РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

Оценка 4.8
Контроль знаний +3
doc
естествознание +2
Взрослым
01.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»
Рабочая программа дисциплины «Методы оптимальных решений» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327. Дисциплина «Методы оптимальных решений» входит в вариативную часть Математического и естественно-научного цикла учебного плана подготовки по направлению «Экономика». В курсе излагается теория и методы принятия оптимальных решений, для подготовки специалистов-аналитиков в области принятия решений.
РПД Методы оптимальных решений ВПО.doc
Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего образования  «Московский финансово­промышленный университет «Синергия» Кафедра  Математических методов принятия решений УТВЕРЖДАЮ проректор по учебно­методической работе, кандидат экономических наук ___________________   А.И. Васильев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений» Направление подготовки: 38.03.01 Экономика Профиль подготовки: Банковское дело  Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры  Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «31» августа 2017 г. Протокол № 1 Составитель(­и) программы: Хамидуллин Р.Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой  [email protected] Рейтер К.А. к.ф.н., доцент  [email protected] Москва 2017 2 Содержание I. Аннотация к дисциплине....................................................................................4 II. Планируемые результаты обучения.................................................................6 IV. Содержание дисциплины................................................................................10 V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.........15 VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение..............................19 Основная литература:....................................................................................... Дополнительная литература:........................................................................... VIII. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине...........................20 IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине......................................................20 X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине..............................................................................20 3 I. Аннотация к дисциплине Рабочая   программа   дисциплины   «Методы   оптимальных   решений» составлена   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   ВО   по   направлению подготовки  38.03.01  «Экономика»,  утвержденным   приказом   Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327. Дисциплина «Методы оптимальных решений» входит в вариативную часть   Математического   и   естественно­научного   цикла   учебного   плана подготовки по направлению «Экономика». В курсе излагается теория и методы принятия оптимальных решений, для подготовки специалистов­аналитиков в области принятия решений. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата. Настоящая   дисциплина   включена   в   учебные   планы   по   программам подготовки   бакалавров   по   направлению   «Экономика»,   входит   в   базовую часть Математического и естественнонаучного цикла. Для   успешного   освоения   настоящего   курса   необходимо предварительно завершить изучение следующих дисциплин:  Микро­, макроэкономика;  Линейная алгебра;  Информатика;  Теория вероятностей и математическая статистика. Знания   по   дисциплине  «Методы   оптимальных   решений»  могут использоваться при подготовке выпускной квалификационной работы.  Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Цель и задачи дисциплины. Целью  изучения   курса   «Методы   оптимальных   решений»   является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам, касающимся принятия оптимальных решений в организационно­ экономических и производственных системах, с использованием различных методов, т.е. тех инструментов, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений.  Задачами курса «Методы оптимальных решений» является:  обучение теории и практике принятия решений в современных  условиях хозяйствования с использованием количественных и качественных  методов;  рассмотрение широкого круга задач, возникающих в практике  менеджмента и связанных с принятием решений, относящихся ко всем  областям и уровням управления. 4  обучение будущих специалистов теории и практике применения  количественных и качественных методов для обоснования решений во всех  областях целенаправленной деятельности.  5 II. Планируемые результаты обучения Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных (ПК), (ОПК) компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (квалификация (степень) «Бакалавр»). Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код  компе­ тенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Работа на  занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа Способность  осуществлять сбор,  анализ и обработку  данных,  необходимых для  решения  профессиональных   задач  Способность  выбрать  инструментальные  средства для  обработки  экономических  данных в  соответствии с  поставленной  задачей,  проанализировать  результаты  расчетов и  обосновать  полученные выводы ОПК­2 Знать:   основы принятия управленческих решений  (З1)  условия принятия эффективных и  качественных управленческих решений. (З2) Уметь:   решать типовые математические задачи,  используемые при принятии управленческих  решений; (У1)  использовать математический язык и  математическую символику при построении  организационно­управленческих моделей. (У2) Владеть:   математическими, статистическими и  количественными методами решения типовых  организационно­управленческих задач. (В1) ОПК­3 Знать:   основные математические модели принятия  решений. (З3) Уметь:   правильно формулировать целевую  составляющую процесса принятия  управленческих решений. (У3) Работа на  занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа  правильно определять ограничения и условия,  в которых происходит процесс принятия  управленческого решения; (У4)  применять основные методы поиска  эффективных управленческих решений в  условиях определенности, неопределенности,  