РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» V «б» класс II вид II отделение (вариант III) Рабочая учебная программа разработана на основе: Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

  • doc
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа трудового обучения 5 класс ттт.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2011 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2011 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2011 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

 

«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

 

 

V «б» класс II вид II отделение (вариант III)

 

Рабочая учебная программа разработана на основе:

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Составитель программы:

   Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

ТОМСК

2011 г.

      

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1.                      Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя нач. классов. – М.:  «Просвещение», 2009. – 160 с. Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

2.                      Геронимус Т.М. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

3.                      Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников – тетрадей по трудовому обучению в школе. 1 – 4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.

4.                      Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7

 

 

 

 

 

 

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.

 

1.                 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.

2.                 Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

3.                 Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря трудовому обучению, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в трудовую деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.

В базисном учебном плане  на трудовое обучение в 5-ом б классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 138 уроков за год, в том числе на проведение экскурсии.

Годовая задача, над которой работает школа-интернат №15 «Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья» реализуется через технологии, применяемые в учебном процессе. К ним относятся:

1.                 здоровьесберегающие  технологии (физкультурные минутки для слуха, зрения и позвоночника, создание комфортного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок);

2.                 на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизация деятельности учащихся и педагогического сотрудничества;

3.                 игровые технологии;

4.                 личностно-ориентированное обучение.

 

Целью рабочей учебной программы является развитие личности каждого слабослышащего ребёнка в процессе овладения трудовыми навыками через его собственную творческую предметную деятельность.

 

Задачи рабочей учебной программы:

1.            расширение общекультурного кругозора учащихся;

2.            развитие качеств творческой личности, умеющей: ставить цель, искать и находит решение поставленных проблем, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт; объяснять свои действия;

3.            формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла;

4.            развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;

5.            освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

6.            овладение трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности;

7.            воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.

 

Актуальность рабочей учебной программы заключается:

1.            в овладении обучающимися начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов;

2.            в приобретении начальных технологических знаний о материалах;

3.            в самостоятельном планировании работы, организации рабочего места, сотрудничестве в трудовом процессе, самостоятельном выявлении дефектов поделки-изделия, их устранение;

4.            в самооценке работы.

 

Общеучебные умения

В процессе трудового обучения на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

1.            Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе трудовой и прочей деятельности);

2.            Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);

3.            Информационные (извлечение информации из необходимых источников);

4.            Организационные (осуществление самоконтроля).

 

Новизной данной рабочей учебной программы является направленность курса на формирование трудового опыта и применения знаний, умений и навыков в дальнейшей социальной жизни.

 

Перечень ключевых слов:

Бархатный шов, воздушная петля, цепочка из воздушных петель, основная нить, пряжа, полуовал, игольница и др.

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса

В результате трудового обучения слабослышащий ученик должен знать/понимать:

1.            названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов: правила безопасности при работе с ручными инструментами;

2.            понятие «воздушная петля, узор из воздушной цепочки»; названия ниток, ткани,  их назначение;

3.            понимать и пользоваться техническим рисунком, эскизом, ориентироваться на показ педагога, его образец;

4.            знать способы и приёмы обработки бумаги, пряжи, природных материалов;

5.            виды природных материалов, используемых в аппликации;

6.            экономно  использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

7.            комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, пряжей, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи;

8.            заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению

в 5 б классе

4 часа в неделю; 138 часов в год

 

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

I четверть: 7 недель и 2 дня, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж: № 142, 235, 236

Заготовка деталей

1

Безопасность моего труда. Поспешишь, людей насмешишь!

2.

Цветочная полянка

1

Человек красен делом и умом.

Картон, цветная бумага, образец

3.

Заготовка деталей

1

Любишь кататься, люби и саночки возить. Бумага, фломастеры

4.

Коллективная работа «Летний день»

1

Любишь кататься, люби и саночки возить. Открытка, изображение летнего дня

5.

Инструктаж: № 235, 236

1

Образец, цветной картон, цветная бумага, клей, гербарий

6.

Метод обрывания, аппликация «Осеннее дерево»

1

Развесистое осеннее дерево, метод обрывания

7.

Сбор листьев для гербария

1

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Цветная бумага, клей, гербарий

8.

Аппликация «Осенние листья»

1

Труд кормит, а лень портит. Разноцветная бумага, клей, ножницы

9.

Осенний пейзаж

(коллаж)

1

Ничего не делая, учишься делать плохое. Осень, обсыпается весь наш бедный сад

10.

Осенний пейзаж

(завершение)

1

Дело мастера боится. Листья пожелтевшие по ветру летят

11.

Составление осеннего букета

1

Всякая птица своим клювом сыта. Гербарий, засушенные листья

12.

Аппликация с натуры «Осенний букет»

1

Доброе начало пол дела откачало. Я составляю букет из засушенных листьев

13.

Аппликация «Моё настроение»

1

За много дел не берись, а в одном отличись. Мы работы не боимся. Я сегодня чувствую себя хорошо

14.

Инструктаж № 235, 236

1

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные

15.

Знакомство с крючком, пряжей

1

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные

16.

