ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство» составлена на основе нормативно - правовой базы:
Нормативно-правовая основа рабочей программы
1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год
6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Ромненский район Амурская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
Разумова Анжела Андреевна
Ф.И.О.педагога
Лес и лесное хозяйство
Название предмета
для 5,7 и 8 классов
классна 20182019 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство» составлена на основе нормативно правовой базы:
Нормативноправовая основа рабочей программы
1)
Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413
3)
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений
согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4)
5)
6)
7)
Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
Основная образовательная программа школы на 20182019 уч. год
Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 20182019 учебный год .
Конценция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.АКТУАЛЬНОСТЬ
Элективный курс направлен на формирование у учащихся любви к родному краю, бережному отношению к природе,
расширению знаний в области биологии, экологии и других естественных наук, формированию трудовых умении и
навыков.
Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научноисследовательскую, опытническую и
пропагандистскую деятельность, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через
личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и
объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научноисследовательских
работ.
В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в лесу, изучение книг, журнальных
статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.
Получаемые в результате деятельности навыки имеют большую значимость для самих учащихся в частности и для
экосистемы в целом.
Охрана и защита природы – одна из наиболее актуальных задач современности, поэтому школьников с юных лет
необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное
отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природыи человека. Значимость деятельности лесничества заключена не только в освоение учащимися новых видов деятельности,
но и в создание благоприятного плацдарма для сохранения и улучшения экосистемы планеты подрастающим поколением.
Цель программы:
обеспечение практической направленности при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, формирование у
школьников устойчивой потребности к труду и нравственноценностных качеств, способствующих их социальной
адаптации.
Образовательные:
Задачи программы:
научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования;
укрепить и расширить знания об основах охраны природы, лесоведения.
Развивающие:
формировать ответственное отношение к природе;
развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
развивать творческие способности детей;
развивать навыки практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, умение вести наблюдения,
описания леса;
развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса.Воспитательные:
воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в
соответствии с общечеловеческими нормами морали;
воспитать чувство единства с природой, любовь к родному краю
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
обладать ключевыми компетентностями – ценностно смысловыми, учебнопознавательными, коммуникативными,
общекультурными и другими, необходимыми в любой профессиональной деятельности;
иметь ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
обладать знаниями по охране природы;
проявлять интерес и любовь к лесу, природе;
уметь осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке;
иметь практические навыки по выращиванию на клумбе саженцев и уходу за ними;
уметь вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов: знакомить с правилами
противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора даров леса;
уметь самостоятельно организовывать деятельность; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать
выводы;
выполнять правила поведения в природе; наблюдать за изменениями в природе и анализировать природу их происхождения;
уметь пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями и
сетью Интернет для поиска информации
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ(1час).
Цели и задачи эл. курса
«Лес и лесное хозяйство».
Проектноисследовательская деятельность.
Требования к исследовательской работе.
ЖИВОТНЫЕ(5 час).
Многообразие мира животных.
Дикие животные(6час).
Многообразие насекомых, их среда обитания (бабочки, пчелы).
Пчеловодство и его продукты
(воск, мед).
Пресноводные и морские рыбы.
Птицыперелетные и зимующие.
«Животные у нашего пруда.»
Млекопитающиекто они?
Домашние животные(2час).
Домашние птицы (куры, гуси,
индюки, и др.)
Млекопитающие в нашем дворе.
Фауна нашего дома (клещи, клопы, блохи).
Моя кошка (собака) –лучше всех.
Породы кошек и собак.
Животные нашей области.Болезни, общие для человека и животных. Методы борьбы.
Значение животных и их охрана. Красная книга.
Профессии, связанные с животными(егерь, зоотехник, ветврач)
Консультация перед защитой.
Защита проектноисследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ».
РАСТЕНИЯ(10 час).
Дикие растения (5 час).Многообразие растительного мира.
Экологические группы растений.
Лекарственные растения нашей области.
Значение растений в природе и жизни человека.
Редкие и исчезающие виды растений своей местности.
Культурные растения(3час).
Многообразие культурных растений.
Культурные растения в нашем огороде.
Болезни и вредители сада и огорода.
Комнатные растения(3час).
Многообразие комнатных растений.
Размножение комнатных растений.
