Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2011 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2011 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2011 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
V «б» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2011 г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя нач. классов. – М.: «Просвещение», 2009. – 160 с. Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
2. Геронимус Т.М. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
3. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников – тетрадей по трудовому обучению в школе. 1 – 4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.
4. Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря трудовому обучению, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в трудовую деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.
В базисном учебном плане на трудовое обучение в 5-ом б классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 138 уроков за год, в том числе на проведение экскурсии.
Годовая задача, над которой работает школа-интернат №15 «Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья» реализуется через технологии, применяемые в учебном процессе. К ним относятся:
1. здоровьесберегающие технологии (физкультурные минутки для слуха, зрения и позвоночника, создание комфортного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок);
2. на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизация деятельности учащихся и педагогического сотрудничества;
3. игровые технологии;
4. личностно-ориентированное обучение.
Целью рабочей учебной программы является развитие личности каждого слабослышащего ребёнка в процессе овладения трудовыми навыками через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи рабочей учебной программы:
1. расширение общекультурного кругозора учащихся;
2. развитие качеств творческой личности, умеющей: ставить цель, искать и находит решение поставленных проблем, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт; объяснять свои действия;
3. формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла;
4. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
5. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
6. овладение трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности;
7. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
Актуальность рабочей учебной программы заключается:
1. в овладении обучающимися начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов;
2. в приобретении начальных технологических знаний о материалах;
3. в самостоятельном планировании работы, организации рабочего места, сотрудничестве в трудовом процессе, самостоятельном выявлении дефектов поделки-изделия, их устранение;
4. в самооценке работы.
Общеучебные умения
В процессе трудового обучения на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
1. Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе трудовой и прочей деятельности);
2. Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);
3. Информационные (извлечение информации из необходимых источников);
4. Организационные (осуществление самоконтроля).
Новизной данной рабочей учебной программы является направленность курса на формирование трудового опыта и применения знаний, умений и навыков в дальнейшей социальной жизни.
Перечень ключевых слов:
Бархатный шов, воздушная петля, цепочка из воздушных петель, основная нить, пряжа, полуовал, игольница и др.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса
В результате трудового обучения слабослышащий ученик должен знать/понимать:
1. названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов: правила безопасности при работе с ручными инструментами;
2. понятие «воздушная петля, узор из воздушной цепочки»; названия ниток, ткани, их назначение;
3. понимать и пользоваться техническим рисунком, эскизом, ориентироваться на показ педагога, его образец;
4. знать способы и приёмы обработки бумаги, пряжи, природных материалов;
5. виды природных материалов, используемых в аппликации;
6. экономно использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
7. комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, пряжей, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи;
8. заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению
в 5 б классе
4 часа в неделю; 138 часов в год
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
I четверть: 7 недель и 2 дня, 4 часа в неделю |
|||
1. |
Инструктаж: № 142, 235, 236 Заготовка деталей |
1 |
Безопасность моего труда. Поспешишь, людей насмешишь! |
2. |
Цветочная полянка |
1 |
Человек красен делом и умом. Картон, цветная бумага, образец |
3. |
Заготовка деталей |
1 |
Любишь кататься, люби и саночки возить. Бумага, фломастеры |
4. |
Коллективная работа «Летний день» |
1 |
Любишь кататься, люби и саночки возить. Открытка, изображение летнего дня |
5. |
Инструктаж: № 235, 236 |
1 |
Образец, цветной картон, цветная бумага, клей, гербарий |
6. |
Метод обрывания, аппликация «Осеннее дерево» |
1 |
Развесистое осеннее дерево, метод обрывания |
7. |
Сбор листьев для гербария |
1 |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Цветная бумага, клей, гербарий |
8. |
Аппликация «Осенние листья» |
1 |
Труд кормит, а лень портит. Разноцветная бумага, клей, ножницы |
9. |
Осенний пейзаж (коллаж) |
1 |
Ничего не делая, учишься делать плохое. Осень, обсыпается весь наш бедный сад |
10. |
Осенний пейзаж (завершение) |
1 |
Дело мастера боится. Листья пожелтевшие по ветру летят |
11. |
Составление осеннего букета |
1 |
Всякая птица своим клювом сыта. Гербарий, засушенные листья |
12. |
Аппликация с натуры «Осенний букет» |
1 |
Доброе начало пол дела откачало. Я составляю букет из засушенных листьев |
13. |
Аппликация «Моё настроение» |
1 |
За много дел не берись, а в одном отличись. Мы работы не боимся. Я сегодня чувствую себя хорошо |
14. |
Инструктаж № 235, 236 |
1 |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные |
15. |
Знакомство с крючком, пряжей |
1 |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные |
16. |
Вязание воздушных петель |
1 |
Малый топор может срубить большое дерево. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные |
17. |
Вязание воздушных петель |
1 |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные |
18. |
Узоры из воздушных петель |
1 |
Не говори что делал, а говори что сделал. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные |
19. |
Вязание «Ромашка» |
1 |
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Жёлтая серединка, белые реснички |
20. |
Вязание «Ромашка» |
1 |
Не начавши – думай, а начавши – делай. Жёлтая серединка, белые реснички |
21. |
Декоративный узор в карандаше |
1 |
Куй железо, пока горячо. Декор, прямые и волнистые линии |
22. |
Декоративный узор из воздушных петель |
1 |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Декор, прямые и волнистые линии |
23. |
«Красная рябина (сбор корма для птиц)» |
1 |
Лишь вдали красуются, там на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин |
24. |
Экскурсия в парк. «Жёлтый лист (сборка и сортировка природного материала)» |
1 |
Готовь сани летом, а телегу – зимой. Природный материал |
25. |
Сельскохозяйственный труд «Сбор цветочных семян» |
1 |
Уменье и труд всё перетрут. Садовый инвентарь для труда |
26. |
Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке» |
1 |
Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Семена моркови |
27. |
Сельскохозяйственный труд «Посадка семян моркови на пришкольном участке» |
1 |
С охотой можно и в камень гвоздь забить. Приготовь семена зимнего чеснока, подай семена моркови |
28. |
Сельскохозяйственный труд «Посадка семян зимнего чеснока на пришкольном участке» Итоговый урок |
1 |
Без терпенья нет уменья. Мои знания и умения помогают мне во многих делах |
Всего 28 часов |
|||
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
II четверть: 8 недель, 4 часа в неделю |
|||
1. |
Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256 Вводная беседа: закрепить правила организации рабочего места, навык работы с инструментами для обработки бумаги и правилами безопасности труда |
1 |
Сделанное по принуждению не дело. Ветошь, таз, лейка, рыхлитель, ножницы |
2. |
Бытовой труд «Уход за комнатными растениями» |
1 |
В иных руках и горсть пыли в золото превращается. Ветошь, вода, таз. Фломастеры, бумага белая |
3. |
Бумажная пластика. Оригами «Птица»
|
2 |
Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся. Изображение зимующих птиц. Фломастеры, бумага белая. Сгибаю лист бумаги, нахожу линию сгиба |
4. |
Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Снеговик» |
2 |
Не бойся медлить, бойся остановится. Снеговик стоит с метлой, на голове дырявое ведро |
5. |
Бумажная пластика. Оригами «Новогодний фонарик» |
1 |
Гномы всегда ходят с фонариками. У меня один фонарик. У меня пять фонариков. |
6. |
Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Зима в лесу» (коллективная работа) |
2 |
Раз морозную зимой, вдоль опушки лесной, шёл медведь к себе домой в тёплой шубе меховой. |
7. |
Бумажная пластика. Подарочная открытка (технология обработки бумаги, свободное творчество) |
2 |
Кто сделал замок – сделает и ключ. Заготовка с разметками, цветная бумага для подарочной открытки |
8. |
Бытовой труд, порядок в классе |
1 |
Начинай взбираться вверх снизу. Наведём порядок в классе. Чистота – залог здоровья! |
9. |
Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256. (работа с иголкой) Изготовление игольницы |
1 |
Всякому делу своя пора. Поэтапное выполнение работы, я прошёл первый этап, я на втором этапе, я завершаю работу |
10. |
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями |
2 |
Языком Богу молись, а руками работать не ленись. Большая пуговица с двумя отверстиями |
11. |
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями |
2 |
Под лежачий камень вода не бежит. Маленькая пуговица с четырьмя отверстиями |
12. |
Пришивание пуговиц на ножке |
2 |
Без работы день годом кажется. Красивая пуговица на ножке |
13. |
Тестопластика (плоскостная работа). Елки под снегом |
2 |
Торопливый дважды одно дело делает. Беру муку, воду и замешиваю тесто |
14. |
Тестопластика. Новогодние игрушки на ёлку |
2 |
Без отдыха и конь не скачет. Тесто мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое. Я из теста леплю игрушку – шар, сосульку, завиток |
15. |
Бытовой труд «Порядок в классе» |
1 |
Чисто не там где метут, а там где не мусорят |
16. |
Украшение для праздника «Объёмная снежинка» |
1 |
Работающей мельнице некогда замерзать. Светло-пушистая снежинка белая, какая чистая, какая смелая |
17. |
Украшение для праздника «Поздравительная открытка» |
2 |
Думай ввечеру, что делать поутру. Поздравляю! Желаю счастья, здоровья, успехов, удачи |
18. |
Модульное оригами (заготовки) |
2 |
Маленькие и большие заготовки. Маленькие и большие детали |
19. |
Модульное оригами «Совёнок». Сборка из деталей. Коллективная работа |
1 |
Глаза как плошки днём не видит ни крошки, только ночка наступает на охоту вылетает… |
20. |
Бытовой труд в классе |
1 |
Терпение и труд всё перетрут |
21. |
Итоговый урок. |
1 |
Выборочный речевой материал по пройденным темам, подведение итогов |
Всего 32 часа |
|||
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
III четверть: 11 недель, 4 часа в неделю |
|||
1. |
Инструктаж: № 142, 235, 236
|
2 |
Я соблюдаю правила на уроках по трудовому обучению |
2. |
Объемные игрушки из природного материала. «Ёжики – папа и сынок» |
2 |
Вдруг иголки и булавки выползают из под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. |
3. |
Объемные игрушки из природного материала. «Мама, папа и я – дружная черепашья семья» |
2 |
И маленькое дело делай, как большое. Это че, это ре, это паха, это черепаха |
4. |
Объемные игрушки из природного материала. «Весёлые гусеницы» |
2 |
Кто не работает, тот не ошибается. Гусеницы ползают по листьям, грызут листья, превращаются в кокон |
5. |
Объемные игрушки из природного материала. «Райская птичка» |
2 |
Кто не ходит, тот и не падает. У птицы есть тело, клюв, хвост, крылья… |
6. |
Игрушки из нитяных помпонов. «Домовёнок» |
2 |
Медленно идти – лучше чем стоять. Домовёнок – это сказочный персонаж |
7. |
Игрушки из нитяных помпонов. «Утёнок» |
2 |
У утки – утёнок, у курицы – цыплёнок, у индюшки - индюшонок |
8. |
Игрушки из нитяных помпонов. «Совёнок» |
2 |
Сова – хищник, она охотится в ночное время |
9. |
Игрушка из ниток «Девочка» |
2 |
Расти коса до пояса, ни вырони ни волосы, расти косонька до пят, все волосоньки в ряд |
10. |
Игрушка из ниток «Мальчик» |
2 |
И высокая гора рухнет, если её подкапывать каждый день. Мальчик-пальчик где ты был? |
11. |
Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Лошадка» |
2 |
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко, гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости |
12. |
Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Малышка» |
2 |
Капля и камень точит. Малышка – маленький ребёнок, маленькая девочка, маленький человечек |
13. |
Плоскостная игрушка из ниток «Гномик» |
2 |
Гномик – сказочный персонаж |
14. |
Бумажная пластика «Ромашка» |
2 |
От беспорядка всякое дело шатко. Я гадаю на ромашке |
15. |
Бумажная пластика «Роза» |
2 |
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай и свой добывай. Розы бывают разных цветов |
16. |
Бумажная пластика «Гвоздика» |
2 |
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы |
17. |
Бумажная пластика «Тюльпан»
|
2 |
Рывок – ещё не бег. Иголка, нитки белые и черные, игольница |
18. |
Трудовая деятельность «Ремонт одежды» |
2 |
Я взяла иголку, нитки белые. А мне нужны чёрные нитки |
19. |
Трудовая деятельность «Пришивание петли к полотенцу» |
2 |
Усердие всё превозмогает. Холщёвая ткань, иголка |
20. |
«Салфетка» продёргивание, обработка краёв |
3 |
Трудное обходить – хорошего не видать. Я продергиваю края салфетки |
21. |
Инструктаж по технике безопасности. Трудовая деятельность «Уборка классной комнаты» |
2 |
Чем даром сидеть, лучше даром работать. Я навожу порядок в классе |
22. |
Свободная творческая деятельность «Работа по замыслу» |
2 |
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Уменье и труд всё перетрут |
23. |
Итоговый урок |
1 |
|
Всего 44 часа |
|||
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
IV четверть: 8 недель и 3 дня, 4 часа в неделю |
|||
1. |
Инструктаж: № 142, 235, 236
|
1 |
Организации моего рабочего места, я поддерживаю порядок на своём рабочем месте |
2. |
Подготовка земли. Посадка цветочных семян, собранных осенью на пришкольном участке |
2 |
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож |
3. |
Ремонт учебников |
2 |
Ноша, удобно взятая – половина ноши. Я приготовил инструменты для ремонта учебников |
4. |
Работа в школьной библиотеке «Ремонт учебников» |
2 |
Мы принесли инструменты для ремонта учебников в школьной библиотеке |
5. |
Работа в школьной библиотеке «Ремонт журналов и книг» |
2 |
Мы лечим книги, журналы. Я занимаюсь ремонтом учебников |
6. |
Проращивание лука в воде, в цветочных горшках для получения зелени (дальнейшее наблюдение за ростом) |
1 |
Лук – растение огородное. Лук – это овощная культура |
7. |
Тестопластика «Цветы в вазе» |
2 |
Любишь кататься – люби и саночки возить |
8. |
Тестопластика «Животные» |
2 |
Долго рассуждай, да скоро делай. Домашние и дикие животные, их детёныши |
9. |
Тестопластика «Декоративный узор» |
2 |
Декоративный узор – красивое решение для оформления квартиры |
10. |
Работа с бумагой, плетение «Коврик» |
2 |
Плетение – традиционный вид русского народного искусства |
11. |
Работа с бумагой, плетение «Сумочка» |
2 |
Камень, который катится, не обрастёт мхом. Оригинальная сумочка |
12. |
Бумажная пластика «Лягушонок из конусов» |
2 |
Белая плотная бумага, ножницы, карандаши, клей, цветная бумага |
13. |
Объёмная пластика «Дом для гнома» |
2 |
Пока железо в работе его и ржа не берёт |
14. |
Работа на пришкольном участке «Подготовка земли, формирование клумбы» |
2 |
Какие труда, такие и плоды |
15. |
Работа на пришкольном участке «Высадка цветочной рассады» |
2 |
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся |
16. |
Работа с бумагой. «Свободное творчество»
|
2 |
Всякая птица своим клювом жива |
17. |
Работа с природным материалом «Свободное творчество» |
2 |
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться |
18. |
Работа с бросовым материалом «Свободное творчество» |
1 |
Маленькое дело лучше большого безделья |
19. |
Итоговый урок |
1 |
Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом |
Всего 34 часа |
Дидактический материал: иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности
Таким образом, рабочая учебная программа по трудовому обучению для 5 б класса учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуховых функций, их возможности, направлена на личностно-ориентированное обучение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.