликтологии; - способы конструктивного решения конфликтов; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - приемы активного слушания.
|
Регулятивные УУД: - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - строить речевое высказывание в устной форме; - учиться прогнозировать последствия своих поступков; - осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением; - учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях; - осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит; - реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми; -планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; - соотносить результат с целью и оценивать его. |
обучающиеся получат возможность: |
||
Обучающийся получит возможность для формирования: - умения конструктивно разрешать конфликты. - адекватной позитивной самооценки и Я - концепции; - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
|
К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь: - работать в группе, в коллективе. - дифференцировать случаи, подходящие для медиации; - анализировать конфликтные ситуации; - устанавливать стили разрешения конфликтов; - проводить программы примирения; - моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; - оформлять документы по состоявшему сеансу медиации. |
Познавательные УУД: - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога; - учиться исследовать свои качества и свои особенности; - учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога; - учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога; - делать выводы в результате совместной работы в группе; - моделировать различные жизненные и учебные ситуации; - усваивать разные способы запоминания информации; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; - оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; - учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; - адекватно воспринимать оценку педагога. |
К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять: - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. |
Коммуникативные УУД: - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; - учиться работать в паре и в группе; - выполнять различные роли; - слушать и понимать речь других ребят; - осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. - учиться позитивно, проявлять себя в общении; - учиться договариваться и приходить к общему решению; - учиться понимать эмоции и поступки других людей; - овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учиться контролировать свою речь и поступки; - учиться толерантному отношению к другому мнению; - учиться самостоятельно решать проблемы в общении; - осознавать необходимость признания и уважения прав других людей; - формулировать своё собственное мнение и позицию; - учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге. |
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами организации, в открытой общественной среде.
9. Факторы, влияющие на достижение результатов проекта
- кадровый дефицит (наличие в образовательной организации специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, необходимой для реализации программы);
- актуальность проекта для его участников – обучающихся 7-9-х классов;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- поддержка со стороны администрации;
- психофизиологические и личностные особенности подростков;
- эффективность взаимодействия педагога, реализующего проект, с обучающимися.
10. Сведения об апробации программы
Программа была реализована на базе МАОУ СОШ №30 г. Томска в 2019-2020 учебном году. В проекте приняли участие обучающиеся 7-9-х классов в количестве 20 человек.
При переходе на дистанционное образование с апреля 2020г. в проект были внесены корректировки в части организации занятий. Работа была организована в малых группах, индивидуального консультирования, которые были реализованы в дистанционном формате с использованием программ Zoom, социальной сети «ВКонтакте».
№ |
Название мероприятия (полностью, дата) |
Тема представляемого материала (полностью) для активных участников
|
Уровень мероприятия |
Форма участия (очно /заочно) |
Подтверждающие материалы (программа, отзыв, сертификат, благод. письмо и т.п.) |
1. |
Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации 24.09.2020 |
Восстановительный подход и служба примирения в системе воспитания образовательной организации |
Всероссийский |
онлайн |
Сертификат спикера, сертификт участника |
2 |
Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации» 30.09.2020 |
Доклад по теме «Восстановительный подход и служба примирения в системе воспитания образовательной организации» |
муниципальный |
онлайн |
Сертификат МАУ ИМЦ №334 |
3 |
Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации» 30.09.2020 |
Мастер-класс «Использование кинокоучинга как метода работы в подготовке юных волонтеров-медиаторов» |
муниципальный |
онлайн |
Сертификат МАУ ИМЦ №332 |
4 |
Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации» 30.09.2020 |
Мастер-класс «Использование притчи как метода работы в подготовке юных волонтеров-медиаторов» |
муниципальный |
онлайн |
Сертификат МАУ ИМЦ №333 |
Приложение 1
Содержание программы «Школа социального успеха»
Для реализации программы «Школа социального успеха» при проведение занятий по темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие у обучающихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе.
Занятия содержат интерактивные методы: творческие задания; игровые элементы;
мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала), проигрывание ситуаций; проектирование; групповую дискуссию.
Информационно-практические методы: лекции; беседы; дискуссии; практикумы; практические и тренинговые занятия, ролевые игры; психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания; проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций; проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, инфосхемы и т.п.
Принципы проведения занятий:
- добровольность;
- активность;
- партнерское взаимодействие;
- конфиденциальность.
