Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" (1 дополнительный класс)
Оценка 5

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" (1 дополнительный класс)

Оценка 5
docx
14.10.2021
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" (1 дополнительный класс)
Программа Я познаю мир 1 доп.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
 «
Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности

 

«Я познаю мир»

 

для обучающихся дополнительного класса с нарушением слуха

на 2017-2018 учебный год.

 

Официальный сайт университета имени А.И. Герцена | 13 июля в рамках  «Педагогических сезонов» в РГПУ им. А.И. Герцена прошел ряд мероприятий для  детей и их родителей.

 

Составитель:

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Томск

Пояснительная записка.

Работа по развитию речи у слабослышащих и позднооглохших детей

занимает важное место в процессе нарушений  развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана  с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Недоразвитие (или отсутствие) речи у слабослышащих и позднооглохших детей, возникающее под влиянием снижения слуха и усугубляющееся их задержанным психическим развитием (уровнем интеллектуального, познавательного развития), имеет следующие основные проявления: отклонения в произношении, резкая ограниченность словарного запаса, неправильное употребление имеющихся слов в речи, несформированность грамматического строя речи, почти полное непонимание обращённой речи.

Вместе с этим отмечаются нарушения мелкой моторики, общей и артикуляционной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и произвольной саморегуляции, формирования познавательной деятельности.

   Поэтому коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся дополнительного класса должно быть направленно на формирование психологической базы речи и речевую систему в целом.

Программа направлена на создание в учреждении дополнительных специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, в основе  использован опыт работы подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования и науки РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами.

Общая характеристика программы:

Цель курса:

Образовательные:

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

- Формирование умения применять полученные умения в процессе учения.

- Развитие и обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи обучающихся подготовительного класса.

- Формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие:

- Создание условий для формирования у обучающихся потребности в развитии познавательных процессов у учебной деятельности.

- Развитие интереса к познанию нового в окружающем мире.

- Формирование и развитие психологических предпосылок к обучению.

Воспитательные:

- Воспитание коммуникативно-активной личности.

- Воспитание коммуникативной готовности к обучению.

- Формирование учебных умений.

- Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Задачи:

- Накопление словаря как активного, так и пассивного;

- Организация речевого общения;

- Развитие познавательной активности, произвольности общения и поведения.

- Развитие умения планировать предстоящую учебную деятельность, работать в определённом темпе.

- Развитие умения понять и принять учебную задачу и выполнять её в соответствии с заданной инструкцией.

- Развитие ориентировки в пространстве.

- Развитие направленной коммуникативной активности.

- Оказание консультативной и методической помощи родителям детей по вопросам развития речи.

 

     Программа рассчитана на обучающихся подготовительного класса с нарушениями слуха, имеющих несформированность всех средств языка:

нарушения произношения, бедность словарного запаса  и грамматических средств.

     Занятия по программе проводится с обучающимися в группе из расчета 1 час в неделю. Итого – 33 часа в год.

 

 Групповая форма работы помогает участникам:

- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

- преодолевать трудности речевого общения;

- развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;

- развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, самостоятельности, организационности).

  В занятия включены игровые дидактические и двигательные задания.

Занятия с данной категорией детей предполагают  максимальное использование различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

      Большое внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, развитию слухового восприятия, формированию произношения, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, развитию речевой активности ребенка.

      Поэтому в структуре занятия может входить:

- Упражнения на развитие мелкой, общей и артикуляторной моторики.

- Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия.

- Упражнения на формирование и развитие слоговой структуры слова.

- Развитие, обогащение активного и пассивного словаря.

- Упражнения на формирование грамматических категорий.

- Развитие импрессивной речи.

В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:

- групповая дискуссия;

- беседа;

- ролевая игра;

- импровизация;

- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

Основные методы обучения, используемые на занятиях:

- практические,

- наглядно-демонстрационные,

- игровые,

- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

- словесные.

Планируемы результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности:

Предметные результаты:

- Развитие и обогащение лексического запаса.

- Классификация и обобщение предметов по заданному признаку.

- Расширение представлений об окружающем мире.

Личностные результаты:

- Воспитание таких качеств личности как любознательность; усидчивость; коммуникабельность; организованность.

- Осознание значимости правильного говорения для личного развития;

- Способность ксамооценки на основе критерия успешности деятельности;

- Формирование нравственных установок ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

 

Метапредметные результаты:

- Формирование и развитие коммуникативной готовности к обучению.

- Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование программы

№ п/п

Тема

Всего часов

1

Школа

4

2

Семья

2

3

Осень

2

4

Игры и развлечения

3

5

Что мы умеем делать

2

6

Дикие и домашние животные

3

7

Зима

2

8

Основные события дня

4

9

Городская улица

2

10

Весна

2

11

Дружные ребята

2

12

Скоро лето

2

13

Составление рассказа

2

Итого

33

 

Содержание программы « Я познаю мир»

Школа (4 часа). Учебные принадлежности. Класс. Правило поведения на уроке и на занятиях.  Спальня. Столовая. Правило поведения в столовой.

Семья(2 часа). Состав семьи. Имена членов семьи.

