РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

Оценка 4.6
pdf
10.08.2022
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.pdf


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО

по проектированию рабочей

Программы воспитания ДОО

ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ РАО

Уважаемые участники рабочей группы по разработке программы воспитания!

Предлагаемая вам рабочая тетрадь создана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и проектированию примерной рабочей программы воспитания (далее — РПВ) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Она построена на основе алгоритма разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО).

Рекомендуем вам использовать ее при обсуждении и проектировании вариативной части рабочей программы воспитания вашей ДОО. 

Поэтому далее мы предлагаем вам сосредоточиться на тех шагах разработки программы воспитания, где требуется поразмышлять и написать части программы, в которых отражается специфика вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО.

Шаги 1-2 — связаны с организацией деятельности вашей рабочей группы.

Шаг 3. Формулировка целей и задач РПВ.

Таблица 1 поможет сформулировать вариативную часть цели воспитания.

Задание к таблице.

В данной таблице отражены инвариантная и вариативная части. Вы можете сформулировать вариативную часть на основе учета социокультурных условий региона, национальных, конфессиональных и других традиций.

Для определения вариативной части целей воспитания в рабочей группе обсудите следующие вопросы:

1)     Каковы социокультурные традиции нашего региона, населенного пункта?

2)     Какой запрос на воспитание детей дошкольного возраста формулируют родители?3) Какие качества мы хотим воспитать в ребенке?

Кратко обобщите полученные ответы и запишите получившуюся формулировку в правый столбец таблицы. Это определение поможет вам  при написании вариативной части цели воспитания в РПВ.

В качестве примера заполнения таблицы представлена формулировка вариативной подцели воспитания.

Вам необходимо заменить пример своим вариантом или вариантами (при необходимости).


Таблица 1 Определение цели воспитания

Таблица 2 поможет вам сформулировать вариативную часть задач воспитания.

В таблице уже даны инвариантные задачи, которые ориентированы на возрастные портреты ребенка к 3-м и

8-ми годам, они являются обязательными для всех ДОО. Вариативные задачи при необходимости рабочая группа ДОО формулирует самостоятельно. В таблице 2 представлены примеры вариативных задач воспитания детей (выделены курсивом).

Задание к таблице.

Дополните задачи воспитания своими вариативными задачами, в которых отражается специфика вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО (впишите их вместо примеров, представленных в таблице).

Таблица 2 Задачи воспитательной работы

направление воспитания: ПаТриоТическое

Общие задачи по направлению

1)       Ф ормирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа.

2)       В оспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

3)       В оспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

4)       В оспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к родной природе.

 

 

Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)

инвариантные задачи

1)       Ф ормирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа.

2)       В оспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

3)       В оспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

4)       В оспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к родной природе.

Вариативные задачи

Пример:

п осещение объекта культурного наследия (памятник, парк, храм, усадьба и т. д.) населенного пункта.

 

Дошкольный возраст (до 8 лет)

инвариантные задачи

1)      В оспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране.

2)      Ф ормирование и поддержание чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям.

3)      П одготовка к будущей семейной жизни к роли матери и отца.

Вариативные задачи

Пример:

  ознакомление с историческим контекстом возникновения объекта культурного наследия населенного пункта.

 

направление воспитания: социальное

Общие задачи по направлению

1)       Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о слабых членах общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.

2)       Ф ормирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3)       Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

4)       Ф ормирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и порождать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к языку. 

5)       Ф ормирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).

Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)

инвариантные задачи

1)       Ф ормирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

2)       Ф ормирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть рядом с ними.

3)       П оощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!».

4)       Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия, доброты.

5)       Ф ормирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

6)       С оздавать условия для овладения ребенком речью.

7)       Р азвитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам (одежде, прическе) и имени.



 

направление воспитания: ПознаВаТельное

Общие задачи по направлению

1)     Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.

2)     Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний.

3)     Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)

инвариантные задачи

1) Ф ормирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в поведении и деятельности.

Вариативные задачи

Пример:

   ф ормирование у детей интереса к книге;

   о знакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым наблюдение за природными явлениями и растениями своего региона).


 

Дошкольный возраст (до 8 лет)

инвариантные задачи

1)      Ф ормирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в самовыражении, в том числе творческом.

2)      П оощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности и в самообслуживании.

3)      С пособствовать формированию у ребенка первичной картины мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Вариативные задачи

Пример:

с оздание условий для изучения свойств различных объектов в условиях своего региона; в ыращивание растений своего региона.



 

направление воспитания: Физическое и оздороВиТельное

Общие задачи по направлению

1)       С пособствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию рациональной осанки;

2)       Р азвитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни;

3)       В оспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

4)       Ф ормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)

инвариантные задачи

1)       П риобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук, самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д.

2)       Ф ормирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным.

