Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»______2011 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2011 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2011 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
V «б» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007,
допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2011 г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Аластер Смит. Энциклопедия рисования. – Издательство: «РОСМЕН», 2008. – 128 с.
2. Вавилов В.Ф., Вавилов В.В., Моисеенко В.А. и др. Рисунок. – Издательство: ИМУ, 2006. – 104 с.
3. Венди Тейт. Рисуем цветы акварелью. – Издательство: Кристина – новый век, 2008. – 50 с.
4. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
5. Джек Хами. Как рисовать голову и фигуру человека. – Издательство: Поппури, 2007. – 128 с.
6. Собрание работ архитектурных картин из Смоленска Г.В. Тихонова. – Издательство: Эксмо, 2009. – 582 с.
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 5 «б» классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Целью программы является развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
Задачи программы:
Ø формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
Ø повышать уровень художественной образованности школьников — расширять круг знаний об искусстве, развивать умения и навыки изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
Ø воспитывать интерес и любовь к искусству; формировать художественно-творческой активности школьников.
Актуальность программы заключается в направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающей действительности.
Новизной данной программы является система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыкальная ритмика, трудовое обучение, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Ø Изобразительная деятельность И/Д (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов
Ø Декоративно-прикладная деятельность Д-п/Д (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов
Ø Ознакомительная деятельность О/Д (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка и т.д.) – 5 часов.
Общеучебные умения
В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
1. Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);
2. Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);
3. Информационные (извлечение информации из необходимых источников);
4. Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- оценивания произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 5 «б» классе
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
I четверть: 7 недель и 2 дня, 1 час в неделю |
|||
1. |
«Летние каникулы» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Красота родной природы в творчестве русских художников. Перспектива. Цветовой круг. |
1 |
Больше дела – меньше слов. Простая форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов |
2. |
«Золотая осень» (работы для выставки в ГНМЦ) Жанры изобразительного искусства. Пейзаж, его виды. И.Остроухов «Золотая осень» |
1 |
Всякая работа мастера хвалит. Изображаю форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг
|
3. |
«Осенние дары» Виды перспективы Линейная перспектива: линия горизонта, точка схода. Фронтальная линейная перспектива Угловая перспектива. Законы перспективы. |
1 |
Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей, основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные
|
4. |
«Букет в вазе» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, яблоки на блюде.
|
1 |
Баловством хлеба не добудешь. Общее строение и цвет предметов, приемы рисования кистью, палитра |
5. |
«Птицы улетают на юг» Во время перелета птицы собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги |
1 |
Без труда нет плода. Линейная и воздушная перспективы, светотени. Строение и цветовая окраска птиц
|
6. |
«Золотой ковёр» (работы для конкурса рисунков в ТОИПКРО) |
1 |
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Оттенки цвета, колорит в произведениях И.Остроухова, И.Левитана |
7. |
«Осень – мои воспоминания» рассматривать репродукции художников и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
1 |
Кончил дело – гуляй смело. Акварельные и гуашевые краски. Рисунок, живопись, картина, иллюстрации, узор, палитра
|
8. |
Итоговый урок. Закрепление. Уровни горизонта (три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства |
1 |
Маленькое дело лучше большого безделья. Произведения искусства, жанр искусства |
Всего 8 часов |
|||
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
II четверть: 8 недель, 1 час в неделю |
|||
1. |
«Мой пришкольный участок» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Красота родной природы в творчестве русских художников |
1 |
От плохого племени не жди хорошего семени. Пришкольный пейзаж |
2. |
«Мои друзья» Пропорции фигуры человека. Скульптура и скульпторы. Портреты и памятники (Н. Никитин, Б. Растрелли, Э. Фальконе) Рисунки А. Дейнеки |
1 |
За всякое дело берись умело. Изображение человека. Наброски и зарисовки фигуры человека |
3. |
«Хвойное дерево» Комбинированные формы предметов (шаров, сосулек, гирлянд), передача перспективного сокращения объёма |
1 |
Конец – всему делу венец. Произведения искусства, жанр искусства |
4. |
