по проектированию рабочей
Программы воспитания ДОО
ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ РАО
Уважаемые участники рабочей группы по разработке программы воспитания!
Предлагаемая вам рабочая тетрадь создана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и проектированию примерной рабочей программы воспитания (далее — РПВ) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Она построена на основе алгоритма разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО).
Рекомендуем вам использовать ее при обсуждении и проектировании вариативной части рабочей программы воспитания вашей ДОО.
Поэтому далее мы предлагаем вам сосредоточиться на тех шагах разработки программы воспитания, где требуется поразмышлять и написать части программы, в которых отражается специфика вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО.
Шаги 1-2 — связаны с организацией деятельности вашей рабочей группы.
Шаг 3. Формулировка целей и задач РПВ.
Таблица 1 поможет сформулировать вариативную часть цели воспитания.
Задание к таблице.
В данной таблице отражены инвариантная и вариативная части. Вы можете сформулировать вариативную часть на основе учета социокультурных условий региона, национальных, конфессиональных и других традиций.
Для определения вариативной части целей воспитания в рабочей группе обсудите следующие вопросы:
1) Каковы социокультурные традиции нашего региона, населенного пункта?
2) Какой запрос на воспитание детей дошкольного возраста формулируют родители?3) Какие качества мы хотим воспитать в ребенке?
Кратко обобщите полученные ответы и запишите получившуюся формулировку в правый столбец таблицы. Это определение поможет вам при написании вариативной части цели воспитания в РПВ.
В качестве примера заполнения таблицы представлена формулировка вариативной подцели воспитания.
Вам необходимо заменить пример своим вариантом или вариантами (при необходимости).
Таблица 2 поможет вам сформулировать вариативную часть задач воспитания.
В таблице уже даны инвариантные задачи, которые ориентированы на возрастные портреты ребенка к 3-м и
8-ми годам, они являются обязательными для всех ДОО. Вариативные задачи при необходимости рабочая группа ДОО формулирует самостоятельно. В таблице 2 представлены примеры вариативных задач воспитания детей (выделены курсивом).
Задание к таблице.
Дополните задачи воспитания своими вариативными задачами, в которых отражается специфика вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО (впишите их вместо примеров, представленных в таблице).
направление воспитания: ПаТриоТическое |
Общие задачи по направлению 1) Ф ормирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа. 2) В оспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа. 3) В оспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. 4) В оспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к родной природе. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа. 2) В оспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа. 3) В оспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. 4) В оспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к родной природе. |
Вариативные задачи |
Пример: ● п осещение объекта культурного наследия (памятник, парк, храм, усадьба и т. д.) населенного пункта. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1) В оспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране. 2) Ф ормирование и поддержание чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям. 3) П одготовка к будущей семейной жизни к роли матери и отца. |
Вариативные задачи |
Пример: ● ознакомление с историческим контекстом возникновения объекта культурного наследия населенного пункта. |
направление воспитания: социальное |
|
Общие задачи по направлению 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о слабых членах общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Ф ормирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. 4) Ф ормирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и порождать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к языку. 5) Ф ормирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам). |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». 2) Ф ормирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть рядом с ними. 3) П оощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!». 4) Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия, доброты. 5) Ф ормирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. 6) С оздавать условия для овладения ребенком речью. 7) Р азвитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам (одежде, прическе) и имени. |
направление воспитания: ПознаВаТельное |
|
Общие задачи по направлению 1) Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы. 2) Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний. 3) Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в поведении и деятельности. |
Вариативные задачи |
Пример: ● ф ормирование у детей интереса к книге; ● о знакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым наблюдение за природными явлениями и растениями своего региона). |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в самовыражении, в том числе творческом. 2) П оощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности и в самообслуживании. 3) С пособствовать формированию у ребенка первичной картины мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Вариативные задачи |
Пример: ● с оздание условий для изучения свойств различных объектов в условиях своего региона; ● в ыращивание растений своего региона. |
направление воспитания: Физическое и оздороВиТельное |
|
