Рабочая тетерадь по МДК 04.01 Маркетинговые исследования
Оценка 4.7

Рабочая тетерадь по МДК 04.01 Маркетинговые исследования

Оценка 4.7
Рабочие тетради
pdf
преподавание
12.08.2020
Рабочая тетерадь по МДК 04.01 Маркетинговые исследования
Рабочая тетрадь по МДК 04.01 Маркетинговые исследования для студентов, обучающихся по индивидуальному графику
Рабочая тетрадь.pdf

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»

А.Г. Кольцова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по МДК 04.01 Маркетинговые исследования студента _____ курса

специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленная подготовка) группы ______________________

_______________________________________________________________________________________

(ФИО в родительном падеже)

Пенза, 2020

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по МДК 04.01 Маркетинговые исследования разработана для студентов специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленная подготовка), обучающихся по индивидуальному графику.

Тетрадь содержит задания по темам:

1.      Определение проблемы и подхода к проведению маркетингового исследования

2.      План маркетингового исследования

3.      Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования

4.      Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение

5.      Причинно-следственное маркетинговое исследование: эксперимент

6.      Измерение и шкалирование: основы и сравнительное шкалирование

7.      Измерение и шкалирование: методы несравнительного шкалирования

8.      Разработка анкеты и форм для записи результатов наблюдения

9.      Выборка: планирование и проведение

10.  Подготовка данных к анализу

11.  Маркетинговый анализ

12.  Ситуационный анализ рынка

13.  Маркетинговый анализ динамики и устойчивости развития рынка

14.  Отчет о результатах маркетинговых исследований, международные и этические аспекты маркетинговых исследований 15.  Анализ маркетинговой среды

16.    Исследование конкурентной среды

17.    Концепции маркетинга

18.    Сегментация как форма реакции рынка

19.    Прогнозирование спроса

20.    Эластичность спроса/предложения как форма реакции рынка на маркетинговую деятельность 21.  Послепокупочные процессы

Правила пользования рабочей тетрадью:

1.                 Выполнение заданий рассчитано по неделям. Каждую неделю студент предоставляет на проверкупреподавателю рабочую тетрадь с выполненными заданиями. Проверенная тетрадь возвращается студенту для отработки заданий следующей недели и т.д.

2.                 Задания охватывают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть подразумеваетконспектирование в рабочей тетради терминов и определений, заполнение схем и таблиц, необходимых для выполнения практической части. Практическая часть подразумевает отработку навыков путем выполнения практических и тестовых заданий. Оценка за работу складывается из выполнения обеих частей.

1   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Определение проблемы и подхода к проведению маркетингового исследования»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К. “Маркетинговые исследования. Практическое руководство” (с.63), заполните схему «Процесс определения проблемы маркетингового исследования и разработки подхода»

 Задание   2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К. “Маркетинговые исследования. Практическое руководство” (с.73; с.80-81), выпишите определения терминов:

Управленческая проблема - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Проблема маркетингового исследования - __________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Поисковые вопросы - ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Гипотеза - _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Задание 3

Перед вами перечень проблем. Определите их разновидность (управленческая или проблема маркетингового исследования ?). Впишите проблемы согласно их разновидностям в таблицу.

Должны ли быть увеличены затраты на продвижение внутри универмага для существующей продуктовой линии?

Какую ценовую стратегию следует использовать для нового продукта?

Необходимо ли изменить рекламную кампанию, которая длится на протяжении трех лет?

Определить цену на каждый товар в продуктовой линии таким образом, чтобы максимизировать общие ее продажи.

Определить черты дизайна нового продукта, которые смогут повысить его рыночную долю.

Оценить имеющиеся и возможные географические рынки с учетом их потенциала продажи.

Оценить продажи и рыночную долю универмагов в определенном городе.

Оценить эффективность различных рекламных роликов.

Следует ли выводить на рынок новый продукт?

Стоит ли изменять условия стимулирования, чтобы лучше мотивировать торговый персонал?

Управленческие проблемы

Проблемы маркетингового исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание   4

Для представленных в таблице поисковых вопросов разработайте подходящие гипотезы.

Поисковые вопросы

Гипотезы

Демонстрируют ли покупатели лояльность к торговой марке?

Н1: ________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Н2: ________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Пользуются ли покупатели кредитом для совершения покупок бытовой техники?

Н1: ________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Н2: ________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«План маркетингового исследования»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.115), заполните схему «Классификация планов маркетингового исследования»

Задание 2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К. “Маркетинговые исследования. Практическое руководство” (с.114-126), выпишите определения терминов:

План маркетингового исследования - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Поисковое исследование - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Итоговое исследование - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дескриптивное исследование - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Профильное (бесповторное) исследование - ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Единичное профильное исследование - _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Множественное профильное исследование - _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Повторное исследование - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Причинно-следственное исследование - ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Задание 3

Пекарня планирует выпустить новую линию булочек с шоколадно-ананасовым вкусом и хочет оценить размер рынка. Эти булочки ориентированы на высокоценовой сегмент рынка. Какой тип исследования подойдет? Почему?

Ответ:__________________________________________________________________________________

Обоснование ответа:______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Задание 4

На протяжении последних двух лет продажи сети ресторанов быстрого питания, размешенных в городском районе на юге страны, растут очень медленно. Руководство решило добавить несколько новых продуктов в меню, но сначала они хотят узнать больше о своих потребителях и их предпочтениях. Какой тип исследования подойдет? Почему?

Ответ:__________________________________________________________________________________

Обоснование ответа:______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

2   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.196), заполните схему «Классификация методов качественного исследования»

Задание 2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К. “Маркетинговые исследования. Практическое руководство” (с.195-213), выпишите определения терминов:

Прямой подход в качественном исследовании - _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Косвенный подход в качественном исследовании - __________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Фокус-группа - _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Глубинное интервью - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Проекционный метод - __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Ассоциативные методы - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Метод завершения ситуации - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Метод конструирования ситуации - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Экспрессивные методы - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Задание 3

Определите разновидность метода качественного исследования, применяемого в следующих ситуациях:

Ситуация 1

Маркетологи проводили исследование для авиакомпании, чтобы выяснить, почему некоторые люди не летают на самолетах. На вопрос "Вы боитесь лететь?" мало кто из респондентов отвечал утвердительно. Основные причины отказа от перелетов — дорогие авиабилеты, неудобства и задержки, связанные с плохой погодой. Однако было подозрение, что на ответы респондентов значительно повлияла необходимость дать социально приемлемые ответы. Поэтому провели дополнительное исследование, в котором вопрос звучал так: "Как вы думаете, ваш сосед боится лететь?"

Ответ:__________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Ниже приведен список тестовых слов, касающихся домашнего хозяйства и ответы двух женщин одинакового возраста. Ответы совсем разные. Очевидно, что женшины отличаются своими личностными качествами и своим отношением к домашнему хозяйству.

Тестовые слова                                         Анжела М                                                                Светлана С день уборки                                                ежедневно                                                                 мытье полов свежий                                                         приятный                                                                  чистый воздух                                                          чистый                                                                      загрязненный щетка                                                           не чищу; муж это делает                                         чистый грязь                                                            этот район                                                                 грязь пузырьки                                                     ванна                                                                         мыло и вода семья                                                           мелкие ссоры                                                           дети полотенца                                                   грязные                                                                     стирка

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 3

Когда исследование касается мыла, респонденты постоянно говорят о том, что хорошее мыло — это залог "чистоты и свежести" после душа. Однако они с трудом могут объяснить, что они под этим подразумевают. Для специалистов по рекламе этой информации недостаточно. Они пытаются поновому дать объяснение свежести в рекламе. Маркетологам необходимо понять, что респонденты понимают под словами "чистота и свежесть": их мысленные образы и связанные с этим чувства, настроение, какая музыка и цвета приходят в голову и даже какие фантазии все это вызывает.

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 4

Респондентов просят сыграть роль менеджера, который разбирает жалобы потребителей. То, как исполнитель данной роли рассматривает поступившие жалобы, позволяет больше узнать о его отношении к менеджерам магазина. Если респонденты ведут себя с жалующимися клиентами вежливо и обходительно, то это свидетельствует о том, что именно такое отношение к себе, как к покупателям, они хотели бы видеть со стороны администрации универмага.

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 5

В одном из исследований респондентам было предложено придумать ответ для «смайлика» на комментарии другого «смайлика» относительно того, почему некоторые люди не едят постоянно мороженое.