Осень (2 часа). Фрукты. Овощи. Экскурсия в парк.

Игры и развлечения детей (3 часа) Игрушки. Экскурсия на детскую площадку. Посещение игровой комнаты. Правило поведения во время игры.

Что мы умеем делать (2часа) Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?

Дикие и домашние животные (4 часа). Названия домашних животных. Где живут  домашние животные? Названия диких животных. Где живут дикие животные? Игра «Найди маму». Игра « Чей домик»

Зима (2 часа). Экскурсия в парк. Экскурсия на детскую площадку. Зимние развлечения детей.

Основные события дня (4 часа).  Режимные моменты. Занятия в школе. Посещение библиотеки. Дежурство в классе.

Городская улица (2 часа) Экскурсия. Улица. Дом. Дорога. Транспорт города.

Весна (2 часа) Экскурсия в парк. Приметы весны.

Дружные ребята (2 часа) Составление предложений по сюжетной картинке.

Скоро лето  (2 часа). Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов.

Составление рассказа( 2 часа).

Список литературы, рекомендуемой для педагога.

1. Сурдопедагогика. Владос, 2004г.

2. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время. Владос, 205 г.

3. Воспитание учащихся с нарушениями слуха. Г.Н. Пенин. Каро, 2006г.

4. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих. Каро, 2008 г.

5. Интернет-источники: htth/standart.edu/ru/ ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я познаю мир» для   1 дополнительного  класса

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Школа. Класс. Правило поведения на уроке и на занятиях.

1

Класс (парты, наушники, микрофон, классная доска, указка, стул, мел, шкаф).

2.

Школа.Учебные принадлежности.

1

Учебник, тетрадь, альбом, ручка, карандаш, пенал. Достаньте. Закройте. Откройте.

3.

Школа. Спальня.

1

Помещение спальни. Кровать, тумбочка, шкаф.

4.

Школа. Столовая.

1

Столовая. Правило поведения в столовой.

5

Семья. Состав семьи.

1

Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

6.

Семья. Имена членов семьи.

1

Маму зовут…

Папу зовут…. И.т.д.

7.

Осень.

Фрукты.

1

Яблоко, вишня, слива, персик, виноград, груша, абрикосы.Фрукты растут в саду.

8.

Осень.

Овощи.

 

1

Морковь, огурец, картошка, лук, капуста, помидор. Это овощи. Овощи  растут в огороде.Экскурсия в парк.

9

Игры и развлечения детей. Игрушки.

1

Кубики, машинка, мишка, зайка, мяч, кукла, пирамидка.

10.

Игры и развлечения детей.

Экскурсия на детскую площадку.

1

Карусель, горка, качели, турник, лабиринт.

11

Игры и развлечения детей. Посещение игровой комнаты. Правило поведения во время игры.

1

Это комната где дети играют. В комнате есть игрушки,  настольные игры, настольный футбол. Еще там могут дети рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор. 

12

Что мы умеем делать.

 

1

Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?

13

Что мы умеем делать.

 

1

Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?

14

Дикие и домашние животные.

1

Названия домашних животных. Где живут  домашние животные?

15

Дикие и домашние животные.

1

Названия диких животных. Где живут дикие животные?

16

Дикие и домашние животные.

1

Закрепление

17

Дикие и домашние животные.

1

Игра «Найди маму». Игра « Чей домик»

18

Зима.

1

Экскурсия в парк. Экскурсия на детскую площадку.

19

Зима.

1

Зимние развлечения детей.

20

Основные события дня.

1

Режимные моменты.

21

Основные события дня.

1

Занятия в школе.

22

Основные события дня.

1

Дежурство в классе.

23

Основные события дня.

1

Посещение библиотеки.

24

Городская улица.

1

Экскурсия. Улица. Дом. Дорога.

25

Городская улица.

1

Транспорт города.

26

Весна.

1

Экскурсия в парк.

27

Весна.

1

Приметы весны.

28

Дружные ребята.

1

Составление предложений по сюжетной картинке

29

Дружные ребята.

1

Составление предложений по сюжетной картинке.

30

Скоро лето.

1

Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов

31

Скоро лето.

1

Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов

32

Составление рассказа по теме «Я ученик».

1

Я учусь в 1 классе. Мне семь лет. Я люблю уроки …..

33

Составление рассказа по теме «Я ученик».

1

Наш класс дружный. Мы любим читать, рисовать, играть.

Итого: 33 часа.

 


 

Департамент общего образования

Департамент общего образования

Пояснительная записка. Работа по развитию речи у слабослышащих и позднооглохших детей занимает важное место в процессе нарушений развития детей с

Пояснительная записка. Работа по развитию речи у слабослышащих и позднооглохших детей занимает важное место в процессе нарушений развития детей с

Воспитание коммуникативно-активной личности

Воспитание коммуникативно-активной личности

Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия

Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия

Тематическое планирование программы № п/п

Тематическое планирование программы № п/п

Основные события дня (4 часа)

Основные события дня (4 часа)

Я познаю мир» для 1 дополнительного класса №

Я познаю мир» для 1 дополнительного класса №

Закрепление 17

Закрепление 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021