Общие задачи по направлению 1) С пособствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию рациональной осанки; 2) Р азвитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни; 3) В оспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.). 4) Ф ормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1) П риобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук, самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д. 2) Ф ормирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным. 3) Ф ормирование и поддержание интереса к физической активности. 4) П риобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО, на природе. 5) Н апоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю, другому ребенку. |
Вариативные задачи |
Пример: ● о знакомление детей с элементами национальных видов спорта; ● о знакомление детей с национальными традициями здорового питания; ● ф ормирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены. 2) Ф ормирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. 3) Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и на прогулке, бережно относиться к ним. |
Вариативные задачи |
Пример: ● п риобщение детей к занятиям национальными видами спорта; ● п онимание причин безопасного поведения в условиях своей местности. |
направление воспитания: ТрудоВое |
|
Общие задачи по направлению 1) О знакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Ф ормирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Ф ормирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1) П риучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке. 2) Ф ормирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях. 3) Ф ормирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
Вариативные задачи |
Пример: ● ф ормирование навыка уборки игрушек; ● з накомство с профессиями родителей. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда и результатам их деятельности. 2) П оощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Вариативные задачи |
Пример: ● о рганизация регулярных дежурств; ● в оспитание уважительного отношения и интереса к профессии врача. |
направление воспитания: ЭТико-ЭсТеТическое |
|
Общие задачи по направлению 1) Воспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами, интересами, удобствами, результатам творчества других детей. 2) В оспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах. 3) Воспитание культуры речи. 4) В оспитание культуры деятельности. 5) Ф ормирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке. 6) П остроение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1) В оспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте. 2) Ф ормирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься продуктивными видами деятельности. 3) П оддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола. |
Вариативные задачи |
Пример: ● з накомство с искусством и художественными произведениями своего региона; ● з накомство с особенностями национальных костюмов; ● з накомство с традициями вежливого поведения своего региона. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1) Ф ормирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. 2) Ф ормирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 3) Ф ормирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса. 4) Ф ормирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом. |
Вариативные задачи |
Пример: ● о знакомление с историческим контекстом возникновения художественного произведения своего региона; ● п риобщение к ремеслам своего региона; ● с оздание творческого продукта на основе ремесел своего региона. |
Шаг 6. Проектирование и описание уклада ДОО.
анализ уклада ДОО.
Таблица 3 поможет вам проанализировать и понять, как устроен уклад вашей ДОО на сегодняшний день и что, возможно, должно в нем измениться для реализации программы воспитания.
Задание к таблице.
В соответствии с приведенными элементами уклада вам потребуется заполнить три столбца таблицы:
1) н ужно зафиксировать, что есть в ДОО;
2) н еобходимо отметить, что из этого мешает реализации процесса воспитания и от чего поэтому лучше отказаться;3) к акие новые элементы уклада нужно добавить.
В таблице приведены примеры заполнения элементов уклада. Вам необходимо заменить примеры своими вариантами на основе коллективного анализа элементов уклада всеми участниками рабочей группы.
Элементы уклада |
что есть |
От чего нужно отказаться |
что нужно добавить |
Ценности |
Пример: ценность уважения и принятия любого ребенка со стороны воспитателей ценность развития творческих способностей ребенка со стороны родителей |
Пример: установка родителей на то, что развитие творческих способностей ребенка возможно только в индивидуальной работе |
Пример: ценность принятия любого ребенка всеми участниками образовательных отношений ценность раскрытия личностного потенциала каждого ребенка в совместной деятельности детей со взрослыми |
Элементы уклада |
что есть |
От чего нужно отказаться |
что нужно добавить |
Правила и нормы |
Пример: сложились правила дежурства детей при подготовке к приему пищи |
Пример: отказаться от запрета на посильное участие детей в ситуациях самообслуживания |
Пример: дети помогают помощнику воспитателя убирать и мыть игрушки |
традиции и ритуалы |
Пример: Воспитатели встречают детей и родителей в группах |
Пример: отказаться от формального воспроизведения ритуалов, актуализировать их воспитательные смыслы |
Пример: заведующая каждый день встречает и приветствует детей и родителей на входе в доо, воспитатели встречают детей в группах |
система отношений в разных общностях |
Пример: доброжелательная атмосфера для всех детей |
Пример: отказаться от установки на конкурентность между детьми и родителями |
Пример: учет, поддержка и согласование (гармонизация) детских инициатив в детском сообществе |
Характер воспитательных процессов |
Пример: Воспитатель отвечает за все аспекты жизнедеятельности |
Пример: от гиперопеки каждого отдельного ребенка |
Пример: детское сообщество является полноправным участником воспитательного процесса |
Предметнопространственная среда |
Пример: ППс соответствует требованиям ФГос и ПооП |
Пример: от перенасыщенности ППс пособиями и материалами для дидактических игр |
Пример: создание пространств культивирования традиционных детских игр |
Разработка модели уклада ДОО.