Ответ:__________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.229), заполните схему «Классификация методов проведения опроса»


Задание 2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К. “Маркетинговые исследования. Практическое руководство” (с.247-248), выпишите определения терминов:

Наблюдение  - __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Структурированное наблюдение  - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Неструктурированное наблюдение  - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Скрытое наблюдение — _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Открытое наблюдение — _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Наблюдение в естественных условиях  - ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Наблюдение в искусственных условиях  - __________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Задание 3

Администрация колледжа хотела бы выяснить, сколько студентов питаются в студенческой столовой. Перечислите методы опроса, применимые для такой цели:_____________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Определите, какой из них лучший:__________________________________________________________

Кратко обоснуйте свой выбор:_____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

3   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Причинно-следственное маркетинговое исследование: эксперимент»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.275-276),  выпишите определения терминов:

Эксперимент  - _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

План проведения эксперимента  - _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Единицы наблюдения  - __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Независимые переменные  - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Зависимые переменные  - ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Посторонние переменные  - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 Задание   2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.277), выпишите расшифровку условных обозначений, общепринятых в маркетинговых исследованиях, и правила:

X — ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

О — ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

R  — ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Правила:

1.______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 Задание   3

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.285-291), заполните таблицу:

Модель эксперимента

Описание модели

 

Пример условного обозначения модели

Модели предварительного эксперимента

 

Однократное исследование

 

 

 

Предварительное и итоговое исследование в рамках одной экспериментальной группы

 

 

 

 

Статичная группа

 

 

Модели действительного эксперимента

Предварительное и итоговое исследование            с использованием контрольной группы

 

 

Модель                       итогового исследования            с использованием контрольной группы

 

 

Модели псевдоэксперимента

Временные ряды

 

 

Модель          множественных

временных рядов

 

 

 Задани   е 4

Ситуация 1

Ассоциация противников абортов поставила задачу проанализировать эффективность рекламы отрицательных последствий абортов. Две выборки численностью по 250 респондентов, отобранных на случайной основе, сформированы из жителей Атланты. Одной из групп продемонстрировали ролик, содержащий рекламу отрицательных последствий абортов. Затем провели оценку отношения к абортам у респондентов обеих групп.

a)  Определите, что в данной ситуации будет являться:

независимой переменной:________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ зависимыми переменными: 1)______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2) _____________________________________________________________ _______________________________________________________________

b)  Какая модель эксперимента использовалась? _____________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Изобразите ее с помощью условных обозначений:

Ситуация 2

Определите модель эксперимента с ее последующим изображением с помощью условных обозначений, проведенного в каждой из описанных ниже ситуаций.

a)                 Ведущий дистрибьютор офисного оборудования рассматривает варианты новой программыпрезентации продукции для своих агентов. В качестве выборки взят торговый персонал в крупнейшем регионе распространения продукции фирмы, которому продемонстрировали новую программу, а затем провели измерение влияния демонстрации на объем продаж.

Модель эксперимента:____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Ее условное обозначение:

b)                 Procter & Gamble желает выяснить, будет ли новая упаковка для стирального порошка Tide более эффективной, чем старая. Проведен случайный отбор 12-ти супермаркетов в Чикаго. В шести случайно отобранных из этих 12-ти Tide продается в новой упаковке, в остальных шести — в старой.

В обеих группах проводилась регистрации объемов продаж порошка в течение трех месяцев.

Модель эксперимента:____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Ее условное обозначение:

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«Измерение и шкалирование: основы и сравнительное шкалирование»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.316-322),  выпишите определения терминов:

Измерение  - ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Шкалирование  - ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Номинальная шкала  - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Порядковая шкала  - ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Интервальная шкала  - __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Относительная шкала  - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Задание 2

Определите вид шкалы (номинальная, порядковая, интервальная или относительная) в каждом из приведенных ниже случаев.

a)   Я люблю решать кроссворды    Впишите ответ:

Не согласен                                        Согласен

                   1           2           3            4            5

b)  Ваш возраст ____________________    Впишите ответ:

c)   Пожалуйста, разместите следующие виды свободного времяпровождения с точки зрения вашихличных предпочтений, присваивая ранг от 1 до 5.

I.     Чтение журналов                                           ___________

Впишите ответ:

II.  Просмотр телевизора                                   ___________

III.             Встречи с друзьями                                     ___________IV. Покупки                                                        ___________ V. Посещение ресторанов                                 ___________

Впишите ответ:

d)  Номер вашего медицинского полиса ________________.

e)   Сколько времени в среднем в рабочие дни вы посвящаете подготовке домашних заданий?

Впишите ответ:

1.  Меньше 30 минут                                         ___________

2.  От 30 до 60 минут                                        ___________

3.  От 60 до 90 минут                                        ___________

4.  От 90 до 120 минут                                      ___________ 5. Больше 120 минут                                        ___________

f) Какую сумму денег вы потратили в прошлом месяце на развлечения?_____________

Впишите ответ:

Задание 3

Составьте ответы на вопросы с применением заданных шкал измерения.

Номинальная шкала:

1.      Назовите основные черты современного студента.

Порядковая шкала:

2.      Оцените степень комфорта проживания в общежитии.

Номинальная шкала:

3.      Какие отношения сложились между студентами вашей группы?

Порядковая шкала:

4.      Как вы считаете, дружная ли у вас группа?

Относительная шкала:

5.      Какова вероятность того, что основа обучения (бюджетная, коммерческая) влияет на успеваемость студентов?

Относительная шкала:

6.      Сколько человек в вашей группе обычно сдают сессию без «долгов»?

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

4   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Измерение и шкалирование: методы несравнительного шкалирования»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.340),  заполните таблицу:

Шкала

Характеристика

Примеры

Преимущества

Недостатки

Непрерывная рейтинговая шкала

 

 

 

 

Детализированные рейтинговые шкалы

Шкала Лайкерта

 

 

 

 

Семантический дифференциал

 

 

 

 

Шкала Стэпела

 

 

 

 

 Задание   2

Определите разновидности несравнительных шкал в следующих примерах:

                                 Впишите ответ:

 

Впишите ответ:

Впишите ответ:

Как бы Вы оценили наш универсам

Вероятно наихудший -------|-------------- Вероятно наилучший

                                      0      30        60     100

                                  Впишите ответ:

 Задание   3

Разработайте шкалу Лайкерта, семантический дифференциал и шкалу Стэпела для измерения лояльного отношения покупателей к магазину.

Шкала Стэпела:

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«Разработка анкеты и форм для записи результатов наблюдения»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.370-381),   выпишите определения терминов:

Анкета  - ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Двойной вопрос  - _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Структурированные вопросы- ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Многовариантный вопрос -_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Альтернативный вопрос- ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

 Задание   2

Разработайте двойной вопрос, связанный с полетами и предпочтениями пассажирами авиалиний.

Предложите также правильную версию вопроса. Результат внесите в таблицу.

Неправильная формулировка

Правильная формулировка

 

 

 Задание   3

Составьте открытый вопрос о том, занимаются ли домохозяйства садоводством. Для получения этой же информации разработайте многовариантный и альтернативный вопросы.

Открытый вопрос:

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

5   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Выборка: планирование и проведение»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.412),  заполните схему «Процесс выборочного наблюдения»:

 Задание   2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.411-427),   выпишите определения терминов:

Выборка - ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Изучаемая, целевая совокупность - _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Элементы совокупности - _______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Единица выборки - ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основа выборочного наблюдения - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Объем выборки - ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Нерепрезентативная выборка - __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Поверхностная выборка - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Квотная выборка - ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Выборка по принципу «снежного кома» - __________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Простая случайная выборка - ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Систематическая выборка - _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Стратифицированная выборка - _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Кластерная выборка - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

 Задание   3

Для каждой из следующих ситуаций определите соответствующую изучаемую совокупность и основу выборочного наблюдения.

a)                 Производитель нового вида сухих завтраков хочет провести домашнее тестирование продукта вЧикаго.

Изучаемая совокупность:__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основа выборочного наблюдения:__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

b)                 Национальная сеть магазинов хочет определить потребительские предпочтения покупателей,имеющих платежную карточку этой сети.

Изучаемая совокупность:__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основа выборочного наблюдения:__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

c)                 Местная телевизионная станция хочет определить, какие передачи пользуются популярностью всемьях и каким именно программам зрители отдают предпочтение.

