КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
|
Печатается по решению ПЦК
дисциплин профессионального цикла
Протокол № 4 от 28.11. 2017
Поливода Т.А. – Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» I полугодие для студентов специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». – Рубцовск, 2017. – с. 22.
Тетрадь составлена к дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета.
Создавая зрительный ряд и развивая образно – смысловое видение, материал способствует формированию начальных навыков ориентации обучающихся в области музыкального искусства. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу.
Тетрадь имеет практическую направленность, предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
Рецензент: преподаватель высшей категории КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.
Третья четверть
«Музыка может говорить…»
Урок первый
«Краски музыки» (Характер, настроение, состояние – музыкальный образ). Музыкальный штрих – легато.
«Мягким клубочком свернулись котята,
напев неизменный мурлыча Легато».
v Послушай произведения П.И.Чайковского (1840 – 1893г.г.) из «Детского альбома»: «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Песня жаворонка» - определи их характер, настроение, состояние. Нарисуй музыкальный образ того произведения, которое тебе больше понравилось!
v Изобрази линиями характер звуков. Линии могут быть разными: волнистыми, угловатыми, восходящими, нисходящими, тонкими, мягкими, отрывистыми, спиральными, круговыми, ломаными и т.д.
Нежные звуки
Грозные звуки
Резкие звуки
Печальные звуки
Стремительные звуки
Ласковые звуки
Страшные звуки
v Сочини свою «песенку - настроение», которое чаще всего посещает тебя в жизни.
Урок второй
«Поговорим с музыкой…» (Изобразительность в музыке). Музыкальный штрих нон - легато.
«Лягушка шлепает куда – то
штрихом раздельным – Нон - Легато».
v Послушай произведения Камиль Сен-Санса (1835 – 1921г.г.) из сюиты «Карнавал животных» («Зоологическая фантазия»): «Куры и петухи», «Осел», «Аквариум», «Кукушка в глубине леса» - определи их характер, настроение, состояние. Нарисуй музыкальный образ того произведения, которое тебе больше понравилось!
v Отгадай загадку!
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает____________
v Сочини свою «песенку – про лесенку», по которой вы двигаетесь, то вверх, то вниз, приходя в школу на уроки.
Урок третий
«Поговорим с музыкой…» (Выразительность в музыке). Музыкальный штрих - стаккато.
«Иглами богато
острое Стаккато».
v Прослушай танцы П.И.Чайковского (1840 – 1893г.г.) из балета «Щелкунчик»: «Шоколад», «Кофе», «Чай», «Танец феи Драже» - определи их характер, настроение, состояние. Нарисуй музыкальный образ того танца, который тебе больше понравился!
v Отгадай загадку!
Ее голос басовит,
Всех она перекричит,
Бу- бу- бу, ба - ба- ба,
Заиграла вдруг_____________
v На картинах изображены образы, которые по - своему характеру подобны музыкальным штрихам (легато, стаккато). Дай названия картинам и определи эти штрихи!
1. 2.
Сочини свою «песенку – диалог с любимым другом».
Урок четвертый
«Интонация» (вопросительная, восклицательная, повествовательная интонации). Музыкальный интервал.
v Прочитай «Сказку о Царе Салтане» А.С.Пушкина, прослушай симфоническую картину «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова (1844 - 1908), в ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки: «Белка», «Царевна - Лебедь», «Тридцать три богатыря» - определи их характер, настроение, состояние. Нарисуй музыкальный образ той картины, которая тебе больше понравилась!
v Прочти стихи, используя интервал КВАРТУ - сочини мелодию к русской народной песне «Кукушечка»
- «Куда летишь, кукушечка? Ку-ку.
Куда летишь залётная? Ку-ку.»
- «Лечу, лечу я в тот лесок, ку-ку.
Лечу подать свой голосок, ку-ку!
- Гуляйте детки по лесу, ку-ку!
Я счастье, радость вам несу, ку-ку!
Ку-ку! Ку-ку!»
v Сочини свою «песенку – вопрос-ответ».
Урок пятый
«Музыкальные диалоги» (Развитие музыки – изменение музыкального образа). Паузы.
«Рот завяжем на узел –
будем слушать Паузу».
Сказка «Неразлучные друзья»
Жил - был на свете мальчик Коля. Учился он в музыкальной школе, и была у него книжка. Нет, не книжка-игрушка, и не книжка-малышка, а обычный учебник для первого класса музыкальной школы.