3)       Ф ормирование и поддержание интереса к физической активности.

4)       П риобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО, на природе.

5)       Н апоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю, другому ребенку.

Вариативные задачи

Пример:

   о знакомление детей с элементами национальных видов спорта;

   о знакомление детей с национальными традициями здорового питания;

   ф ормирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности.

 

Дошкольный возраст (до 8 лет)

инвариантные задачи

1)      Ф ормирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены.

2)      Ф ормирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

3)      Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и на прогулке, бережно относиться к ним.

Вариативные задачи

Пример:

   п риобщение детей к занятиям национальными видами спорта;

   п онимание причин безопасного поведения в условиях своей местности.



 

направление воспитания: ТрудоВое

Общие задачи по направлению

1)      О знакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

2)      Ф ормирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3)      Ф ормирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)

инвариантные задачи

1)      П риучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке.

2)      Ф ормирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях.

3)      Ф ормирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Вариативные задачи

Пример:

ф ормирование навыка уборки игрушек; з накомство с профессиями родителей.

 

Дошкольный возраст (до 8 лет)

инвариантные задачи

1)      Ф ормирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда и результатам их деятельности.

2)      П оощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Вариативные задачи

Пример:

   о рганизация регулярных дежурств;

   в оспитание уважительного отношения и интереса к профессии врача.



 

направление воспитания: ЭТико-ЭсТеТическое

Общие задачи по направлению

1)       Воспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами, интересами, удобствами, результатам творчества  других детей.

2)       В оспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах.

3)       Воспитание культуры речи.

4)       В оспитание культуры деятельности.

5)       Ф ормирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке.

6)       П остроение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)

инвариантные задачи

1)      В оспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте.

2)      Ф ормирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься продуктивными видами деятельности.

3)      П оддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола.

Вариативные задачи

Пример:

   з накомство с искусством и художественными произведениями своего региона;

   з накомство с особенностями национальных костюмов;

   з накомство с традициями вежливого поведения своего региона.

 

Дошкольный возраст (до 8 лет)

инвариантные задачи

1)       Ф ормирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.

2)       Ф ормирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

3)       Ф ормирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса.

4)       Ф ормирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом.

Вариативные задачи

Пример:

   о знакомление с историческим контекстом возникновения художественного произведения своего региона;

   п риобщение к ремеслам своего региона;

   с оздание творческого продукта на основе ремесел своего региона.


Шаги 4 и 5 не предполагают разработки вариативных частей РПВ.

Шаг 6.  Проектирование и описание уклада ДОО.

анализ уклада ДОО.

Таблица 3 поможет вам проанализировать и понять, как устроен уклад вашей ДОО на сегодняшний день и что, возможно, должно в нем измениться для реализации программы воспитания.

Задание к таблице.

В соответствии с приведенными элементами уклада вам потребуется заполнить три столбца таблицы:

1)     н ужно зафиксировать, что есть в ДОО;

2)     н еобходимо отметить, что из этого мешает реализации процесса воспитания и от чего поэтому лучше отказаться;3) к акие новые элементы уклада нужно добавить.

В таблице приведены примеры заполнения элементов уклада. Вам необходимо заменить примеры своими вариантами на основе коллективного анализа элементов уклада всеми участниками рабочей группы.

Таблица 3 Схема анализа существующего уклада ДОО

Элементы уклада

что есть

От чего нужно отказаться

что нужно добавить

Ценности

Пример: ценность уважения и принятия любого ребенка со стороны воспитателей ценность развития творческих способностей ребенка со стороны родителей

Пример: установка родителей на то, что развитие творческих способностей ребенка возможно только в индивидуальной работе

Пример: ценность принятия любого ребенка всеми участниками образовательных отношений

ценность раскрытия личностного потенциала каждого ребенка в совместной деятельности детей со взрослыми


 

Элементы уклада

что есть

От чего нужно отказаться

что нужно добавить

Правила и нормы

Пример: сложились правила дежурства детей при подготовке к приему пищи

Пример: отказаться от запрета на посильное участие детей в ситуациях самообслуживания

Пример: дети помогают помощнику воспитателя убирать и мыть игрушки

традиции и ритуалы

Пример: Воспитатели встречают детей и родителей  в группах

Пример: отказаться от формального воспроизведения ритуалов, актуализировать их воспитательные смыслы

Пример: заведующая каждый день встречает и приветствует детей и родителей на входе в доо, воспитатели встречают детей в группах

система отношений  в разных общностях

Пример:

доброжелательная атмосфера для всех детей

Пример: отказаться от установки на конкурентность  между детьми и родителями

Пример: учет, поддержка и согласование (гармонизация)  детских инициатив в детском сообществе

Характер воспитательных процессов

Пример: Воспитатель отвечает за все аспекты жизнедеятельности

Пример: от гиперопеки каждого отдельного ребенка

Пример: детское сообщество является полноправным участником воспитательного процесса

Предметнопространственная  среда

Пример: ППс соответствует требованиям ФГос  и ПооП

Пример: от перенасыщенности ППс пособиями и материалами для дидактических игр

Пример: создание пространств культивирования традиционных детских игр

Разработка модели уклада ДОО.