Вязание воздушных петель

1

Малый топор может срубить большое дерево. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные

17.

Вязание воздушных петель

1

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные

18.

Узоры из воздушных петель

1

Не говори что делал, а говори что сделал. Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные

19.

Вязание «Ромашка»

1

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Жёлтая серединка, белые реснички

20.

Вязание «Ромашка»

1

Не начавши – думай, а начавши – делай. Жёлтая серединка, белые реснички

21.

Декоративный узор в карандаше

1

Куй железо, пока горячо. Декор, прямые и волнистые линии

22.

Декоративный узор из воздушных петель

1

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Декор, прямые и волнистые линии

23.

«Красная рябина (сбор корма для птиц)»

1

Лишь вдали красуются, там на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин

24.

Экскурсия в парк. «Жёлтый лист (сборка и сортировка природного материала)»

1

Готовь сани летом, а телегу – зимой.  Природный материал

25.

Сельскохозяйственный труд «Сбор цветочных семян»

1

Уменье и труд всё перетрут. Садовый инвентарь для труда

26.

Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке»

1

Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Семена моркови

27.

Сельскохозяйственный труд «Посадка семян моркови на пришкольном участке»

1

С охотой можно и в камень гвоздь забить. Приготовь семена зимнего чеснока, подай семена моркови

28.

Сельскохозяйственный труд «Посадка семян зимнего чеснока на пришкольном участке»

Итоговый урок

1

Без терпенья нет уменья. Мои знания и умения помогают мне во многих делах

Всего 28 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

II четверть: 8 недель, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256

Вводная беседа: закрепить правила организации рабочего места, навык работы с инструментами для обработки бумаги и правилами безопасности труда

1

Сделанное по принуждению  не дело. Ветошь, таз, лейка, рыхлитель, ножницы

2.

Бытовой труд «Уход за комнатными растениями»

1

В иных руках и горсть пыли в золото превращается. Ветошь, вода, таз. Фломастеры, бумага белая

3.

Бумажная пластика. Оригами «Птица»

 

2

Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся. Изображение зимующих птиц. Фломастеры, бумага белая. Сгибаю лист бумаги, нахожу линию сгиба

4.

Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Снеговик»

2

Не бойся медлить, бойся остановится. Снеговик стоит с метлой, на голове дырявое ведро

5.

Бумажная пластика. Оригами «Новогодний фонарик»

1

Гномы всегда ходят с фонариками.

У меня один фонарик.

У меня пять фонариков.

6.

Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Зима в лесу»

(коллективная работа)

2

Раз морозную зимой, вдоль опушки лесной, шёл медведь к себе домой в тёплой шубе меховой.

7.

Бумажная пластика. Подарочная открытка

(технология обработки бумаги, свободное творчество)

2

Кто сделал замок – сделает и ключ. Заготовка с разметками, цветная бумага для подарочной открытки

8.

Бытовой труд, порядок в классе

1

Начинай взбираться вверх снизу. Наведём порядок в классе.

Чистота – залог здоровья!

9.

Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256.  (работа с иголкой)

Изготовление игольницы

1

Всякому делу своя пора. Поэтапное выполнение работы, я прошёл первый этап, я на втором этапе, я завершаю работу

10.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями

2

Языком Богу молись, а руками работать не ленись. Большая пуговица с двумя отверстиями

11.

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями

2

Под лежачий камень вода не бежит. Маленькая пуговица с четырьмя отверстиями

12.

Пришивание пуговиц на ножке

2

Без работы день годом кажется. Красивая пуговица на ножке

13.

Тестопластика (плоскостная работа). Елки под снегом

2

Торопливый дважды одно дело делает. Беру муку, воду и замешиваю тесто

14.

Тестопластика. Новогодние игрушки на ёлку

2

Без отдыха и конь не скачет. Тесто мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое. Я из теста леплю игрушку – шар, сосульку, завиток

15.

Бытовой труд «Порядок в классе»

1

Чисто не там где метут, а там где не мусорят

16.

Украшение для праздника «Объёмная снежинка»

1

Работающей мельнице некогда замерзать. Светло-пушистая снежинка белая, какая чистая, какая смелая

17.

Украшение для праздника «Поздравительная открытка»

2

Думай ввечеру, что делать поутру. Поздравляю! Желаю счастья, здоровья, успехов, удачи

18.

Модульное оригами (заготовки)

2

Маленькие и большие заготовки. Маленькие и большие детали

19.

Модульное оригами «Совёнок». Сборка из деталей. Коллективная работа

1

Глаза как плошки днём не видит ни крошки, только ночка наступает на охоту вылетает…

20.

Бытовой труд в классе

1

Терпение и труд всё перетрут

21.

Итоговый урок.

1

Выборочный речевой материал по пройденным темам, подведение итогов

Всего 32 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

III четверть: 11 недель, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж: № 142, 235, 236

 

2

Я соблюдаю правила на уроках по трудовому обучению

2.

Объемные игрушки из природного материала. «Ёжики – папа и сынок»

2

Вдруг иголки и булавки выползают из под лавки, на меня они глядят, молока они хотят.

3.