Значение комнатных растений в экологии жилья.
Консультация перед защитой.
Защита проектноисследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».
ПОВТОРЕНИЕ(1час).
Анализ работы за год.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)
№
Ур.
п/п
№
Ур.в
теме
Название темы
ВВЕДЕНИЕ(3час).
Вид
занятия
Дата
план
факт1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1112
13
1416
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
Цели и задачи курса
«Мир растений и животных».
ЖИВОТНЫЕ(5 час).
Многообразие мира животных.
Дикие животные.
Многообразие насекомых, их среда обитания
(бабочки, пчелы).
Пресноводные и морские рыбы.
Птицыперелетные и зимующие.
Дикие растения. Многообразие растительного мира.
РАСТЕНИЯ(10 час).
Экологические группы растений.
Лекарственные растения нашей области.
Значение растений в природе и жизни человека.
Редкие и исчезающие виды растений своей местности.
Культурные растения в нашем огороде.
Комнатные растения.
Многообразие комнатных растений.
Защита проектноисследовательских работ по теме:
«РАСТЕНИЯ».
ПОВТОРЕНИЕ(1час).
Анализ работы за год.
беседа
Лекция,
беседа
Лекция,
Беседа,
сообщения
Лекция
Лекция,
беседа
Лекция,
беседа
Лекция
Беседа,
сообщения
беседа
сообщения
беседа
беседа
Цели и задачи элективного курса «Лес и лесное хозяйство».
РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ(2ЧАС)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1ЧАС)Понятие о растительных сообществах лес, луг, поле, болото, водоем. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность надземная, подземная
Экскурсия: Растительное сообщество.
Основоположники науки, их заслуги и учение Аристотель, Теофраст, Ж.Б.Ламарк, К. Линней, Ч. Дарвин, Н. Вавилов и др. Ботаника ее
структура (анатомия, физиология, морфология, систематика, геоботаника, селекция, цитология, биохимия, палеоботаника, экология).
ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3ЧАС)
ЦВЕТОКЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3ЧАС)
Строение цветка. Классификация плодов. Плоды сухие и сочные. распространение плодов и семян. Антоцианы. Естественные растительные
красители.
Лабораторная работа №1.
Строение цветка.
Лабораторная работа №2.
Классификация плодов.
Географическое положение, областной центр, численность населения. Полезные ископаемые. Растительные сообщества и природные зоны.
Растения, характерные для этих зон.
ПРИРОДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ(2ЧАС)
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3ЧАС)
Дикорастущие и культурные лекарственные растения. Правила сбора и хранения лекарственного сырья. Использование человеком.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1ЧАС)
Происхождение растений.
Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений. Урокигра «Мир вокруг нас».
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3ЧАС)
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)
№
ур.
п/п
1
№
ур.в
теме
1
Название темы
ВВЕДЕНИЕ(1час)
Цели и задачи эл. курса «Лесничество»
беседа
Вид занятия
Дата Факт2
3
4
1
2
1
56
23
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
1
2
1
2
3
1
1
РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час)
экскурсия
Растительные сообщества (луг, лес, поле)
Растения нашего водоема.
ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час).
Основоположники науки о растениях
(Аристотель, Теофраст, Ламарк)
Ботаника и ее структура
(анатомия, морфология, физиология,
систематика, геоботаника, селекция, цитология,
биохимия, палеоботаника, экология)
ЦВЕТОКЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час).
Строение цветка.
Плоды и семена.
Антоцианы. Естественные красители из растений.
ПРИРОДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час).
Географическое положение.
Растительные и природные зоны.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час).
Дикорастущие и культурные лекарственные растения.
Сбор и хранение лекарственного сырья.
Использование лекарственного сырья человеком.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час)
Происхождение растений.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час).
Беседа,отчет по
экскурсии
лекция
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лаб. Раб. №1
Лекция, беседа
Лаб. раб. №2
лекция
лекция
Лекция, беседа
Лекция,
беседа,
сообщения
беседа
сообщения
лекция
семинар17
2
Значение человека и его влияние на растительный мир.
«Космическая» роль растений.
Заключительный урок
конференция
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)
№ Разделы и темы занятий
1. Введение. Общее понятие о лесе.
Наука дендрология: жизнь дерева.