Однажды ночью, когда Коля уснул, случилась необычная история. Только часы двенадцать пробили, вдруг эту книжку быстро открыли. И, кто ее открыл? Ноты! Да-да, ноты-невелички, которые жили на первых страничках. Заплакали они, загоревали, что-то друг другу рассказывать стали. Потом побежали по книжке без оглядки, только засверкали пятки. Далеко убежали от нотоносца родного, остановились на одной странице, смотрят, а место им незнакомо. Какие-то знаки навстречу идут, спрашивают у нот: « - Как очутились вы тут?» Ноты наперебой рассказывать стали: « - Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали. Мальчик, который занимается по этой книжке, заставляет нас петь без передышки. Вы бы только знали, как мы устали! Ведь нельзя же нам все время звучать, должны и мы иногда отдыхать. Посмотрите, что с нами случилось, какая беда приключилась. Половинная нота, бедная, стала ужасно бледная. Целая так долго пела, что даже вся поседела!»
восьмая пауза
четвертная пауза
целая и половинная паузы
v Паузы и ноты запутались! Подбери ноты их паузам (укажи стрелками).
Урок шестой
«Форма. Построение музыки» (Одночастная, двухчастная форма. Смена характера, настроения – смена части в произведении.) Темп в музыке.
«Ритм настроений, жизни фрагмент
выразит скорость движения - Темп».
v Какими красками художник передал настроения, состояние моря? Какая картина тебе нравиться больше и почему?
v Укажи стрелками правильный перевод темпа:
Аллегро (allegro) темп спокойного шага
Анданте (andante) быстро
v Отгадай загадку!
Деревянный инструмент
Зазвучит в один момент,
Струнам звонко подпевай-ка,
Заиграла_________________
Урок седьмой
«Путешествие в мир большой музыки». (Опера, балет. Увертюра.) Тембр в музыке.
v В балете мысль, чувства, настроение, характер передают герои через танец, пластику, а в опере через пение. Какие ты знаешь детские оперы и балеты? Нарисуй главных героев из этих произведений!
v Разгадай ребусы!
Урок восьмой
«Путешествие в мир большой музыки». (Симфония, концерт Либретто.) Тембр в музыке.
v Как называются музыкальные инструменты, в каком оркестре они звучат?
v Отгадай загадку!
Как будто девочка запела,
И в зале словно посветлело,
Скользит мелодия так гибко,
Затихло все, играет______________
v Изобрази, каким голосом «поют» птицы и животные!
v Напиши «музыкальное сочинение» на тему: «Утро в лесу» или «Утро в деревне», передав голоса героев, используя разные тембры.
Урок девятый
«Наши великие «современники». (Основные музыкальные образы в творчестве Ю. Чичкова, В. Шаинского, Р. Паулса, Н. Рыбникова и др.)
v Как называются песни Владимира Шаинского, где воплощены данные образы? Спой их!
v Отгадай загадку!
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Угадать его не сложно,
Это старый наш_______________
v Определи, к какой песне относится ритм (укажи стрелками).
1 2
3
«Маленькой елочке холодно зимой…»
«Мы идем с флажками прямо на парад…»
«Петушок, петушок, что ты рано встаешь…»
Урок десятый
Текущий контроль
v Какая музыка созвучна твоему характеру, твоей личности, твоим интересам в жизни, сочини ее, дав название:
Темп
Динамика
Тембр
Ритм
Музыкальный инструмент
v В содружестве с родителями напиши либретто любимой сказки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четвертая четверть
«Путешествие в музыкальный мир разных народов»
Урок первый
«Славянская народная музыка» (русская, белорусская, украинская музыка - сходство и различие музыкального языка). Длительности в музыке (восьмая нота).
Запомни
длительности нот:
Их
вид, названия и счет.
Восьмые ноты - это мы
нас можно так написать:
Раз- И, Два-И,Три-И,Четыре-И
или так:
Раз-И,
Два-И, Три-И, Четыре-И
v Напиши звукоряд вверх и вниз восьмыми нотами
v Сочини сам русскую народную сказку по картинкам!
Урок второй
«Музыка народов Закавказья» (грузинская, армянская, азербайджанская музыка - сходство и различие музыкального языка). Длительности в музыке (четвертная нота).
Запомни
длительности нот:
Их
вид, названия и счет.
- А мы четвертные ноты
или четверти
Раз-И, Два-И, Три-И,
Четыре-И
v Напиши звукоряд вверх и вниз четвертными нотами
v Проиграй мелодию на фортепиано со счетом вслух и посчитай, сколько в ней восьмых и четвертных нот:
Восьмых_______
Четвертных_______
v Простучи ритм со счетом вслух на ударном музыкальном инструменте.
v Послушай музыку и песни народов Закавказья, какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок третий
«Музыка народов Прибалтики» (латвийская, литовская, эстонская музыка - сходство и различие музыкального языка). Длительности в музыке (половинная нота).
Запомни
длительности нот:
Их
вид, названия и счет.