риска(У5) Владеть:   базовыми принципами построения системы  контроля процесса принятия управленческих  решений; (В2)  методикой расчета эффективности  6 Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код  компе­ тенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ПК­8 Способность  использовать для  решения  аналитических и  исследовательских  задач современные  технические  средства и  информационные  технологии управленческого решения. (В3)  методикой иерархического представления  проблемы  и анализа; (В4) Знать:   основные методы и программные средства  обработки и анализа экономической и  управленческой информации. (З4) Уметь:   использовать MS Excel и СППР при  построении процесса анализа информации и  принятии управленческих решений. (У6) Владеть:   инструментами анализа, встроенными в MS  Excel и СППР. (В5) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Работа на  занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа 7 й и ц н е т е п м о к     х ы м е у р и м р о ф ы д о К   ОПК­2 ОПК­3 ОПК­2 ОПК­3 ОПК­2 ОПК­3 ПК­8 ПК­8 ОПК­2 ПК­8 ОПК­3 ПК­8 Наименование  тем Тема 1. Основы  принятия  управленческих  решений. Тема 2. Задачи и  методы принятия  решений. Тема 3. Разработка управленческих  решений в условиях  определенности. Тема 4. Разработка управленческих  решений в условиях  неопределенности  цели. Тема 5. Разработка управленческих  решений в условиях  риска. Тема 6. Разработка управленческих  решений в условиях  конфликта и  коллективом  экспертов. III. Тематический план Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Актив­ ные занятия Интерактивные  занятия и и ц к е Л ы р а н и м е С     о п м у к и т к а р П ч а д а з   ю и н е ш е р   м у к и т к а р п й ы н н о и ц а у т и С с с а л к ­ р е т с а М   м у к и т к а р п й ы н р о т а р о б а Л г н и н е р Т а р г и   я а к с е ч и т к а д и Д Очная форма 2 2 3 4 4 4 1 1 1 3 4 4 4 1 8 я с х и щ ю а ч у б о   а т о б а р   я а н ь л е т я о т с о м а С 20 20 25 27 25 25 Форма ТКУ Форма ПА, балл Конспект / 5 Решение кейса  /10 бал. Конспект / 5 Решение кейса  / 10 бал. Конспект / 5 Практикум по решению задач / 10 бал. Решение кейса / 5 бал. Практикум  по решению задач / 10 бал. Конспект / 5 Практикум по решению задач / 10 бал. Конспект / 5 Практикум  по решению задач / 10 бал. Решение кейса / 10 бал. й и ц н е т е п м о к     х ы м е у р и м р о ф ы д о К   Наименование  тем Всего: Контроль, час Объем дисциплины (в  академических часах) Объем дисциплины  (в  зачетных единицах) Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Актив­ ные занятия Интерактивные  занятия и и ц к е Л ы р а н и м е С     о п м у к и т к а р П ч а д а з   ю и н е ш е р   м у к и т к а р п й ы н н о и ц а у т и С с с а л к ­ р е т с а М   м у к и т к а р п й ы н р о т а р о б а Л г н и н е р Т а р г и   я а к с е ч и т к а д и Д Очная форма 19 15 4 0 я с х и щ ю а ч у б о   а т о б а р   я а н ь л е т я о т с о м а С 142 Форма ТКУ Форма ПА, балл 100 Зачет  с оценкой 180 5 9 IV. Содержание дисциплины  Тема 1. Основы принятия управленческих решений.  Сущность   и   характерные   особенности   управленческих   решений. Классификация   управленческих   решений.   Факторы,   определяющие качество и эффективность управленческих решений. Люди и их роли в процессе принятия решений. Альтернативы и критерии. Литература к теме 1:  Основная литература: 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 1 (стр. 18­70)  Дополнительная литература: 10 1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА­М, 2010. –  362 с.  2. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.  пособ. – М.: Бизнес­школа, Интел­Синтез, 2007. – 272 с. 3. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике,  финанасах, бизнесе. М.: Юнити, 2000. ­256 с. Интернет­ресурсы: 1. http://akudryashov.com/konsalting/konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij 2. http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­psihologiya­i­ samopoznanie/4663207/ 3. http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ 4. http://www.aup.ru/books/m1398/ Тема 2. Задачи и методы принятия решений.  Схема   процесса   принятия   решений.  Типовые   задачи   принятия решений. Классификация задач принятия решений. Классификация методов принятия   управленческих   решений.   Предпосылки   появления   систем поддержки принятия решений (СППР) Литература к теме 2:  Основная литература: 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва :  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 2 (стр. 71­15)  Дополнительная литература: 1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА­М, 2010. –  362 с.  2. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.  пособ. – М.: Бизнес­школа, Интел­Синтез, 2007. – 272 с. 3. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике,  финанасах, бизнесе. М.: Юнити, 2000. ­256 с. Интернет­ресурсы: 1. http://akudryashov.com/konsalting/konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij 2. http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­psihologiya­i­ samopoznanie/4663207/ 3. http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ 4. http://www.aup.ru/books/m1398/ Тема 3. Разработка управленческих решений в условиях  определенности.  11 Методы   решения   задач   планирования   в   условиях   полной определенности.    Иерархическое   представление   проблемы.   Принятие решений на основе метода анализа иерархий. Многокритериальный выбор в иерархиях с различным числом и составом альтернатив под критериями. Литература к теме 3:  Основная литература: 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 7 (стр. 264 – 300)  Дополнительная литература: 1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие  решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368с. 2. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений:  Научно­практическое издание. – М.: СИНТЕГ, 1998. – 376 с. 3. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих  решений: Учеб пособие для вузов. – М.: КУДИЦ­ОБРАЗ, 2007. – 288 с. 4. Плис А.И., Сливина Н.А. Mathcad 2000. Математический  практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2007. – 656 с. 5. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений:  формальные модели и методы выбора. – М.: МГТУ, 2005. Интернет­ресурсы: 1. http://akudryashov.com/konsalting/konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij 2. http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­psihologiya­i­ samopoznanie/4663207/ 3. http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ 4. http://www.aup.ru/books/m1398/ Тема 4. Разработка управленческих решений в условиях  неопределенности цели.  Содержание   понятия   «неопределенность»   при   принятии управленческих решений. Условия принятия решения по многим критериям. Многокритериальная  оптимизация. Метод равномерной  оптимизации, метод   справедливого   компромисса,   метод   свертывания   критериев, метод   главного   критерия,   метод   метод   идеальной   точки, последовательных   уступок   (или   пороговых   значений),   метод группировки критериев, процесс нормализации критериев. Литература к теме 4:  Основная литература: 12 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 8 (стр. 301­335)  Дополнительная литература: 1. Таха Х. «Введение в исследование операций». М.: Вильямс, 2007.­  917 с. 2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие  решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368с. 3. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений:  Научно­практическое издание. – М.: СИНТЕГ, 1998. – 376 с. 4. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих  решений: Учеб пособие для вузов. – М.: КУДИЦ­ОБРАЗ, 2007. – 288 с. 5. Плис А.И., Сливина Н.А. Mathcad 2000. Математический  практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2007. – 656 с. 6. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений:  формальные модели и методы выбора. – М.: МГТУ, 2005. Интернет­ресурсы: 1. http://akudryashov.com/konsalting/konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij 2. http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­psihologiya­i­ samopoznanie/4663207/ 3. http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ 4. http://www.aup.ru/books/m1398/ Тема 5. Разработка управленческих решений в условиях риска. Содержание понятия «риск» при принятии управленческих решений. Структура   байесовского   и   не   байесовского   алгоритмов   принятия решения при риске. Дерево решений как инструмент принятия решений. Литература к теме 5:  Основная литература: 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 10 (стр. 367 – 394)  Дополнительная литература: 1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА­М, 2010. –  362 с.  2. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.  пособ. – М.: Бизнес­школа, Интел­Синтез, 2007. – 272 с. 3. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих  13 решений: Учеб пособие для вузов. – М.: КУДИЦ­ОБРАЗ, 2007. – 288 с. 4. Плис А.И., Сливина Н.А. Mathcad 2000. Математический  практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2007. – 656 с. 5. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений:  формальные модели и методы выбора. – М.: МГТУ, 2005. Интернет­ресурсы: 1. http://akudryashov.com/konsalting/konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij 2. http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­psihologiya­i­ samopoznanie/4663207/ 3. http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ 4. http://www.aup.ru/books/m1398/ Тема 6. Разработка управленческих решений в условиях  конфликта и коллективом экспертов.  Методы теории игр в принятии управленческих решений. Понятие об играх и стратегиях. Классификация игр.  Запись матричной игры в виде платёжной матрицы, понятие о нижней и верхней цене игры, решение игры в чистых стратегиях. Уменьшение порядка платёжной матрицы, пример решения матричной игры в чистых стратегиях. Решение игры в смешанных   (принцип гарантированного   результата,   или   критерий   Вальда),   критерий максимакса   (принцип   безудержного   оптимизма),   критерий   Гурвица, критерий   минимаксного   сожаления   (принцип   Сэвиджа),   критерий Лапласа.   Критерий   максимина   стратегиях. Литература к теме 6:  Основная литература: 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва :  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 9 (стр. 337­366) Дополнительная литература: 1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА­М, 2010. –  362 с.  2. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.  пособ. – М.: Бизнес­школа, Интел­Синтез, 2007. – 272 с. 3. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике,  финанасах, бизнесе. М.: Юнити, 2000. ­256 с. 4. Таха Х. «Введение в исследование операций». М.:»Вильямс», 2007.­ 917 с. 14 5. Плис А.И., Сливина Н.А. Mathcad 2000. Математический  практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2007. – 656 с. 6. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений:  формальные модели и методы выбора. – М.: МГТУ, 2005. Интернет­ресурсы: 1. http://akudryashov.com/konsalting/konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij 2. http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­psihologiya­i­ samopoznanie/4663207/ 3. http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ 4. http://www.aup.ru/books/m1398/ V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины В   процессе   преподавания   дисциплины   «Методы   оптимальных решений» используются такие виды учебной работы, как лекции, семинары, практикумы   по   решению   задач,   лабораторные   практикумы,   контрольные работы, а также различные виды самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.  В   рамках   данного   курса   используются   такие   активные   и интерактивные формы работы, как: Активные формы обучения:  практикумы по решению задач. Интерактивные формы обучения:  ситуационные практикумы. Методические рекомендации по проведению лекционных  занятий. Лекция   –   систематическое,   последовательное,   монологическое изложение   преподавателем   учебного   материала,   как   правило, теоретического   характера.   При   подготовке   лекции   преподаватель руководствуется рабочей программой дисциплины. В   процессе   лекций   рекомендуется   вести   конспект,   что   позволит впоследствии   вспомнить   изученный   учебный   материал,   дополнить содержание   при   самостоятельной   работе   с   литературой,   подготовиться   к зачету. Любая  лекция  должна  иметь  логическое   завершение,  роль  которого выполняет   заключение.   