Раздел 1. Конструктивно общаться. Как? (15,5 ч)
1. Тренинг знакомства (2 ч): знакомство участников друг с другом; упражнение «ожидания», круг ценностей.
Форма занятия: тренинг.
Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений.
2. Базовый тренинг. Погружение ШСП (4 ч): Видеолекторий «Конфликты. Контакты», «Длинная ложка»; упражнения по конфликтологии.
Форма занятия: тренинг, с элементами ролевой игры.
Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений.
3. Давайте общаться! (4 ч): мини-лекция с элементами дискуссии «Что такое общение?», «Общение в современном мире»; Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»; Мини-лекция «Техники активного слушания»; Отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция».
Форма занятия: беседа, мини-лекция.
Вид деятельности: представление жизненного опыта обучающимися, практическая работа по выполнению упражнений.
4. Конфликты? Конфликты. Конфликты! (5,5 ч): методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) «Стили разрешения конфликта»; упражнение «Пишем синквейны»; упражнение «Плюсы и минусы конфликта»; мини-лекция понятие конфликта; упражнение «Я в конфликте»; типология конфликтных личностей; технология разрешения конфликта; упражнение «Нас с тобой объединяет».
Форма занятия: мини-лекция, беседа.
Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений, участие в обсуждении, просмотр видеофрагментов.
Раздел 2. Организация работы школьной службы примирения (18,5 ч)
Тема 5. Что такое медиация? История развития Школьных служб примирения (2 ч): лекция – история решения конфликтных ситуаций в мировой практике; традиции примирения в разных странах и культурах; мини-лекция развития школьных служб примирения в России; знакомство с сайтом школьной службы примирения (г. Москва); демонстрация видео-фрагментов А. Коновалова.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Вид деятельности: участие в опросе, просмотр видеофрагментов, практическая работа по выполнению упражнений.
Тема 6. Деятельность и модель ШСП МАОУ СОШ №30 (4 ч): представление действующей Школьной службы примирения.
Форма занятия: мини-лекция, дискуссия, рефлексия.
Вид деятельности: участие в обсуждении, привлечение новых знаний, рефлексия.
Тема 7. «Навыки медиатора» (4 ч): мини-лекция с практическим применением и отработкой на практике активных техник и методов работы медиатора.
Форма занятия: мини-лекция, практическая работа.
Вид деятельности: практическая работа – выполнение упражнений по применению полученных знаний.
Тема 8. Примирение. С чего начать? (3,5 ч): мини-лекция с практическим применением и отработкой на практике этапов примирительной программы.
Форма занятия: мини-лекция, практическая работа.
Вид деятельности: практическая работа – выполнение упражнений по применению полученных знаний.
Тема 9. Всё дело в практике (3 ч): практическое занятие работа с кейсами.
Форма занятия: практическая работа с кейсами
Вид деятельности: разыгрывание практических ситуаций по ролям, практическая работа по применению и закреплению полученных знаний.
Тема 10. Научился сам – научи другого (4 ч): работа с кейсами, мозговой штурм по организации работы ШСП в школе; новые направления в работе – наставничество, круги сообщества; разработка профилактических мероприятий; рефлексия по итогам курса.
Форма занятия: практическая работа
Вид деятельности: практическая работа – работа с ситуациями по закреплению пройденного материала, рефлексия.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
Раздел 1. Конструктивно общаться. Как? |
15,5 ч |
||
1 |
Тренинг знакомства |
0 |
2 |
2 |
Конфликты? Конфликты. Конфликты! |
0 |
4 |
3 |
Базовый тренинг. Погружение ШСП |
0 |
4 |
4 |
Давайте общаться |
0,5 |
5 |
Раздел 2. Организация работы школьной службы примирения. |
18,5 ч |
||
5 |
Что такое медиация? История развития Школьных служб примирения |
0,5 |
1,5 |
6 |
Деятельность и модель ШСП МАОУ СОШ №30 |
0,5 |
1,5 |
7 |
«Навыки медиатора» |
0,5 |
3,5 |
8 |
Примирение. С чего начать? |
0 |
3,5 |
9 |
Всё дело в практике. |
0 |
3 |
10 |
Научился сам – научи другого |
0 |
4 |
Итого, ч |
2 |
32 |
|
34 ч |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.