Изучаемая совокупность:__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Основа выборочного наблюдения:__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

d)                 Местное отделение Американской ассоциации маркетинга хочет оценить эффективность работысвоего нового представительства в Атланте.

Изучаемая совокупность:__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основа выборочного наблюдения:__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 Задание   4

Определите методы выборки в представленных ниже примерах:

Пример

Метод выборки

Отбор 150 активистов из 250 студентов первого курса колледжа для участия в тренинге целеполагания

 

        Избирательные участки, выбранные для изучения поведения избирателей

        Универсальные магазины, выбранные для тестирования новой системы выкладки товаров

 

Для определения круга читателей некоторых журналов из 350 тыс. жителей муниципального района  отобрали 1000 совершеннолетних респондентов (квотная выборка), распределив их по возрастным категориям и полу (квотные характеристики).

 

В Пензенской области сформировали выборку для изучения демографических характеристик интервьюеров, осуществляющих маркетинговые исследования. В тематических рекламных объявлениях, размещенных в газетах городов районного масштаба прозвучала просьба откликнуться интервьюеров, имеющих опыт проведения маркетинговых исследований и готовых ответить на 25 вопросов о своей работе. Каждого прошедшего опрос респондента просили назвать имена и адреса других интервьюеров.

 

Каждому из 200 производителей полуфабрикатов из птицы присвоили порядковые номера от 1 до 200. Из полученного списка отобрали каждого пятого.

 

Из 100 000 респондентов требуется отобрать только 1000.

Выбирается случайное число между 1 и 100, например,  23.

Выборка состоит из элементов 23, 123, 223, 323, 423, 523 ит.д.

 

Объем выборки составляет 1030 человек. Из них 525 женщин, 505 мужчин (страты). Из каждой группы отобрали каждого третьего.

 

Из 1030 человек отобрали только женщин (кластер) — 525 человек. Затем из 525 женщин отобрали каждую вторую.

 

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Тест

Отметьте в каждом вопросе только 1 вариант ответа.

1.  Считаете ли Вы, что маркетинговое исследование может ограничиться сбором и обработкой маркетинговой информации?

а) да;

б) нет

2.  Чем обеспечивается достоверность маркетингового исследования?

а) покупкой маркетинговой информации в коммерческих структурах;

б) соблюдением научных принципов сбора и обработки имеющихся данных;

в) использованием стратегических матриц в маркетинге.

3.  К какому типу относится маркетинговое исследование, имеющее своей целью выявление имоделирование взаимосвязей с факторами окружающей среды данной фирмы? а) экспериментальному;

б) описательному (дескриптивному);

в) казуальному (аналитическому);

г) разведочному (поисковому).

4.  Является ли прогнозирование рынка элементом маркетингового исследования?а) да;

б) нет

5.  Что собой представляет маркетинговая информация?

а) любые зафиксированные сведения;

б) данные, необходимые для маркетинговых целей;

в) знания, полученные в результате обучения.

6.  Для маркетинговых целей были использованы материалы, опубликованные в статистическомсборнике. К какому виду информации относятся использованные данные? а) Первичной информации: внешней; внутренней

б) Вторичной информации:

внешней; внутренней.

7.  Панель потребителей - это:

а) обследование половозрастной структуры городского или сельского населения;

б) мотивация конкретных потребностей определенной возрастной группы населения;

в) выборочная совокупность потребителей, сформированная на постоянной основе.

8.  Открытый вопрос это:

а) ответы, из которых можно выбрать один из нескольких вариантов;

б) ответ, данный своими словами, в произвольной форме;

в) альтернативный ответ, на который можно сказать: "да" или "нет".

9.  Контент-анализ представляет собой:

а) разработку подробной библиографической справки;

б) конкретные источники изучаемых сведений;

в) количественный анализ рассматриваемого документа.

10.              Позволяет ли выборка экономить средства на проведение обследования?а) Позволяет.

б) Не позволяет.

11.              Позволяет ли выборочное наблюдение надежно судить обо всей совокупности по ее части?а) Да.

б) Нет.

  Р екомендуемая литература:

Малхорта, Нэреш К, Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. (с.112-443)

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«Подготовка данных к анализу»

Задание 1

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.521),  заполните схему «Процесс подготовки данных к анализу»:

 Задание   2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.521- 530),  выпишите определения терминов:

Редактирование - _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Кодирование - __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Очищение данных - _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Материалы и характеристика:

Существует три основных типа кодирования вопросов анкеты.

1. Закрытые вопросы, в которых респондент может указать только один вариант ответа (одновариантные), кодируются одной переменной. Тип шкалы в данном случае может быть любым.

Примеры:

q 1. Покупаете ли Вы мясные полуфабрикаты? (номинальная шкала)

1  Да

2  Нетгде: q 1 – номер вопроса в анкете 1, 2 — коды ответов на вопрос

q 2. Как часто Вы покупаете эти продукты? (порядковая шкала)

1  Почти каждый день

2  2-3 раза в неделю

3  Примерно раз в неделю

4  2-3 раза в месяц

5  Примерно раз в месяц 6 Реже раза в месяц где: q 2 – номер вопроса в анкете

1, 2, 3, 4, 5, 6 — коды ответов на вопрос

2. Закрытые вопросы, в которых респондент может дать несколько вариантов ответа (многовариантные), кодируются несколькими одновариантными переменными. Тип шкалы одновариантных переменных может быть только номинальным.

Пример:

q 3. Где Вы обычно покупаете мясные продукты? (возможно несколько ответов) (номинальная шкала) 3_1 В магазине

3_2 На рынке

3_3 В супермаркете где: q 3 – номер вопроса в анкете

3_1, 3_2, 3_3 — коды ответов на вопрос

3. Открытые вопросы, независимо от количества возможных вариантов ответа на них, кодируются одной переменной. Тип шкалы в данном случае может быть либо интервальным (для числовых данных), либо номинальным (для нечисловых данных).

Примеры:

q 4. Каких производителей мясных продуктов Вы знаете? (номинальная шкала) 4_1t _____________________________

q 5. Укажите Ваш возраст: (интервальная шкала)

5_ t _________лет

 Задание   3

Присвойте коды следующим вопросам и ответам на них:

_______Укажите Ваш пол:

______________________________    

________Как часто Вы выезжаете за границу по следующим категориям:

________Не выезжаю.

________Выезжаю 1 или 2 раза в год.

________Выезжаю 3—5 раз в год. ________Выезжаю 6—8 раз в год.

________Выезжаю больше 8 раз в год. 

       

_______Укажите Ваше семейное положение по следующим четырем категориям:

________не был(а) женат/замужем,

________женат/замужем,

________разведен(а),

________прочее (женат/замужем, но живут отдельно; вдовец (вдова)).

_______Решив приобрести бытовую технику, какие торговые точки Вы бы посетили? (пометьте, пожалуйста, все возможные варианты)

_______Специализированный магазин бытовой техники

_______Магазины, предлагающие товары со скидкой

_______Интернет-магазин

_______Супермаркет

_______Другое (укажите что именно):_________________

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

6   НЕДЕЛЯ

Задание по теме

«Маркетинговый анализ»

Материалы и характеристика:

Алгоритм проведения статистического анализа:

1.  Нахождение математического ожидания для акций соответствующей фирмы (М): М = Σ(х*у)

округление до сотых долей

2.  Расчет среднеквадратичного отклонения с применением для акций каждой фирмы путемнахождения дисперсии (σ):

σ = √ Σ(х-М)2

округление до сотых долей

3.  Расчет коэффициента вариации, который позволит определить наибольший разброс доходностиакций (V):

σ

V =

М

округление до сотых долей

На основе полученного значения коэффициента вариации делается вывод о степени риска вложений в акции компании: степень риска вложений в акции выше у той компании, полученное значение коэффициента вариации которой наибольшее,т. к. разброс их доходности наибольший.

  З адание

Компания получила заказ на проведение маркетингового исследования вероятной доходности акций компаний А, Б и В. Определите, вложения в акции какой компании являются рисковыми?

