Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2014.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
РАБ. ПР. 5 кл. по ФГОС 2016г..doc
«Согласовано»
Отв. по УВР
____________________
«___»________ 201__г.
«Утверждаю»
_____________________
Директор МОУ СШ»
«__» ______________201__г.
«Рассмотрено»
на заседании методического
объединения учителей
____________________
Протокол №____
от «___» ______ 201__г.
Руководитель методического
объединения_____________
Рабочая программа
по __географии____
__5__ класс
на основе программы Домогацких Е.М.
Составил ФИО, учитель географии
1 География. Введение
(5 класс, 35 час
o в)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который
подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе
используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2014.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на
пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных)
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
до глобальных.
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география» (2 часа) знакомит учащихся с
историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Общая характеристика учебного курса
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления
знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим
курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» (13 часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы
не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на
конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без
внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы
материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» (5 часов) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой,
гидросферой и биосферой.
2 Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично
развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Место учебного курса в учебном плане
Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной
части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего
образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариантную честь
программы, содержание формируется авторами рабочих программ, Настоящая рабочая программа по географии для 5 класса сохраняет
содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под.ред. Е.М. Домогацких.
На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год35 часов, из них 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей
программе отводится на повторение и обобщение учебного материала.
3 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты
:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного
общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять описание учебного кабинета географии;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь организовывать наблюдение за погодой;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
уметь составлять план кабинета географии;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
4
уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
форму и размеры Земли;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
5 Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское мореозеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Раздел 1. Наука география (2 часа)
Содержание учебного предмета
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы.
Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научноисследовательских методов.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Организация наблюдений за погодой.
Раздел 2. Земля и её изображение (5 часов)
6 Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус
— модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас.
Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое
(орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности,
аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
1. Составление плана кабинета географии.
2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
3. Организация наблюдений за погодой
Раздел 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «КонТики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География
7 Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь
деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и
мореплаватели на северовостоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть
света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих
Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан
Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович
Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Раздел 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с
атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой
мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научноисследовательская станция.
8 Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Раздел 5. Природа Земли (5 часов)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Урок обобщения и повторения за курс 5 класса.
Итоговый урок за курс 5 класса в форме тестирования.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практическая работа:
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
9 Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством
учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 10
Перечень практических работ:
1. Составление схемы наук о природе.
2. Организация наблюдений за погодой.
3. Составление плана кабинета географии.
4. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
5. Организация наблюдений за погодой
6.
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
8. Организация фенологических наблюдений в природе.
9. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
10. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» авторы Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2.
3.
4. Компьютер.
5. Мультимедиапроектор.
6. Интерактивная доска.
7. Коллекция медиаресурсов.
10 8. Выход в Интернет.
9. Учебная геоинформационная система.
10.Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
11.Справочноинформационная и научнопопулярная литература.
12.Глобус большой.
13.Глобусы лабораторные.
14.Теллурий.
15.Физическая карта полушарий.
16.Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
17.Карта великих географических открытий.
18.Карта Мирового океана.
19.Компасы.
20.Календарь погоды.
№ п/п
Разделы программы, темы
Количество часов
Учебно – тематическое планирование
1.
2.
3.
4.
5.
Введение
Земля и ее изображение
История географических открытий
Путешествие по планете Земля
Природа Земли
2
5
13
10
5
Тематическое планирование
Введение в географию. 5 класс (35 часа)
11 №
урока
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения
Примечание
План
Факт
Раздел 1: «Введение» (2 часа)
1.
2.
Что такое география?
Методы
исследований.
географических
Раздел 2: «Земля и ее изображение» (5 часов)
3.
4.
5.
6.
7.
От плоской Земли к земному
шару.
Форма, размеры и движение
Земли.
Глобус и карта.
Ориентирование на местности.
Урок обобщения и контроля по
теме раздела.
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 3: «История географических открытий» (13 часов)
8.
9.
По следам путешественников
каменного века.
Путешественники древности.
10.
Путешествия морских народов.
1
1
1
12 11.
12.
Первые европейцы на краю Азии.
Хождение за три моря.
13. Морской путь в Индию.
14.
15.
16.
17.
18.
19
20.
Открытие Америки.
Первое кругосветное плавание.
Открытие Южного материка.
Поиски
продолжаются.
Южной
земли
Русские путешественники.
Вокруг света под русским флагом.
Урок обобщения и контроля по
теме «История географических
открытий»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 4: «Путешествие по планете земля» (10 часов)
21. Мировой океан и его части.
22.
23
24
25.
26.
Значение Мирового океана для
природы и человека.
Путешествие по Евразии.
Природа Евразии.
Путешествие по Африке.
Путешествие по Северной
Америке.
1
1
1
1
1
1
,
13 27.
28.
29.
30.
Путешествие по Южной Америке.
Путешествие по Австралии.
Путешествие по Антарктиде.
Урок обобщения и контроля по
теме «Путешествие по планете
Земля»
Раздел 5: «Природа земли» (5 часов)
31.
32.
33.
34.
35.
Что такое природа?
Оболочки Земли (атмосфера и
гидросфера)
Оболочка Земли (литосфера и
биосфера)
Урок обобщения и повторения за
курс 5 класса.
Итоговый урок за курс 5 класса в
форме тестирования.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Рабочая программа 5кл ФГОС География
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.