Таблица 4 поможет вам разработать собственную модель уклада ДОО.
Задание к таблице.
В столбце «Составляющие уклада ДОО» даны вопросы, на которые вам нужно ответить. В первой строке даны базовые ценности, сократить или изменить которые вы не можете, но при необходимости можете дополнить их другими. Полученные ответы лягут в основу общей модели уклада вашей ДОО.
В таблице приведены примеры заполнения. Вам необходимо заменить данные примеры своими вариантами ответов на предложенные вопросы и заполнить другие ячейки таблицы.
№ |
составляющие уклада ДОО |
Описание |
1 |
Какие базовые и инструментальные (задающие специфику реализации базовых) ценности составляют уклад ДОО? |
а) базовые ценности: Человек, Родина, семья, культура, вера, труд, красота, познание, здоровье, дружба, природа. б) инструментальные ценности (допишите): пример: готовность прийти на помощь младшим детям |
2 |
Какие правила и нормы существуют в ДОО? |
Пример: регулярная зарядка для детей в группе |
|
Какие необходимо добавить? |
Пример: регулярная зарядка для сотрудников доо |
3 |
Какие традиции и ритуалы существуют в ДОО? |
Пример: ежедневный утренний «круг» воспитателя с детьми в группе |
|
Какие необходимо добавить? |
Пример: традицию еженедельного «круга» для воспитателей с родителями в группе |
4 |
Какова система отношений в общностях ДОО? |
Пример: позитивный психологический климат в педколлективе |
|
Что можно изменить в системе отношений в общностях? |
Пример: регулярные рефлексивные обсуждения реализации воспитательного процесса |
5 |
Каков характер воспитательных процессов в ДОО? |
Пример: Воспитательный потенциал социокультурного окружения активно используется только по патриотическому направлению (мемориал в парке). |
|
Что можно изменить? |
Проанализировать и активнее использовать потенциал социокультурного окружения по другим направлениям воспитательной работы. |
6 |
Как организована ППС? |
Пример: созданы тематические уголки по направлениям воспитания (социальное и трудовое) |
|
Что можно изменить? |
создать зоны активности по данным направлениям с возможностью свободного доступа детей к материалам и пособиям, организации совместной и самостоятельной работы |
Шаг 7. Описание воспитательной работы по направлениям воспитания.
Эта часть РПВ является полностью вариативной и определяется спецификой вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО.
Таблица 5 поможет вам описать воспитательную работу по направлениям.
В данной таблице даны примеры описания воспитательной работы по направлениям.
Задание к таблице.
В каждом столбце оставьте те, которые подходят вам в соответствии со спецификой вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО, или напишите свои варианты.
направление воспитания: ПаТриоТическое |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● формировать представления о России как о стране, в которой мы живем, о богатстве природы и культуры России, о великих событиях и героях России, о родном крае, родной природе, родном языке; ● знакомить детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа, выдающимися историческими и современными деятелями; ● создавать возможности для формирования и развития культуры речи детей; ● знакомить детей с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений и их назначением; ● создавать зоны РППС, посвященные российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и современной жизни России и региона, города; ● создавать тематические уголки, посвященные героям и событиям в истории России и региона. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и бережного отношения к природе; ● поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на экскурсии, в парки, зоопарки, музеи; Детско-взрослая общность: ● формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному наследию своего народа; ● воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим соотечественникам. Профессионально-родительская общность: ● реализовывать культурно-образовательные проекты по направлению; ● привлекать семьи воспитанников к созданию тематических уголков ДОО. Детское сообщество: ● создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в праздниках и проектах патриотической направленности. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● читать детям книги, вместе с детьми обсуждать прочитанное; ● создавать условия для эмоционального сопереживания за положительных героев в ходе просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым событиям прошлого и настоящего; ● организовывать коллективные творческие проекты, направленные на приобщение детей к общенациональным культурным традициям, к участию в праздниках (с привлечением семей воспитанников); ● знакомить детей с традиционными для региона ремеслами, создавать условия для появления собственного опыта детей; ● проводить специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса на основе фольклора родного народа; ● петь вместе с детьми народные песни, играть в народные игры. |
● знает и любит свою малую родину, понимает, что он живет в России, и имеет представление о мире;
● проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны. По отношению к прошлому проявляет патриотизм наследника («я горжусь»). По отношению к будущему проявляет патриотизм защитника, хозяина, творца, семьянина («я стремлюсь»);
● стремится подражать героям, исполнять долг, следовать моральным идеям и правилам;
● узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города, уважительно к ним относится, знает и понимает разнообразные знаки и атрибуты в городской среде, на дороге, в транспорте, на природе и др.