Вероятность доходности акций (у)

Уровень доходности вложений в акции компании А, % (х)

Уровень доходности вложений в акции компании В, % (х)

Уровень доходности вложений в акции компании С, % (х)

0,11

-10

11

2

0,34

2

15

-3

0,27

13

-6

20

0,13

14

-8

9

0,91

16

3

-15

Решение:

1.  Нахождение математического ожидания (М):

МА =

МВ =

МС =

2.  Расчет среднеквадратичного отклонения (σ): σА =

σВ =

σС =

3.  Расчет коэффициента вариации (V):

VА =

VВ =

VС =

Вывод о степени риска вложений в акции компании:_______________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задание по теме

«Ситуационный анализ рынка» Материалы и характеристика:

Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы (Ti ) к общему объему продаж на рынке (ΣTi ):

Роль каждой фирмы (лидер или аутсайдер) в процессе реализации продукции характеризуется показателем доли, занимаемой ими на рынке.

Задание

На рынке действует несколько фирм. О четырех из них и о емкости рынка известна информация о продажах в шт:

        1.   Вычислите доли рынка четырех фирм по годам.

 Доля рынка фирмы А (   dA)

1  год =                                                                                         6 год =

2  год =                                                                                         7 год =

3  год =                                                                                         8 год =

4  год =                                                                                         9 год =

5  год =                                                                                         10 год =

 Доля рынка фирмы В (   dВ)

1  год =                                                                                         6 год =

2  год =                                                                                         7 год =

3  год =                                                                                         8 год =

4  год =                                                                                         9 год =

5  год =                                                                                         10 год =

 Доля рынка фирмы С (   dС)

1  год =                                                                                         6 год =

2  год =                                                                                         7 год =

3  год =                                                                                         8 год =

4  год =                                                                                         9 год =

5  год =                                                                                         10 год =

 Доля рынка фирмы   D (  dD)

1  год =                                                                                         6 год =

2  год =                                                                                         7 год =

3  год =                                                                                         8 год =

4  год =                                                                                         9 год =

5  год =                                                                                         10 год =

2. На основе анализа динамики долей рынка сделайте вывод о лидерах и аутсайдерах отрасли среди четырех фирм.

Лидеры:________________________________________________________________________________

Аутсайдеры:____________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

7   НЕДЕЛЯ

Задание по теме

«Маркетинговый анализ динамики и устойчивости развития рынка» Материалы и характеристика:

Основным показателем динамики, часто используемым в анализе развития рынка, является темп роста, а также его вариант — темп прироста.

Темп роста развития рынка — показатель динамики (скорость) изменения рыночных процессов, измеряемый как отношение показателей текущего периода к базисному периоду.

где T — темп роста (в коэффициентах или процентах); у0 и у1 — соответственно уровни базисного и текущего периодов.

Разница между темпом роста и 1 (100%) представляет собой темп прироста.

Существует два типа темпов роста:

базисные темпы роста , т.е. отношение каждого уровня к начальному уровню динамического ряда;

цепные темпы роста , т.е. отношение каждого последующего уровня к предыдущему.

Абсолютный прирост показывает, каков абсолютный размер изменения рынка.

Δ = у1 – у0

 Зада  ние

Имеются данные о выпуске продукции за шесть лет.

Год

Выпущено продукции, млн. руб.

2010

210

2011

230

2012

250

2013

265

2014

280

2015

315

Определить показатели динамики выпуска продукции за анализируемый период:

Абсолютный прирост базисный:

Δ1 =

Δ2 =

Δ3 =

Δ4 =

Δ5 =

Абсолютный прирост цепной: Δ1 =

Δ2 =

Δ3 =

Δ4 =

Δ5 =

Темп роста цепной:

Трц2010 =

Трц2011 =

Трц2012 =

Трц2013 =

Трц2014 =

Трц2015 =

Темп роста базисный:

Трб2010=

Трб2011=

Трб2012=

Трб2013=

Трб2014=

Трб2015=

  Б азисный  темп прироста:

Тпрб2010=

Тпрб2011=

Тпрб2012=

Тпрб2013=

Тпрб2014=

Тпрб2015=

Цепной темп прироста:

Тпрц2010=

Тпрц2011=

Тпрц2012=

Тпрц2013=

Тпрц2014=

Тпрц2015=

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Тест

Отметьте в каждом вопросе только 1 вариант ответа.

1.      Предмет маркетингового анализа это:

а) статистические и коммерческие расчеты, направленные на обеспечение конкурентного преимущества на рынке;

б) оценки, объяснение, моделирование и прогнозирование рыночных явлений и процессов;

в) конечная последовательность однозначно понимаемых предписаний рыночных действий, направленных на решение коммерческой цели.

2.      Чем отличается оперативный маркетинговый анализ от стратегического?

а) сроками и глубиной анализа: оперативный анализ дает оценку и краткосрочный прогноз текущей ситуации, а стратегический анализ позволяет выявить долгосрочные тенденции и закономерности;

б) отсутствием или наличием сложных статистических и маркетинговых расчетов, позволяющих получить определенные выводы;

в) использованием или не использованием методов маркетингового и статистического моделирования.

3.      Что собой представляет конъюнктура рынка?

а) тенденция развития рынка, выраженная статистически соответствующей кривой и уравнением тренда;

б) постоянные колебания рынка, измеряемые показателем уровня вариации;

в) конкретная ситуация, сложившаяся на рынке под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

4.      Что такое индикатор рынка?

а) показатель, позволяющий оценить рыночную ситуацию в количественной или качественной форме;

б) цифры, характеризующие объем рыночных сделок;

в) характеристика рыночной деятельности за длительный промежуток времени.

5.      Входит ли в понятие деловой активности показатель, характеризующий степень заполненности портфеля заказов?

а) Да.

б) Нет.

6.      Что такое стратегический анализ рынка?

а) оценка степени достижения генеральной цели маркетинга;

б) глубокое и всестороннее изучение закономерностей и тенденций состояния и развития рынка;

в) анализ параметров и элементов микросреды маркетинга.

7.      Как определяется доля рынка?

а) как объем продажи товаров на данном рынке;

б) как отношение объема продажи на данном рынке к общему объему продажи;

в) как соотношение объема продажи данного товара по сравнению с другим товаром.

8.      Что собой представляет емкость рынка?

а) количество товаров, которое способен поглотить рынок (приобрести) за определенный промежуток времени;

б) количество товаров, проданное покупателям данной фирмы за определенный срок;

в) количество товаров, произведенное отечественными предпринимателями за определенный срок.

9.      Как Вы себе представляется моральный износ товара?

а) как отказ от предполагаемой покупки товара по причине его недостаточно высокого качества;

б) как отказ от покупки товара по причине излишне высокой цены;

в) как замена устаревшего вида товара другим, более совершенным и привлекательным.

10.  В чем проявляется сущность пропорциональности рынка?

а) обеспечение оптимального соотношения различных частей/элементов рынка;

б) достижение запланированных в маркетинге тенденций поступления товаров;

в) получение товаров определенного качества и ассортимента.

11.  Что собой представляет трендовая модель динамики рынка?

а) математическую или графическую оценку устойчивости рынка во времени и в пространстве;

б) математическое или статистическое выражение структурных и географических различий в товарообороте;

в) графическое или математическое выражение закономерности развития рынка во времени.

12.  Как определить темп роста развития рынка?

а) как изменение объема рынка, выраженное в абсолютных единицах;

б) как отношение объема или уровня развития рынка в текущем периоде к соответствующему объему или уровню в базисном периоде;

в) как процентную характеристику товарной структуры товарооборота в текущем периоде.

13.  Индекс физического объема товарооборота представляет собой:

а) относительный показатель, отражающий динамическое изменение рыночной стоимости совокупности различных товаров за счет количественного фактора;

б) относительный показатель, отражающий изменение количества проданных товаров;

в) качественный показатель, отражающий тенденцию продажи товаров на рынке.

14.  В чем проявляется устойчивость развития рынка?

а) в динамике структурных сдвигов покупательского спроса и товарного предложения;

б) в отсутствии резких колебаний рынка, его в плавном и предсказуемом развитии;

в) в регулярно повторяющихся во времени и в пространстве изменениях на товарном рынке.

15.  Прогнозирование рынка представляет собой:

а) выявление основной тенденции развития рынка с помощью методов статистического и математического моделирования;

б) научно-обоснованное предсказание дальнейшего развития рынка в последующем периоде;

в) маркетинговое исследование состояния рынка на определенный момент времени.

16.  Что такое тестирование рынка?

а) обобщающая оценка динамических тенденций развития рынка;

б) проверка продукта в реальных рыночных условиях;

в) констатация определенной рыночной ситуации.