Выводы   по   лекции   подытоживают   размышления преподавателя   по   учебным   вопросам.   Формулируются   они   кратко   и 15 лаконично,   их   целесообразно   записывать.   В   конце   лекции   обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю по теме лекции.  Методические рекомендации по выполнению кейсов. Кейс – это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией. Размер бизнес­кейса может варьироваться от одной страницы до тридцати  и более, но в основе каждого из них лежит следующая логика: история   компании,   ее   место   на   рынке,   описание   проблемы,   с   которой компания   сталкивается   и   основные   финансовые   показатели   компании   и отрасли в целом. Часто бизнес­кейс имеет четко поставленную задачу для решения, но порой ее может не быть, и идентифицировать ее необходимо самостоятельно. Практика   решения   бизнес­кейсов   уникальна   тем,   что   позволяет получить   опыт   решения   финансовых,   маркетинговых   и   организационных проблем в различных отраслях, чего значительно сложнее добиться путем теоретического   обучения.   В   относительно   короткий   период   времени   вам предоставляется шанс оценить и проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются множество компаний и понять, как их решать. Процесс решения бизнес­кейсов можно разделить на ряд этапов. На начальном этапе, за несколько дней до обсуждения кейса на занятии, следует провести его анализ. Для этого рекомендуется придерживаться следующей последовательности выполнения работ: 1. Выпишите из теоретических разделов учебного курса ключевые  идеи, соответствующие тематике кейса, что в дальнейшем позволит Вам  оперировать необходимыми концептуальными и методическими подходами  при его решении. 2. Проведите предварительное ознакомление с содержанием кейса для  формирования общего представления о нем. 3. Ознакомьтесь с вопросами к кейсу и убедитесь в том, что Вы  хорошо поняли суть задач, которые предстоит решить. 4. Прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факты или  проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам. 5. Установление причины проблемы или проблем, рассматриваемых в  кейсе. 6. Соотнесите выписанные ранее теоретические положения курса с  теми задачами, которые Вам предлагается решить в процессе работы над  кейсом. Обсуждение кейса на занятии, проводимое на следующем после его анализа   этапе,   может   осуществляться   либо   через   организацию   дискуссии между   студентами,   либо   посредством   индивидуального   или   группового опроса, в ходе которого они дают формальную устную оценку ситуации и 16 предлагают собственные варианты решения поставленных вопросов. Цели решения кейса считаются достигнутыми, если студентами:  было сформулировано и проанализировано большинство проблем,  поставленных в кейсе;  были сделаны оригинальные выводы, подтвержденные необходимой аргументацией. Методические рекомендации по выполнению практикумов по  решению задач. Практикумы по решению задач выполняются в соответствии с рабочим учебным планом при последовательном изучении тем дисциплины. Порядок проведения практикума. 1. Получение задания и рекомендаций к выполнению практикума. 2. Настройка инструментальных средств, необходимых для  выполнения практикума. 3. Выполнение заданий практикума. 4. Подготовка отчета в соответствии с требованиями. 5. Сдача отчета преподавателю. В   ходе   выполнения   практикума   по   решению   задач   необходимо следовать   технологическим   инструкциям,   использовать   материал   лекций, рекомендованных учебников, источников интернета. Требования к оформлению результатов практикумов. При   подготовке   отчета:   изложение   материала   должно   идти   в   отсутствие   грамматических   и логической   последовательности, синтаксических ошибок, правильное оформление рисунков. Методические рекомендации составлению конспекта. Конспект   рекомендован   для   ведения   записей   в   процессе   лекций   и самостоятельной   работы   по   изучению   тем   дисциплины.   Конспект составляется  в виде краткого  тезисного  изложения основных моментов  и ключевых утверждений дидактических единиц дисциплины. Он предназначен для обеспечения возможности студента впоследствии вспомнить изученный учебный   материал,   дополнить   содержание   при   самостоятельной   работе   с литературой, подготовиться к зачету. Конспект оценивается преподавателем согласно утвержденным нормам ТКУ в баллах. Методические рекомендации по организации самостоятельной  работы. Самостоятельная работа обучающихся направлена на самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов учебной дисциплины. Самостоятельная   работа   является   обязательной   для   каждого 17 обучающегося,   ее   объем   по   курсу  «Методы   оптимальных   решений» определяется учебным планом.  При   самостоятельной   работе   обучающийся   взаимодействует   с рекомендованными материалами при минимальном участии преподавателя.  Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Наименование темы Дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение Формы самост. работы 1 Тема 1.  Основы  принятия  управленческ их решений.  2 Сущность   и   характерные особенности   управленческих решений.   Альтернативы   и критерии. 3 Работа с  литературн ыми  источника ми Тема 2.  Задачи и  методы  принятия  решений. Тема 3.  Разработка  управленческ их решений в  условиях  определеннос ти. Тема 4.  Разработка  управленческ их решений в  условиях  неопределенн Классификация принятия решений.    задач Работа с  литературн ыми  источника ми Иерархическое представление проблемы. Принятие решений на   основе   метода   анализа иерархий.  Работа с  литературн ыми  источника ми Содержание понятия  «неопределенность» при  принятии управленческих  решений.  Решение  практическ их заданий. 18 Учебно­методическое  обеспечение Форма контроля 4 Карданская Н.Л. Управленческие  решения: учебник для студентов  высших учебных заведений,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям /  Н. Л. Карданская. – 3­е изд.,  перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 1  (стр. 18­70)  Карданская Н.