Е.А. Любимова,
методист МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»
Опыт проектирования и реализации сетевой дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
При этом в проекте Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, опубликованном Министерством просвещения Российской Федерации, одной из проблем развития дополнительного образования выделен дефицит современных инфраструктурных и материально-технических ресурсов, ограниченные возможности развития социальной инфраструктуры детства (особенно на муниципальном уровне).
Здесь актуальной становится модель сетевого взаимодействия, которая помогает образовательным организациям сделать качественные, востребованные и интересные программы, привлекая для этого ресурсы организаций-партнеров, когда такие ресурсы в самой организации отсутствуют.
Под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ предполагает, что в реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
Можно сделать вывод, что в современных условиях, когда образовательной организации и, в частности, педагогу необходимо разработать качественную актуальную настоящему времени программу, которая будет востребована, сетевое взаимодействие и сетевая форма реализации программ является хорошим решением в вопросе ограниченности ресурсов, как инфраструктурных и материально-технических, так и кадровых.
Приказами Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» утверждены Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № АК2563/05 определены методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ. Помимо всего прочего, Министерством просвещения РФ от 28 июня 2019 года № МР-81/02вн утверждены методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
Стоит отметить, что организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:
• повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
• улучшение образовательных результатов обучающихся;
• повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций - участников сетевого взаимодействия;
• рациональное использование финансовых средств за счет объединения ресурсов нескольких организаций в целях решения общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
• повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
• формирование системы кадрового обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.
Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я шагаю по планете», разработанная в МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», отвечает всем предъявляемым законодательством требованиям. Партнером в реализации программы является МБУК «Центр культуры».
Согласно заключенному договору сетевого взаимодействия, в рамках сетевой формы реализуются:
для Зоопарка:
- дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы учреждения (в т.ч. дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я шагаю по планете»);
- план педагогической работы учреждения на учебный год;
- программа и план летней досуговой площадки;
- календарь проведения массовых мероприятий по работе с одарёнными детьми; - эколого-просветительские мероприятия.
для Центра:
- муниципальное задание Центра, в т.ч. количество проведённых мероприятий и количество участников мероприятий, в том числе в сетевой форме; - культурно-массовые и иные зрелищные мероприятия; - перспективный годовой план.
Механизм сетевого взаимодействия осуществляется посредством:
- совместной разработки образовательной программы;
- использования материально-технических (помещения, музыкальная аппаратура, костюмы, животные), творческих (сотрудники и специалисты), учебно-методических (сценарии, наглядные пособия, методические разработки, дидактические материалы и иные) ресурсов Центра и Зоопарка.
- организация и проведение совместных массовых мероприятий, конференций, семинаров, фестивалей, флешмобов, различных информационных и научно-методических мероприятий с участием сотрудников и обучающихся.
Характер и объем ресурсов используемых при реализации образовательной программы в сетевой форме определяются техническим заданием, в котором описаны содержание, параметры и условия реализации образовательной программы.
Таким образом, в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я шагаю по планете» включены занятия, проводимые совместно с МБУК «Центр культуры» в рамках договора сетевого взаимодействия, а именно:
- тема «Всемирный день защиты животных». Практическое занятие: совместное мероприятие в рамках договора о сетевом взаимодействии с МБУК «Центр культуры» «Веселый экологический календарь» в рамках празднования Всемирного дня защиты животных 4 октября;
- тема «Акция «Голубая лента». Практическое занятие: совместное мероприятие с МБУК «Центр культуры» в рамках договора о сетевом взаимодействии. Участие во Всероссийском флешмобе «Голубая лента».
Данные практические занятия включены на всех годах обучения по программе (срок реализации дополнительной программы – 4 года).
Какие ресурсы партнера используются во время занятий?
- Во-первых, материально-техническая база Центра, а именно: актовый зал, музыкальная аппаратура, костюмы;
- во-вторых, учебно-методическая база (сценарии мероприятий, разработанные для реализации дополнительной программы);
- в-третьих, творческая база (прежде всего, это сотрудники Центра, которые проводят практические мероприятия на своей базе в рамках реализации дополнительной программы).
Что дают такие занятия для обучающихся?
В рамках игровой формы проведения занятий (интерактивные сценарии, где обучающиеся являются непосредственными участниками, вовлеченными в процесс) происходит повторение и закрепление ранее полученного на теоретических занятиях материала. Путем наглядного представления экологических ситуаций по теме у обучающихся появляется возможность «прожить» ситуацию и сформировать к ней свое собственное личностное отношение.
Стоит отметить, что участие в экологических акциях (флешмоб «Голубая лента») имеет особую природоохранную значимость в вопросах формирования экологической культуры и экологического сознания, тем самым помогает обучающимся участвовать в посильной практической работе по охране природы родного края, формирует социально ответственную личность.
Помимо всего прочего, такие совместные с Центром занятия обеспечивают:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.
Почему Зоопарк не может обойтись в реализации данной программы без Центра культуры?
Главной причиной является, конечно же, отсутствие необходимой материальнотехнической базы учреждения. Экспозиция животных Зоопарка расположена на 225,8 кв. м. в жилом доме, в наличие имеется один методический кабинет. Отсутствие актового зала затрудняет проведение таких практических мероприятий в учреждении. В связи с этим реализация программы в рамках сетевого взаимодействия – это хороший выход в вопросе привлечения ресурсов сторонней организации, чтобы сделать программу интересной, качественной и востребованной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.