17.  Сигнальная информация в рыночной деятельности это:

а) опрос руководящего состава фирмы, в результате которого может быть получена оценка рыночной ситуации;

б) вектор изменения основных параметров рынка, выраженный качественными оценками;

в) оперативное предупреждение о возможном неблагоприятном развитии рыночной ситуации.

18.  Как оценить надежность прогноза развития рынка?

а) сделать это невозможно;

б) выявить тенденцию рынка с помощью статистических методов;

в) определить инверсную верификацию путем метода ретроспективного прогнозирования.

19.  Экстраполяция развития рынка представляет собой:

а) приближенный расчет показателей рынка, находящихся внутри ряда динамики;

б) распространение сложившихся тенденций рынка, сложившихся в прошлом, на будущий период; в) расчет темпов роста за длительный период.

20.  Сезонная волна в развитии рынка это:

а) математико-статистическая модель постоянных колебаний рынка, обусловленных сменой сельскохозяйственных циклов;

б) постоянные колебания спроса и предложения, обусловленные изменениями рыночной ситуации.

в) постоянная смена циклов рынка, не связанная со спецификой продукта.

  Р екомендуемая литература:

И.К. Беляевский. Маркетинговое исследование. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2004 (с.88-150)

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

8   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Отчет о результатах маркетинговых исследований, международные и этические аспекты маркетинговых исследований»

  З адание   1

На основе выдержки из отчета по маркетинговым исследованиям представьте схематично процесс принятия решения потребителем:

"Вначале потребитель должен осознать необходимость покупки определенного товара. Затем он занят поиском информации о товаре одновременно из разных источников: магазины, реклама, мнения людей и печатные статьи. После этого разрабатывается критерий для оценивания торговых марок, имеющихся на рынке. Исходя из этой оценки, выбирают наиболее предпочитаемые марки".

Задание 2

Используя материалы учебника Малхорта, Нэреш К “Маркетинговые исследования. Практическое руководство"(с.890- 903),  выпишите определения терминов:

Этика -  _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Заинтересованные стороны - ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

(______________________________________________________________________________________

в скобках перечислите заинтересованные стороны

_______________________________________________________________________________________)

Телеология - ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Эгоизм - _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Утилитаризм  - ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Деонтология - __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Гибридный подход  - ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Объективизм -__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Задание 3

На основе известных Вам подходов к оценке этических проблем примите определенное решение в следующих ситуациях:

Ситуация 1

Вы - специалист отдела маркетинга на предприятии, которое производит бытовую технику. Ваше предприятие стремится усовершенствовать выпускаемый кондиционер, а именно сделать так, чтобы он ионизировал воздух. Однако, поскольку этого добиться пока не удалось, то фактически новый кондиционер на самом деле не является более совершенной моделью. В то же время Вам известно, что надпись «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе увеличит объем сбыта этой модели.

Будете ли Вы использовать такую надпись?__________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каким подходом к оценке этических проблем вы руководствовались, принимая решение?___________

_______________________________________________________________________________________

Перечислите заинтересованные стороны, которых коснется Ваше решение:_______________________

_______________________________________________________________________________________ Ситуация 2

Вы - специалист по маркетингу на предприятии, изготавливающем осветительные приборы. На предприятии Вы заводите знакомство с женщиной/мужчиной, которая/который не так давно руководил/а фирмой-конкурентом. Затем ее/его по неизвестной Вам причине уволили и теперь она/он обижен/а на своего бывшего работодателя. Вы можете начать ухаживать за ней или принимать ухаживания с его стороны и дать обещание принять ее/его в свою компанию. Чувство мести к бывшему работодателю настолько сильно, что она/он может выдать Вам все его планы.

Предпримите ли Вы данный шаг?__________________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каким подходом к оценке этических проблем вы руководствовались, принимая решение?___________

_______________________________________________________________________________________

Перечислите заинтересованные стороны, которых коснется Ваше решение:_______________________

_______________________________________________________________________________________ Ситуация 3

Вы — начальник производственного отдела фирмы, которая выпускает холодильники. Не так давно Вы получили информацию, что фирма-конкурент выпустила холодильники с функцией «NO FROST”, в которых можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и в обычной без риска их засыхания. Ваши модели таким свойством не обладают. Ваш конкурент арендует помещение для клиентов на специализированной выставке, которая пройдет вскоре. На приеме для дилеров своей компании руководитель фирмы-конкурента проинформирует их о том, какая технология использовалась для того, чтобы обеспечить такую возможность. Чтобы узнать об этом новшестве, у Вас есть возможность послать своего сотрудника на эту встречу под видом дилера.

Сделаете ли Вы так?_____________________________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каким подходом к оценке этических проблем вы руководствовались, принимая решение?___________

_______________________________________________________________________________________

Перечислите заинтересованные стороны, которых коснется Ваше решение:_______________________

_______________________________________________________________________________________ Ситуация 4

Вы - работник отдела маркетинга. Вы желаете сделать опрос потребителей, чтобы узнать их отношение к продукции, выпускаемой конкурентом, для чего Вам желательно провести исследование от лица «Института маркетинга конъюнктуры рынка», которого на самом деле не существует. Предпримите ли Вы это?__________________________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каким подходом к оценке этических проблем вы руководствовались, принимая решение?___________

_______________________________________________________________________________________

Перечислите заинтересованные стороны, которых коснется Ваше решение:_______________________

_______________________________________________________________________________________ Ситуация 5

Вы - начальник отдела кадров. К Вам пришла поступать на работу способная молодая женщина, которая хочет стать торговым агентом. Она является более квалифицированной, чем остальные претенденты на это место. Однако, если Вы наймете ее, это может вызвать негативную реакцию некоторых ее коллег-торговых агентов, так как она будет единственной женщиной в чисто мужском коллективе, и отдельных представителей ключевых заказчиков.

Примите ли Вы ее на работу?______________________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каким подходом к оценке этических проблем вы руководствовались, принимая решение?___________

_______________________________________________________________________________________

Перечислите заинтересованные стороны, которых коснется Ваше решение:_______________________

_______________________________________________________________________________________ Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задание по теме

«Анализ маркетинговой среды» Материалы и характеристика:

Метод составления профиля среды конкретной организации заключается в следующем:

Каждому фактору экспертным путем дается оценка:

1.  Его важности для отрасли по шкале (А): 5 – очень важно; 4 – важно; 3 – скорее важно, чем неважно; 2 – скорее неважно, чем важно; 1 – неважно; 0 – совершенно неважно;

2.  Влияния на организацию по шкале (В): 5 – очень важно; 4 – важно; 3 – скорее важно, чем неважно;

2 – скорее неважно, чем важно; 1 – неважно; 0 – совершенно неважно;

3. Направленности по шкале (С): +1 – позитивное влияние, –1 – негативное влияние.

Далее все три экспертные оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора (Д).

После заполнения таблицы необходимо сделать выводы о наибольшем положительном и отрицательном влиянии на деятельность организации отдельных переменных факторов внешней среды.

Задание

Проведите маркетинговые исследования и заполните аналитическую таблицу по выявлению влияния фактора «покупателя» на деятельность организации (организацию взять по выбору).

Таблица. Влияние клиентской среды на деятельность организации

_______________________________

     (наименование организации)

Факторы среды

Важность для отрасли (А)

Влияние на организацию (В)

Направление влияния (С)

Степень важности для организации (Д)

Объем закупок, осуществляемых покупателями

 

 

 

 

Уровень информированности покупателя

 

 

 

 

Наличие замещающих товаров

 

 

 

 

Возможность «перехода» к другому продавцу

 

 

 

 

Чувствительность покупателя к цене, обусловленная объемом закупок

 

 

 

 

Чувствительность покупателя к цене, обусловленная ориентацией на торговую марку

 

 

 

 

Количество и концентрация покупателей

 

 

 

 

Характер спроса на продукцию

 

 

 

 

Эластичность спроса

 

 

 

 

Уровень доходов целевых групп покупателей

 

 

 

 

Наличие состоятельных покупателей

 

 

 

 

Готовность покупателей к использованию продукции и услуг

 

 

 

 

Степень стандартизации производимой продукции

 

 

 

 

Степень влияния производимой продукции на качество производства или потребления клиентов

 

 

 

 

Уровень обратной связи с потребителями

 

 

 

 

Оценка качества обслуживания потребителями

 

 

 

 

Мотивация покупки

 

 

 

 

Привязанность потребителей к торговой

марке

 

 

 

 

Оценка надежности каналов распределения, доступность товаров

 

 

 

 

Реакция на рекламу и стимулирование сбыта

 

 

 

 

Конкуренция

 

 

 

 

Вывод:

Наибольшее положительное влияние на деятельность организации оказывают:____________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Наибольшее отрицательное влияние на деятельность организации оказывают:_____________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

9   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Исследование конкурентной среды» Материалы и характеристика:

Доля рынка (удельный вес) — процентное отношение продажи данного товара к общему объему продаж на рынке/сегменте рынка.