Таблица 4 поможет вам разработать собственную модель уклада ДОО.

Задание к таблице.

В столбце «Составляющие уклада ДОО» даны вопросы, на которые вам нужно ответить. В первой строке даны базовые ценности, сократить или изменить которые вы не можете, но при необходимости можете дополнить их другими. Полученные ответы лягут в основу общей модели уклада вашей ДОО.

В таблице приведены примеры заполнения. Вам необходимо заменить данные примеры своими вариантами ответов на предложенные вопросы и заполнить другие ячейки таблицы.

Таблица 4 Разработка модели уклада

составляющие уклада ДОО

Описание

1

Какие базовые и

инструментальные (задающие специфику реализации базовых) ценности составляют уклад ДОО?

а) базовые ценности: Человек, Родина, семья, культура, вера, труд, красота, познание, здоровье, дружба, природа.

б) инструментальные ценности (допишите): пример: готовность прийти на помощь младшим детям

2

Какие правила и нормы существуют в ДОО?

Пример: регулярная зарядка для детей в группе

 

Какие необходимо добавить?

Пример: регулярная зарядка для сотрудников доо

 

3

Какие традиции и ритуалы существуют в ДОО?

Пример: ежедневный утренний «круг» воспитателя с детьми в группе

 

Какие необходимо добавить?

Пример: традицию еженедельного «круга» для воспитателей  с родителями в группе

4

Какова система отношений в общностях ДОО?

Пример: позитивный психологический климат в педколлективе

 

Что можно изменить в системе отношений в общностях?

Пример: регулярные рефлексивные обсуждения реализации воспитательного процесса

5

Каков характер воспитательных процессов в ДОО?

Пример: Воспитательный потенциал социокультурного окружения активно используется только по патриотическому направлению (мемориал в парке).

 

Что можно изменить?

Проанализировать и активнее использовать потенциал социокультурного окружения по другим направлениям воспитательной работы.

6

Как организована ППС?

Пример: созданы тематические уголки по направлениям воспитания

(социальное и трудовое)

 

Что можно изменить?

создать зоны активности по данным направлениям с возможностью свободного доступа детей к материалам и пособиям, организации совместной и самостоятельной работы

Шаг 7. Описание воспитательной работы по направлениям воспитания.

Эта часть РПВ является полностью вариативной и определяется спецификой вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО.

Таблица 5 поможет вам описать воспитательную работу по направлениям.

В данной таблице даны примеры описания воспитательной работы по направлениям. 

Задание к таблице.

В каждом столбце оставьте те, которые подходят вам в соответствии со спецификой вашего региона, населенного пункта и вашей ДОО, или напишите свои варианты.

Таблица 5 Описание воспитательной работы по направлениям воспитания

направление воспитания: ПаТриоТическое

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)

   формировать представления о России как о стране, в которой мы живем, о богатстве природы и культуры России, о великих событиях и героях России, о родном крае, родной природе, родном языке;

   знакомить детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа, выдающимися историческими и современными деятелями;

   создавать возможности для формирования и развития культуры речи детей;

   знакомить детей с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений и их назначением;

   создавать зоны РППС, посвященные российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и современной жизни России и региона, города;

   создавать тематические уголки, посвященные героям и событиям в истории России и региона.

 

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая,  профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

   воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и бережного отношения к природе;

   поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на экскурсии, в парки, зоопарки, музеи;

Детско-взрослая общность:

   формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному наследию своего народа;   воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим соотечественникам.

Профессионально-родительская общность:

   реализовывать культурно-образовательные проекты по направлению;   привлекать семьи воспитанников к созданию тематических уголков ДОО.

Детское сообщество:

   создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в праздниках и проектах патриотической направленности.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

   читать детям книги, вместе с детьми обсуждать прочитанное;

   создавать условия для эмоционального сопереживания за положительных героев в ходе просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым событиям прошлого и настоящего;

   организовывать коллективные творческие проекты, направленные на приобщение детей к общенациональным культурным традициям, к участию в праздниках (с привлечением семей воспитанников);

   знакомить детей с традиционными для региона ремеслами, создавать условия для появления собственного опыта детей;

   проводить специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса на основе фольклора родного народа;

   петь вместе с детьми народные песни, играть в народные игры.

