Рабочая программа.Проектная деятельность.7 класс.

  • docx
  • 11.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Проектная деятельность 7 кл..docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Серафимовичская школа – интернат»

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Проектная  деятельность»

7 класс

 

                               

                                                                                                                                                                                                                        Разработчик: Усачева Т.В.

                                                                                                                                                         учитель трудового обучения

                                                                                                                                                         высшей квалификационной

                                                                                                                                                         категории

 

 

 

 

2024г.

 

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Проектная  деятельность» разработана на основе следующих нормативных документов:

·         Закон  РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 3273-ФЗ;

·        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №287;

·        Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г № ТВ-1290/03 "Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования"

Цель программы:  познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения   полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

      Задачи:

Образовательные:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

Коррекционно- развивающие:

-формирование базовых учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

 

 

  Общая характеристика  

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная  деятельность» призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных организациях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения предмета позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Место курса в учебном плане.

Настоящая программа составлена на 17 часов (по 0,5 часу в неделю) в соответствии с учебным планом, рассчитана на 1 год обучения.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.

Тема 1. Понятие « Проект»

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.

Тема 2. Алгоритм работы над проектом

Учебный проект: основные этапы работы над проектом.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Типы проектов

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.

Тема 4. Поисковый (подготовительный) этап.

Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия. Формирование требований к проектному изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

Тема 5. Технологический этап.

Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасности. Подсчет затрат на изготовление.

Тема 6. Реализация плана проекта

Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел.

Тема 7. Заключительный этап.

Окончательный контроль готового изделия.

Тема 8. Структура проекта. Письменная часть проекта

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Практическая работа «Оформление письменной части проекта»

Тема 9. Понятие презентации.

Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация - представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд - отдельный кадр презентации. Программа Power Point - средство создания и демонстрации компьютерных презентаций.

Тема 10. Оценивание проекта

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 11. Защита проекта. Презентация

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Тема 12. Анализ проекта (1ч.)

Алгоритм написания отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Критерии эффективного публичного выступления.

Тема13-17. Выполнение проекта.

-   анализ проблемы;

-   постановка цели;

-   выбор средств ее достижения;

-   поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

-   оценка полученных результатов и выводов.

 

Формы организации учебного процесса:

      Предусмотрены разные типы уроков:

- урок ознакомления с новым материалом;

- комбинированный урок;

     - урок закрепления изученного материала;

- урок обобщения и систематизации знаний; защита проекта, презентация.

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

 - уровневой дифференциации,

 - коррекционно-развивающего обучения;

 - личностно-ориентированная;

      - поэтапного формирования умственных действий;

      - ИКТ – технология;

 - игровые;

 - здоровьесберегающие.

Основные методы работы с учащимися:

  - наглядный показ образцов, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный     план работы;

  - практический - последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя;

  - словесный - предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ.

Формы работы на уроках:

 - индивидуальная - практическая работа.

 - фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек, тестирование и т.д.

 - групповая – лабораторные работы;

 - коллективная - работа с пооперационным разделением труда.

 

Планируемые результаты

Изучение курса «Проектная  деятельность» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития

1.     в личностном направлении:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и по строению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • проводить рефлексию своей деятельности.

2) в метапредметном направлении:

  • умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;
  • умение отбирать материал из информационных источников и представ­лять ее в понятной форме;
  • умение анализировать полученные данные;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

3) в предметном направлении:

  • умение использовать термины «проект», «проектный продукт», «информация», «реферат», «алгоритм», «программа», понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи;
  • умение определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
  • умение выбирать соответствующую форму проектного продукта;
  • умение оформлять результаты проектной деятельности.

 

  Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является выполнение проекта.

 

 

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Проектная  деятельность» 7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во  часов

Дата

План

Факт

 

I четверть

 

 

 

1

1.Вводное занятие. Понятие « Проект».

1

 

 

2

2. Алгоритм работы над проектом.

1

 

 

3

3. Типы проектов.

1

 

 

4

4.Поисковый (подготовительный) этап.

1

 

 

 

II  четверть

 

 

 

5

5. Технологический этап.

1

 

 

6

6. Реализация плана проекта.

1

 

 

7

7. Заключительный (аналитический ) этап.

1

 

 

8

8. Структура проекта. Письменная часть проекта.

1

 

 

 

III четверть

 

 

 

9

9. Понятие презентации.

1

 

 

10

10. Оценивание проекта

1

 

 

11

11.Защита проекта. Презентация.

1

 

 

12

12. Анализ проекта

1

 

 

13

1. Выполнение проекта.  Анализ проблемы.

1

 

 

 

IVчетверть

 

 

 

14

2. Выполнение проекта. Постановка цели.

1

 

 

15

3.  Выбор средств достижения.

1

 

 

16

4. Поиск и обработка информации.

1

 

 

17

5. Оценка полученных результатов. Выводы. Итоги.

 

1

 

 

 

 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.     Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы. Автор – составитель О.А.Нессонова, Волгоград, Учитель, 2009

2.     К.Н.Поливанова, Проектная деятельность школьников, М., Просвещение, 2008

3.     М.Б.Павлова, «Метод проектов в технологическом образовании школьников», М., Вентана-Граф, 2010г