В анализе конкурентоспособности выявляется и исследуется поведение и позиции участников конкурентной борьбы, расстановка сил и направлений соперничества.

Для моделирования роли каждого из участников конкурентного анализа применяется  матрица М.Портера  «5 сил конкуренции»

Задание 1

По данным таблицы о продаже товаров определите:

а) долю каждого товара в общем объеме продажи (в процентах, округление до десятых);

б) определите, кто из участников рынка является: лидером рынка, претендентом на лидерство, участником со слабой позицией, аутсайдером рынка.

№ п/п

Продано товаров за год, млн. руб.

1

324

2

96

3

578

4

186

Решение:

Доля товара 1 =                                                                   Доля товара 3 = Доля товара 2 =                                                                   Доля товара 4 =

Вывод:

Лидер рынка:_______________________________

Претендент на лидерство:_____________________

Участник со слабой позицией:_________________

Аутсайдер:_________________________________

Задание 2

Заполнить матрицу конкуренции (матрицу Портера) на основе следующих данных:

Магазины имели следующий оборот: № 1 – 104 млн. руб.;

                                                                 №2 – 81 млн. руб.;                                                                  № 3 – 25 млн. руб.

В городе строится новый торговый центр (прогнозируемый оборот – 150 млн. руб.).

Поставка товаров планируется на уровне 250 млн. руб.

Потенциал потребителей (спрос) оценивается в 300 млн. руб. Угрозы со стороны товаров-заменителей не было.

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«Концепции маркетинга»

Задание 1

Используя материалы учебника Маркетинг: теория и практика: учеб. пособие для бакалавров/под общ. ред. С. В. Карповой. - М.: Издательство Юрайт, 2013 (с.25-29), кратко опишите сущность концепций маркетинга:

Производственная концепция -___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Сбытовая концепция -___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Товарная концепция - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Потребительская концепция -___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Социально-этическая концепция - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Маркетинг взаимодействия - ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Задание 2

Определите, какие концепции маркетинга применяют в своей деятельности фирмы в следующих ситуациях:

Ситуация 1

Компания «1С» успешно и масштабно освоила рынок стандартизированных программных продуктов по автоматизации учета и управления на предприятиях. Сложные же операции по последующей адаптации продукта к условиям конкретного предприятия и его сопровождение обеспечивает широкая сеть франчайзи, дилеров, деловых партнеров.

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 2

Сеть магазинов Men,s Merit широко представлена в Москве и регионах. Она предполагает широковариантную систему предоставления скидок на постоянной основе: сначала на весь товар предлагается 50% скидка, по прошествии некоторого времени предлагается два комплекта по цене одного. В итоге независимо от вариантов сбытовых усилий потребитель платит одну и ту же цену.

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 3

¾ московских салонов красоты создавались как имиджевый проект, рассчитанный на узко ограниченный круг клиентов (хорошо обеспеченных людей из «высшего света»). В таких салонах устанавливаются очень высокие цены и значительные средства вкладываются в аренду помещения в центре города, дорогой интерьер, в приобретение косметических средств от ведущих мировых производителей. Гораздо меньше внимания уделяется подбору квалифицированного персонала, ведь для клиентов «элитных» салонов не просто и не столько получить услугу, сколько получить ее именно в данном салоне. Потребители не могут реально оценить стоимость труда, затраченного на производство услуги, и платят фактически только за имидж.

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 4

Девиз известной во всем мире косметической компании «Ives Rocher» - «Природа — источник красоты». Акцент делается на высокой экологичности косметики: основой продукции являются натуральные растительные ингредиенты. Производство и упаковка также отличаются экологичностью и безопасностью. Так, к примеру, потребителю предоставляется возможность только один раз купить крем в баночке, последующие же разы он сможет покупать сменные колбочки с кремом, которые без проблем вставляются в уже приобретенную баночку.

Ответ:__________________________________________________________________________________ Ситуация 5

Фирма "Канцлер" специализируется на продаже канцтоваров известной германской фирмы "Herlitz". Главный принцип работы компании — удовлетворение вкусов всех покупателей. Именно поэтому в ассортименте магазина представлена продукция как западного, так и отечественного производства, и даже китайского. На сегодняшний день для покупателей работают мелкооптовый отдел, розничный отдел, а также есть возможность заказа товара по каталогам. К услугам потребителей — всевозможные праздничные и сезонные скидки.

Ответ:__________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Тест

Отметьте в каждом вопросе только 1 вариант ответа.

1.  Конкурентный анализ - это:

а) изучение и прогнозирование действий рыночных соперников на рынке товаров;

б) изучение и прогнозирование деятельности различных рыночных структур;

в) изучение и прогнозирование процесса купли-продажи товара, произведенного и продаваемого в ограниченном ассортименте.

2.  Коэффициент конкурентоспособности - это:

а) относительный показатель, отражающий уровень удовлетворения покупательского спроса;

б) отношение объема продажи данного товара к размеру денежной прибыли того же товара;

в) показатель, характеризующий отношение полезного эффекта от реализации товара к затратам на его создание и использование.

3.  Анализ неценовой конкуренции представляет собой:

а) изучение конкурентного преимущества, полученного в результате рекламной деятельности, брэндинга, сервиса, обеспечения престижа и т.п.

б) оценку результатов соперничества двух предприятий, одно из которых снизило цены на собственную продукцию;

в) исследование тенденций изменения себестоимости производства и продажи продукции предприятий, соперничающих на товарном рынке.

4.  К анализу коммерческого риска относится:

а) исследование коммерческой привлекательности предприятия или товара;

б) оценка вероятности поражения/потерь на рынке товаров;

в) характеристика конкурентного преимущества различных предприятий или товаров.

5.  Лидером рынка является товар, доля которого составляет:

а) свыше 40%;

б) 30%;

в) 10% и менее.

6.  Модернизацией товара считается:

а) выпуск товара, претендующего на рыночное лидерство;

б) выпуск обновленного товара;

в) прекращение выпуска устаревшего товара.

7.  Инновационная политика в конкурентном анализе представляет собой:

а) комплекс базовых решений и действий по выводу предприятия/фирмы из товарного кризиса;

б) комплекс базовых решений и действий по разработке стратегии маркетинга на длительную перспективу;

в) комплекс базовых решений и целенаправленных действий по выводу на рынок новых и обновленных товаров.

8.  Анализ конкурентной среды - это:

а) оценка размера и структуры какого-либо рынка или его сегмента, где предприятие/фирма свободно соперничает за право продать собственный товар с другими предприятиями/фирмами; б) изучение, моделирование и прогнозирование товарного состава продажи;

в) выявление конкурентных позиций предприятия или товара, где коммерческий риск превышает разумные пределы.

9.  Анализ конкурентной роли товара включает:

а) оценку различных способов реализации товаров, пользующихся или не пользующихся спросом;

б) расчет и анализ удельного веса (доли) определенного товара в общем объеме продажи товаров;

в) характеристику различных типов и методов конкуренции.

  Р екомендуемая литература:

И.К. Беляевский. Маркетинговое исследование. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2004 (с.183-219)

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

10   НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Сегментация как форма реакции рынка» Материалы и характеристика:

Цель АВС-анализа клиентов — выявить клиентов, которые формируют наибольшую долю товарооборота, т. е. являются наиболее привлекательными.

Методика выполнения анализа:

1.                   Определение проблемы.

2.                   Идентификация клиентов.

3.                   Оценка объема продаж, расчет доли каждого клиента в общем объеме продаж.

4.                   Распределение клиентов по степени убывания доли.

5.                   Выделение зон А,В,С с учетом того, что:

Зона А представляет в клиентской базе 20% ее структуры, но формирует 80% товарооборота. Это наиболее значимые клиенты, требующие тщательного учета, контроля и возможного расширения. Зона С — зона, которая формирует 50% структуры клиентской базы и только 5% товарооборота. Это многочисленная зона, которая предполагает периодический учет и контроль, а также возможное очищение базы.