Планируемые результаты воспитания

   знает и любит свою малую родину, понимает, что он живет в России, и имеет представление о мире;

   проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны. По отношению к прошлому проявляет патриотизм наследника («я горжусь»). По отношению к будущему проявляет патриотизм защитника, хозяина, творца, семьянина («я стремлюсь»);

   стремится подражать героям, исполнять долг, следовать моральным идеям и правилам;

   узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города, уважительно к ним относится, знает и понимает разнообразные знаки и атрибуты в городской среде, на дороге, в транспорте, на природе и др.

направление воспитания: социальное 

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)

   использовать пространства ДОО для формирования представлений о том, как правильно вести себя в отношениях с другими людьми;

   создавать игровые зоны по темам семьи, дружбы, взаимопомощи и пр.;

   организовывать сотрудничество детей в различных пространствах и ситуациях;

   обеспечивать свободный доступ детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми книг и изучения различных материалов по темам семьи, дружбы, взаимопомощи, сотрудничества;   создавать условия для проявления детской инициативы по взаимодействию и сотрудничеству.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая,  профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  объяснять ребенку нормы и особенности поведения в семье;

 

Детско-взрослая общность:

   знакомить детей с правилами поведения в ДОО.

Детское сообщество:

   создавать условия для приобретения детьми социального опыта в различных формах жизнедеятельности.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

   читать и обсуждать с детьми литературные произведения о добре и зле, семье, дружбе, взаимопомощи сотрудничестве и др.;

   организовывать дидактические игры, направленные на освоение полоролевого поведения, освоение культурных способов выражения эмоций;

   создавать совместно с детьми творческие продукты;

   организовывать совместно с детьми праздники и события.

Планируемые результаты воспитания

   различает основные проявления добра и зла,

   принимает и уважает ценности семьи и общества;

   способен к сочувствию и заботе, к нравственному поступку;

   принимает и уважает различия между людьми;

   освоил основы речевой культуры;

   проявляет дружелюбие, доброжелательность;

   умеет слушать и слышать собеседника;

   способен  взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

 

направление воспитания: ПознаВаТельное

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)

   создавать пространства РППС по различным тематическим областям, которые включают наглядный материал, видеоматериалы, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования, книги и детские энциклопедии и пр.;

   организовывать специальные зоны познавательной активности по разным направлениям.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая,  профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

   поддерживать и направлять познавательную активность ребенка.

Детско-взрослая общность:

   организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации.

Детское сообщество:

   создавать условия для демонстрации детьми результатов своей познавательной активности среди сверстников.

Формирование опыта действия  (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

   проводить совместно с детьми  различные опыты, наблюдения, сравнения;

   организовывать походы и экскурсии, просмотр доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтение и просмотр книг;

   организовывать совместно с детьми конструкторскую, проектную продуктивную и исследовательскую деятельности;

   организовывать совместно с родителями фестивали семейных проектов, исследований и творческих работ.

Планируемые результаты воспитания

   проявляет любознательность, умеет наблюдать;

   проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельностях, в самообслуживании;

   обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

направление воспитания: Физическое и оздороВиТельное 

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)

   организовывать РППС для формирования представлений о здоровом образе жизни, гигиене, безопасности, для приобщения детей к спорту;

   использовать пространства ДОО и прилегающей территории для двигательной активности, подвижных игр, закаливания, зарядки и пр.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая,  профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

   формировать основные навыки гигиены, закаливания, здорового питания;

   организовывать совместное посещение детьми и родителями спортивных мероприятий.

Детско-взрослая общность:

   обеспечивать достаточную двигательную активность детей.

 

Профессионально-родительская общность:

   организовывать систематическую просветительскую и консультативную работу («Школа родителей») по вопросам безопасного детства, здорового образа жизни и пр.;

Детское сообщество:

   создавать условия для  приобретения детьми опыта безопасного поведения, саморегуляции и помощи.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

   организовывать подвижные, спортивные игры, в том числе традиционные народные и дворовые игры на территории ДОО;

   организовывать проекты по здоровому образу жизни, питанию, гигиене, безопасности жизнедеятельности;   прививать оздоровительные традиции в ДОО, культурную практику зарядки и закаливания.

Планируемые результаты воспитания

   владеет основными навыками личной гигиены;

   знает и соблюдает правила безопасного поведения в быту, социуме, природе;

   проявляет интерес к физической активности, занятиям спортом, закаливанию.

 

направление воспитания: ТрудоВое

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)

   организовывать РППС для формирования у детей разнообразных навыков продуктивных действий, для ознакомления детей с традициями, ремеслами, профессиями;

   использовать пространства ДОО и прилегающей территории, создавая условия для самостоятельного посильного труда детей;

   знакомить детей с лучшими образцами трудовой деятельности человека.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая,  профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

   приучать детей убирать игрушки, помогать по хозяйству;

   рассказывать детям о трудовых традициях своей семьи, о различных профессиях.