«Новогодняя игрушка на ветке» использовать новые и цветовые контрасты - использовать закономерности линейной и воздушной перспективы |
1 |
За всякое дело берись умело. Основные пропорции, общее строение и цвет предметов; приемы рисования кистью, я пользуюсь палитрой |
5. |
«Новогодняя маска» Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет; - применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой |
1 |
Без дела слабеет сила. Художники - анималисты Е. Лансере, Н. Сверчков П. Соколов |
6. |
«Скоро Новый год» Рассматривать и проводить простейший анализ предметов, определять принадлежность орнамента к тому или иному жанру искусства |
1 |
Делу время, потехе час. Птицу узнают в полёте, а человека в работе., потехе час. Гармоничное сочетание цветов, тоновые и цветовые контрасты |
7. |
«Костюм Деда Мороза, Снегурочки» (по выбору) Рассматривать и проводить простейший анализ предметов, определять принадлежность орнамента к тому или иному жанру искусства |
1 |
Тише едешь – дальше будешь. Рисунок, живопись, картина, иллюстрации, узор, палитра |
8. |
«Свободное творчество» Итоговый урок. Закрепление. Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства |
1 |
Кто поёт, у того работа заканчивается. Штриховка для выявления объема,(графика, живопись, декоративно-прикладное искусство
|
Всего 8 часов |
|||
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
III четверть: 11 недель, 1 час в неделю |
|||
1. |
«Узор на кухонной доске» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас «В мастерской художника» Архип Куинджи - мастер изображения света и цвета в живописи. |
1 |
Дело художника – рождать радость. Роспись кухонной разделочной доски
|
2. |
«Шкатулка» Декоративное изображение в древнерусской живописи. Цветовая и пространственная композиция в произведениях народного искусства |
1 |
Живопись – молчащая поэзия. Шкатулки разной формы: круглой, овальной, прямоугольной
|
3. |
«Портрет дерева» Жанры ИЗО. Городской и индустриальный пейзажи. Явления действительности в рисунках |
1 |
Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Форма дерева, основные пропорции, общее строение (ствол, ветки) и цвет |
4. |
«Морозко» Средства художественной выразительности. Линейная и воздушная перспектива |
1 |
Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека |
5. |
«Куб и круг в перспективе» Композиция. Светотень |
1 |
Чтобы хорошо изобразить, надо хорошо увидеть. Коробка и мяч (карандаш) |
6. |
«Птица-свистулька» Орнаменты народов России и мира. Художественные росписи Русского Севера. Основные элементы |
1 |
Жизнь серьёзна, искусство весело. Эскиз лепной свистульки в виде птицы
|
7. |
«Бабушкин чайник» Зависимость цвета от расположения предмета в пространстве |
1 |
Искусство исследует истину. Чайник простой формы, новые и цветовые контрасты |
8. |
«Мой Томск» Особенности конструкции, формы, пространственного положения предмета |
1 |
Художник дарит миру слово. Деревянная архитектура Томска. Мой город |
9. |
«Графические упражнения» основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. -известные центры народных художественных ремесел России |
1 |
Искусство – это то, чем мир станет, а не то, что он есть. |
10. |
«Стульчик для Мальвины» Народная художественная резьба по дереву. Украшение предметов быта |
1 |
Задача искусства – протирать нам глаза. Стульчик-птица, стульчик-зверь |
11. |
Итоговый урок. Закрепление. Уровни горизонта три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Основные жанры и виды произведений |
1 |
Произведения искусства принадлежат миру. Основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах акварельных красок
|
Всего 11 часов |
|||
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
IV четверть: 8 недель и 3 дня, 1 час в неделю |
|||
1. |
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Русские богатыри в произведениях художников |
1 |
Мы должны жить в мире красоты. Жанры и виды произведений изобразительного искусства |
2. |
«Цветок амариллиса» Красота родной природы в творчестве К.Коровина |
1 |
Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко! Цветок амариллиса
|
3. |
«Павлово-Посадский платок» Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек). |
1 |
Дети должны жить в мире сказки и рисунка. Живопись – это поэзия, которую видят. Украшение платочка. Формат горизонтальный, вертикальный |
4. |
«День Победы!» Бытовой жанр. Жизнь деревни в картинах Аркадия Пластова |
2 |
Люди должны жить в мире рисунка. Анатомическое строение фигуры человека |
5. |
«Я - художник» свободное творчество Дизайн, как разновидность художественного творчества в нашей жизни |
1 |
Поэзия – это живопись, которую слышат. Обои для моей комнаты, новые и цветовые контрасты |
6. |
«Весёлая карусель» Эмблема, символ, декоративный элемент |
1 |
Живопись спорит с природой. Линейная и воздушная перспективы, светотени |
7. |
Итоговый урок. Закрепление. Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства |
1 |
Воздушная перспектива
|
Всего за четверть 8 часов, за год – 35 часов |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.
Таким образом, рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 б класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе, своему народу, городу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.