Объемные игрушки из природного материала. «Мама, папа и я – дружная черепашья семья»

2

И маленькое дело делай, как большое. Это че, это ре, это паха, это черепаха

4.

Объемные игрушки из природного материала. «Весёлые гусеницы»

2

Кто не работает, тот не ошибается. Гусеницы ползают по листьям, грызут листья, превращаются в кокон

5.

Объемные игрушки из природного материала. «Райская птичка»

2

Кто не ходит, тот и не падает. У птицы есть тело, клюв, хвост, крылья…

6.

Игрушки из нитяных помпонов.  «Домовёнок»

2

Медленно идти – лучше чем стоять. Домовёнок – это сказочный персонаж

7.

Игрушки из нитяных помпонов. «Утёнок»

2

У утки – утёнок, у курицы – цыплёнок, у индюшки - индюшонок

8.

Игрушки из нитяных помпонов.  «Совёнок»

2

Сова – хищник, она охотится в ночное время

9.

Игрушка из ниток «Девочка»

2

Расти коса до пояса, ни вырони ни волосы, расти косонька до пят, все волосоньки в ряд

10.

Игрушка из ниток «Мальчик»

2

И высокая гора рухнет, если её подкапывать каждый день. Мальчик-пальчик где ты был?

11.

Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Лошадка»

2

Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко, гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости

12.

Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Малышка»

2

Капля и камень точит. Малышка – маленький ребёнок, маленькая девочка, маленький человечек

13.

Плоскостная игрушка из ниток «Гномик»

2

Гномик – сказочный персонаж

14.

Бумажная пластика «Ромашка»

2

От беспорядка всякое дело шатко. Я гадаю на ромашке

15.

Бумажная пластика «Роза»

2

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай и свой добывай. Розы бывают разных цветов

16.

Бумажная пластика «Гвоздика»

2

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы

17.

Бумажная пластика «Тюльпан»

 

2

Рывок – ещё не бег. Иголка, нитки белые и черные, игольница

18.

Трудовая деятельность «Ремонт одежды»

2

Я взяла иголку, нитки белые. А мне нужны чёрные нитки

19.

Трудовая деятельность «Пришивание петли к полотенцу»

2

Усердие всё превозмогает. Холщёвая ткань, иголка

20.

«Салфетка» продёргивание, обработка краёв

3

Трудное обходить – хорошего не видать. Я продергиваю края салфетки

21.

Инструктаж по технике безопасности. Трудовая деятельность «Уборка классной комнаты»

2

Чем даром сидеть, лучше даром работать. Я навожу порядок в классе

22.

Свободная творческая деятельность

«Работа по замыслу»

2

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Уменье и труд всё перетрут

23.

Итоговый урок

1

 

Всего 44 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

IV четверть: 8 недель и 3 дня, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж: № 142, 235, 236

 

1

Организации моего рабочего места, я поддерживаю порядок на своём рабочем месте

2.

Подготовка земли. Посадка цветочных семян, собранных осенью на пришкольном участке

2

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож

3.

Ремонт учебников

2

Ноша, удобно взятая – половина ноши. Я приготовил инструменты для ремонта учебников

4.

Работа в школьной библиотеке «Ремонт учебников»

2

Мы принесли инструменты для ремонта учебников в школьной библиотеке

5.

Работа в школьной библиотеке «Ремонт журналов и книг»

2

Мы лечим книги, журналы. Я занимаюсь ремонтом учебников

6.

Проращивание лука в воде, в цветочных горшках для получения зелени (дальнейшее наблюдение за ростом)

1

Лук – растение огородное. Лук – это овощная культура

7.

Тестопластика

«Цветы в вазе»

2

Любишь кататься – люби и саночки возить

8.

Тестопластика «Животные»

2

Долго рассуждай, да скоро делай. Домашние и дикие животные, их детёныши

9.

Тестопластика «Декоративный узор»

2

Декоративный узор – красивое решение для оформления квартиры

10.

Работа с бумагой, плетение «Коврик»

2

Плетение – традиционный вид русского народного искусства

11.

Работа с бумагой, плетение «Сумочка»

2

Камень, который катится, не обрастёт мхом. Оригинальная сумочка

12.

Бумажная пластика «Лягушонок из конусов»

2

Белая плотная бумага, ножницы, карандаши, клей, цветная бумага

13.

Объёмная пластика «Дом для гнома»

2

Пока железо в работе его и ржа не берёт

14.

Работа на пришкольном участке

«Подготовка земли, формирование клумбы»

2

Какие труда, такие и плоды

15.

Работа на пришкольном участке

«Высадка цветочной рассады»

2

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

16.

Работа с бумагой. «Свободное творчество»

 

2

Всякая птица своим клювом жива

17.

Работа с природным материалом «Свободное творчество»

2

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться

18.

Работа с бросовым материалом «Свободное творчество»

1

Маленькое дело лучше большого безделья

19.

Итоговый урок

1

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом

Всего 34 часа

 

Дидактический материал: иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности

 

Таким образом, рабочая учебная программа по трудовому обучению для 5 б класса учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуховых функций, их возможности, направлена на личностно-ориентированное обучение.