«Рабочая тетрадь по истории России для обучающихся ДХТ им. Красной Армии в 3-х частях. Ч.1.»
Оценка 4.8

«Рабочая тетрадь по истории России для обучающихся ДХТ им. Красной Армии в 3-х частях. Ч.1.»

Оценка 4.8
docx
06.12.2022
«Рабочая тетрадь по истории России для обучающихся ДХТ им. Красной Армии в 3-х частях. Ч.1.»
Рабочая тетрадь по истории России. Разработана для обучающихся в системе СПО. Использованы и переработаны материалы из ранее изданных рабочих тетрадей по истории для средней школы, а также собственных лекций автора.
Рабочая тетрадь ч.1.docx

 

«Рабочая тетрадь по истории России для обучающихся ДХТ им. Красной Армии в 2-х частях. Ч.1.»

 

Рабочая тетрадь составлена на основе учебника «История России» (авторы Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Кузин, А.Я. Токарев), а также учебника для 8 класса по истории России А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, а также использовались лекции автора. Пособие включает задания разного уровня сложности к большинству тем рабочей программы по истории для системы СПО. Рабочую тетрадь можно использовать на уроках для организации самостоятельной деятельности обучающихся при изучении, проверки и закреплении нового материала, а также для выполнения домашних заданий.

 

 

 

 

 Тема: Предпосылки Петровских реформ

 

Задание 1. Запишите факты, свидетельствующие об усилении иностранного влияния в России 17 века.

 

Задание 2. Запишите представителей династии Романовых, которых можно считать предшественниками петровских преобразований.

 

Задание 3.Укажите в каких сферах проявил себя Семеон Полоцкий.

 

Задание 4. Реформаторские проекты в России в 17 веке.

Автор проекта

Что замышлялось в проекте?

Что было реализовано

А.Л Ордин-Нащокин

 

 

В.В. Голицын

 

 

 

1) Почему много из задуманного А.Л Ордин-Нащокиным и В.В. Голицыным не удалось осуществить?

 

 

2) В чем значение реформаторских планов А.Л Ордин-Нащокина и В.В. Голицына?

 

 

3) Какие слои русского общества были заинтересованы, а какие слои были недовольны реформаторской деятельностью представителей власти?

 

 

Тема: Начало Правления Петра

Задание 1. Чему научился Петр в немецкой слободе? Какие знания и навыки Петр приобрел за границей? Перечислите каким наукам Петр отдавал предпочтение?

 

 

 

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Увлечения юного Петра

            С ранних лет он (Петр) проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенское ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр владел в совершенстве дюжиной ремесел, причем особой виртуозности достиг в работе топором и токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала его от предшественников и преемников.

            Еще больше увлекало Петра военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав.  Со временем деревянные пушки стали заменяться боевыми, появляются настоящие сабли, протазаны (копье с плоским и длинным металлическим наконечником), алебарды (длинное копье с насаженным боевым топором), пищали и пистолеты. Потешные полки, предназначавшиеся для игр, или как тогда говорили для потех, с годами превратились в настоящую военную силу.

1. К каким ремеслам проявлял интерес царь Петр? 2. Что отличало Петра от предшественников и преемников? 3. Что более всего увлекало юного Петра? 4. Как развивалось увлечение Петра военным делом?

 

 

Задание 3. Известны слова Петра 1, сказанные им о своей сводной сестре царевне Софье. «Жаль, сколь умна, столь и зла. А могла быть моей правою рукою».

1) Какие черты характера, воспитания и образования могли бы сделать царевну Софью «правою рукою» Петра?

 

 

2) В чем причины конфликта Петра и Софьи?

 

 

Задание 4. Рассмотрите репродукцию картины художника И.Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре». В результате каких событий Софья оказалась в Новодевичьем монастыре? Какой видит Софью художник? Можно ли считать Софью, изображенную художником, побежденной?

 

 

Задание 5. Заполните пропуски в тексте

В Западной Европе Петр намеревался найти союзников в борьбе против___________ханства и  ____________. Однако вместо союзников в борьбе с______________ он нашел союзников для войны со____________ за выход в _____________ море.

Задание 6. Впишите даты перечисленных событий.

______________________ Рождение Петра.

______________________ Провозглашение царями Петра 1 и Ивана 5.

______________________ Время двоецарствия. Регенство царевны Софьи.

______________________ Начало самостоятельного царствования Петра.

______________________ Первый Азовский поход.

______________________ Второй Азовский поход.

______________________ Великое посольство в Западную Европу.

______________________ Стрелецкий бунт. Расправа Петра над стрельцами.

Задание 3. Соотнесите годы и исторические события

Годы

Исторические события

1) 1672

А) Свержение царевны Софьи

2) 1676

Б) Смерть Ивана Алексеевича

3) 1682

В) Рождение Петра

4) 1689

Г) Начало царствования Федора Алексеевича

5) 1696

Д) Начало двоецарствия

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Тема: Реформы в экономике.

Задание 1. Чем состояла активная роль государства в развитии экономики России в первой четверти 18 века? Назвать не менее четырех мер.

Каковы положительные и отрицательные следствия этой политики?

 

 

Задание 2. Какой район становится центром металлургической промышленности России в 18 веке?

1) Петербургский   2) Тула      3) Урал       4) Олонецкий

 

Задание 3. Дайте определения следующим понятиям:

1) Мануфактура –

 

2) Кумпанство –

 

3) Посессионные крестьяне –

 

4) Приписные крестьяне –

 

5) Подушная подать –

 

6) Экстенсивный путь развития сельского хозяйства (экономики) -

 

Задание 4. Напишите понятия, чьи определения даны ниже.

 

 

Экономическая политика, направленная на накопление средств внутри государства и поддержание положительного торгового баланса

Экономическая политика, направленная на создание максимально выгодных условий для отечественных производителей и торговцев

Задание 5.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Историк Н.И. Павленко об установлении пошлин на ввозимые и вывозимые товары

«Размер пошлины на заграничные товары ставился в прямую зависимость от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе тех же товаров из-за границы. Самая высокая пошлина в размере трех четвертей цены товара взималась с железа, парусины, шелковых тканей, табачных трубок, игл. Пошлина в половину цены товара взималась с полотна, бархата и т.д. Минимальной пошлиной в 20 и 10 процентов к цене облагались товары, не производившиеся в России. С товаров, вывозимых из России, в большинстве случаев взималась низкая пошлина».

1) От чего зависел размер пошлины на заграничные товары?

2) С какой целью взималась высокая пошлина? Каков был ее размер?

3) Почему с товаров, вывозимых за границу, взималась низкая пошлина?

 

 

Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Историк Н.И. Павленко о методах петровских преобразований

«Всякой новой форме сопутствовала принуждение, причем в России оно, по мнению Петра, было тем более необходимым, что Россия отставала от передовых стран Западной Европы.

В установлении меры репрессий Петр проявлял величайшую изобретательность. Их амплитуда колебалась от взыскания сравнительно мелкого денежного штрафа до конфискации всего имущества, от физических истязаний и ссылки на каторгу до смертной казни. За разговоры богомольцев велено взимать штраф, не выпуская из церкви, по рублю с человека…. Браковщики пеньки, укладывавшие в тюки гнилой товар или камни, полежали казни. Чиновники коллегий за однодневный прогул подвергались вычету жалованья за месяц…»

1) С какой целью и почему Петр 1 прибегал к принуждению?

2) Соответствовали наказания тяжести проступков?

 

 

Задание 7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Историк Н.И. Павленко об участи крестьян

«В сословной иерархии крестьяне занимали самую низкую ступень. Тяготы войны, сооружение промышленности, строительство крепостей и городов, содержание государственного аппарата ложились на плечи прежде всего крестьян. К ранее существовавшим налогам и повинностям прибавились новые – рекрутская повинность, мобилизация на строительные работы, многочисленные налоги специального назначения (корабельные, драгунские, амуничные, хомутные и т.д.). Особенно обременительной считалась подводная повинность – необходимость поставлять подводы для перевозки грузов и рекрутов к театру военных действий, а также постойная повинность – обязанность обеспечивать рекрутов не только ночлегом, но и продовольствием.

