|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский политехнический техникум»
|
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
дисциплины ОУД.11 Обществознание
(включая экономику и право)
Студента (ки) _____ курса группы № _______
по специальности/ профессии________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
(ФИО)
г. Соликамск, 2018 г.
Рабочая тетрадь по обществознанию, 2018 - 104 страницы.
Рецензент:
Сентемова И.В – заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Соликамский политехнический техникум»
Рабочая тетрадь включает в себя комплекс заданий для проверки приобретенных студентами знаний, умений и навыков, (тесты, схемы, творческие задания) и позволяет лучше усвоить пройденный материал.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов СПО специальностей 09.02.07 Информационные системы и программирование, 21.02.01. Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 22.02.02 Сварочное производство
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предисловие …………………………………………..2
1.1 Понятие общества …………………………………...4
1.2 Общество и природа ………………………………....5
1.3 Сферы общества ………………………………….…..7
1.4 Деятельность как способ существования
общества ……………………………………………….9
1.5 Развитие общества ……………………………….….14
1.6 Культура и цивилизация………………………….…15
1.7. Общественный прогресс…………………………....17
1.8 Глобализация человеческого общества …………....18
1.9 Типология обществ…………………………... ……..21
2. Контрольная работа……………………………..…….25
3. Литература………………………………………..……32
Уважаемые студенты!
Предлагаемая Вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.
Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь.
Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».
Рекомендации по выполнению заданий
Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации.
В тетрадь включены задания следующих видов:
1. На сновании текста учебника, найдите значения понятий.
Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество».
Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
Например: учебник 1.3 Сферы общества
А)Выделяют четыре сферы общества:
экономическую;
социальную;
политическую;
духовную.
3. Установите соответствие между понятием и определением.
В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.
Например: учебник 1.2 Общество и природа
1. Природа – А. это весь животный и растительный мир.
2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.
3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье.
4. Патриархат – Г. это главенство женщины в первобытной семье.
Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.
4.Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца
Например: учебник 1.3 Сферы общества
Сфера общества Вид деятельности
1. Экономическая А. Избрание президента
2. Социальная Б. Заключение договора купли - продажи
3. Политическая В. Концерт классической музыки
4. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии
Ответы занесите в таблицу.
1 |
2 |
3 3 |
4 |
Б |
Г |
А А |
В |
5.Заполните пробелы в графических схемах:
Например: какая форма правления не указана в схеме?
Ответ: республика.
6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.
Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.
7. Задание на исправление ошибок в определениях.
В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.
Контрольные задания рассчитаны на проведение итогового контроля после изучения каждой главы учебника.
Часть 1. Выполнение тестовых заданий.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы. Тест состоит из тридцати вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный. Критерии оценки: при правильных ответах на 27 вопросов – оценка «5» на 24 вопроса – «4», на 21 вопрос – «3», на 18 вопросов – «2».
Часть 2. состоит из кроссворда, который надо разгадать, опираясь на знания определений изученных понятий.
Критерии оценки выполненной работы: при правильном выполнении всех заданий – оценка «5», при не выполнении двух – четырех заданий - «4», при не выполнении пяти-восьми заданий – «3», при не выполнении десяти заданий – «2». Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.
* значком обозначены задания повышенной сложности.
Общество
1.1 Понятие общества
1. Найдите в учебнике 1.1 значение понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей. Конкретизируйте это теоретическое утверждение с помощью трех примеров проявления общественных отношений.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
· Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
браки заключаются между представителями объединения;
____________________________________________________________________________________________________________________________________пополняется за счет детей представителей этого объединения;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________обладает собственной системой управления;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.
· Популяции муравьев и пчел называют:
социальными или общественными животными; ____________________________________________________________________________________________________________________________________
· Разновидностями общественных отношений являются:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Структуру общества составляют:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
социальные общности;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
· В науке выделяют следующие социальные институты:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
политический;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
духовный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 Общество и природа
1. Покажите, в чем проявляется воздействие природной среды на человеческое общество, и каковы проявления воздействия на природу.