направление воспитания: социальное |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● использовать пространства ДОО для формирования представлений о том, как правильно вести себя в отношениях с другими людьми; ● создавать игровые зоны по темам семьи, дружбы, взаимопомощи и пр.; ● организовывать сотрудничество детей в различных пространствах и ситуациях; ● обеспечивать свободный доступ детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми книг и изучения различных материалов по темам семьи, дружбы, взаимопомощи, сотрудничества; ● создавать условия для проявления детской инициативы по взаимодействию и сотрудничеству. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● объяснять ребенку нормы и особенности поведения в семье; |
Детско-взрослая общность: ● знакомить детей с правилами поведения в ДОО. Детское сообщество: ● создавать условия для приобретения детьми социального опыта в различных формах жизнедеятельности. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● читать и обсуждать с детьми литературные произведения о добре и зле, семье, дружбе, взаимопомощи сотрудничестве и др.; ● организовывать дидактические игры, направленные на освоение полоролевого поведения, освоение культурных способов выражения эмоций; ● создавать совместно с детьми творческие продукты; ● организовывать совместно с детьми праздники и события. |
Планируемые результаты воспитания ● различает основные проявления добра и зла, ● принимает и уважает ценности семьи и общества; ● способен к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; ● принимает и уважает различия между людьми; ● освоил основы речевой культуры; ● проявляет дружелюбие, доброжелательность; ● умеет слушать и слышать собеседника; ● способен взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
направление воспитания: ПознаВаТельное |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● создавать пространства РППС по различным тематическим областям, которые включают наглядный материал, видеоматериалы, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования, книги и детские энциклопедии и пр.; ● организовывать специальные зоны познавательной активности по разным направлениям. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● поддерживать и направлять познавательную активность ребенка. Детско-взрослая общность: ● организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации. Детское сообщество: ● создавать условия для демонстрации детьми результатов своей познавательной активности среди сверстников. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● проводить совместно с детьми различные опыты, наблюдения, сравнения; ● организовывать походы и экскурсии, просмотр доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтение и просмотр книг; ● организовывать совместно с детьми конструкторскую, проектную продуктивную и исследовательскую деятельности; ● организовывать совместно с родителями фестивали семейных проектов, исследований и творческих работ. |
● проявляет любознательность, умеет наблюдать;
● проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельностях, в самообслуживании;
● обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
направление воспитания: Физическое и оздороВиТельное |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● организовывать РППС для формирования представлений о здоровом образе жизни, гигиене, безопасности, для приобщения детей к спорту; ● использовать пространства ДОО и прилегающей территории для двигательной активности, подвижных игр, закаливания, зарядки и пр. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● формировать основные навыки гигиены, закаливания, здорового питания; ● организовывать совместное посещение детьми и родителями спортивных мероприятий. Детско-взрослая общность: ● обеспечивать достаточную двигательную активность детей. |
Профессионально-родительская общность: ● организовывать систематическую просветительскую и консультативную работу («Школа родителей») по вопросам безопасного детства, здорового образа жизни и пр.; Детское сообщество: ● создавать условия для приобретения детьми опыта безопасного поведения, саморегуляции и помощи. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● организовывать подвижные, спортивные игры, в том числе традиционные народные и дворовые игры на территории ДОО; ● организовывать проекты по здоровому образу жизни, питанию, гигиене, безопасности жизнедеятельности; ● прививать оздоровительные традиции в ДОО, культурную практику зарядки и закаливания. |