Детско-взрослая общность:

   знакомить детей с правилами организации быта, приучать к выполнению существующих правил;

   показывать пример трудолюбия и ответственного отношения к порученному делу, формировать ответственное отношение к поручениям;

   развивать навыки самообслуживания у детей.

Детское сообщество:

   поощрять самоорганизацию детского коллектива и оказание помощи младшим детям со стороны старших.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

  в режимных моментах и в совместных видах деятельности воспитывать у детей бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников);

 

   организовывать дежурство по группе;

   организовывать проекты в различных тематических направлениях;

   организовывать различные виды игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в которых формируются навыки, необходимые для трудовой деятельности и трудового усилия детей;

   проводить беседы на тему уважительного отношения к труду;

Планируемые результаты воспитания

   понимает ценность труда в семье и в обществе;

   уважает людей труда, результаты их деятельности;

   проявляет трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

направление воспитания: ЭТико-ЭсТеТическое

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)

   создавать в ДОО и на прилегающей территории РППС, обеспечивающую формирование представлений о красоте, об опрятности, формирование эстетического вкуса;

   обеспечивать наличие в РППС материалов, которые знакомят детей с лучшими отечественными и мировыми образцами искусства;

   организовывать в ДОО и на прилегающей территории зоны, связанные с образцами культурного наследия;

   создавать в ДОО событийную и рукотворную среды (выставки творческих работ, декорирование помещений к праздникам и др.);

   обеспечивать свободный доступ детей и родителей к различным литературным изданиям и наглядным материалам по теме культуры общения и развития, этики и эстетики.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая,  профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

   знакомить детей с художественными произведениями, обсуждать вопросы этического и эстетического характера.

Детско-взрослая общность:

   показывать пример культурного поведения.

Профессионально-родительская общность:

   совместно проектировать и  создавать эстетическую среду ДОО.

Детское сообщество:

   создавать условия для понимания и усвоения детьми этических и эстетических норм.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

   организовывать продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, и пр.);

   организовывать творческую деятельность в рамках дополнительного образования;

   организовывать совместные с родителями и детьми культурно-образовательные и творческие проекты, праздники и фестивали;

   создавать музейные уголки в ДОО;

   создавать возможности для творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;   вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности.

Планируемые результаты воспитания

   воспринимает и чувствует прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве;

   стремится к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности;   обладает зачатками художественно-эстетического вкуса.

Шаг 8. Описание особенностей реализации воспитательного процесса в ДОО.

Для характеристики реальных и потенциальных социальных партнеров вашей ДОО вам предложена Таблица 6.

Задание к таблице.

В таблице укажите следующее:

1)     кто ваш социальный партнер;

2)     что вы вместе делаете (название проекта или направление деятельности);3) в каких документах это зафиксировано (если имеются).

В таблице представлены примеры характеристики социального партнерства по направлениям воспитания.

Вам необходимо заменить данные примеры своими вариантами.

Таблица 6 Характеристика социальных партнеров ДОО

направление (задача) воспитания

субъект

социокультурной сферы

что делаем вместе

В каких документах  это зафиксировано

Патриотическое

кадетская школаинтернат

Подготовка и проведение в доо 

«Малого Парада в день Победы», 

Мастер-классы

соглашение о

сотрудничестве,

программа совместной деятельности

Городской краеведческий музей

Планируем организацию экскурсий и выездных мастер-классов

План работы

 

социальное

ассоциация многодетных семей

Мастер-классы для семей с детьми

План работы

Физическое  и оздоровительное

Школа со спортплощадками детская поликлиника

семейный спортивный праздник

Медицинский лекторий для родителей  по нормам и нарушениям развития 

детского организма

сценарий праздника

План работы лектория

трудовое

Производства и организации, в которых трудятся родители

воспитанников

Экскурсии и мастер-классы для детей

План работы

Познавательное

Школа района

совместные фестивали детских  и семейных проектов

План работы,  Положение о фестивале

Этико-эстетическое

Городской ТЮз

Посещение спектаклей детьми и родителями. Выезд артистов в доо

для проведения театрализованных интерактивных праздников

Выставка детских рисунков в ТЮзе

соглашение  о сотрудничестве

Шаг 9. О писание особенностей взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников в процессе реализации РПВ.

Для характеристики взаимодействия ДОО с семьями по вопросам воспитания вам предложена Таблица 7.

Задание к таблице.

В столбце «тип встречи» напишите подходящий из предложенных вам вариантов тот, который вы используете в работе с родителями, или напишите свой:

    родительская школа (просветительская работа);

    обсуждение замысла проекта;

    обсуждение хода организации и подготовки к главному событию (что и как можно делать с детьми);   обсуждение итогов события;

    обсуждение итогов за определенный период по направлению;   консультации для родителей.