Кол
во
часов
1
2
3
4
5
Смена состава леса в результате их
развития, изменений условий среды
и воздействия человека.
Посев и посадка леса, способы
посадки, уход за посадками.
1
1
Вредители плодов и семян, сеянцев
лесных культур и естественного
возобновления,
корневые
вредители.
Изучение видового разнообразия 1
1
дата
Практические и исследовательские работы
краеведение
«уход за лесными культурами на территории
школьного двора. Инвентаризация лесных
культур, паспортизация их».
Особенности
роста
хвойных растений в
Ромненском районе
«Определение высоты дерева высотомером
и мерной вилкой, определение возраста
деревьев»
Вырубки
массивов
лесных
«Умение определять растения по семенам.
Выполнение геоботанического описания
растительного сообщества на пробной
площадке»
Изучение видового разнообразия насекомых
вредителей леса.
Посадка пород растений
на
территории
школьного двора.
Насекомые вредители
лесных
культур
Амурской области.
Оформить коллекцию грибовпаразитов
Грибыпаразиты
–грибов паразитов
6
7
8
Характеристика фауны Амурской
области, состояние животных
Краснокнижные виды животного
мира
Природоохранные законодательства
и ответственность за их нарушения
Охрана леса и его обитателей
9
10 Растения основной источник пищи
на Земле. Использование растений
человеком
11 Санитарнооздоровительная роль
леса, пагубное влияние фитонцидов
на болезнетворные бактерии.
12 Роль растений в предупреждении
шумового загрязнения
13 Лекарственные растения и здоровье
человека
14 Ядовитые растения леса, меры
предосторожности в обращении с
ними
15 Ландшафт как фактор здоровья
16 Наблюдения
изменениямипроисходящими
растениями в природе
за
с
17 Учет состояния растений после
зимнего покоя
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Определение видов птиц визуально
Изучение животных, занесенных в Красную
книгу
Работа лекционной группы
Изготовить папки – раскладки по
использованию растений человеком
Изучение влияния фитонцидов на организм
человека
Составление экологических проектов по
теме: «Шум и здоровье человека»
Составление проекта «Красота леса и
здоровье человека»
Знакомство с ядовитыми растениями
мир
амурских
обитатели
лесов
Животный
Амурской области
Редкие
Амурской области
Сроки охоты на диких
животных
животные
Используемые растения
Амурской
области
человеком
Растения фитонциды
Шумовое загрязнение
окрестностей
с.
Амаранка
Лекарственные
растения окрестностей
с.Амаранка
Ядовитые
Амурской области
растения
Оздоровительный эффект леса
Фенологические наблюдения за лесными
растениями
Растения школьного
двора
Формирование кроны лесных растений
школьного двора
Работа на территории
школьного двора Власова Т.А. Филиппова З.В. Живая вода Программа полевого практикума по экологической гидрологии
Методическое обеспечение программы.
Хабаровск 2001г
Иванов В.А., Катренко Л.В. Сборник методических материалов по экологическому воспитанию школьников. г.
Амурск 2005г
Ливенцев В.П. Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству Москва «Просвещение» 1981г
Противопожарная образовательная программа ФОРЕСТ
Тайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Просвещение 1979г
Методические журналы: Биология в школе, ЭГБО, Вестник АсЭкО.Список литературы
1. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атласпределитель). – М.:
Дрофа, 2007.
2. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса. (Твой первый атласопределитель). – М.: Дрофа, 2006.
3. Булухто, Н.П. Очерки по энтомологии: Руководство к полевым практикам и экскурсиям. – Тула: Издательство
Тульского государственного педагогического университета им Л.Н. Толстого, 1997.
4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений: задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2007.
5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель) – М.:
Дрофа, 2007.
6. Мамедов Н.М., Суровегина И.Т. Экология учебное пособие для 9 – 11 классов Москва «Школа Пресс» 1996г.
7. Новиков, В.С., Губанов, И.А. Популярный атласопределитель. Дикорастущие растения. – 3е изд. Стереотип. – М.:
Дрофа, 2006.
8. Петров В.В. Лес и его жизнь. Москва «Просвещение» 1986г.
9. Растения и животные: руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон, др И. Петерман, П. Шеффель, Б.
Шайба. – М.: Мир, 1991.