Зона В — зона промежуточного контроля и анализа, периодичность которой более продолжительна, чем зоны А.

6.                   Расчет структуры клиентской базы:

количествоклиентов зоны А

А клиентов=                                                       *100%

общееколичество клиентов А продаж = Σ % клиентов зоны А

количествоклиентов зоныВ

В клиентов=                                                       *100%

общее количествоклиентов В продаж = Σ % клиентов зоны В

количествоклиентов зоныС

С клиентов=                                                       *100%

общееколичествоклиентов

С продаж = Σ % клиентов зоны С

7.         Графическое представление результатов анализа т/об

                                                                   структура клиентской базы

Задание

Проведите АВС-анализ клиентов компании, которая занимается продажей тканей.

Клиент

Объем покупок за год (метров)

Клиент 1

30000

Клиент 2

5000

Клиент 3

1000

Клиент 4

250

Клиент 5

140

Клиент 6

180

Клиент 7

680

Клиент 8

590

Клиент 9

7000

Клиент 10

3600

Клиент 11

700

Клиент 12

200

Клиент 13

170

Клиент 14

320

Клиент 15

50

Клиент 16

510

Клиент 17

2300

Клиент 18

860

Клиент 19

350

ИТОГО

53900

Решение:

1.  Расчет доли клиента в общем объеме продаж, % (округление до десятых долей)

Клиент

Объем покупок за год (метров)

Доля клиента в общем объеме продаж, %

Клиент 1

30000

 

Клиент 2

5000

 

Клиент 3

1000

 

Клиент 4

250

 

Клиент 5

140

 

Клиент 6

180

 

Клиент 7

680

 

Клиент 8

590

 

Клиент 9

7000

 

Клиент 10

3600

 

Клиент 11

700

 

Клиент 12

200

 

Клиент 13

170

 

Клиент 14

320

 

Клиент 15

50

 

Клиент 16

510

 

Клиент 17

2300

 

Клиент 18

860

 

Клиент 19

350

 

ИТОГО

53900

100%

2.  Распределение клиентов по степени убывания доли. Выделение зон А,В,С

Клиент

Доля клиента в общем объеме продаж, %

Зоны (подчеркните границы зон)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

100,00%

 

3.  Графическое представление результатов анализа

                                                                   структура клиентской базы

Оценка:_________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме «Прогнозирование спроса» Материалы и характеристика:

Экстраполяция — нахождение неизвестного значения динамического ряда за его пределами путем механического переноса закономерностей и тенденций, сложившихся в прошлом, на будущий период. Для ее применения нужен минимум информации — всего один динамический ряд прогнозируемого показателя обычно за 5-7 лет (периодов).

В маркетинговой практике применяют различные способы экстраполяции, зависящие от характера базисного динамического ряда.

1.      Если ряд не имеет достаточной четкой тенденции развития (уменьшения или возрастания), то прогноз выполняется по среднему уровню ряда динамики:

2.      Если динамический ряд имеет устойчивую тенденцию к росту или снижению, прогнозирование осуществляется по среднему темпу роста ряда динамики.

Фактическая продажа может несколько отличаться от прогнозной, но возможную среднюю ошибку прогноза можно рассчитать по формуле:

Сущность метода экспертных оценок заключается в сборе, обработке и использовании для различных целей сведений от достаточно представительного числа экспертов.

При прогнозировании методом экспертных оценок используют два способа опроса экспертов:

1.       Индивидуальный метод заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки обобщаются в одну.

2.       Метод «Дельфи» - разновидность экспертных оценок. Его особенность состоит в том, что эксперты опрашиваются не один, а несколько раз. После каждого тура опроса усредненные оценки направляются каждому из экспертов с просьбой ознакомиться с ними и, возможно, изменить свою первоначальную оценку. Эти повторные данные вновь усредняются и вновь направляются каждому из экспертов с аналогичной просьбой.

Решение о необходимости проведения каждого следующего тура принимается на основе данных о степени согласованности мнений экспертов.

Степень согласованности определяется по формуле коэффициента вариации:

Задание

Решите ситуации.

Ситуация 1

Необходимо выполнить прогноз развития продажи товара А на восьмой период, если ряд динамики продажи товара А за семь дней прошедшего периода имеет следующий вид:

Продажа товара А по дням недели

Дни

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

Продажа, кг

1520

1900

1780

1560

1800

1880

1850

Решение:

ӯ =

σ2 =

μ =

Вывод: доверительный интервал составит от _________кг  до ____________кг.

Ситуация 2

Используя следующие данные, методом экстраполяции рассчитайте прогноз потребления сыра на шестой период.

Месяцы

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Потребление сыра, кг/ на одного чел. в месяц

0,55

0,6

0,75

0,8

1,2

Решение:

Ḱ =

Уt+1 = ӯ =

σ2 =

μ =

Вывод: доверительный интервал составит от _________кг/чел  до ____________кг/чел.

Ситуация 3

Для прогнозирования валового сбора зерна ООО «Зернопродуктовый союз» была проведена экспертная оценка по методу “Дельфи”. В экспертизе приняло участие 10 человек. Результаты экспертной оценки представлены в таблице:

Эксперты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Экспертные данные (тыс.тонн)

1800

2600

1900

1950

1950

1975

1950

1960

2000

2050

Оцените степень согласованности мнений экспертов и дайте предложения по проведению последующих туров экспертизы.

Решение:

ӯ =

σ2 =

V =

Вывод о степени согласованности мнений экспертов:__________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Вывод о необходимости проведения последующих туров экспертизы:____________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________ Замечания:______________________________________________________________________________

11  НЕДЕЛЯ

Задания по теме

«Эластичность спроса/предложения как форма реакции рынка на маркетинговую деятельность»

Материалы и характеристика:

Коэффициент перекрестной эластичности спроса — мера реакции спроса на один товар к изменению цены на другой.

Простейший способ расчета коэффициента перекрестной эластичности спроса:

Задание Решите ситуации.

Ситуация 1

Цена товара Х выросла со 100 до 200 рублей, в результате спрос на товар У повысился с 2000 до 2500. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Является ли товары Х и У взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми?

Решение:

ЭI,j =

Вывод:

_________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Цена на товар A выросла с 1 до 4 ден. ед. Спрос на товар B упал с 3000 до 1000 штук. Спрос на товар C вырос с 500 до 1000, на товар D не изменился. Определите коэффициенты перекрестной эластичности.

Решение:

ЭI,j для А и В =

Вывод: ________________________________________________________________________________

ЭI,j для А и С =

Вывод: ________________________________________________________________________________

ЭI,j для А и D =

Вывод: ________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Цена на товар А выросла со 10 до 15 ден. ед. Спрос на товар В вырос с 1000 до 2000 штук, на товар С упал с 50 до 40 кг. Определите коэффициенты перекрестной эластичности.

Решение:

ЭI,j для А и В =

Вывод: ________________________________________________________________________________

ЭI,j для А и С =

Вывод: ________________________________________________________________________________

Оценка:________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Задания по теме

«Послепокупочные процессы» Материалы и характеристика:

Карта позиционирования для показателей качества – это график, по осям которого откладываются степень значимости показателя и уровень удовлетворённости им.

Расположение показателей по четырём квадрантам имеет следующее концептуальную ценность:

1.                 Высокая степень значимости и высокий уровень удовлетворённости. Такие показатели нужно поддерживать, поскольку это те показатели, которые, будучи важны для определения качества, фиксируют уровень удовлетворённости выше среднего.

2.                 Высокая степень значимости и низкий уровень удовлетворённости. Это показатели, которые надо улучшать в краткосрочной перспективе. Они, будучи мерилами качества, не удовлетворяют клиента на (относительно) оптимальном уровне.

3.                 Низкая степень значимости и высокий уровень удовлетворённости. Показатели, которые определяют добавленную ценность, отмечают дифференциацию по конкурентам и могут стать факторами успеха для компании.

4.                 Низкая степень значимости и низкий уровень удовлетворённости. Такие показатели нужно улучшать в средней и долгосрочной перспективе. Это те показатели, к которым потребитель не выказывает предпочтительного отношения в своих оценках, а также те, у которых степень удовлетворённости ниже ИУП. Такие показатели со временем могут породить причины для неудовлетворённости в зависимости от эволюции их значимости.

Задание

Рассчитайте средний УИП и среднюю величину значимости. Постройте карту позиционирования показателей. Проанализируйте полученные результаты.

