Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ Основного Общего Образования, а также в соответствии с Новыми Государственными Образовательными Стандартами на 2018-2019 учебный год. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Состоит из пояснительной записки, содержания курса, планируемых результатов, примерного тематического планирования, критериев оценивания и методической литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена в соответствии с Государственными
образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы
основного общего образования, которая полностью отражают базовый уровень подготовки
школьников.
Алгебра: 79 кл.: примернаяпрограмма основного общего образования для общеобразоват.
организаций Донецкой Народной Республики / сост.Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В.–
3е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 50 с.
Учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.
«Алгебра 9 класс». – М.: Просвещение, 2016.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает
изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного
цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре
способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки
алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки
школьников. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что объектом
изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка
необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники,
восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и
техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в
природе.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении
алгебраических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения
математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте алгебры в системе наук и
роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует
формированию их научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном пространстве.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор
учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и
синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное
использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности
школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда −
планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку
результатов. В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного
выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления
учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их
конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения,
приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают
механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из
ведущих мест в формировании научнотеоретического мышления школьников. Раскрывая
внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических
рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА АЛГЕБРЫ В 7–9 КЛАССАХ
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у обучающихся
математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов иокружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для
построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса
информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами
изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие
воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе
материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о
функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных
процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в
формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» – обязательный компонент школьного образования,
усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для
формирования у учащихся функциональной грамотности– умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный
характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев,
перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как
источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности учащихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления,
алгебраических задач;
инициативу,
находчивость,
активность при решении
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
метапредметные:1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинноследственные связи; строить логическое рассуждение,
делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать
партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
предметные:
символический,
графический),
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя
математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный,
проводить
классификацию, доказывать математические утверждения;
обосновывать суждения,
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение
символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей,
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящий
вероятностный характер;3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их
для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы
зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним
уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и
исследования уравнений, неравенств; применять полученные умения для решения задач из
математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой,
умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально
графические представления для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
7) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению
известных алгоритмов;
8) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение
решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Класс
Название темы
Колво часов
на изучение
темы
9
Обобщение и систематизация ранее изученного учебного материала
Квадратичная функция
Уравнения и неравенства с одной переменной
Обобщение и систематизация программного материала за I
полугодие
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Прогрессии
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Итоговое обобщение и систематизация ученого материала
Всего
6
18
18
6
11
17
9
14
99
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА АЛГЕБРЫ В 9 КЛАССЕ
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения
понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры
статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации,
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
позволяющей решать задачи реальной действительности
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним,
системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением
формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при
решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (
, где
,
,
,
у
kx
0k
y
kx
b
y
2x
y
3x
y
k
x
,
y
x
y
2
ax
bx
c
,
,
y
2
ax
n
y
( mxa
2)
), строить их графики;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или
ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений,
использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять
таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а
также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические
данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между
реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при
исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени,
скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события
в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Изучаемый материал
9 класс
Обобщение и систематизация программного
материала по математике за курс 5 – 8 классов
Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен
Квадратичная функция и ее свойства
Уравнения и неравенства с одной переменной
Уравнения с одной переменной
Неравенства с одной переменной
Обобщение и систематизация программного
материала за 1 полугодие
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Прогрессии
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Обобщение и систематизация программного
материала по математике за 5 – 9 классы
Колво
часов
Контрольные
работы
99
6
18
9
9
18
8
10
6
11
17
8
9
9
14
11
1 (ДКР)
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1 (ИКР)
ДКР – диагностическая контрольная работа; ИКР – итоговая контрольная работа.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
Критерии оценивания устных ответов
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и
символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой
ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 12 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку
«5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание
ответа;
2) допущены 12 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после
замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии,
в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
ставится, если:
Отметка «5»
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не
являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).Отметка «4»
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
ставится, если:
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2) допущена одна две ошибки или дватри недочета в выкладках, рисунках, чертежах или
графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3»
ставится, если:
допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или
графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2»
ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1»
ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые
Общая классификация ошибок
и негрубые) и недочёты.
ошибки
:
Грубыми считаются
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня при решении уравнения;
отбрасывание без объяснений одного из корней;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного двух из этих
признаков второстепенными;
отнести:
неточность графика;
недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных
следует
К негрубым ошибкам
основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
являются
:
Недочетами
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. МакарычевЮ.Н., МиндюкН.Г., НешковК.И. и др. Алгебра. 7 класс/ Под ред.
ТеляковскогоС.А. − М.: Просвещение, 2016.
2. Алгебра. 7 класс. Тематические тесты / Ю.П. Дудицын, В.Л. Кронгауз.− М.: Просвещение,
2011.
3. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс/ Л.И.Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова −
М.: Просвещение, 2012.
4. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 8 класс/ Под ред. Теляковского
С.А. − М.: Просвещение, 2016.
5. Алгебра. 8 класс. Тематические тесты / Ю.П.Дудицын, В.Л. Кронгауз. − М.: Просвещение,
2011.
6. Алгебра. 8 класс: дидактические материалы / В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. −
М.: Просвещение, 2014.
7. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 9 класс / Под ред. Теляковского
С.А. − М.: Просвещение, 2016.
8. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты / Ю.П. Дудицын, В.Л.Кронгауз.− М.: Просвещение,
2011.
9. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк,
Л.М.Короткова. – М.: Просвещение, 2013.
10. Изучение алгебры в 79 кл.: пособие для учителей/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,
С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова. – М.:Просвещение,2009.
11. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре. 78
классы. / Л.Я.Федченко. – Д.,2004.
12. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре. 9
класс / Л.Я.Федченко. – Д.,2004.
13. Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по алгебре. 79 класс/
Л.Я.Федченко. – Д.,2009.