1) Чем объясняется столь большое количество налогов?

2) Какое сословие несло основные повинности и почему?

3) Почему подводная и постойная повинности считались самыми тяжелыми?

Задание 8. Соедините части пословиц

Начало пословицы

Окончание пословицы

А) От крестьянской работы

1) мужик – горбом

Б) Хвали рожь в снопу,

2) рекрутство и подати

В) Барин говорит горлом,

3) не будешь богат, а будешь горбат

Г) Господской работы

4) а у мужиков избы на боку

Д) Красны палаты,

5) а барина в гробу

Е) У крестьян две болести:

6) не переработаешь

 Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Внешняя политика Петра 1

Задание 1. Напишите основные направления внешней политики Петра:

1. направление ____________________________

2. направление ___________________________

3 направление __________________________

 

Задание 2. Из приведенного списка составьте максимум пар. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом – следствием.

Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затрудненность торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.

Причина:                                            Следствие:

-----------------------------                                   -------------------------------

 

 

Задание 3. Реформа русской армии при Петре 1 проводилась по следующим направлениям:

1. Основу русской армии составили Семеновский и Преображенский полки;

2. Армия стала регулярной;

3. Служба в армии длилась два года;

4. Вместо стрелецкого войска были введены полки «нового строя»;

5. Была введена рекрутская повинность;

6. Командование армией осуществляли иностранные генералы;

7. Была создана военная промышленность;

8. Были открыты военные учебные заведения;

9. Был принят Устав воинский;

10. Был построен военно-морской флот.

1) Выпишите номера правильных утверждений __________________________________________

 

Задание 4. О каком событии Северной войны Петр 1 сказал: «Когда сие нещастие (или лучше сказать великое щастие) получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию день и ночь принудила».

_____________________________________

 Задание 5. Прочитайте фрагмент документа и напишите, о каком событии идет речь. «Сия у нас победа может быть первая может назваться. Понеже над регулярным войском никогда не бывало. Тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем…»

_____________________________________

Задание 6. В отрывок из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина впишите имена полководцев – участников
Полтавской битвы

И __________________благородный

И Брюс и Боуэр и _______________

И счастья баловень безродный

Полудержавный властелин.

Назовите полководца, к которому относятся две последние строчки.

 

Задание 7. Известно, что Петр назвал победу под Лесной «матерью Полтавской баталии». Опираясь на лекцию, объясните это определение.

 

Задание 8. Прочитайте вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и ответьте на вопросы

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней струился одиноко.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе».

 

1) Напишите название города, о котором идет речь.

2) Какая река упоминается во фрагменте поэмы?

3) Что означает фраза: «В Европу прорубить окно?»

4) Назовите море, при котором предстояло «ногою твердой стать».

5) Какие цели преследовала Россия при войне со Швецией?

 

 

Задание 9. Используя интернет, выясните современное значение поговорки «Пропал как швед под Полтавой».

 

Задание 10. Впишите даты перечисленных событий.

______________________  Нарвская конфузия

______________________  Основание Петербурга

______________________  Битва при Лесной

______________________  Битва у острова Гренгам

______________________  Заключение Ништадского мира

______________________  Битва у мыса Гангут

______________________  Прутский поход

____________________  Персидский (Каспийский) поход

______________________  Полтавская битва

 

Тема: Реорганизация государственного управления

Задание 1. Каковы две причины реорганизации государственного управления?

 

Задание 2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия

Определения

А. Сенат

1. Административно-территориальная единица в составе губернии

Б. Коллегия

2. Государственная должность для контроля за деятельностью государственного аппарата и соблюдения законности

В. Провинция

3. Государственный служащий, тайно надзирающий за деятельностью государственных органов и чиновников

Г. Фискал

4. Высший государственный орган в России в 1711-1917 гг.

Д. Генерал-прокурор

5. Высшая административно-территориальная единица в России с 1709 года

Е. Губерния

6. Высшее правительственное учреждение российской империи в 18 веке.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Прочитайте фрагмент указа Петра 1. Определите, о какой государственной должности в нем говорится.

«… Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали. А ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате. И должен все прокурорские доношения предлагать Сенату и истиговать (побуждать), чтоб по них исполнено было».

1) Напишите, о какой государственной должности идеи речь.

 

2) Укажите год введения этой должности –

3) Назовите сподвижника Петра 1, назначенного на эту должность –

4) Каковы были обязанности лица, занамавшего эту должность? –

5) Как сам Петр называл эту дожность? –

 

Задание 5. В чем состоял смысл и необходимость принятия «Указа о единонаследии» и почему этот указан вскоре после смерти Петра 1 был отменен?

 

 

Задание 6. Рассмотрите схему

1) Закрасьте органы управления, которые при Петре 1 перестали существовать.

Задание 7. Составьте  схему «Органы власти и управления Российского государства в первой четверти 18 века»

 

Задание 8. Напишите название документа, определяющего порядок служебного роста чиновника или офицера незвисимо от происхождения.

 

 

1)Укажите год принятия этого документа -

2) Новая система в отличие от прежнего __________________________ имела как минимум два несомненных достоинства ________________________________________ и __________________________________________

 

Задание 9. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившему еще Петру I».

 

Задание 10. Какова цель церковной реформы?

 

Задание 11. Дайте определения следующих понятий

Святейший Синод – ______________________________________________

 

Обер-прокурор Святейшего Синода – __________________________________

 

Духовный регламент - ________________________________________________

 

Задание 12. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из Указа Петра 1 от 17 мая 1722года: об исповеди

«Ежели кто на исповеди духовному отцу своему некое зло и нераскаянное умышление на честь и здравие государево, наипаче измену или бунт объявит, то вскоре должен духовник донести о том в Преображенский приказ или в Тайную канцелярию. Ибо сим объявлением не порокуется (не является порочным) исповедь и духовник не преступает правил евангельских, но еще исполняет учение Христово: обличи брата, аще же не послушает, повеждь церкви. Когда же так о братнем согрешении Господь повелевает, то кольми паче о злодейственном на государя умышлении. И таковые духовники, которые о злом намерении объявят и по исследовании явится то объявление истинно, награждены будут достойно, по мере милости верностью. А ежели кто из священников не исполнит, тот без всякого милосердия как противник, и таковым злодеям согласник по лишении сана и имения, лишен будет и живота (жизни)».

Присяга.

«Я, нижеименованный обещаю и клянусь, буду доносить и объявлять имея страх лишения чести и живота».

1) В чем главная цель вводимой меры? 

2) Найдите в документе оправдание данной меры.

3) Перед кем священник произносил текст присяги и был отвественен за ее нарушение?

4) Как данный указ отражает представления Петра 1 о взаимототношенияъ церкви и государства?

5) Укрепил или подорвал этот указ авторитет и доверие к РПЦ в обществе?

 

Задание 13. Прочитайте отрывки из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра 1 и ответьте на вопрос.

1. «Со времен Петровых упало духовенство в России. Первосвятители наши уже только были угодниками царей и на кафедрах языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных – главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтоб сии наставления были тем действительнее, набодно уважать оное. Если государь заседает там, где заседают главные сановники церкви, если он судит или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный; усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры, государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных…»

Н.М. Карамзин

2. Упразднение париаршества и установление Синода было делом не только необходимым в данную минуту, но и положительно полезным для будущего России. Эта замена, необходимо обусловленная нашей прошедшей историей, была полезна для будущей: «добрые и смелые офицеры», которым было вверено управление нашими церковными делами, позволили новой России спокойно пройти школу европейского образования».

С.М. Соловьев

1) В чем состоит различие историков в отношении к церковной реформе Петра?

 

 

Тема: Россия в середине 18 века. Дворцовые перевороты

Задание 1. Можно ли сказать, что главной причиной и предпосылкой дворцовых переворотов был указ Петра 1 о престолонаследии, передававший право назначать наследника престола в руки императора? Используя лекцию, допишите остальные причины и особенности дворцовых переворотов.