Планируемые результаты воспитания ● владеет основными навыками личной гигиены; ● знает и соблюдает правила безопасного поведения в быту, социуме, природе; ● проявляет интерес к физической активности, занятиям спортом, закаливанию. |
направление воспитания: ТрудоВое |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● организовывать РППС для формирования у детей разнообразных навыков продуктивных действий, для ознакомления детей с традициями, ремеслами, профессиями; ● использовать пространства ДОО и прилегающей территории, создавая условия для самостоятельного посильного труда детей; ● знакомить детей с лучшими образцами трудовой деятельности человека. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● приучать детей убирать игрушки, помогать по хозяйству; ● рассказывать детям о трудовых традициях своей семьи, о различных профессиях. Детско-взрослая общность: ● знакомить детей с правилами организации быта, приучать к выполнению существующих правил; ● показывать пример трудолюбия и ответственного отношения к порученному делу, формировать ответственное отношение к поручениям; ● развивать навыки самообслуживания у детей. Детское сообщество: ● поощрять самоорганизацию детского коллектива и оказание помощи младшим детям со стороны старших. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● в режимных моментах и в совместных видах деятельности воспитывать у детей бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников); |
● организовывать дежурство по группе; ● организовывать проекты в различных тематических направлениях; ● организовывать различные виды игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в которых формируются навыки, необходимые для трудовой деятельности и трудового усилия детей; ● проводить беседы на тему уважительного отношения к труду; |
Планируемые результаты воспитания ● понимает ценность труда в семье и в обществе; ● уважает людей труда, результаты их деятельности; ● проявляет трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
направление воспитания: ЭТико-ЭсТеТическое |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● создавать в ДОО и на прилегающей территории РППС, обеспечивающую формирование представлений о красоте, об опрятности, формирование эстетического вкуса; ● обеспечивать наличие в РППС материалов, которые знакомят детей с лучшими отечественными и мировыми образцами искусства; ● организовывать в ДОО и на прилегающей территории зоны, связанные с образцами культурного наследия; ● создавать в ДОО событийную и рукотворную среды (выставки творческих работ, декорирование помещений к праздникам и др.); ● обеспечивать свободный доступ детей и родителей к различным литературным изданиям и наглядным материалам по теме культуры общения и развития, этики и эстетики. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)
Детско-родительская общность:
● знакомить детей с художественными произведениями, обсуждать вопросы этического и эстетического характера.
Детско-взрослая общность:
● показывать пример культурного поведения.
Профессионально-родительская общность:
● совместно проектировать и создавать эстетическую среду ДОО.
Детское сообщество:
● создавать условия для понимания и усвоения детьми этических и эстетических норм.
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)
● организовывать продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, и пр.);
● организовывать творческую деятельность в рамках дополнительного образования;
● организовывать совместные с родителями и детьми культурно-образовательные и творческие проекты, праздники и фестивали;
● создавать музейные уголки в ДОО;
● создавать возможности для творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; ● вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности.
Планируемые результаты воспитания
● воспринимает и чувствует прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве;
● стремится к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; ● обладает зачатками художественно-эстетического вкуса.
Шаг 8. Описание особенностей реализации воспитательного процесса в ДОО.
Для характеристики реальных и потенциальных социальных партнеров вашей ДОО вам предложена Таблица 6.
Задание к таблице.
В таблице укажите следующее:
1) кто ваш социальный партнер;
2) что вы вместе делаете (название проекта или направление деятельности);3) в каких документах это зафиксировано (если имеются).
В таблице представлены примеры характеристики социального партнерства по направлениям воспитания.
Вам необходимо заменить данные примеры своими вариантами.