Л. Управленческие  решения: учебник для студентов  высших учебных заведений,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям /  Н. Л. Карданская. – 3­е изд.,  перераб. и доп. – Москва :  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 2  (стр. 71­15)  Карданская Н.Л. Управленческие  решения: учебник для студентов  высших учебных заведений,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям /  Н. Л. Карданская. – 3­е изд.,  перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 7  (стр. 264 – 300)  Карданская Н.Л. Управленческие  решения: учебник для студентов  высших учебных заведений,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям /  Н. Л. Карданская. – 3­е изд.,  5 Конспект Конспект Конспект Практикум по решению  задач Наименование темы Дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение 1 ости цели  2 Содержание понятия «риск»  при принятии управленческих решений. Классификация игр. Тема 5.  Разработка  управленческ их решений в  условиях  риска. Тема 6.  Разработка  управленческ их решений в  условиях  конфликта и коллективом экспертов. Формы самост. работы 3 Работа с  литературн ыми  источника ми  Решение  практическ их заданий. Учебно­методическое  обеспечение Форма контроля 4 5 перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 8  (стр. 301­335)  Карданская Н.Л. Управленческие  решения: учебник для студентов  высших учебных заведений,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям /  Н. Л. Карданская. – 3­е изд.,  перераб. и доп. – Москва:  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 10  (стр. 367 – 394)  Карданская Н.Л. Управленческие  решения: учебник для студентов  высших учебных заведений,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям /  Н. Л. Карданская. – 3­е изд.,  перераб. и доп. – Москва :  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Глава 9  (стр. 337­366) Конспект Конспект VI. Учебно­методическое и информационное обеспечение Основная литература: 1. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник для студентов  высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. – 3­е изд., перераб. и доп. – Москва :  ЮНИТИ, 2012. – 438 с. Дополнительная литература: 1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие  решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368с. 2. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений:  формальные модели и методы выбора. – М.: МГТУ, 2005. 3. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих  решений: Учеб пособие для вузов. – М.: КУДИЦ­ОБРАЗ, 2007. – 288 с. 4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника 19 событий в Волшебных странах: Учебник. – М.: Логос, 2008. – 392 с. VII. Перечень ресурсов информационно­коммуникационной сети «Интернет»,  необходимых  для освоения дисциплины № п/п 1. 2. 3. 4. Полное название ресурса Сайт бизнес­консультанта  Александра Кудрешова в  области инновационных  методов принятия  управленческих решений  Литература в области  управленческих решений  Сборник бизнес­кейсов в  области принятия  управленческих решений  Литература в области  управленческих решений  Рекомендуемые разделы, страницы Решение  бизнес­кейсов  Адрес ресурса http://akudryashov.com/konsalting/ konsalting­analiz­i­razreshenie­ upravlencheskix­situacij Литература  http://subscribe.ru/group/onlajn­testyi­ psihologiya­i­samopoznanie/4663207/ Бизнес­кейсы http://www.e­xecutive.ru/education/cases/ Управленческие  решения  http://www.aup.ru/books/m1398/ VIII. Описание материально­технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине Требования к аудиториям (помещениям) для проведения  занятий:  лекционные   аудитории   с   компьютерным   и   видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет;  компьютерный класс с установленным программным обеспечением. Демонстрационный   материал:  Слайды   согласно   тематическому плану занятий. IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине  Microsoft Office;  Система дистанционного обучения e­education. X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 20 Промежуточная   аттестация   по   дисциплине  «Методы   оптимальных решений» проводится в форме зачета.  Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Компетенция Начальный этап Основной этап Завершающий этап ОПК­2 Способность  осуществлять сбор,  анализ и обработку  данных, необходимых  для решения  профессиональных   задач  ОПК­3 Способность  выбрать  инструментальные  средства для  обработки  экономических данных в соответствии с  поставленной задачей,  проанализировать  результаты расчетов и  обосновать  полученные выводы Основы предпринимательст ва Паблик рилейшнз Конкуренция Линейная алгебра Математический анализ Теория вероятностей и математическая статистика Статистика Деньги, кредит, банки Рынок ценных бумаг Методы оптимальных решений Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно­ исследовательской деятельности** Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности** Педагогическая практика** Биржевое дело Расчетно­кассовые операции банка Методы оптимальных решений Теория игр Международные валютно­кредитные и финансовые отношения  Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Финансовый анализ  Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности** 21 Научно­ исследовательская работа** Технологическая практика** Преддипломная практика** Выпускная квалификационная работа*** Стратегический менеджмент Валютные операции банка Технологическая практика** Преддипломная практика** Выпускная квалификационная работа*** ПК­8 Способность  использовать для  решения  аналитических и  исследовательских  задач современные  технические средства  и информационные  технологии Международная экономическая безопасность Конкуренция Управление контентом Информационные аналитические системы Методы оптимальных решений Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно­ исследовательской деятельности** Педагогическая практика** Системы управления эффективностью бизнеса Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности** Научно­ исследовательская работа** Технологическая практика** Преддипломная практика** Выпускная квалификационная работа*** Показатели и критерии оценивания на различных этапах формирования компетенций В отношении компетенции:  ОПК­2  «Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач».  