Найдите в учебнике 1.2
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии включены в Основной Закон Государства и являются одной из важных сторон его деятельности.
Статья 9
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установите соответствие между определением и понятием.
1.Природа – А. это весь животный и растительный мир.
2.Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.
3.Матриархат – В. главенство мужчины в первобытной семье.
4.Патриархат – Г.главенство женщины в первобытной семье.
5.Присваивающая экономика – Д.производство необходимых продуктов в первобытном обществе.
6.Производящая экономика – Е.присвоение продуктов природы в готовом виде.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3 Сферы общества
1. Установите соответствие между сферами общества и видами деятельности.
Сфера общества Вид деятельности
1. Экономическая
А. Избрание президента
2. Социальная Б. Заключение договора
купли продажи
3. Политическая В. Концерт классической
музыки
4. Духовная Г. Принятие закона о повышении
пенсий
Ответ занесите в таблицу
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.
· Выделяют четыре сферы общества:
экономическую;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
политическую;
__________________________________________________________________________________________________________________________________
· Экономическая сфера общества включает в себя отношения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
распределение материальных благ;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
потребление материальных благ;
_________________________________________________________________________________________________________________________________
· С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:
производство продуктов питания;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
· В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
· С появлением государства общество делится на: зависимое население;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
· Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:
____________________________________________________________________________________________________________________________________обязывания;
___________________________________________________________________________________________________________________________________
· Культура включает в себя:
литературу;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
архитектуру;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
религию;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установите общественные разделения труда в хронологическом порядке.
1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
2. Разделение общества на землевладельцев и скотоводов.
3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните пропуски в таблице.
Таблица. Сравнение родовой и соседской общин
Родовая община |
Соседская община |
1. Наличие кровнородственных связей |
1. |
2. |
2. Обособление имущества отдельных семей. |
3. Общинная собственность на землю; совместная обработка земли. |
3. Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями. |
4. Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства. |
4. |
1.4 Деятельность как способ существования общества.
1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.
· Структуру деятельности составляют:
объект;
____________________________________________________________________________________________________________________________________
· Важную роль в совершении деятельности играют:
цель;
средства;
________________________________________________________________________________________________________________________________
· А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей:
физиологические:
________________________________________________________________________________________________________________________________
социальные;
________________________________________________________________________________________________________________________________
духовные.
· Практическая деятельность бывает;
социальная;
________________________________________________________________________________________________________________________________
· В зависимости от результатов деятельность подразделяется на:
________________________________________________________________________________________________________________________________
разрушительную;
· В зависимости от форм деятельности выделяют:
трудовую деятельность;
________________________________________________________________________________________________________________________________
творческую деятельность;
________________________________________________________________________________________________________________________________
преподавательскую деятельность.
2. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия: «деятельность», «структура деятельности», «субъект деятельности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (первичные, вторичные)», «виды деятельности».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек удовлетворяет в своей деятельности.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.
1) потребность в благополучии
2) потребность в свободе
3) потребность в поисках смысла жизни
4) потребность в самовоспитании
5) потребность в самоутверждении
6) потребность в положительной оценке
Поясните свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите слова, пропущенные в схеме.
6. Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приведенную ниже таблицу.
Вопросы для сравнения |
Игра |
Учение |
Труд |
Цель
|
|
|
|
Средства
|
|
|
|
Результат
|
|
|
|
7. Установите соответствие между конкретными предметами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ
А) потребность в самовыражении 1) биогенные (биологич)
Б) потребность в смысле жизни 2) социальные
В) потребность в пище 3) идеальные (духовные)
Г) потребность в общении
Д) потребность в уважении и поддержки
Е) потребность в знаниях
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Простейшим самым доступным видом деятельности является ______________(1). Она носит условный ______________(2) и реализует потребность ребенка в активности и познавании окружающего мира на основе человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является _____________(3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают ______________(4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______________(5), но является также условием его непрерывного ______________(6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоритический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) культура Е) глобализация
Б) характер Ж) развитие
В)
игра З) общество
Г) учение И) признак
Д) труд
В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.