 

 

 

Задание 2. Дайте определения следующих понятий:

1) Указ о престолонаследии Петра

 

2) Верховники

 

3) Кондиции

 

4) Фаворит

 

5) Регент

 

6) Гвардия

 

1) С какой целью «верховники» захотели ограничить власть императрицы?  

 

Задание 3. Можно ли согласиться с мнением некоторых историков, что кондиции были шагом в направлении формирования в России конституционной монархии?

 

Задание 4. Отметьте положения, содержащиеся в кондициях

1. Не начинать войны и не заключать мира

2. Никого не предавать смерти без суда с боярами и Боярской Думой

3. Не слушать ложных доносов, не проверив их тщательно

4. Не водить новых податей

5. Не жаловать вотчины и деревни с крепостными

6. В случае преступления не подвергать гонениям родню виновных

7. Передать командование гвардией и восками Верховному тайному Совету

8. Не вступать в брак и не назначать себе наследников

9. За ложный донос наказывать доносчика

10. Не посягать на жизнь, имения и честь дворян.

 

Привлекая знания истории России 17 века, назовите имя правителя, в присягу которого («целование креста») входили не отмеченные вами положения.

_____________________________

Задание 5. О каком явлении в жизни России во времена правления Анны Иоанновны так образно писал историк В.О. Ключевский: «Они посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении». 

 

Задание 6. Проанализируйте расходы империи в 1734г. (в рублях)

На содержание царского двора – 260 000;

На содержание конюшен для Бирона – 100 000;

На содержание армии – 4 935 154;

На нужды флота Российского – 1 200 000;

На жалованье чиновникам – 460 118;

На родственников императрицы – 77 111;

На две академии – 47 371;

На мелкие нужды императрицы – 42 622;

На пенсии инвалидам и ветеранам войны – 38 096;

На народное образование – 4 500;

На строительство Петербурга – 256 813.

 

1) Напишите имя правителя, при котором эти расходы были произведены _____________________________

2) О каких академиях говорится в тексте? Когда и кем они были открыты?________________________________

3) Сравните расходы на образование и науку и расходы на содержание конюшен. Сделайте выводы.

 

 

Задание 7. Соотнесите годы и исторические события

Годы

Исторические события

1) 1725-1727

А) Правление императрицы Анны Иоанновны

2) 1727-1730

Б) Правление императрицы Екатерины 1

3) 1730-1740

В) Правление Петра 2

4) 1740-1741

Г) Правление Екатерины 2

5) 1741-1761

Д) Правление Ивана Антоновича

6) 1761-1762

Е) Правление Петра 3

7) 1762-1796

Ж) Правление Елизаветы Петровны

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания 8. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.

 

Имя

Характеристика

1) Петр 1

А) Став императором в двухмесячном возрасте и процарствовал год, всю оставшуюся жизнь провел в заключении и был убит в 23 года при попытке его освобождения из самой неприступной российской тюрьмы.

2) Петр 3

Б) Внук Великого императора, сын казненного царевича, стал императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе.

3) Иван Антонович

В) При жизни назван Великим, он не успел назвать наследника и тем самым положил начало длительной борьбе за власть.

4) Петр 2

Г) Внук Великого императора, сын его любимой дочери, был воспитан за границей. Назван наследником престола его родной теткой, пришедшей к власти в результате очередного переворота.

5) Екатерина 2

Д) Дочь мекленбургской принцессы, племянница суровой российской императрицы, мать младенца-императора правила страной один год, чтобы остаток жизни провести в заключении и ссылке вместе с семьей.

6) Елизавета Петровна

Е) Племянница Великого царя, ставшая императрицей по приглашению Верховного тайного совета. Годы правления этой грозной женщины были отмечены усилением позиций прибалтийских немцев у трона.

7) Анна Иоанновна

Ж) Дочь Петра Великого, свергла с престола своего внучатого племянника и правила страной 20 лет.

8) Екатерина 1

 

9) Анна Леопольдовна

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания 9. Используя лекции и учебник, выпишите правильные утверждения

Характерными чертами внутренней политики России в 1725-1762 являлись:

1) укрепление позиций дворянства

2) рост крестьянских повинностей в пользу помещиков и государства

3) отказ от выборных органов местного управления

4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) поощрение частного предпринимательства

6) раскрепощение крестьян.

Все ли основные направления названы? Можете ли вы дополнить список?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 

Тема: Внутренняя политика Екатерины 2

Задание 1. «Царствовать или умереть». Эти слова стали девизом великой княгини Екатерины Алексеевны – будущей императрицы Екатерины 2 – на долгие годы. Прочитайте  лекцию и перечислите способы, которые избрала Екатерина, чтобы завоевать доверие русского общества и дворянства.

 

Задание 2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы

Письмо Алексея Орлова императрице Екатерине 2.

            «Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось. Не поверишь верному своему рабу, но как перед Богом скажу истину. Матушка, готов иттить на смерть. Но сам не знаю, как  беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка, его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя – но Государыня, свершилась беда, мы были пьяны, и он тоже, он заспорил за столом с князем Федором, не успели мы разнять, а его уж и не стало, сами не помним, что делали, но все до единого виноваты – достойны казни, помилуй меня хоть для брата; повинную тебе принес и разыскивать нечего – прости или прикажи скорее кончить, свет не мил, прогневили тебя и погубили души навек».

            1) Проанализируйте тон письма. Похоже оно на покаяние? Как А.Г. Орлов объясняет причину смерти Петра 3? Найдите в тексте выражения, искренность которых вызывает сомнения?

            2) Если бы вам поручили расследовать факт смерти Петра 3, какие улики, вызывающие сомнения в случайности данного события, вы могли бы извлечь из данного письма?

Императрица Екатерина 2 о причине смерти Петра 3

            «Его хватил приступ геморроидальных колик вместе с приливом крови к мозгу, он был два дня в этом состоянии, за которым последовала страшная слабость и, не смотря на усиленную помощь докторов, он испустил дух.  Я опасалась, не отравили его офицеры. Я велела его вскрыть и вполне удовлетворена что не нашли ни малейшего следа отравы: умер он от воспаления в кишках и апоплексического удара. Сердце его было необычно мало и совсем сморщено».

            1) Сравните описание смерти императора в 1 и 2 документах.

            2) Могла ли быть Екатерина заинтересованной в смерти Петра 3? Обоснуйте свое мнение.

Историк Н.И. Павленко об участниках дворцового переворота 1762 г.

«Конечно, осторожная императрица не могла дать прямого указания  убить своего бывшего супруга. Но цареубийцы не могли бы совершить акт насилия над экс-императором, если бы не были уверены в своей безнаказанности и в том, что Екатерина в этой смерти прямо заинтересована.

            1) Почему, по вашему мнению, Екатерина «не могла дать прямого указания убить своего бывшего супруга»?

             2) Что свидетельствует о связи Екатерины 2 с участниками описываемых событий?

 

 

Задание 3. Дайте определения следующим понятиям:

1. Век Просвещения –

 

2. Политика просвещенного абсолютизма –

 

3. Уложенная комиссия –

 

4. Секуляризация церковных земель –

 

5. Принцип веротерпимости –

 

6. Жалованная грамота дворянству –

 

7. Жалованная грамота городам –

 

Задание 4. Какие мероприятия были проведены в рамках политики «просвещенного абсолютизма»? Заполните таблицу.

 

Мероприятия, проведенные Екатериной 2 в рамках политики «просвещенного абсолютизма

Почему данные мероприятия относятся к политике «просвещенного абсолютизма»?

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

 

 

Задание 5.  Осмыслите состав Уложенной комиссии (1767г.). В число 564 депутатов Уложенной комиссии вошли 161 дворянин (30%); 208 горожан (39 %); 79 государственных крестьян (14%); 28 чиновников (5%); 54 казака и 34 иноверца и представителей малых народов (12%). 

