РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
Оценка 4.7
Документация
doc
физика
Взрослым
21.04.2017
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли¬ны «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес-сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
рабочая программа Физика 2016-2017.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МУРОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ГУМАНИТАРНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР КОЛЛЕДЖА
_____________В.В. ВОЛКОВ
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
дисциплины
«Физика»
для специальностей
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
Разработал преподаватель физии и
информатики высшей квалификационной
категории Никишина Т.П.
1 ОДОБРЕНА
МК общеобразовательных дисциплин
Протокол № __1
Председатель МК
___________М.А. Склярова
«31» августа 2015 г.
Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»
43.02.08 «Сервис домашнего и
коммунального хозяйства»
23.02.03 «Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»
зам. директора по УР
__________В. С. Антонова
«___»__________2015 г.
Автор: Т. П. Никишина, преподаватель физики и информатики высшей
квалификационной категории
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
Стр.
4
2 2. Общая характеристика учебной дисциплины
3. Место учебной дисциплины в учебном плане
4.
5.
Результаты освоения программы учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины с учетом профиля
профессионального образования
Тематическое планирование
6.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды
учебной работы
(для группы 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»)
6.
7.
8.
9.
(для группы 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»)
(для группы 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»)
6.2 Тематическое планирование (для группы 43.02.08 «Сервис
домашнего и коммунального хозяйства»)
6.4 Тематический план и содержание учебной дисциплины
(для группы 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»)
6.5 Тематический план и содержание учебной дисциплины
(для группы 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»)
Характеристика основных видов деятельности студентов на
уровне учебных действий
Учебнометодическое
обеспечение программы учебной дисциплины
8.1 Основная литература
8.2 Описание перечня учебного оборудования
8.3 Дидактический материал и наглядные пособия,
материальнотехническое
и
электронные учебники, аудио и видеоматериалы
8.4 Перечень оборудования и учебнонаглядных пособий
кабинета
Рекомендуемая литература: для студентов, преподавателей,
интернетресурсы
5
7
9
10
17
27
19
29
60
68
68
68
70
70
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных
организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования
(письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние
на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять
полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ; практически использовать физические
знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного
выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
моральноэтической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
4 собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды и возможность применения знаний при решении
задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Физика» является основой для
разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные
организации, реализующие образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность
его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов,
индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая
специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными
реализующими образовательную
образовательными организациями,
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование
у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о
современной физической картине мира, а также выработка умений применять
физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения
жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как
основа создания и использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов
окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике,
языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности,
которые имеют мета предметный характер. К ним в первую очередь
5 относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных
методов познания, системноинформационный анализ, формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинноследственных связей, поиск аналогов, управление объектами и
процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с
научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории,
теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число
междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так
и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как
метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для
описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно
научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе
содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных
дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.).
Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения
общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент
для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные
факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно
научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном
мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет
свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на
изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме
и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной
работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно
научного профиля профессионального образования физика изучается на
базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий
СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального
образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная
дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или
специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально
экономического и гуманитарного профилей профессионального образования
физика изучается в составе интегрированной учебной дисциплины
6 «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки»
ФГОС среднего общего образования.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке
обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля
профессионального образования профильной составляющей является раздел
«Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей,
относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке
обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного
профиля профессионального образования, не имеет явно выраженной
профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся
к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или
иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии
СПО или специальности СПО в рамках естественнонаучного профиля
профессионального образования повышенное внимание может быть уделено
изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем
раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания,
присутствующих почти в каждом разделе.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и
лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или
экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения
ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.
Итоговый контроль: I курс в группе 38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров» – дифференцированный зачет, в группе
43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» зачет, II курс
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
экзамен.
Программа может использоваться другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательную программу среднего
(полного) общего образования.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3.1Принадлежность к предметной области ФГОС СОО
7 Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по
выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).1
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины
«Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего
профиля профессионального образования.
3.2 Место учебной дисциплины в учебном плане ОПОП СПО
Согласно рабочему плану ГБПОУ ВО «МПГК» дисциплина «Физика»
является дисциплиной по выбору.