Показатель оценивания Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Критерий оценивания  Этап формирования Пороговый­  (удовлетворит ельно) Знать:  основы принятия  управленческих решений (З1)  условия принятия  эффективных и качественных  управленческих решений. (З2) Знает: Сущность и характерные  особенности управленческих  решений.  Классификацию управленческих решений.  Основной 22 Базовый (хорошо) Высокий (отлично) Знать:   основы принятия  управленческих решений (З1)  условия принятия  эффективных и качественных  управленческих решений. (З2) Уметь:   решать типовые  математические задачи,  используемые при принятии  управленческих решений; (У1) Владеть:   математическими,  статистическими и  количественными методами  решения типовых  организационно­ управленческих задач. (В1) Знать:   условия принятия  эффективных и качественных  управленческих решений. (З2) Уметь:   решать типовые  математические задачи,  используемые при принятии  управленческих решений; (У1)  использовать математический  язык и математическую  символику при построении  организационно­ управленческих моделей. (У2) Владеть:   математическими,  статистическими и  количественными методами  решения типовых  организационно­ управленческих задач. (В1) Основной Основной Знает Схему процесса принятия  решений. Классификацию  методов принятия  управленческих решений. Умеет Строить дерево решений и  рассчитывать стоимостную  оценку решения.  Владеет: Математическими методами   при принятии управленческих  решений.  Знает: Критерии эффективности  принимаемого управленческого  решения. Виды и особенности  применения СППР. Умеет: Дерево решений как инструмент принятия решений.  Антагонистические игры.  Смешанные игры. Игры с  природой. Владеет: методикой построения и   решения ЗЛП,  математическими методами  решения типовых  организационно­управленческих  задач. В   отношении   компетенции: «Способность   выбрать инструментальные   средства   для   обработки   экономических   данных   в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы».  ОПК­3  23 Показатель оценивания Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Критерий оценивания  Этап формирования Основной Основной Знает: Альтернативы и критерии.  Сетевой анализ и календарное  планирование.  Знает Математические методы  принятия решений в условиях  определенности и  неопределенности. Методы  принятия решений при риске.  Умеет Применять математические  методы в принятии  управленческих решений.  Строить математическую   модель ЗЛП, правильно  определять целевую функцию и  систему ограничений, и решать  ЗЛП  различными методами. Владеет: Математическими методами   при принятии управленческих  решений, методикой расчета  эффективности  управленческого решения. Пороговый­  (удовлетворит ельно) Базовый (хорошо) Знать:  основные математические  модели принятия решений.  (З3) Знать:   основные математические  модели принятия решений. (З3) Уметь:   правильно формулировать  целевую составляющую  процесса принятия  управленческих решений. (У3)  правильно определять  ограничения и условия, в  которых происходит процесс  принятия управленческого  решения; (У4) Владеть:   базовыми принципами  построения системы контроля  процесса принятия  управленческих решений; (В2)  методикой расчета  эффективности  управленческого решения. (В3) 24 Высокий (отлично) Знать:   основные математические  модели принятия решений. (З3) Знает: Сущность метода анализа  иерархий.  Основной Умеет: Осуществлять иерархическое  представление проблемы,  расстановку приоритетов,  синтез приоритетов.  Рассчитывать согласованность  локальных приоритетов.  Осуществлять синтез  альтернатив. Владеет: методикой анализа иерархий, математическими методами  решения типовых  организационно­управленческих  задач. Уметь:   правильно формулировать  целевую составляющую  процесса принятия  управленческих решений. (У3)  правильно определять  ограничения и условия, в  которых происходит процесс  принятия управленческого  решения; (У4)  применять основные методы  поиска эффективных  управленческих решений в  условиях определенности,  неопределенности, риска(У5) Владеть:   базовыми принципами  построения системы контроля  процесса принятия  управленческих решений; (В2)  методикой расчета  эффективности  управленческого решения. (В3)  методикой иерархического  представления проблемы  и  анализа; (В4) В   отношении   компетенции:  ПК­8  «Способность   использовать   для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии». Показатель оценивания Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Критерий оценивания  Этап формирования 25 Пороговый­  (удовлетворительно) Базовый (хорошо) Знает: Предпосылки появления  систем поддержки  принятия решений (СППР). Виды и особенности  применения СППР. Знает Особенности применения  MS Excel для решения  управленческих задач.   Умеет: Применять надстройку  «Поиск решения» в  нахождении оптимального  плана в решении ЗЛП. Владеет: Методикой построения  модели, инструментами  анализа и способами  решения ЗЛП в MS Excel  и СППР.   Знать:  основные методы и  программные  средства обработки и анализа  экономической и  управленческой  информации. (З4) Знать:   основные методы и  программные  средства обработки и анализа  экономической и  управленческой  информации. (З4) Уметь:   использовать MS  Excel и СППР при  построении процесса  анализа информации  и принятии  управленческих  решений. (У6) Владеть:   инструментами  анализа, встроенными в MS Excel и СППР.  (В5) 26 Высокий (отлично) Знает Применение MS Excel для  решения управленческих  задач  с использованием  метода корреляционно­ регрессионной  зависимости. Умеет Применять знания в  компьютерных науках для  принятия управленческих  решений. Владеет Методами компьютерного  программирования и  моделирования в принятии  управленческих решений. Знать:   основные методы и  программные  средства обработки и анализа  экономической и  управленческой  информации. (З4) Уметь:   использовать MS  Excel и СППР  при построении  процесса анализа  информации и  принятии  управленческих  решений. (У6) Владеть:   инструментами  анализа,  встроенными в  MS Excel и  СППР. (В5) Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы № п/п 1. Код контролируемой компетенции  (или ее части) и ее формулировка ОПК­2 способен  осуществлять сбор, анализ и  обработку данных,  необходимых для решения  профессиональных  задач  Контролируемые дидактические единицы Оценочное средство Конспект   Сущность   и   характерные   особенности управленческих решений. управленческих Классификация решений.   