Подтвердите или опровергните утверждение ДА или НЕТ:

1) В Уложенной комиссии были представлены абсолютно все категории населения России?

2) Когда и с какой целью было созвана Уложенная комиссия?

3) Какой вопрос вызвал наибольшую остроту обсуждения?

4) Почему депутаты не могли принять предложенные Екатериной «высокие идеалы»?

Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

О политике государства в крестьянском вопросе

В крестьянском вопросе в 18 веке продолжалась традиционная политика феодального государства, направленная на укрепление феодальной собственности на землю, на развитие крепостнических отношений и распространение их на новые территории и еще не закрепощенные слои крестьянского населения. Крестьянин интересовал абсолютизм, прежде всего, как налогоплательщик, поставщик рекрутов и рабочей силы, т.е. с точки зрения его полезности для государства.

1) Охарактеризуйте политику государства в крестьянском вопросе. На что она была направлена?

 

2) Что лежало в основе государственного интереса к крестьянину?

 

3) Используя лекции, напишите какие конкретные меры предприняла Екатерина 2 в углублении крепостнических отношений.

 

 

Задание 7. Запишите понятие (термин), о котором идет речь.

1) Принудительный, натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком

Ответ_______________________

2) Принудительный, бесплатный труд крестьян собственными орудиями труда на помещичьей земле

Ответ_______________________

3) Временный уход крепостных крестьян на заработки в города или другие местности

Ответ______________________

Задание 8. Отметьте верные суждения. Выберите правильный ответ.

В 1754 г. В России были отменены внутренние таможенные пошлины. ДА или НЕТ.

Промышленность во второй половине 18 века развивалась быстрыми темпами. ДА или НЕТ.

На российских промышленных предприятиях во второй половине 18 века не использовался вольнонаемный труд. ДА или НЕТ. По производству чугуна Россия вышла на первое место в мире. ДА или НЕТ. В период правления Екатерины 2 в России развернулась промышленная революция. ДА или НЕТ. Значительно сократилось число ярмарок и объем ярмарочной торговли. ДА или НЕТ.

С середины 18 века представители всех сословий, в том числе и крестьяне, могли открывать промышленные предприятия. ДА или НЕТ.

Задание 9. Прочитайте текст и выполните задание.

«В 1730 году для подачи в Верховный тайный совет было подготовлено 13 дворянских «прожектов». Смысл их можно свести к следующему. Главным требованием дворянства выступает расширение их социально-экономических привилегий. Рядовые шляхтичи просили отмены бессрочной службы, солдатчины, отмены тех статей указа 1714 года, которые ограничивали свободу распоряжения дворянами их земельной собственностью, повышения жалованья и новых поместных раздач. Как ни странно, эта программа была услышана самодержавием и пусть не сразу, но постепенно (в период 1730-1762 гг.) стала выполняться».

Используя лекции, укажите, какие требования были удовлетворены в правлении Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра 3.

Анна Иоанновна (1730-1740)

Елизавета Петровна (1741-1761)

Петр 3 (1761-1762)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10. 1) Предположите, почему Екатерина 2, вступив на престол, не подтвердила, но и не отменила Манифест о вольности дворянства Петра 3? 2) Почему Екатерина 2 в последующие десятилетия необычайно расширила привилегии дворянства? Была ли в ее политике логика и разумный расчет?

 

 

Задание 11. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

О положении дворовых (крестьянах, оторванных от земли и живущих при помещике)

«Среди массы крестьянства дворовые по своему положению были категорией самой обездоленной и униженной. В обществе, где крепостной оценивался как «крещеная собственность», грубое и даже жестокое обращение было практически общепринятым даже среди образованных помещиков. Печальным примером является личность поэта, юриста, владельца лучшей частной типографии, пензенского помещика Н.Е. Струйского, который устраивал судопроизводство над своими крестьянами с применением орудий пыток. Рядом с ним возникают жуткие фигуры генерала Измайлова и Салтычихи. Но было и несчетное «салтычих» рангом поменьше. Одни из них не могли пообедать без того, чтоб не слышать крики избиваемой кухарки, другие заставляли одаренного художника прислуживать за столом и т.п. Дошедшие до нас многочисленные свидетельства не могут передать и сотой доли тех издевательств и унижений, которые выпадали на долю дворовых».

1) Какое положение в феодальном обществе занимали дворовые люди?

 

2) Кто такой Н.Е. Струйский? Почему историк упоминает его?

 

3) Как крепостное право отрицательно воздействовало, с одной стороны на помещиков, а с другой -  на крестьян?

 

4) В чем смысл выражения Н.А. Некрасова: «Люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказание, тем им милей господа»?

 

5)  Осуждала ли православная церковь крепостное право и подобные издевательства?

 

6) Чем, по вашему мнению, объяснялся произвол крепостников – их плохим воспитанием или их положением в обществе, правами и привилегиями?

 

7) Используя знания из курса литература, напишите одно-два произведения русских писателей, в которых описал произвол помещиков над крепостными. 

 

Задание 12. 1) Сформулируйте главную причину восстания под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775); 2) Назовите из лекции главные цели восставших.

 

 

Задание 13.  Дворянин А.Н. Радищев, получившей блестящее образование в Германии и руководившей петербургской таможней в 1790 году тайно опубликовал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». В ней он критиковал самодержавие и крепостные порядки. Прочитав ее, Екатерина 2 в сердцах вскричала: «Да это - бунтовщик, хуже Пугачева!». Над Радищевым  состоялся суд, который приговорил его к смертной казни, замененной каторгой в Сибирь.

1) Почему Екатерина так отозвалась по поводу этой книги?

2) Почему она посчитала, что Радищев хуже Пугачева?

 

Тема: Внешняя политика России во второй половине 18 века

Задание 1. Какие две важнейшие внешнеполитические задачи решила Екатерина 2 во время своего правления?

Задание 2. Запишите, какими делами и свершениями вошли в историю России следующие деятели:

Г.А. Потемкин –

 

П.А. Румянцев –

 

А.Г. Орлов –

 

Г.А. Спиридов –

 

А.В. Суворов –

 

Ф.Ф. Ушаков –

Задание 3. Соотнесите годы и исторические события

Годы

Исторические события

1) 1770г.

А) Взятие Измаила

2) 1783г.

Б) Сражение при Рымнике

3) 1787г.

В) Ясский мирный договор с Турцией

4) 1791г.

Г) Путешествие Екатерины в Крым

5) 1789г.

Д) Присоединение Крымского ханства

6) 1790г.

Е) Чесменское морское сражение

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Заполните пропуски в тесте.

Во второй половине 18 века Россия наряду ________________ и _________________ приняла участие в разделах Речи Посполитой. В _________ г. состоялся первый раздел Польши. К России отошли ____________ и _______________. В результате второго раздела в __________ г.  в состав Российской империи были включены _______________ и _______________. В ________ г. произошел третий раздел Польши. К России отошли _______________  , ______________ и _______________.

 

Задание 5. По какому признаку образованы ряды?

1700, 1708, 1709, 1714гг.______________________________________________

1757, 1758, 1759, 1760гг.______________________________________________

1787, 1789, 1790, 1791гг. ______________________________________________

 

Задание 6. Какие внешнеполитические достижения царствования Екатерины 2 вы считаете самыми значительными для России. Свой ответ обоснуйте.

 

Тема: Правление Александра 1

Задание 1. Опираясь на лекцию, укажите как отразилось на формировании характера и мировоззрения Александра 1 влияние его близких – бабушки императрицы Екатерины 2, отца императора Павла1 и воспитателя правоведа-республиканца Ф. Лагарпа.

 

            Прочитайте высказывания современников об Александре 1. О каких качествах, чертах характера императора идет речь?

«Республиканец на словах и самодержец на деле».

                                                                                  Н.И. Тургенев, декабрист

«В политике Александр тонок как кончик булавки или бритва, а фальшив, как пена морская».

                                                                                 Г. Лагербьельке, шведский посол в России

«Из некоторых его поступков виден дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов».