направление (задача) воспитания |
субъект социокультурной сферы |
что делаем вместе |
В каких документах это зафиксировано |
Патриотическое |
кадетская школаинтернат |
Подготовка и проведение в доо «Малого Парада в день Победы», Мастер-классы |
соглашение о сотрудничестве, программа совместной деятельности |
Городской краеведческий музей |
Планируем организацию экскурсий и выездных мастер-классов |
План работы |
социальное |
ассоциация многодетных семей |
Мастер-классы для семей с детьми |
План работы |
Физическое и оздоровительное |
Школа со спортплощадками детская поликлиника |
семейный спортивный праздник Медицинский лекторий для родителей по нормам и нарушениям развития детского организма |
сценарий праздника План работы лектория |
трудовое |
Производства и организации, в которых трудятся родители воспитанников |
Экскурсии и мастер-классы для детей |
План работы |
Познавательное |
Школа района |
совместные фестивали детских и семейных проектов |
План работы, Положение о фестивале |
Этико-эстетическое |
Городской ТЮз |
Посещение спектаклей детьми и родителями. Выезд артистов в доо для проведения театрализованных интерактивных праздников Выставка детских рисунков в ТЮзе |
соглашение о сотрудничестве |
Шаг 9. О писание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации РПВ.
Для характеристики взаимодействия ДОО с семьями по вопросам воспитания вам предложена Таблица 7.
Задание к таблице.
В столбце «тип встречи» напишите подходящий из предложенных вам вариантов тот, который вы используете в работе с родителями, или напишите свой:
● родительская школа (просветительская работа);
● обсуждение замысла проекта;
● обсуждение хода организации и подготовки к главному событию (что и как можно делать с детьми); ● обсуждение итогов события;
● обсуждение итогов за определенный период по направлению; ● консультации для родителей.
В столбце «Форма встречи» укажите, очная или заочная форма.
В столбце «Тема встречи» укажите тему. Она может быть связана с календарным планом воспитательной работы, либо быть посвящена актуальным вопросам воспитания детей.
В таблице приведены примеры описания одной встречи в рамках каждого направления воспитания. Вам необходимо заменить примеры своими вариантами.
Важно! Встреч и вариантов работы с родителями по каждому направлению может быть неограниченное количество.
направления воспитания |
тип встречи |
Форма встречи |
тема встречи |
Патриотическое |
обсуждение замысла |
очная |
Посещение мемориала воинской славы |
организация и подготовка посещения мемориала |
чат с родителями |
||
обсуждение итогов события |
очная, чаепитие |
||
социальное |
организация и подготовка социальной акции |
дистанционно, в зуме |
социальная акция «Помощь бездомным животным» |
Познавательное |
родительская школа |
очно-дистанционная |
Поддержка детской познавательной инициативы |
Физическое и оздоровительное |
обсуждение общего замысла |
очная |
семейный спортивный зимний праздник |
трудовое |
обсуждение итогов за год |
очная |
анализ результатов посещения детьми рабочих мест родителей: что изменилось в поведении и отношении детей? |
Этико-эстетическое |
консультация для родителей |
очно/достанционно |
домашнее чтение: список произведений и вопросы для обсуждения |
Шаг 10. О писание воспитывающей среды ДОО.
Таблица 8 поможет вам описать особенности воспитывающей среды вашей ДОО.
Задание к таблице.
1. В первом столбце вам необходимо описать, какие элементы РППС задаются профессиональной и профессионально-родительской общностью (от взрослого).
2.
3. В третьем столбце вам необходимо описать, как творческие продукты и инициативы детей интегрированы в жизнь ДОО.
В качестве примера заполнения таблицы представлен вариант фрагмента описания структуры воспитывающей среды по трудовому направлению. Вам необходимо заменить пример своим вариантом и заполнить другие ячейки таблицы.
Важно! Одни и те же элементы среды могут относиться к нескольким направлениям.
направления воспитания |
От взрослого — внесение воспитательных элементов в среду |
От совместной деятельности ребенка и взрослого — событийность |
От ребенка — интеграция в среде продуктов детского творчества и инициатив ребенка |
|
Формирование |
развитие и педагогическая поддержка |
становление |
Патриотическое |
|
|
|
социальное |
|
|
|
Познавательное |
|
|
|
Физическое и оздоровительное |
|
|
|
трудовое |
Пример: (элементы рППс): ● о рудия труда в соответствии с ростом и возрастом ребенка; ● в зрослый формирует традицию дежурства и так далее. |
Примеры (проекты, встречи, события, игры): ● в зрослый вводит игру или правило, связанное с самоорганизацией детей в ходе дежурства (например, в санитаров); ● в зрослый задает «круг» как форму совместности и самостоятельного выбора ребенка и так далее. |
Примеры (продукты деятельности ребенка): ● в среде заложены условия для самостоятельности ребенка, практикования им самостоятельного навыка (инструменты, материалы, ситуации в течение дня, например, уборка после приема пищи); ● т ехнология самостоятельного планирования ребенком своей трудовой активности в рамках заданных взрослыми вариантов и так далее. |
Этикоэстетическое |
|
|
|
Шаг 11. О писание взаимодействия взрослого с детьми (события ДОО).