определяющие качество эффективность управленческих   решений.   Люди   и   их роли   в   процессе   принятия   решений. Альтернативы и критерии.   Факторы,       и 27 2. ОПК­3 Способность выбрать инструментальные средства  для обработки  экономических данных в  соответствии с  поставленной задачей,  проанализировать  результаты расчетов и  обосновать полученные  выводы ПК­8 Способность  использовать для решения  аналитических и  исследовательских задач  современные технические  средства и информационные  технологии Схема   процесса   принятия   решений. Типовые   задачи   принятия   решений. Классификация задач принятия решений. Классификация   методов   принятия управленческих   решений.   Предпосылки появления   систем   поддержки   принятия решений (СППР) Самостоятельное освоение Сущность   и   характерные   особенности управленческих решений.  Самостоятельное освоение Классификация задач принятия решений. Методы решения задач планирования в  условиях полной определенности.   Иерархическое представление проблемы. Принятие решений на основе метода  анализа иерархий. Многокритериальный  выбор в иерархиях с различным числом и составом альтернатив под критериями. Содержание понятия «неопределенность»   при   принятии управленческих   решений.   Условия принятия решения по многим критериям. Многокритериальная оптимизация. Метод равномерной оптимизации, метод справедливого   компромисса,   метод свертывания   критериев,   метод   главного критерия, метод идеальной точки, метод последовательных (или пороговых значений), метод группировки критериев,   процесс   нормализации критериев. уступок         Конспект Конспект Конспект Конспект  Практикум по  решению задач № 1  Практикум по  решению задач № 2  Содержание   понятия   «риск»   при принятии   управленческих   решений. Структура   байесовского   и   не байесовского   алгоритмов   принятия решения при риске. Дерево решений как инструмент принятия решений. Практикум по  решению задач № 3  28 Уменьшение Методы   теории   игр   в   принятии управленческих   решений.   Понятие   об играх и стратегиях. Классификация игр. Запись матричной игры в виде платёжной матрицы,   понятие   о   нижней   и   верхней цене   игры,   решение   игры   в   чистых стратегиях.   порядка платёжной   матрицы,   пример   решения матричной   игры   в   чистых   стратегиях. Решение   игры   в   смешанных   стратегиях. (принцип Критерий гарантированного   результата,   или критерий Вальда), критерий максимакса (принцип   безудержного   оптимизма), критерий критерий минимаксного   сожаления   (принцип Сэвиджа), критерий Лапласа.   максимина Гурвица,       Практикум по  решению задач № 4  Самостоятельное освоение Иерархическое представление проблемы. Конспект Конспект Самостоятельное освоение Содержание понятия  «неопределенность» при принятии  управленческих решений.  Самостоятельное освоение Содержание понятия «риск» при  принятии управленческих решений. Самостоятельное освоение Классификация игр. Все темы Конспект Конспект Зачет с оценкой 5. ОПК­2, ОПК­3, ПК­8 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания № п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Критерии оценки Критерии оценивания компетенций 29 8­10 баллов –  правильное решение  более 80% задач,  применение методов и концепций; 5­7 баллов –    правильное решение от  50 до 80% задач,  частичное применение  методов; 0­5 баллов –      правильное решение  менее 50% задач. Конспект 4­5б – конспект  выполнен верно  в срок, в полном объеме. 2­3б – практикум  выполнен верно  в срок,  представлен  неполный отчет, имеются  ошибки, не  влияющие на  логику и  алгоритм  расчета. 1. Решение  практических  заданий, кейсов 2. Конспект 1.описание реальной  ситуации. Вопросы по  анализу ситуации 2. описание реальной  ситуации. Вопросы по  анализу ситуации,  включающие  необходимые расчеты. Продолжительность  выполнения кейса  определяется  преподавателем Составление письменно  в соответствии с  методическими  рекомендациями ОПК­2, ОПК­3,  ПК­8  (З1,З2,У1,У2,У3В1 ,В2) ОПК­2, ОПК­3, ПК­ 8  (З1,З2,У1,У2,У3В1,В 2) 1б­ практикум выполнен  3. Практикум по  решению задач Практическое занятие,  проводимое письменно  по выданному  преподавателем заданию. в срок и  содержит  концептуальные ошибки. 0б­ практикум не  выполнен. Отчет по практикуму 10­9 – практикум  выполнен верно  в срок,  представлен  правильно  оформленный  отчет. 8 ­ 5 – практикум  выполнен верно  в срок,  ОПК­2, ОПК­3, ПК­ 8  (З1,З2,У1,У2,У3В1,В 2) 30 4. Зачет с  оценкой Билеты с  теоретическими  вопросами и  практическими  заданиями представлен  неполный отчет, имеются  ошибки, не  влияющие на  логику и  алгоритм  расчета. 4 ­ 1­ практикум  выполнен в срок и содержит  концептуальные ошибки. 0­ практикум не  выполнен. «5» – 90­100 – ответ  правильный, логически  выстроен, использована  профессиональная  терминология. Студент  правильно  интерпретирует  полученный результат. «4» – 70 ­89 – ответ в  целом правильный,  логически выстроен,  использована  профессиональная  терминология. Студент в целом правильно  интерпретирует  полученный результат. «3» – 50­69 – ответ в  основном правильный,  логически выстроен,  использована  профессиональная  терминология.  «2» – менее 50 баллов –  ответы на  теоретическую часть  неправильные или  неполные.  Выполнение студентом  заданий билета  оценивается по  31 следующей балльной  шкале:  1 вопрос: 0­30;  2 вопрос: 0­30; 3 вопрос: 0­40. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы1 № Форма контроля/ коды оцениваемых компетенций 1. Зачет с оценкой ОПК­2, ОПК­3,  ПК­8 Процедура оценивания Шкала и критерии оценки, балл Билеты с теоретическими  вопросами и практическими  заданиями «5» – 90­100 – ответ правильный,  логически выстроен, использована  профессиональная терминология.  Студент правильно интерпретирует  полученный результат. «4» – 70 ­89 – ответ в целом правильный,  логически выстроен, использована  профессиональная терминология.  