                                                                                П.А.Тучков, генерал

«Сфинкс, неразгаданный до гроба».

                                                                                П.А. Вяземский, поэт

 

            Объясните, как связаны воспитание царя и сложившийся характер.

 

Задание 2. Дайте определение следующих понятий

1) Негласный комитет и его члены_____________________________________________

 

2) Реформа __________________________________________________________________

 

3) Конституция ________________________________________________________________

 

4) Либерализм_________________________________________________________________

 

5) Консеватизм_________________________________________________________________

 

6) Вольные хлебопашцы_________________________________________________________

 

Задание 3. Заполните схему

Первые реформаторские шаги Александра 1

В области государственного управления

В крестьянском вопросе

В области просвещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Назовите русского поэта, автора стихотворных строк «Дней Александровых прекрасное начало».

Ответ ____________________________

 

Задание 5. В краткой форме перечислите основные реформаторские идеи М.М. Сперанского.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

1) Отметьте те идеи, которые реализовались. Подчеркните меры, которые вели к ограничению самодержавия.

2) Каковы были как минимум 2 причины недовольства консервативным обществом проектами реформ М.М. Сперанского?

 

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задание.

 

Историк В.А. Томсинов о деятельности М.М. Сперанского

 

«В историю России Сперанский вошел в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколь-нибудь полной мере  - большей части созданных им проектов государственных преобразования суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?»

Дайте свой вариант ответа на вопрос, заданный историком? Обоснуйте свой ответ.

 

 

Задание 7. Напишите название повинности, о которой идет речь в тексте.

«Помещик всецело овладел крестьянином в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. … Почти нет той минуты в сутках, чтобы в помещичьих полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».

Ответ______________________________

 

Задание 8. Напишите название категории крестьян, о которой идет речь в тексте.

«Они занимаются всякими торгами во всем государстве, вступают под именем и по кредиту купцов или по договоренности дворян в частные и казанные подряды, поставки и откупа, содержат заводы, фабрики и трактиры, постоялые дворы».

Ответ___________________________________

 

Задание 9. Напишите либеральные меры (реформы), предпринятые Александром 1 во второй период своего царствования (1815-1825).

_______________________

_______________________

_______________________

 

Задание 10. Прочитайте текст и устно ответьте на вопросы.

Британский историк Д.М. Хартли о Конституции в Польше 1815 г.

«Польская конституция от 26 ноября 1815 го связывала Польшу и Россию личностью царя, принявшего титул короля Польши. Двухпалатный сейм обладал ограниченной властью, у него не было права законодательной инициативы. Его мог созвать, отсрочить или распустить король, который имел также право вето на его резолюции. Сверх того, наиболее важным постом в Польше был пост вице-короля, и Александр  назначил на него своего брата Константина. Чарторыйский, который так много трудился для восстановления Польши, не получил реальной власти. Тем не менее, круг избирателей в Польше был намного шире, чем во Франции в 1814г. – от 106 до 116 тыс. польских граждан были наделены избирательным правом по сравнению с 80 тысячами французских граждан в стране, население которой более чем в 10 раз превосходила польское».

1) В чем британский историк видит несомненное значение польской конституции?

2) Почему Александр 1 не дал реальной власти Адаму Чарторыйскому в Царстве Польском?

3) Почему император дал конституцию одной Польше, а не всей России?

4) Объясните, почему несмотря на значительную самостоятельность Царства Польского, в нем в последующие годы развернулось мощное национально-освободительное движение?

 

Задание 11. Опираясь на лекционный материал, раскройте основные причины неудачи либеральных реформ Александра 1?

 

Тема: Внешняя политика Александра 1

Задание 1. Установите соответствие между названиями мирных договоров и их условиями.

 

Мирные договоры

Условия

А. Тильзитский мир

1) Присоединение к России Северного Азербайджана

Б. Фридрихсгамский мир

2) Присоединение России к континентальной блокаде

В. Гюлистанский мир

         3) Россия получила Бессарабию и ряд областей в Закавказье

Г. Бухарестский мир

   4) Включение Финляндии в состав Российской империи

 

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Задание 2. Заполните схему.

Последствия Тильзитского мира для России

 

Экономические

Внешнеполитические

Внутриполитические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Прочитайте документы и устно ответьте на вопросы.

Из приказа Наполеона при переправе через Неман (от 10 июня 1812 г.)

«Солдаты! В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Идем же вперед, внесем войну в ее пределы… Мир, который мы заключим, положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».

Приказ Александра 1 по русской армии (от 13 июня 1812г)

«Французский император нападением на наши войска при Ковно открыл первый войну. Итак, видя его никакими непреклонными средствами к миру, не остается нам ничего иного, как призвав… всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Воины! Вы защищаете веру, Отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог».

1) Что объединяет данные документы?

2) Как Наполеон оправдывает начало войны против России?

3) Как вы понимаете фразу Наполеона о «гибельном влиянии России на дела Европы»?

4) Опираясь на лекцию, раскройте миф об агрессивности России и ее стремлении завоевать Европу.

5) В чем суть призыва императора Александра? Какие причины войны изложены в его приказе по армии?

6) Сравните взгляды двух императоров на характер войны  сделайте выводы.

 

Задание 4. В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой … и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

1) Объясните понятие «народная война»?

2) Почему Толстой называет силу величественной?

3) Какую роль Толстой отводил в событиях 1812 года народной войне?

4) Фактами из текста лекции подтвердите оценку Толстого.

 

Задание 5. Известно, что в  армии Наполеона во время русской кампании  издавались пропагандистские брошюры и бюллетени. Так, 21 ноября 1812 года был издан последний 29 бюллетень. Его смысл был в том, чтобы подготовить общественное мнение Европы к известию о разгроме Великой армии в России. В нем впервые была выдвинута версия (столь часто повторяемая впоследствии гитлеровцами) согласно которой важнешей причиной неудачи русского похода была стихийная сила внезапно наступивших морозов.

1) Подтвердите или опровергните конкретными фактами версию о решающей роли «генерала Мороза» в разгроме наполеоновской армии.

 

Задание 6. Обобщите изученный материал и составьте таблицу

 

Отечественная война 1812года

Причины войны

Основные события

Даты основных событий

Итоги войны

 

 

 

 

 

Задание 7. Сформулируйте причины (две) Заграничных походов Русской армии.

 

Задание 8. Расположите события 1812-1814гг. в хронологическом порядке.

1) Тарутинский маневр

2) Битва народов под Лейпцигом

3) Вступление союзных войск в Париж

4) Военный совет в Филях

5) Соединение 1 и 2 армий в Смоленске

6) Освобождение русскими войсками Берлина

7) Сражение на реке Березине

8) Смерть М.И. Кутузова 

 ______________________________________

Задание 9. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

Но Бог помог – стал ропот тише

И скоро силою вещей

Мы учутилися в Париже

А русский царь глава царей.

Объясните, какие события нашли отражение в последней строке. Сформулируйте смысл строки своими словами.

 

Тема: Правление Николая 1

Задание 1. Во внутренней политике императора  Николая Павловича 1 (1825 – 1855) историки выделяют три основных направления: 1) борьба с революционным движением и усиление государственного аппарата; 2) попытки проведения реформ и расширение социальной опоры самодержавия; 3) поощрение и распространение православия, традиционных и консервативных идей. На основе изучения лекции укажите, какие мероприятия были проведены в рамках этих направлений.

Основные направления внутренней политики Николая 1

Борьба с революционным движением и усиление государственного аппарата

Попытки проведения реформ и расширение социальной опоры самодержавия

Поощрение и распространение православия, традиционных и консервативных идей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Обобщите лекционный материал и заполните схему. Кратко перечислите реформаторские и консервативные тенденции (действия) во внутренней политике Николая 1.

 

Реформаторские тенденции

Консервативные тенденции

 

 

 

 

 

 

Выразители (деятели) этих тенденций

Выразители (деятели) этих тенденций

 

 

 

Задание 3. Прочитайте документ и устно ответьте на вопросы

Из речи императора Николая 1 на заседании

 Государственного совета 30 марта 1842 года.

