Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Извлечение из ООП
Приказ от 30.08.2021 г. № 130-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА»
2-3 классы
Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.
2021 – 2022 учебный год
І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Математические чудеса»
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-работать в паре и в коллективе; эффективно распределять обязанности;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-читать и пересказывать текст.
-адекватно использовать речевые средства;
-отстаивать при необходимости свою точку зрения;
-слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
II. Содержание программы внеурочной деятельности «Математические чудеса»
Очень важную науку постигаем мы без скуки 7 часов
Что дала математика людям? Зачем её изучать? Как люди научились считать. Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.
Познавательно-развлекательная игра «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
Путешествие в конструирование 4 часа
Головоломки. Танграм. Волшебный круг и квадрат. Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Подводный мир»
Путешествие в страну Геометрию 8 часов
Геометрические фигуры. Знакомьтесь: Пифагор! Игры со спичками. Римская нумерация. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур. Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур.
Головоломки. Колумбово яйцо. Головоломка Пифагора. Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» Турнир по геометрии.
Занимательная арифметика 15 часов. Развитие познавательных способностей. Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции. Олимпиадные задания по математике.
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс (34 часа)
№ |
Дата по плану |
Дата факт |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности обучающихся |
Очень важную науку постигаем мы без скуки 7 часов |
|||||
1. |
05.09. |
|
Что дала математика людям? Зачем её изучать? |
1 ч. |
Для чего нужна нам математика. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? Людям каких профессий она необходима. |
2. |
12.09. |
|
Как люди научились считать. |
1 ч. |
Из истории образования чисел. История открытия нуля. |
3. |
19.09. |
|
Задачи в стихах. |
1 ч. |
Решение задач в стихах и логических задач. |
4. |
26.09. |
|
Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. |
1 ч. |
Решение задач, головоломок и логических математических заданий. |
5. |
|
|
Математические ребусы и их решение. Интересные приемы устного счёта. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
|
1 ч. |
Решение математических ребусов. Интересные приемы устного счёта. Составление рисуночных ребусов. |
6. |
|
|
Познавательно-развлекательная математическая игра «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». |
1 ч. |
Игра-соревнование. |
7. |
|
|
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». |
1 ч. |
Игровой математический практикум по решению занимательных заданий. |
Путешествие в конструирование 4 часа |
|||||
8. |
|
|
Головоломки. Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 ч. |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
9. |
|
|
Головоломки. Волшебный круг и квадрат. Конструирование многоугольников из деталей танграма. |
1 ч. |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. |
10. |
|
|
Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Конструирование фигур из деталей танграма. |
1 ч. |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. |
11. |
|
|
Оригами. Конструирование фигур из деталей танграма. Работа над проектом «Подводный мир». |
1 ч. |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. |
Путешествие в страну Геометрию 8 часов |
|||||
12. |
03.10. |
|
Знакомьтесь: Пифагор! |
1 ч. |
Пифагор – кто он? |
13. |
10.10. |
|
Игры со спичками. Римская нумерация. |
1 ч. |
Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач. |
14. |
17.10. |
|
Волшебная линейка. Шкала линейки. Плоские геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур. |
1 ч. |
Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Изображение плоских геометрических фигур. |
15. |
24.10. |
|
Весёлая геометрия. Решение задач. |
1 ч. |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
16. |
07.11. |
|
Прятки с фигурами. Треугольники и четырехугольники. |
1 ч. |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников и четырехугольников в заданной фигуре». |
17. |
14.11. |
|
Путешествие точки. |
1 ч. |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
18. |
21.11. |
|
«Спичечный» конструктор. |
1 ч. |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
19. |
28.11. |
|
Геометрические фигуры. Преобразование фигур. Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур.
|
1 ч. |
Построение объёмных геометрических фигур по данным. Моделирование из объёмных геометрических фигур. |
Занимательная арифметика 15 часов |
|||||
20. |
23.01. |
|
Очень важную науку постигаем мы без скуки. Задачи в стихах. Задачи – шутки. Арифметические ребусы. |
1 ч. |
Решение занимательных задач. Что такое арифметические ребусы? Разгадывание арифметических ребусов. |
21. |
30.01. |
|
Весёлая арифметика. Решение и составление задач- шуток. |
1 ч. |
Решение и составление задач- шуток. |
22. |
06.02. |
|
Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях. |
1 ч. |
Решение загадок и логических задач о сказочных героях. |
23. |
13.02. |
|
Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов. |
1 ч. |
Решение и составление «магических» квадратов. |
24. |
20.02. |
|
Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». |
1 ч. |
Составление логических цепочек, нахождение «лишнего» компонента. |
25. |
05.03. |
|
Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. |
1 ч. |
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. |
26. |
12.03. |
|
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
1 ч. |
Представление иероглифической системы древних египтян. Решение загадок и логических задач. |
27. |
19.03. |
|
Римские цифры. Как читать римские цифры? Упражнения, игры, задачи. |
1 ч. |
Знакомство с римскими цифрами. Чтение римских цифр. Решение задач с римскими цифрами. |
28. |
02.04. |
|
Старинные системы записи чисел. Головоломки. Интересные приемы устного счёта. |
1 ч. |
Знакомство с старинной системой записи чисел. Представление о головоломках и их решение. |
29. |
09.04. |
|
Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
1 ч. |
Знакомство с различными денежными знаками. Решение задач на стоимость. |
30. |
16.04. |
|
Олимпиадные задания по математике. Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
1 ч. |
Решение загадок и логических задач, ребусов и головоломок. |
31. |
23.04. |
|
Учимся отгадывать ребусы. |
1 ч. |
Решение ребусов и головоломок. |
32. |
30.04. |
|
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
1 ч. |
Представление о многозначных числах. |
33. |
07.05. |
|
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
1 ч. |
Знакомство с занимательной математической литературой и старинными мерами длины. |
34. |
14.05. |
|
Решение ребусов и логических задач. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 ч. |
Решение загадок и логических задач, ребусов и головоломок. Решение логических задач, ребусов и головоломок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.