п/п

Фактор

Вес

Балл

Величина значимости

(вес*балл)

ИУП

1

Наполнение продукта

0,11

10

 

0,71

2

Ассортимент продукции

0,11

9

 

0,87

3

Модернизация продукции

0,12

9

 

0,91

4

Послепродажное обслуживание

0,13

8

 

0,86

5

Уровень обслуживания клиента

0,12

7

 

0,89

6

Отраслевая информация

0,09

7

 

0,89

7

Поддержка продаж рекламными материалами

0,13

8

 

0,77

8

Поддержка компании в коммерческих акциях

0,06

6

 

0,9

9

Посещение агентов с коммерческими целями

0,14

8

 

0,76

Средний ИУП =

 

 

 

Средняя величина значимости =

 

 

 

Матрица удовлетворенности/неудовлетворенности

                                                                                  

0

Вывод:

К факторам с высокой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости относятся:

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ К факторам с высокой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости относятся:

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ К факторам с низкой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости относятся:

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ К факторам с низкой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости относятся:

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценка:________________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________ Использованная литература

1.                 Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007

2.                 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство «Финпресс», 1998

3.                 Данченок Л.А. Маркетинг: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005.

4.                 И.К. Беляевский. Маркетинговое исследование. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2004

5.                 Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.СПб. : Наука, 1996

6.                 Малхорта, Нэреш К, Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

7.                 Маркетинг: теория и практика: учеб. пособие для бакалавров/под общ. ред. С. В. Карповой. - М.: Издательство Юрайт, 2013

8.                 Н.И. Лыгина, И.Р.Ляпина. Маркетинг товаров и услуг: учеб. для студентов учреждений сред. проф.образования, обучающихся по специальности 0607 Маркетинг (по отраслям) / Н.И. Лыгина, И.Р.Ляпина.- М.: Форум: Инфра-М, 2005.

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»

Пенза, 2020 Пояснительная записка

Пенза, 2020 Пояснительная записка

Задание 2 Используя материалы учебника

Задание 2 Используя материалы учебника

Задание 3 Перед вами перечень проблем

Задание 3 Перед вами перечень проблем

План маркетингового исследования»

План маркетингового исследования»

Единичное профильное исследование - _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Единичное профильное исследование - _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

НЕДЕЛЯ Задания по теме «Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования»

НЕДЕЛЯ Задания по теме «Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования»

Ассоциативные методы - _______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Ассоциативные методы - _______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________________________________

Задание 2 Используя материалы учебника

Задание 2 Используя материалы учебника

Наблюдение в искусственных условиях - __________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Наблюдение в искусственных условиях - __________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Зависимые переменные - ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Зависимые переменные - ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Предварительное и итоговое исследование в рамках одной экспериментальной группы

Предварительное и итоговое исследование в рамках одной экспериментальной группы

Временные ряды

Временные ряды

Ситуация 2 Определите модель эксперимента с ее последующим изображением с помощью условных обозначений, проведенного в каждой из описанных ниже ситуаций

Ситуация 2 Определите модель эксперимента с ее последующим изображением с помощью условных обозначений, проведенного в каждой из описанных ниже ситуаций

Номинальная шкала - ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Номинальная шкала - ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Впишите ответ: 1.

Впишите ответ: 1.

Оценка:_________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Семантический дифференциал

Семантический дифференциал

Впишите ответ: Задание 3

Впишите ответ: Задание 3

Оценка:_________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Задание 3 Составьте открытый вопрос о том, занимаются ли домохозяйства садоводством

Задание 3 Составьте открытый вопрос о том, занимаются ли домохозяйства садоводством

НЕДЕЛЯ Задания по теме «Выборка: планирование и проведение»

НЕДЕЛЯ Задания по теме «Выборка: планирование и проведение»

Объем выборки - ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Объем выборки - ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Национальная сеть магазинов хочет определить потребительские предпочтения покупателей,имеющих платежную карточку этой сети

Национальная сеть магазинов хочет определить потребительские предпочтения покупателей,имеющих платежную карточку этой сети

Каждому из 200 производителей полуфабрикатов из птицы присвоили порядковые номера от 1 до 200

Каждому из 200 производителей полуфабрикатов из птицы присвоили порядковые номера от 1 до 200

Панель потребителей - это: а) обследование половозрастной структуры городского или сельского населения; б) мотивация конкретных потребностей определенной возрастной группы населения; в) выборочная совокупность потребителей, сформированная…

Панель потребителей - это: а) обследование половозрастной структуры городского или сельского населения; б) мотивация конкретных потребностей определенной возрастной группы населения; в) выборочная совокупность потребителей, сформированная…

Задание 2 Используя материалы учебника

Задание 2 Используя материалы учебника

Нетгде: q 1 – номер вопроса в анкете 1, 2 — коды ответов на вопрос q 2

Нетгде: q 1 – номер вопроса в анкете 1, 2 — коды ответов на вопрос q 2

Решив приобрести бытовую технику, какие торговые точки

Решив приобрести бытовую технику, какие торговые точки

Решение: 1. Нахождение математического ожидания (М):

Решение: 1. Нахождение математического ожидания (М):

Замечания:______________________________________________________________________________

Замечания:______________________________________________________________________________

Доля рынка фирмы С ( d С ) 1 год = 6 год = 2 год = 7 год = 3 год = 8 год…

Доля рынка фирмы С ( d С ) 1 год = 6 год = 2 год = 7 год = 3 год = 8 год…

Маркетинговый анализ динамики и устойчивости развития рынка»

Маркетинговый анализ динамики и устойчивости развития рынка»

Абсолютный прирост базисный: Δ 1 = Δ 2 = Δ 3 = Δ 4 = Δ 5 =

Абсолютный прирост базисный: Δ 1 = Δ 2 = Δ 3 = Δ 4 = Δ 5 =

Тпрц2012= Тпрц2013= Тпрц2014=

Тпрц2012= Тпрц2013= Тпрц2014=

Что собой представляет емкость рынка? а) количество товаров, которое способен поглотить рынок (приобрести) за определенный промежуток времени; б) количество товаров, проданное покупателям данной фирмы за…

Что собой представляет емкость рынка? а) количество товаров, которое способен поглотить рынок (приобрести) за определенный промежуток времени; б) количество товаров, проданное покупателям данной фирмы за…

Сигнальная информация в рыночной деятельности это: а) опрос руководящего состава фирмы, в результате которого может быть получена оценка рыночной ситуации; б) вектор изменения основных параметров…

Сигнальная информация в рыночной деятельности это: а) опрос руководящего состава фирмы, в результате которого может быть получена оценка рыночной ситуации; б) вектор изменения основных параметров…

Задание 2 Используя материалы учебника

Задание 2 Используя материалы учебника

Гибридный подход - ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Гибридный подход - ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Вы — начальник производственного отдела фирмы, которая выпускает холодильники

Вы — начальник производственного отдела фирмы, которая выпускает холодильники

Оценка:_________________________________________________________________________________

Оценка:_________________________________________________________________________________

Чувствительность покупателя к цене, обусловленная ориентацией на торговую марку

Чувствительность покупателя к цене, обусловленная ориентацией на торговую марку

Наибольшее отрицательное влияние на деятельность организации оказывают:_____________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Наибольшее отрицательное влияние на деятельность организации оказывают:_____________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Задание 1 По данным таблицы о продаже товаров определите: а) долю каждого товара в общем объеме продажи (в процентах, округление до десятых); б) определите, кто…

Задание 1 По данным таблицы о продаже товаров определите: а) долю каждого товара в общем объеме продажи (в процентах, округление до десятых); б) определите, кто…

В городе строится новый торговый центр (прогнозируемый оборот – 150 млн

В городе строится новый торговый центр (прогнозируемый оборот – 150 млн

Потребительская концепция -___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Потребительская концепция -___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Девиз известной во всем мире косметической компании «Ives

Девиз известной во всем мире косметической компании «Ives

Модернизацией товара считается: а) выпуск товара, претендующего на рыночное лидерство; б) выпуск обновленного товара; в) прекращение выпуска устаревшего товара

Модернизацией товара считается: а) выпуск товара, претендующего на рыночное лидерство; б) выпуск обновленного товара; в) прекращение выпуска устаревшего товара

Выделение зон А,В,С с учетом того, что:

Выделение зон А,В,С с учетом того, что:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2020