- Ну, а нас называют -
половинные ноты
Раз-И, Два-И, Три-И, Четыре-И
v Напиши звукоряд вверх и вниз половинными нотами
v Проиграй мелодию на фортепиано со счетом вслух и посчитай, сколько в ней четвертных и половинных нот:
Четвертных_______
Половинных_______
v Послушай музыку и песни народов Прибалтики, какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок четвертый
«Музыка народов Азии» (казахская, узбекская, киргизская музыка - сходство и различие музыкального языка). Длительности в музыке (целая нота).
Запомни
длительности нот:
Их
вид, названия и счет.
А, мы самые долгие ноты, а
называемся -
целые ноты
Раз-И, Два-И, Три-И, Четыре-И
v Напиши звукоряд вверх и вниз целыми нотами
v Проиграй мелодию на фортепиано со счетом вслух, пропой со словами и посчитай, сколько в ней восьмых, четвертных нот и пауз:
Восьмых нот_______
Четвертных нот_______
Четвертных пауз________
v Послушай музыку и песни народов Азии, какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок пятый
«Музыка народов Востока» (японская, китайская музыка – особенность музыкального языка). Лад – пентатоника.
Жила-была
большая дружная семья:
Прабабушка
Две бабушки
мамы с папами
и ребятишки:
Они часто все вместе ходили
в парк на прогулку. Однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребятишки
себе занятие: считать свои шаги.
По дороге бегут ребятишки,
И считают шаги - шалунишки,
А, выходит у них вот так:
Что ни счет - то шаг.
Старшие ребятишки считали каждый
себя
Раз
-И, Два -И, Три-И Четыре-И
Мамы с папами их услыхали
И тоже шаги свои посчитали
Раз -
И, Два - И, Три - И Четыре - И
Вот, что у них получилось.
Ну и бабушки чтобы совсем не отстать,
Тоже стали шагать и считать
Раз - И, Два - И, Три
- И, Четыре - И
Тут прабабушка тихо сказала:
- А, я тоже шаги посчитала.
Раз - И, Два - И, Три - И, Четыре - И
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они,
гуляли,
И пошли домой отдыхать.
Считать шаги
устали
Значит, сказку пора кончать.
v Сочини слова в стихотворении о длительности нот.
Если нота белая, это нота _________________
Разделим ноту целую на ____________________ белые
В каждой ноте – половинке по две черных_____________________
В каждой четвертушке по две _______________________________
v Пропой и разгадай загадку!
____________
v Сочини свою нотную загадку и запиши на нотном стане.
v Послушай музыку и песни народов Востока, какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок шестой
«Музыка народов Запада» (австрийская, немецкая музыка - сходство и различие музыкального языка). Консонанс.
v Проиграй песню на пианино без слов со счетом, а потом пропой ее со словами.
v Представьте, что в вашем сердце появилась музыка. Спойте или сыграйте эту музыку.
v Послушай музыку и песни народов Запада, какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок седьмой
«Музыка народов Запада» (итальянская, французская, испанская музыка). Диссонанс.
v Проиграй песню на пианино без слов со счетом, а потом пропой ее со словами
Ла – душ- ки, ла-душ – ки! Где бы-ли? «У ба – буш – ки!»
v Послушай музыку и песни народов Запада, какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок восьмой
«Музыка Америки. Джаз» (блюз, регтайм).
Музыкальный ритм – синкопа.
v Простучи ритм музыкальной фразы.
v Прохлопай ритм, что необычного ты услышал в нем?
; .
Раз, и-два, и раз, и-два, и
Такой ритм называется – синкопа, когда акцент с ударной доли переносится на безударную.
v Послушай музыку и песни народов Америки (джаз), какие образы в них воспеваются и чем они отличаются от русской музыки?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок девятый
Итоговый контроль
v Разгадай тест, подчеркнув правильный ответ.
Тест
Ø Какими звуками поет медведь?
• высокими,
• низкими.
Ø Сколько нот в звукоряде?
• 5,
• 7.
Ø Если музыка звучит ярко, весело, игриво, живо, радостно, то написана в каком ладу:
• мажор,
• минор.
Ø Ритм в музыке - это:
• характер звука,
• сочетание нот разных длительностей.
Ø Окраска голоса в музыке называется:
• динамика,
• тембр.
Нет, мы не зря в путь отправились дальний!
Мы побывали в Стране Музыкальной,
Бродили по звонким певучим дорожкам.
Стучались в дома, подходили к окошкам.
Мы пели, играли, пока не устали.
Нам Ноты друзьями хорошими стали!
У каждой из них мы запомнили имя,
Мы их познакомим с друзьями своими.
Теперь мы поём их весёлые песни,
Теперь нам живётся в сто раз интересней!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.