В столбце «Форма встречи» укажите, очная или заочная форма.

В столбце «Тема встречи» укажите тему. Она может быть связана с календарным планом воспитательной работы, либо быть посвящена актуальным вопросам воспитания детей.

В таблице приведены примеры описания одной встречи в рамках каждого направления воспитания. Вам необходимо заменить примеры своими вариантами.

 Важно! Встреч и вариантов работы с родителями по каждому направлению  может быть неограниченное количество.


Таблица 7 Сотрудничество с родителями

направления

воспитания

тип встречи

Форма встречи

тема встречи

Патриотическое

обсуждение замысла

очная

Посещение мемориала воинской славы

организация и

подготовка посещения мемориала

чат с родителями

обсуждение итогов события

очная, чаепитие

социальное

организация и

подготовка социальной

акции

дистанционно, в зуме

социальная акция «Помощь бездомным животным»

 

Познавательное

родительская школа

очно-дистанционная

Поддержка детской познавательной инициативы

Физическое и оздоровительное

обсуждение общего замысла

очная

семейный спортивный зимний праздник

трудовое

обсуждение итогов за год

очная

анализ результатов посещения детьми рабочих мест

родителей: что изменилось в поведении и отношении детей?

Этико-эстетическое

консультация для родителей

очно/достанционно

домашнее чтение: список

произведений и вопросы для

обсуждения

Шаг 10. О писание воспитывающей среды ДОО.

Таблица 8 поможет вам описать особенности воспитывающей среды вашей ДОО.

Задание к таблице.

1.        В  первом столбце вам необходимо описать, какие элементы РППС задаются профессиональной и профессионально-родительской общностью (от взрослого).

2.       


В о втором столбце вам необходимо описать, какие события происходят в ДОО, какие совместные проекты реализуют дети и взрослые.

3.        В  третьем столбце вам необходимо описать, как творческие продукты и инициативы детей интегрированы в жизнь ДОО.

В качестве примера заполнения таблицы представлен вариант фрагмента описания структуры воспитывающей среды по трудовому направлению. Вам необходимо заменить пример своим вариантом и заполнить другие ячейки таблицы.

Важно! Одни и те же элементы среды могут относиться к нескольким направлениям.

Таблица 8 Структура воспитывающей среды ДОО

направления

воспитания

От взрослого — внесение

воспитательных элементов в среду

От совместной деятельности

ребенка и взрослого

— событийность

От ребенка —

интеграция в среде продуктов детского творчества и

инициатив ребенка

 

Формирование

развитие 

и педагогическая поддержка

становление

Патриотическое

 

 

 

социальное

 

 

 

Познавательное

 

 

 

 

Физическое и оздоровительное

 

 

 

трудовое

Пример: (элементы рППс):

   о рудия труда в соответствии с ростом и возрастом ребенка;

   в зрослый формирует традицию дежурства и так далее.

Примеры (проекты, встречи, события, игры):

   в зрослый вводит игру или правило, связанное с самоорганизацией детей в ходе дежурства (например, в санитаров);

   в зрослый задает «круг» как форму совместности и самостоятельного выбора ребенка и так далее.

Примеры (продукты деятельности ребенка):

   в  среде заложены условия для самостоятельности ребенка, практикования им самостоятельного навыка

(инструменты, материалы, ситуации в течение дня, например, уборка после приема пищи);

   т ехнология самостоятельного планирования ребенком своей трудовой активности в рамках заданных взрослыми вариантов и так далее.

Этикоэстетическое

 

 

 

Шаг 11. О писание взаимодействия взрослого с детьми (события ДОО).

Таблица 9 поможет вам структурировать основные события в вашей ДОО и их воспитательный потенциал.

Задание к таблице.

В столбце «Основные события» напишите те основные события в вашей ДОО, которые обладают, на ваш взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом. Вам необходимо заменить приеденные в таблице примеры таких событий своими вариантами по каждому из направлений воспитания.

Важно! Одно и то же событие может относиться к нескольким направлениям воспитательной работы.

Таблица 9 Проектирование событий

направление воспитания

Основные события

1

Патриотическое

Парад в честь дня Победы на красной площади детского сада

2

социальное

детско-взрослые праздники в честь Международного женского дня  и дня защитника отечества

3

Познавательное

Фестиваль семейных проектных и исследовательских работ

4

трудовое

семейный трехдневный палаточный лагерь

5

Физическое и оздоровительное

Малая олимпиада детского сада на основе традиционных подвижных игр

6

Этико-эстетическое

детско-взрослый новогодний спектакль

Шаги 12-15 описывают этап работы, при выполнении которого  не требуется использование рабочей тетради.


Шаг 16.  составление примерного календарного плана воспитательной работы.

Таблица 10 поможет вам составить примерный календарный план воспитательной работы.

Задание к таблице.

