муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Ростова-на-Дону
«Детский сад № 107»
344091 г. Ростов-на-Дону ул. Каширская, 10/2 т. (факс) 242-84-95
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
педагога МБДОУ №107
![]() |
(Фамилия, имя, отчество педагога)
по реализации инновационного проекта Федерального института современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
«Раскрытие воспитательного потенциала STEM-образования»
возрастная группа 3-4 года 20 -20 учебный год
возрастная группа 4-5 года 20 -20 учебный год
возрастная группа 5-6 года 20 -20 учебный год возрастная группа 6-7 года 20 -20 учебный год
Ростов-на-Дону
2022
Аналитическая справка за 2021-2022 учебный год.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорожная карта работы педагога МБДОУ № 107 на 2022-2023 учебный год.
АКТУАЛИЗАЦИЯ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВО:
1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.
2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде всех уровней образования. В контексте преемственности всех уровней образовательной системы РФ все компоненты образовательной среды — содержательные, технологические, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение — преемственны в логике возрастных возможностей и содержательного усложнения.
3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
4. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый процесс, направленный на формирование:
· умений получать необходимую информацию;
· умений её анализировать;
· умений применять полученную информацию в практической деятельности.
5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении:
· объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей;
· договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д., то есть формирует культуру дискуссии и навык «сублимированного вывода». Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде. Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.
6. Первичная пропедевтика ряда профессий и специальностей XXI века, среди которых: специалисты в области информационных технологий, в том числе информационной безопасности, умеющие работать с большим объёмом оперативной информации; аналитики, инженеры и операторы электронно-вычислительных систем; специалисты машиностроительных отраслей; специалисты в области робототехники, автоматики, ядерной физики, радиохимии, безопасности и нераспространения ядерных материалов; военные профессии, где требуются технические знания из разных областей.
7. Развитие интереса к техническому творчеству. STEM-образование призвано возродить систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе детей к техническому конструированию и моделированию.
8. Формирование основ безопасности, как собственной (в процессе взаимодействия с окружающим миром), так и безопасности окружающей среды, которая напрямую зависит от деятельности человека, осмысление технократических рисков, влияния технического развития на экологию и состояние планеты в целом. Особенно актуальным является вопрос возможного влияния роботизации на судьбу человечества.
9. Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей, имеющих неординарное мышление и проявляющих особые способности и стремление к научно-техническому творчеству.
Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
· Игра.
· Конструирование.
· Познавательно-исследовательская деятельность.
· Учебная деятельность.
·
Различные виды
художественно-творческой деятельности.
· Освоение технологий ХХI века (элементы программирования и цифровые технологии).
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество:
![]() |
Задачи парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество:
(Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их
решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования
![]() |
Ориентиры для формулирования задач:
Возраст |
Формирование представления |
Формирование отношения |
Формирование опыта действия |
ранний |
формирование первичных образов |
эмоциональный отклик |
освоение опыта действия на основе подражания взрослому |
дошкольный |
формирование первичных представлений |
формирование отношения и устремления |
обретение первичного опыта социально значимого нравственного поступка |
Алгоритм работы педагога с образовательным модулем
Возникли вопросы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Календарно тематический план работы
образовательный модуль
«Дидактическая система Ф. Фрёбеля»
(составлен на основе учебно-методического пособия)
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Продукт на практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно тематический план работы
образовательный модуль
«Экспериментирование с живой и неживой природой».
(составлен на основе учебно-методического пособия)
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Продукт на практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно тематический план работы
образовательный модуль
«LEGO-конструирование»
(составлен на основе учебно-методического пособия)
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Продукт на практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно тематический план работы
образовательный модуль
«Математическое развитие»
(составлен на основе учебно-методического пособия)
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Продукт на практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно тематический план работы
образовательный модуль
«Робототехника»
(составлен на основе учебно-методического пособия)
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Продукт на практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно тематический план работы
образовательный модуль
«Мультстудия “Я творю мир”»
(составлен на основе учебно-методического пособия)
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Продукт на практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Анализ образовательного модуля:
«Дидактическая система Ф. Фрёбеля»
Схема анализа осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы.
Ценности |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Правила и нормы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Традиции и ритуалы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Система отношений в группе |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
|
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
«Экспериментирование с живой и неживой природой»
Схема анализа осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы.
Ценности |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Правила и нормы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Традиции и ритуалы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Система отношений в группе |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
|
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
«LEGO-конструирование»
Схема анализа осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы.
Ценности |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Правила и нормы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Традиции и ритуалы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Система отношений в группе |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
|
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
«Математическое развитие»
Схема анализа осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы.
Ценности |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Правила и нормы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Традиции и ритуалы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Система отношений в группе |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
|
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
«Робототехника»
Схема анализа осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы.
Ценности |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Правила и нормы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Традиции и ритуалы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Система отношений в группе |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
|
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
«Мультстудия “Я творю мир”»
Схема анализа осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы.
Ценности |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Правила и нормы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Традиции и ритуалы |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
Система отношений в группе |
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
|
||
что есть |
от чего отказаться |
что добавить |
|
|
|
3.2.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенность и структурированность — характеристики среды.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
ü содержательно-насыщенной
ü трансформируемой
ü вариативной
ü полифункциональной
ü доступной
ü безопасной
От взрослого — внесение элементов в среду |
От совместной деятельности ребенка и взрослого — событийность |
От ребенка — поддержка и отражение в среде инициатив ребенка |
Формирование |
Развитие и педагогическая поддержка |
Становление |
Примеры (элементы РППС) |
Примеры (проекты, встречи, события, игры) |
Примеры (продукты деятельности ребенка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.
Организация РПП среды
События в ДОО — проектируются в соответствии с логикой календарного плана как расписание:
• на день — режим дня с возможностью гибкой подстройки под ситуацию ребенка, группы, актуальной темы;
• на неделю — целесообразно выстраивать в зависимости от плана работы на месяц или квартал как ритм подготовки к праздникам;
• на месяц;
• на год.
![]() |
3.4 Итоги проведенной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.