«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему, теперь, было бы делом еще более гибельным…

В настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и благо государства».

1) Определите отношение Николая 1 к крепостному праву.

2) Почему Николай считает, что отмена крепостного права в тот период была бы гибельным делом для России?

Задания 4. Используя лекции, перечислите меры, предпринятые правительством Николая 1 для улучшения положения крестьян.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Дайте характеристику указанным категориям крестьян.

Государственные крестьяне____________________________________________________________________

Частновладельческие крестьяне________________________________________________________________

1) Почему Николай 1 начал решение крестьянского вопроса с государственной деревни?

 

Задание 6. Заполните схему.

Промышленный переворот в России

 

Определение промышленного переворота

 

Время осуществления промышленного переворота

Примеры проявления промышленного переворота и заботы правительства о развитии экономики

 

 

 

 

Задание 7. Отметьте особенности промышленного переворота в России по сравнению со странами Западной Европы.

1. Изменения в технике  2. Формирование новых классов 3. Более позднее начала промышленного переворота 4. Господство феодально-крепостнических отношений 5. Появление и развитие фабричной промышленности

_______________________________

Задание 8. Дайте определение следующим понятиям

1. Протекционизм

2. Фабрика

3. Натуральное хозяйство

4. Рынок вольнонаемной рабочей силы

5. Мануфактура

6. «Капиталистые» крестьяне

7. Урбанизация

Задание 9. Установите соответствие между государственными деятелями и их свершениями

Деятели

Свершения

А) М.М. Сперанский

1) Проведение денежной реформы

Б) Е.Ф. Канкрин

2) Проведение реформы государственной деревни

В) П.Д. Киселев

3) Организация военных поселений

 

4) Кодификация законов

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

 

 

 

 

Тема: Общественные движения при Николае 1

Задание 1. Отметьте суждения, относящиеся к представлениям западников.

1. Признание исторического пути, отличного от стран Запада

2. Ликвидация крепостничества

3. Возращение к Земским соборам

4. Необходимость распространения обществе консервативных идей

5. Полезность повторения опыта стран Европы

6. Важность расширения контактов и связей с западными странами

7. Неизбежность установления в России социализма

8. В России должна быть установлена конституционная монархия и введен парламент.

_____________________________________

Задание 2. Прочитайте мнение А.И. Герцена и ответьте на вопросы

«Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая... И мы как Янус или двухглавый орел смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

1) О каких противниках говорит А.И. Герцен?

2) Назовите не менее двух общих позиций в их представлениях и требованиях и не менее двух различий.

 

Задание 3. Прочитайте  предлагаемые суждения и выберите те из них, которые относятся к теории крестьянского (общинного) социализма, разработанной А.И. Герценом.

1. Выход их кризиса феодально-крепостнических порядков  - в освобождении крестьян и улучшении самодержавия путем незначительных либеральных преобразований.

2. Основой будущего социалистического строя может быть крестьянская община, так как в ней уже существует коллективное самоуправление.

3. Русскому крестьянину присущи коллективизм и общинное сознание. Поэтому он легко усвоит социалистические идеи.

4. В России существует необходимость установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод.

5. Благодаря численному преобладанию крестьянства в населении страны, Россия может, в отличии от Западной Европы, начать строить социализм, минуя капитализм.   

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Искренне и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский испокон веков взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного… Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия…должно проникнуть народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находиться еще и третье, не менее важное, не менее сильное: «народность».

1) Назовите теорию, о которой идет речь.

2) Кто разработал эту теорию?

3) Выпишите триединый принцип, на котором основана эта теория.

 

 

 

4) Каким государственным целям должна была служить эта теория?

 

Задание 5. Определите, по какому принципу образованы эти ряды

1) А.С. Хомяков,  К.С. Аксаков, И.В. и П.В Кириевские

2) С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин

3) В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев

4) Ф.П. Булгарин, Н.И. Греч, С.С. Уваров

_____________________________________

Задание 6. Прочитайте документ и устно ответьте на вопросы

Историк А.А. Левандовский о русском обществе 1840-х годов

«Вынужденное бездействие, на которое обрек Николай 1 русское общество, было томительным для тех, кто жаждал перемен. Но зато у них появилось предостаточно времени для размышлений, а поразмышлять было о чем… Новый век нес с собою новые идеи, обязывающие разобраться в окружающем мире как в объективной реальности, осознать управляющие им законы, определить путь, по которому идет человечество и твой собственный, единственный и неповторимый народ.

В безмолвии и мертвом покое николаевской темницы хорошо думалось. Передовым людям той поры крепко-накрепко связали руки, но поработить их духовно и умственно не удалось. «Люди 1840-х годов» приняли бой, навязанный им самодержавием в сфере «высоких идей», и одержали решительную победу. Поистине эпоха беспощадного деспотизма стала для них не только «временем наружного рабства», но и  «временем внутреннего освобождения».

1) В чем, по выражению автора, заключается противоречивость николаевской эпохи? Выделите противоречия в тексте.

2) Сформулируйте задачи, которые стояли пред передовыми людьми 1840-х годов.

3) Как вы понимаете фразу, выделенную в тексте?

4) Объясните смысл выражений «внутренне освобождение», «наружное рабство»

 

 

Тема: Россия в середине 19 века

 

Задание 1. Опираясь на лекцию, раскройте основные противоречия российской жизни середины 19 века.

 

 

Задание 2. Выберите из предложенного перечня фактов три аргумента к утверждениям и запишите их номера.

Крепостное право тормозило развитие российской экономики (№____________)

Дворянские хозяйства переживали кризис № ( ____________)

Перечень фактов

1. 3,5% общего числа дворян были беспоместными.

2. Самовольный уход крестьян от помещиков.

3. Барщина и оброк достигли наивысшего предела и разоряли крестьян – главных земледельцев.

4. Незаинтересованность крепостных в результатах своего труда.

5. Более 60% всех имений были заложены помещиками в банк.

6. Нехватка свободных рабочих рук для развития промышленности.

 

Задание 3. Выпишите из лекции предпосылки отмены крепостного права.

 

 

Задание 4. Какие два обстоятельства подвигли царя Александра 2,  не помышлявшего сначала о серьезных реформах, пойти на глубокие изменения в социально-экономическом положении страны, а потом и некотором изменении и надстройки государства

 

Задание 5. Прочитайте документ и ответьте на вопрос.

Указания Александра 2  Главному комитету

по крестьянскому делу от 18 октября 1858 году.

1. Чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен.

2. Чтобы помещик немедленно успокоился, что его интересы определены.

3. Чтобы сильная власть ни на минуту не колебалась, от чего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался.

1) Какое из указаний Александра 2 было наиболее полно учтено при разработке крестьянской реформы?

 

Задание 6. Почему правительство пошло на освобождение крестьян с землей (три обстоятельства)?

 

Задание 7. Отметьте в перечне положения, которые содержались в документах крестьянской реформы.

1. Помещичье землевладение ликвидировалось

2. Помещики по личному усмотрению могли отказать крестьянам в освобождении.

3. Крестьянская община разрушалась.

4. Крестьяне получали личную свободу.

5. Крестьяне могли переходить в другие сословия.

6. Крестьяне получали землю за выкуп.

______________________________

Задание 8. Напишите пропущенные понятия и термины:

Полная зависимость крестьянина от феодала, выражавшаяся в прикреплении крестьянина к земле и  личной зависимости крестьянина от феодала - __________________________

Денежные суммы, которые крестьяне по условиям реформы должны были выплатить помещику за землю -

____________________

Соглашение между помещиком и крестьянином, в котором определялись размер надела и условия выкупной операции - ___________________________

Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещиков - ______________

Лично свободные крестьяне, которые до выкупа своего надела должны были платить оброк или отрабатывать барщину в пользу помещика - _________________________

 

Задание 9. Крестьянская реформа носила компромиссный характер. Она была проведена с учетом интересов помещиков, государства и крестьян. Укажите, какие положения реформы соответствовали интересам помещиков, крестьянам и государства.  