В данной таблице все, происходящее в ДОО в течение учебного года, предлагается структурировать, во-первых, по направлениям воспитания, во-вторых, в соответствии с фазами воспитательной работы.

Таблица 10 Вариант оформления примерного календарного плана воспитательной работы

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Патриотическое

Ознакомление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

социальное

Ознакомление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое и оздоровительное

Ознакомление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

трудовое

Ознакомление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этикоэстетическое

Ознакомление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное

Ознакомление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблицах 11.1 — 11.6 приведены примеры заполнения фрагментов календарного плана воспитательной работы  по всем направлениям.

Таблица 11.1 Пример заполнения фрагмента календарного плана воспитательной работы

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

Март

Март-апрель

Май

Патриотическое

ознакомление

беседуем на тему заботы. смотрим видеоматериалы, читаем книги, беседуем с родственниками, слушаем воспоминания о Великой отечественной войне

 

 

коллективный проект

 

Высаживаем луковицы тюльпанов. наблюдаем за развитием растений. Готовим концерт для ветеранов

 

событие

 

 

Выступаем перед ветеранами района, дарим тюльпаны, выращенные детьми и воспитателями


Таблица 11.2

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

сентябрь

Октябрь

ноябрь

социальное

ознакомление

читаем и обсуждаем рассказы о маме

 

 

коллективный проект

 

Готовим праздник  для мам

 

событие

 

 

Выступаем перед мамами и бабушками  в день матери

Таблица 11.3

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

Декабрь

январь

Февраль

Физическое и оздоровительное 

ознакомление

беседуем на тему закаливания. смотрим и обсуждаем мультфильмы, посвященные зимним видам спорта.

 

 

коллективный проект

 

Проводим процедуры закаливания.

организуем подвижные игры на улице.

Готовимся к семейному  спортивному зимнему празднику в доо

 

событие

 

 

семейный спортивный зимний праздник

Таблица 11.4

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

январь-Февраль

Март-апрель

апрель

Познавательное

ознакомление

обсуждение тем семейных проектов с родителями

 

 

коллективный проект

 

Подготовка семьями детско-взрослых проектов

 

событие

 

 

Фестиваль семейных проектов в доо

Таблица 11.5

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

апрель

Май

Июнь

трудовое

ознакомление

беседы, просмотр книг и видео материалов о природе родного края

 

 

коллективный проект

 

Подготовка  к трехдневному походу

(мастер-классы)

 

событие

 

 

семейный трехдневный палаточный лагерь

Таблица 11.6

направление

воспитания

Фазы воспитательной работы

январь-Февраль

Март-апрель

апрель

Этикоэстетическое 

ознакомление

чтение и обсуждение сказки «снежная королева»

 

 

коллективный проект

 

Подготовка спектакля и декораций, выставки творческих работ

 

событие

 

 

Показ новогоднего  детско-взрослого спектакля  воспитанникам   и родителям

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы

Предлагаемая вам рабочая тетрадь создана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и проектированию примерной рабочей программы воспитания (далее —

Предлагаемая вам рабочая тетрадь создана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и проектированию примерной рабочей программы воспитания (далее —

Таблица 1 — Определение цели воспитания

Таблица 1 — Определение цели воспитания

Таблица 2 поможет вам сформулировать вариативную часть задач воспитания

Таблица 2 поможет вам сформулировать вариативную часть задач воспитания

Общие задачи по направлению 1)

Общие задачи по направлению 1)

Вариативные задачи Пример: ● п осещение объекта культурного наследия (памятник, парк, храм, усадьба и т

Вариативные задачи Пример: ● п осещение объекта культурного наследия (памятник, парк, храм, усадьба и т

Общие задачи по направлению 1)

Общие задачи по направлению 1)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

ПознаВаТельное Общие задачи по направлению 1)

ПознаВаТельное Общие задачи по направлению 1)

Вариативные задачи Пример: ● ф ормирование у детей интереса к книге; ● о знакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым наблюдение за природными…

Вариативные задачи Пример: ● ф ормирование у детей интереса к книге; ● о знакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым наблюдение за природными…

Дошкольный возраст (до 8 лет) инвариантные задачи 1)

Дошкольный возраст (до 8 лет) инвариантные задачи 1)

Физическое и оздороВиТельное

Физическое и оздороВиТельное

Вариативные задачи Пример: ● о знакомление детей с элементами национальных видов спорта; ● о знакомление детей с национальными традициями здорового питания; ● ф ормирование навыков…

Вариативные задачи Пример: ● о знакомление детей с элементами национальных видов спорта; ● о знакомление детей с национальными традициями здорового питания; ● ф ормирование навыков…

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

ТрудоВое Общие задачи по направлению 1)

ТрудоВое Общие задачи по направлению 1)