Рабочий учебный план ГБПОУ ВО «МПГК» отводит 147 часов для
обязательного изучения физики в группах технического профиля и 117 и 58
часа в группах гуманитарного цикла.
3.3 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
программы учебной дисциплины:
для группы 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
максимальной учебной нагрузки обучающегося__183 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __122_ часов;
самостоятельной работы обучающегося _61 часа.
для группы 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
максимальной учебной нагрузки обучающегося__150_часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __100 часов;
самостоятельной работы обучающегося _50_ часа.
для группы 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию
студентов при изучении учебной дисциплины «Физика» как профильной учебной дисциплины.
8 максимальной учебной нагрузки обучающегося__51__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __34_часов;
самостоятельной работы обучающегося _17_ часа.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
физической науки;
физически грамотное поведение в
профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и
устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание
роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и
физических
собственного
интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
технологий для повышения
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания,
используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для
решения физических задач, применение основных методов познания
(наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки
задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, систематизации, выявления причинноследственных связей,
поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных
9 сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение использовать различные источники для получения физической
информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного
исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
физическими
основополагающими
сформированность представлений о роли и месте физики в
современной научной картине мира; понимание физической сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
владение
понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное использование
физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в
физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать
зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для
объяснения условий протекания физических явлений в природе,
профессиональной сфере и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение
Физика — фундаментальная наука о природе.
Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы
применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и
теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности
измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости
10 физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики
при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Механика
Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость.
Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное
прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного
под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса.
Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.
Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле.
Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Применение законов сохранения.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и
противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение закона сохранения импульса.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил
тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического
маятника.
Изучение особенностей силы трения (скольжения).
11 2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярнокинетической теории. Идеальный газ.
Основные положения молекулярнокинетической теории. Размеры и масса
молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия
межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и
твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ.
Давление газа. Основное уравнение молекулярнокинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры.
Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального
газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики. Основные понятия и определения.
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и
теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный
процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.
Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур.
Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его
свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы.
Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и
его использование в технике.
Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества.
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на
границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния
вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства
твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и
кристаллизация.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном
объеме.
Изотермический и изобарный процессы.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Лабораторные работы
12 Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации
растяжения. Изучение теплового расширения твердых тел. Изучение
особенностей теплового расширения воды.
3. Электродинамика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения
заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического
поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля.
Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь
между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники
в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения
и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома
для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от
материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость
электрического
сопротивления проводников от температуры.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в
батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока.
Тепловое действие тока.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость
полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера.
Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда.
Ускорители заряженных частиц.
Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Электромагнитная индукция.
Электромагнитная индукция.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
13 Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Опыты Фарадея.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и
индуктивности проводника.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Лабораторные работы
Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и
параллельного соединения проводников.
Изучение закона Ома для полной цепи.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Определение коэффициента полезного действия электрического
чайника.
Определение температуры нити лампы накаливания.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника
напряжения.
4. Колебания и волны
Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические
колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические
колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении.
Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические
колебания.
Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики
волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о
дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные
колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие
электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных
колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления
переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока.
14 Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы.
Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид
Открытый
материи.
колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Электромагнитные волны.
Вибратор Герца.
Демонстрации
Свободные и вынужденные механические колебания.
Резонанс.
Образование и распространение упругих волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Лабораторные работы
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)
маятника от длины нити (или массы груза).
Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока
5. Оптика
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.
Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность
световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная
решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация
света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и
инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Демонстрации
Законы отражения и преломления света.
Полное внутреннее отражение.
Оптические приборы.
15 Интерференция света.
Дифракция света.
Поляризация света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Лабораторные работы
Изучение изображения предметов в тонкой линзе.
Изучение интерференции и дифракции света.
Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных
линий.
6. Элементы квантовой физики
Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний
фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества.
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты
Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон
радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных
частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект
массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радио
активных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры различных веществ.
Излучение лазера (квантового генератора).
Счетчик ионизирующих излучений.
7. Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система —
Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о
космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.
Строение и происхождение Галактик.
16 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и
звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Карта Луны и планет.
Строение и эволюция Вселенной.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.1 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
для группы 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
зачет
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Объем
часов
51
34
0
17
2
17
Итоговая аттестация в форме зачета
Тематическое планирование
17 №
п
Наименование
раздела и темы
Максимальная
учебная
нагрузка
студента, час
Раздел 1. Механика
Основы кинематики
Основы динамики
Законы сохранения и
превращения энергии.
Раздел 2.
Молекулярная физика
Основы МКТ и
тепловые явления.
Термодинамика.
Фазовые переходы
Раздел 3.
Электродинамика.
Электрическое поле
Законы постоянного
тока
Электрический ток в
различных средах
Магнитное поле
Электромагнитная
индукция
Механические
колебания
Электромагнитные
колебания и волны
Раздел 4.Оптика
Электромагнитная
природа света.
Измерение скорости
света. Геометрическая
оптика. Законы
отражения и
преломления
Волновая оптика.
Раздел 5. Квантовая
физика.
Квантовая физика.
Физика атома и
атомного ядра.
Термоядерный синтез.
4
7
2
1
3
4
2
3
2
2
2
2
4
2
2
3
2
2
№
п/п
1.1.
1.2.
1.3.
2.1.
2.2.
2.3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4.1
4.2
5.1
5.2
5.3
Количество
аудиторных часов при
очной (заочной) форме
обучения
л
2
1
1
3
1
1
всего
4
3
2
1
2
3
1
3
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
пр
2
3
2
2
3
1
1
1
Сам
работа
студента
4
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
18 5.4
Дифференцированный
зачет
Всего
1
51
2
1
17
17
17
19 Тематический план и содержание учебной дисциплины ___ФИЗИКА___
для 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» __
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
1
3
Раздел I. Механика с элементами теории относительности 13
Тема 1 Кинематика
2
Тема 1.1
Механическое движение.
Элементы кинематики
материальная точка.
Тема 1.2
Относительность движения
Тема 1.3
Прямолинейное
равномерное движение.
Равноускоренное движение.
Тема 2 Динамика
Тема 2.1
Инерция
Тема 2.2
Сила.
Второй закон Ньютона
Тема 2.3
Содержание учебного материала
1
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее
применимости. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.
Координаты. Радиусвектор. Вектор перемещения. Скорость.
Практическое занятие
1. Относительность механического движения.
Практические занятия
1. Прямолинейное равномерное движение.
Практическое занятие
1. Понятие «инерция».
2. Инерциальные системы отсчета.
3. Первый закон Ньютона.
Практические занятия
1. Сила.
2. Второй закон Ньютона
Практические занятия
1. Третий закон Ньютона.
2
1
1
7
1
1
1
Уровень
освоения
4
1
2
2
2
2
2 Третий закон Ньютона
Самостоятельная работа обучающихся
1. Закон всемирного тяготения.
2. Сила тяжести.
3. Вес тела.
4. Невесомость.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Сила упругости.
2. Сила трения.
3. Место человека во Вселенной.
Тема 3 Законы сохранения в механике
Тема 3.1
Импульс материальной
точки.
Закон сохранения импульса
Тема 3.2
Механическая работа и
мощность
Практические занятия
1. Импульс материальной точки.
2. Закон сохранения импульса.
Практическое занятие
1. Механическая работа.
1. Механическая мощность.
2. Закон сохранения механической энергии.
Раздел II Молекулярная физика и термодинамика 9
Тема 1 Основы МКТ
2
Тема 1.1. Основы
молекулярнокинетической
теории
Содержание учебного материала
1
Основные положения МКТ и их опытное обоснование.
Количество вещества.
Молярная масса.
Идеальный газ.
Давление газа.
Основное уравнение МКТ.
Уравнение Менделеева – Клапейрона.
Тема 2 Основы термодинамики
Тема 2.1
Внутренняя энергия и
способы ее измерения.
Содержание учебного материала
1 Внутренняя энергия и способы ее измерения.
Работа газа при изобарном процессе.
2
3
2
2
1
1
3
2
1
1
1
3
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физика» для групп ППССЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.