 

Задание 10. Установите соответствие между термином и определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Термин

Определение

А. Отрезки

1. Документы, составленные в ходе крестьянской реформы и фиксирующие отношения помещиков с временнообязанными крестьянами. Устанавливали размеры крестьянских наделов и повинности.

Б. Уставные грамоты

2. Часть находившихся в пользовании крестьянских земель, отобранных после крестьянской реформы в пользу помещиков

В. Мировой посредник

3. Должностное лицо в период проведения крестьянской реформы, обладавший судебно-административной властью

Г. Временнообязанный

4. Судья – непрофессионал, избираемый из местных жителей и участвующий  судебном процессе

Д. Присяжный заседатель

5. Крестьянин, освобожденный от крепостной зависимости, но еще не выкупивший своей земли.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

Задание 10. Какие изменения произошли в положении крепостного крестьянства? Какие изменения произошли в положении дворянства после крестьянской реформы?

1)  Что означает выражение Некрасова, что реформа «одним концом ударила по барину, другим по мужику»?

 

Задание 11.  Могло ли быть освобождение крестьян и ликвидация крепостного права другим? Если могло, то какие условия были для этого необходимы?

 

Тема:  Общественные движения при Александре 2.

 

Задание 1. Обобщите лекционный материал и заполните схему.

Три направления в общественном движении

 

Направления

 

Идеи и цели

 

 

Лидеры

Социальная база (чьи интересы выражали)

1. Консервативное

 

 

 

 

 

2. Либеральное

 

 

 

 

 

3. Радикальное

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Каковы были особенности русского либерализма?

 

 

Задание 3. Опираясь на лекцию, заполните схему.

 

Народничество

                       Причины возникновения                                                           Социальный состав участников

 

 

 

Черты народнической идеологии

1.

2.

3.

 

Идейные течения народничества

 

 

 

 

                                Идеолог                                     Идеолог                                                Идеолог

 

 

 

 

Задание 4. Установите соответствие между именами теоретиков народничества и их утверждениями.

 

Теоретики народничества

Утверждения

А. П.Н. Ткачев

1) Народная революция нуждается в длительной подготовке. Пропагандой интеллигенция должна помочь народу поверить в свои силы и осознать свои задачи.

Б. М.А. Бакунин

2) Строго законспирированная организация должна совершить переворот и захватить власть. Но прежде нужно «расшатать» власть путем террора.

В. П.Л. Лавров

3) Крестьянин – бунтарь по своей природе и готов к революции. Государство как высшее зло должно быть уничтожено и заменено народным самоуправлением.

Запишите выбранные цифры под соотвествующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

Задание 5. Прочитайте текст и устно ответьте на вопросы.

            Весной 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, и несколько революционных книг и брошюр.

            Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги.

1) О каком явлении  общественной жизни России говорится в документе?

2) К какому направлению общественной мысли 19 века можно отнести участников этого движения?

3) Какие задачи ставили перед собой участники этой акции? Назовите не менее двух.

4) Какие средства достижения этих задач использовали? Назовите не менее двух.

 

Задание 6. Хождение в народ не принесло ожидаемых результатов. Найдите в лекции причину этого итога.

 

Задание 7. В чем различия организаций «Черный передел» и «Народная воля»? Какая организация имела  историческое будущее и почему? Напишите название тактики, которую выбрали для достижения своих целей, народовольцы.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8.  В современной России Веру Засулич, Андрея Желябова, Николая Кибальчича, Софью Перовскую  нередко представляют как злых и жестоких террористов. Можно ли однозначно согласиться с этой оценкой. Что вы можете возразить против этих несправедливых суждений?

 

Тема: Правительственный курс 1880-90 годов. Александр 3.

Задание 1. Напишите годы правления Александра 3.

 

Задание 2.      Разберитесь в родственных связях (степени родства) членов семьи Романовых. Укажите, кому из императоров Александр 3 приходился: отцом, сыном, внуком.

 

Задание 3. Дайте определения следующих понятий

1) реформы –

2) контрреформы –

Задание 3.  Опираясь на лекцию, заполните схему.

Три основных направления контрреформ Александра 3.

 

 

 

Задание 4. Впишите в схему пропущенные фамилии исторических деятелей

Инициаторы и вдохновители политики контрреформ

 

 

 

 

В 1880-1905гг. обер-прокурор Синода

 

В 1882-1889гг. министр внутренних дел

Публицист, общественный деятель: с 1862г. редактор-издатель газеты «Московские ведомости»

 

Задание 5. Какому историческому деятелю принадлежит колоритная фраза: «Демократия – самая большая ложь нашего времени»?

 

Задание 6. Чем отличались меры консервации общественного сознания и отношений, которые предлагались Победоносцевым и Катковым?

 

Задание 7. Опираясь на лекцию, заполните схему

Контрреформы Александра 3

Борьба с революционерами и ужесточение контроля за разными категориями населения

 

Усиление позиций дворянства в органах власти

 

Ограничение возможностей получения образования для детей из низших сословий

1.

1.

1.

Задание 8. Из лекции выпишите мероприятия в а) крестьянском вопросе; б) рабочем вопросе

Меры (мероприятия)

в крестьянском вопросе

в рабочем вопросе

 

 

 

Задание 9. Отметьте цифрами мероприятия в крестьянском вопросе, связанные с правлением Александра 3.

1. Понижение выкупных платежей                        4. Уничтожение помещичьего землевладения

2. Дарование крестьянам личной свободы            5. Разрушение крестьянской общины

3. Учреждение Крестьянского банка                      _________________________________________

 

Задание 10. Каковы были причины и результаты Морозовской стачки 1885г.?

 

Задание 11. Продолжите и завершите предложения

1. Циркуляр министра просвещения Делянова предусматривал_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

2. Университетский устав 1884 г упразднял_________________________________________________________

3. Изменения, внесенные в судебную систему, привели к повышению для присяжных заседателей_____________________________________________________________________________________

4. Согласно рабочему законодательству Александра 3 (1885г.) запрещалась ночная работа_________________________________________________________________________________________

 

Задание 12. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Из беседы Императора Александра с цесаревичем Николаем

«Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исторической власти откроет бесконечную эру кровавых смут и междоусобиц.

Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего зазорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней – держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей. Нашей огромности боятся. У нас есть только два надежных друга: русская армия и русский флот! Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего, покровительствуй церкви.

1) Почему Александр 3 придает особое место укреплению самодержавия? Найдите ответ в тексте.

2) Какими мерами Александр 3 укреплял самодержавие? Приведите 2-3 примера.

3) Что дало основание Александру утверждать, что у России нет друзей.

4) Почему на первый план в покровительстве император поставил именно церковь?

 

Задание 13. Прочитайте высказывания современников и историков об Александре 3 и ответьте на вопросы.

«При Александре 3 Россия переживает существенный экономический подъем, Что было вплотную связано с усилением частного сектора и проникновением в Россию западных идей о свободе предпринимательства».  (Д. Шиммельпенник)

Мероприятия 1880-1890-х годов были попыткой вернуться в прошлое, восстановить многое из дореформенных принципов». ( П. Полунов, историк)

«Я убежден в том, что если бы Александру 3 суждено было царствовать еще столько лет, сколько он процарствовал, то царствование его было бы одним из великих царствований Российской империи». (С.Ю. Витте, государственный деятель, современник Александра 3.)

«История еще произнесет свой окончательный приговор над царствованием Александра 3. В эти минуты с печальным взором обращаешься на эти печальные 13 лет, когда все, что было лучшего в России, подверглось гонениям и разгрому». (Б.Н. Чичерин, правовед, либерал, современник Александра 3)

1) Чем объясняется такая полярность мнений об одном и том же правителе?

2) Можно ли объективно оценить эпоху (правителя) современникам?

3) Как вы думаете, почему президент России В.В. Путин среди всех русских правителей является поклонником именно Александра 3?

 

1. Развитие капитализма. Реформы С.Ю. Витте.