Вариативные задачи Пример: ● ф ормирование навыка уборки игрушек; ● з накомство с профессиями родителей

Вариативные задачи Пример: ● ф ормирование навыка уборки игрушек; ● з накомство с профессиями родителей

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ рабочей группы ДОО по проектированию рабочей Программы воспитания ДОО

ЭТико-ЭсТеТическое

ЭТико-ЭсТеТическое

Вариативные задачи Пример: ● з накомство с искусством и художественными произведениями своего региона; ● з накомство с особенностями национальных костюмов; ● з накомство с традициями…

Вариативные задачи Пример: ● з накомство с искусством и художественными произведениями своего региона; ● з накомство с особенностями национальных костюмов; ● з накомство с традициями…

Вариативные задачи Пример: ● о знакомление с историческим контекстом возникновения художественного произведения своего региона; ● п риобщение к ремеслам своего региона; ● с оздание творческого…

Вариативные задачи Пример: ● о знакомление с историческим контекстом возникновения художественного произведения своего региона; ● п риобщение к ремеслам своего региона; ● с оздание творческого…

В таблице приведены примеры заполнения элементов уклада

В таблице приведены примеры заполнения элементов уклада

Элементы уклада что есть

Элементы уклада что есть

Предметнопространственная среда

Предметнопространственная среда

Какие правила и нормы существуют в

Какие правила и нормы существуют в

Каков характер воспитательных процессов в

Каков характер воспитательных процессов в

Таблица 5 — Описание воспитательной работы по направлениям воспитания направление воспитания:

Таблица 5 — Описание воспитательной работы по направлениям воспитания направление воспитания:

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в

Формирование представлений (воспитывающая среда

Формирование представлений (воспитывающая среда

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в

Формирование представлений (воспитывающая среда

Формирование представлений (воспитывающая среда

Планируемые результаты воспитания ● проявляет любознательность, умеет наблюдать; ● проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельностях, в самообслуживании; ● обладает первичной…

Планируемые результаты воспитания ● проявляет любознательность, умеет наблюдать; ● проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельностях, в самообслуживании; ● обладает первичной…

Профессионально-родительская общность: ● организовывать систематическую просветительскую и консультативную работу («Школа родителей») по вопросам безопасного детства, здорового образа жизни и пр

Профессионально-родительская общность: ● организовывать систематическую просветительскую и консультативную работу («Школа родителей») по вопросам безопасного детства, здорового образа жизни и пр

Формирование представлений (воспитывающая среда

Формирование представлений (воспитывающая среда

Планируемые результаты воспитания ● понимает ценность труда в семье и в обществе; ● уважает людей труда, результаты их деятельности; ● проявляет трудолюбие при выполнении поручений…

Планируемые результаты воспитания ● понимает ценность труда в семье и в обществе; ● уважает людей труда, результаты их деятельности; ● проявляет трудолюбие при выполнении поручений…

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Для характеристики реальных и потенциальных социальных партнеров вашей

Для характеристики реальных и потенциальных социальных партнеров вашей

Мастер-классы для семей с детьми

Мастер-классы для семей с детьми

Этико-эстетическое Городской

Этико-эстетическое Городской

Важно! Встреч и вариантов работы с родителями по каждому направлению может быть неограниченное количество

Важно! Встреч и вариантов работы с родителями по каждому направлению может быть неограниченное количество

Помощь бездомным животным»

Помощь бездомным животным»

Этико-эстетическое консультация для родителей очно/достанционно домашнее чтение: список произведений и вопросы для обсуждения

Этико-эстетическое консультация для родителей очно/достанционно домашнее чтение: список произведений и вопросы для обсуждения

В о втором столбце вам необходимо описать, какие события происходят в

В о втором столбце вам необходимо описать, какие события происходят в

Патриотическое социальное

Патриотическое социальное

Пример: (элементы рППс): ● о рудия труда в соответствии с ростом и возрастом ребенка; ● в зрослый формирует традицию дежурства и так далее

Пример: (элементы рППс): ● о рудия труда в соответствии с ростом и возрастом ребенка; ● в зрослый формирует традицию дежурства и так далее

Таблица 9 поможет вам структурировать основные события в вашей

Таблица 9 поможет вам структурировать основные события в вашей

Шаги 12-15 описывают этап работы, при выполнении которого не требуется использование рабочей тетради

Шаги 12-15 описывают этап работы, при выполнении которого не требуется использование рабочей тетради

Таблица 10 — Вариант оформления примерного календарного плана воспитательной работы направление воспитания

Таблица 10 — Вариант оформления примерного календарного плана воспитательной работы направление воспитания

Таблица 10 — Вариант оформления примерного календарного плана воспитательной работы направление воспитания

Таблица 10 — Вариант оформления примерного календарного плана воспитательной работы направление воспитания

Событие направление воспитания

Событие направление воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2022