Таблица 9 поможет вам структурировать основные события в вашей ДОО и их воспитательный потенциал.
Задание к таблице.
В столбце «Основные события» напишите те основные события в вашей ДОО, которые обладают, на ваш взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом. Вам необходимо заменить приеденные в таблице примеры таких событий своими вариантами по каждому из направлений воспитания.
Важно! Одно и то же событие может относиться к нескольким направлениям воспитательной работы.
№ |
направление воспитания |
Основные события |
1 |
Патриотическое |
Парад в честь дня Победы на красной площади детского сада |
2 |
социальное |
детско-взрослые праздники в честь Международного женского дня и дня защитника отечества |
3 |
Познавательное |
Фестиваль семейных проектных и исследовательских работ |
4 |
трудовое |
семейный трехдневный палаточный лагерь |
5 |
Физическое и оздоровительное |
Малая олимпиада детского сада на основе традиционных подвижных игр |
6 |
Этико-эстетическое |
детско-взрослый новогодний спектакль |
Шаги 12-15 описывают этап работы, при выполнении которого не требуется использование рабочей тетради.
Таблица 10 поможет вам составить примерный календарный план воспитательной работы.
Задание к таблице.
В данной таблице
все, происходящее в ДОО в течение учебного года, предлагается структурировать,
во-первых, по направлениям воспитания, во-вторых, в соответствии с фазами
воспитательной работы.
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Патриотическое |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
социальное |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физическое и оздоровительное |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
трудовое |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этикоэстетическое |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательное |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблицах 11.1 — 11.6 приведены примеры заполнения фрагментов календарного плана воспитательной работы по всем направлениям.
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Март |
Март-апрель |
Май |
Патриотическое |
ознакомление |
беседуем на тему заботы. смотрим видеоматериалы, читаем книги, беседуем с родственниками, слушаем воспоминания о Великой отечественной войне |
|
|
коллективный проект |
|
Высаживаем луковицы тюльпанов. наблюдаем за развитием растений. Готовим концерт для ветеранов |
|
|
событие |
|
|
Выступаем перед ветеранами района, дарим тюльпаны, выращенные детьми и воспитателями |
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
сентябрь |
Октябрь |
ноябрь |
социальное |
ознакомление |
читаем и обсуждаем рассказы о маме |
|
|
коллективный проект |
|
Готовим праздник для мам |
|
|
событие |
|
|
Выступаем перед мамами и бабушками в день матери |
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Декабрь |
январь |
Февраль |
Физическое и оздоровительное |
ознакомление |
беседуем на тему закаливания. смотрим и обсуждаем мультфильмы, посвященные зимним видам спорта. |
|
|
коллективный проект |
|
Проводим процедуры закаливания. организуем подвижные игры на улице. Готовимся к семейному спортивному зимнему празднику в доо |
|
|
событие |
|
|
семейный спортивный зимний праздник |
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
январь-Февраль |
Март-апрель |
апрель |
Познавательное |
ознакомление |
обсуждение тем семейных проектов с родителями |
|
|
коллективный проект |
|
Подготовка семьями детско-взрослых проектов |
|
|
событие |
|
|
Фестиваль семейных проектов в доо |
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
апрель |
Май |
Июнь |
трудовое |
ознакомление |
беседы, просмотр книг и видео материалов о природе родного края |
|
|
коллективный проект |
|
Подготовка к трехдневному походу (мастер-классы) |
|
|
событие |
|
|
семейный трехдневный палаточный лагерь |
направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
январь-Февраль |
Март-апрель |
апрель |
Этикоэстетическое |
ознакомление |
чтение и обсуждение сказки «снежная королева» |
|
|
коллективный проект |
|
Подготовка спектакля и декораций, выставки творческих работ |
|
|
событие |
|
|
Показ новогоднего детско-взрослого спектакля воспитанникам и родителям |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.