 

Задание 1. Установите причины роста русской промышленности в 1890-е годы. Запишите не менее трех причин.

 

Задание 2. Назовите особенности развития Российского капитализма?

 

 

Задание 3. Заполните пропуски в схеме.

Неравномерность экономического развития в начале 20 века

 

 

Страны первого эшелона

развития

 

 

Страны второго эшелона

развития

 

 

Задание 4. Проанализируйте данные таблицы

Капиталовложения стран Западной Европы в экономику России

 

Годы

 

Франция

Англия

Германия

Бельгия

Другие страны

Итого

1900

млн. руб.

%

226,1

24,8

136,8

15

219,3

24,1

296,5

32,5

32,3

3,6

911,0

100

1915

млн. руб.

%

687,9

31,2

535,4

24,3

436,1

19,8

318,7

14,4

227,7

10,3

2205,8

100

 

1) Каковы были причины привлечения иностранного капитала в Российскую промышленность?

2) Привлечение иностранного капитала создавало угрозу превращения России в полуколонию или в колонию западных стран.

3) Привлечение иностранного капитала способствовало экономическому развитию, укрепляло мощь российского государства.

Приведете аргументы для этих двух точек зрения.

 

Задание 5. Каковы были экономические, социальные и военно-стратегические последствия строительства Транссибирской железнодорожной магистрали?

 

Задание 6. Заполните пропуски в логической цепочке

 

 

Усиление концентрации производства

 

1) Дайте определение монополий

2) Напишите формы монополий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7. Назовите проблемы в сельском хозяйстве России

 

Задание 8. По какому экономическому показателю Россия в 1890-е годы обогнала все европейские страны?

1) Производительности труда 2) Технической оснащенности производства 3)Объему продукции на душу населения  4) Темпам среднегодового прироста промышленной продукции

 

Задание 9. Составьте таблицу «Основные сословия русского общества конца 19 начала 20 века»

 

Тема: Первая русская революция 1905-1907гг.

 

 Задание 1. Прочитайте документ и устно ответьте на вопросы

 

Из петиции рабочих и жителей Петербурга

«Государь!

            Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом… к нам относятся как к рабам. Мы терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душит деспотизм и произвол, мы задыхаемся. Нет больше сил терпеть, государь…

            Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, равной и тайной подачи голосов».

1) Укажите дату подачи этой петиции.

2) Выделите ключевые слова в жалобах и просьбах рабочих

3) Какие просьбы рабочих были учтены царем в период революции?

 

 

Задание 2. Каковы основные причины Первой русской революции?

 

 

Задание 3. Назовите основные этапы революции, формы борьбы за социальные интересы, применявшиеся в ходе революции 1905-1907гг.

 

 

Задание 4. Заполните пропуски в тексте

Началом Первой русской революции считают ……………………………, так как ………………………………………………………………………………………..

Датой окончания революции считается …………………………………….потому, что…………………………………………………………………………………………….

 

Задание 6. Заполните правую и левую колонки таблицы

Первая русская революция

Задачи революции

Итоги революции

1.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Перечислите проблемы, не получившие своего разрешения в ходе революции.

2. Какая форма народовластия, ставшая результатом социально-политического творчества русских рабочих, появилась в годы Первой русской революции и была возрождена впоследствии в 1917году?

3. Каковы причины поражения Революции 1905-1907гг.?

4. Что такое зрелый субъективный фактор? Как понимать выражение, что отсутствие зрелого субъективного фактора было одной из важных причин поражения революции?

 

Задание 7. Прочитайте отрывок из исторического сочинения и ответьте устно на вопросы

«Славянофильское воспитание ему не помешало ему в 1890-е годы проводить  программу ускоренного промышленного развития  России с привлечением иностранного капитала. Из убежденных сторонников общины он перешел в лагерь ее непримиримых противников. Вступив на пост министра финансов, Витте исполнил то, что не удалось его предшественникам: стабилизировал денежное обращение и ввел золотую валюту.  

Витте подготовил Манифест 17 октября. Он многое сделал, чтобы продлить век старой власти».

В.Б. Ананьич, Р.Ш. Ганелин,

российские историки

1. Выделите заслуги С.Ю. Витте перед Россией в конце 19 начале 20 века.

2. Опираясь на лекцию, продолжите перечень мероприятий, проведенных Витте.

 

 

Задание 8. Составить таблицу:

«Политические партии России»

 

Название партии и время образования

Социальная основа партии (чьи интересы выражала)

 

Полит. Лагерь: консерваторы,

либералы, социалисты

 

Программные установки (цели и задачи деятельности)

 

Лидер (лидеры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 9. Рассмотрите картину Б.М. Кустодиева «Жупел революции»

Жупел в церковнославянском языке – горящая сера. В переносном смысле жупел – нечто пугающее, внушающее ужас, страх; часто в ироническом смысле – пугало (пропагандистский жупел).

1. Какова главная идея картины?

2. Является ли художник противником или сторонником революции. Свой ответ обоснуйте.


 

Рабочая тетрадь по истории России для обучающихся

Рабочая тетрадь по истории России для обучающихся

Потешные полки, предназначавшиеся для игр, или как тогда говорили для потех, с годами превратились в настоящую военную силу

Потешные полки, предназначавшиеся для игр, или как тогда говорили для потех, с годами превратились в настоящую военную силу

Петербургский 2) Тула 3)

Петербургский 2) Тула 3)

В сословной иерархии крестьяне занимали самую низкую ступень

В сословной иерархии крестьяне занимали самую низкую ступень

Задание 4 . О каком событии Северной войны

Задание 4 . О каком событии Северной войны

Персидский (Каспийский) поход ______________________

Персидский (Каспийский) поход ______________________

Закрасьте органы управления, которые при

Закрасьте органы управления, которые при

А ежели кто из священников не исполнит, тот без всякого милосердия как противник, и таковым злодеям согласник по лишении сана и имения, лишен будет и…

А ежели кто из священников не исполнит, тот без всякого милосердия как противник, и таковым злодеям согласник по лишении сана и имения, лишен будет и…

Задание 3 . Можно ли согласиться с мнением некоторых историков, что кондиции были шагом в направлении формирования в

Задание 3 . Можно ли согласиться с мнением некоторых историков, что кондиции были шагом в направлении формирования в

Задания 8 . Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику

Задания 8 . Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику

Государя – но Государыня, свершилась беда, мы были пьяны, и он тоже, он заспорил за столом с князем

Государя – но Государыня, свершилась беда, мы были пьяны, и он тоже, он заспорил за столом с князем

Задание 5. Осмыслите состав

Задание 5. Осмыслите состав

Анна Иоанновна (1730-1740)

Анна Иоанновна (1730-1740)

Почему она посчитала, что Радищев хуже

Почему она посчитала, что Радищев хуже

Республиканец на словах и самодержец на деле»

Республиканец на словах и самодержец на деле»

Но можно ли сказать, что он жил бесплодно?

Но можно ли сказать, что он жил бесплодно?

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

Причины войны Основные события

Причины войны Основные события

Выразители (деятели) этих тенденций

Выразители (деятели) этих тенденций

А) М.М. Сперанский 1) Проведение денежной реформы

А) М.М. Сперанский 1) Проведение денежной реформы

С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К

С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К

Задание 7. Отметьте в перечне положения, которые содержались в документах крестьянской реформы

Задание 7. Отметьте в перечне положения, которые содержались в документах крестьянской реформы

Направления Идеи и цели

Направления Идеи и цели

Задание 6 . Хождение в народ не принесло ожидаемых результатов

Задание 6 . Хождение в народ не принесло ожидаемых результатов

Задание 9. Отметьте цифрами мероприятия в крестьянском вопросе, связанные с правлением

Задание 9. Отметьте цифрами мероприятия в крестьянском вопросе, связанные с правлением

Задание 3. Заполните пропуски в схеме

Задание 3. Заполните пропуски в схеме

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом… к нам относятся как к рабам

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом… к нам относятся как к рабам

Название партии и время образования

Название партии и время образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022