Студент в целом правильно  интерпретирует полученный результат. «3» – 50­69 – ответ в основном  правильный, логически выстроен,  использована профессиональная  терминология.  «2» – менее 50 баллов – ответы на  теоретическую часть неправильные или  неполные.  Выполнение студентом заданий билета  оценивается по следующей балльной  шкале:  1 вопрос: 0­30;  2 вопрос: 0­30; 3 вопрос: 0­40. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые 1 Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры в НОУ МФПУ «Синергия» 32 для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы2 Кейс. Санаторий «Старица» расположен   на   живописном   берегу   реки Старица,   в   Рязанской   области,   в   200   км   от   Москвы.   В   1990­х   годах санаторий   был   ведомственным,   сюда   приезжала   отдохнуть   и   подлечиться «нефтегазовая   элита»   –   сотрудники   всех   уровней   местного нефтеперерабатывающего завода. Отсюда и внутреннее богатое убранство – хрустальные люстры, ковры, дорогие мебельные гарнитуры. К началу 2000­х годов   санаторий   был   приватизирован   и   продан   частным   лицам.  И   первое время   среди   клиентов   по­прежнему   преобладали   работники нефтеперерабатывающего   завода,   их   доля   в   общей   массе   отдыхающих составляла около 70%. Однако со временем, оказавшись вне корпоративного контура, санаторий постепенно терял клиентскую базу. Дополнительных мер по   наращиванию   заказов   со   стороны   корпоративного   сектора   новые собственники   не   предпринимали,   упор   сделали   на   развлекательной составляющей:   ресторан,   выезд   на   природу,   короткие   туры.   Кроме   того, накануне кризиса 2008 года, отрезав часть территории, владельцы санатория затеяли   на   ней   строительство   жилья,   превратившееся   в   долгострой.   Под строительство и капитальный ремонт номерного фонда санатория был взят кредит. Оказавшись не в состоянии его погасить, владельцы за долги отдали (по отступному соглашению) санаторий банку. С   проблемным   и   непрофильным   активом,   в   отсутствие стратегического   инвестора,   готового   инвестировать   в   развитие   и   окупить инвестиции   в   горизонте   пяти   лет,   пришлось   разбираться   финансовой организации.   Но   отсутствие   постоянных   корпоративных   заказчиков   уже привело к снижению потока клиентов и доходности, которая в 2012 году приблизилась   к   нулевой   отметке.   Фактически,   при   безубыточной операционной деятельности (безубыточность оказалась на уровне показателя загрузки   номерного   фонда   =   0,55),   но   с   учетом   финансовой   ситуации   и кредитных   обязательств,   санаторий   уже   был   в   минусе.   Предстоял тщательный анализ текущей деятельности санатория и выбор оптимального варианта решения проблемы. Одним   из   преимуществ   санатория   можно   было   бы   назвать   его расположение – курортная зона в живописном Мещерском крае (сосновый бор и несудоходная река граничат с территорией санатория). Однако, здесь же, по соседству со «Старицей», расположены еще три подобных санатория 2 Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры в НОУ МФПУ «Синергия» 33 общего профиля. Выгодно отличает «Старицу» от конкурентов его хороший номерной фонд, в котором совсем недавно завершился качественный ремонт.  Однако   стоимость   отдыха   в   санатории   достаточно   высока:   цена размещения в стандартном номере в 2012 году составляла 2200 руб. в сутки. И при выборе места отдыха потенциальные клиенты предпочитали покупать путевки в Турцию или Египет, где даже с учетом авиа­перелета курортный отдых обходился дешевле. А в качестве  альтернативного, но бюджетного санаторного   отдыха   –   выбирали   не   Рязанскую   область,   а   Белоруссию, примерно с тем же набором опций, только при меньшей стоимости. С другой стороны, цены «Старицы» выгодно отличаются от санаториев Подмосковья, и в отличие от Турции и Египта – здесь действительно лечат. Текущие (на тот момент) тенденции  развития санаторно­курортного отдыха свидетельствовали, что примерно 40% туристов, путешествующих в целях  получения   медицинского  обслуживания,  ищут  более  прогрессивные технологии,   а   32%   –   лучшую   систему   здравоохранения.   Почти   15% стремятся найти более оперативные методы лечения, и только для 9% из них основной задачей становится поиск наименее дорогих медицинских услуг. Уровень   санаторно­курортного   лечения   также   нельзя   считать «козырной картой» «Старицы». У санатория есть все необходимые лицензии на осуществление различных видов санаторной и медицинской деятельности. Однако,   по   сути,   «Старица»   не   имеет   ярко   выраженного   и   передового медицинского   профиля,   а   в   отдельных   видах   деятельности   есть преимущества у других санаториев: минеральные воды для лечения органов пищеварения   –   КМВ;   оборудование   по   профилю   сердечно­сосудистой системы   –   «Сосновый   бор»   (Рязань);   мощный   СПА­центр   –   «Солотча» (Рязань). Для   усиления   медицинского   профиля   (догнать   конкурентов   или выделиться по отдельным методикам и нозологиям) некоторым кабинетам не хватает   оборудования.   стоимость   желаемого дополнительного   оборудования   составляет:   400   –   540   тыс.   руб.   для «выравнивания» уровня по  направлению  заболеваний сердечно­сосудистой системы; 1,5­2 млн руб. для редкой методики лечения заболеваний опорно­ двигательного аппарата.   например,   Так, Анализ структуры продаж санатория показал, что преимущественно путевки в «Старицу» приобретались жителями Москвы и МО – около 40%, жители Рязани и Рязанской области среди постояльцев занимали около 30%, прочие   отдыхающие   приезжали   из   Тульской,   Тамбовской   и   Липецкой областей. Доля других регионов была незначительной. Продолжительность отдыха на 1­4 дня и 8­14 дней составляла по 40%, на 4­7 дней – 17%, 15­21 день – всего 4%. При этом более 43% путевок приобретались постояльцам санатория  (преимущественно   пенсионерам)   их   родственниками.  Примерно 34 30%   отдыхающих   приобретали   путевки   для   себя,   18%   –   составляли организации, чуть более 6% – турагентства. Коэффициент загрузки по году, в   среднем,   составил   около   0,53   (лучший   отраслевой   показатель   0,91 демонстрировали санатории Кавказских минеральных вод в «докризисные» времена) и только в августе 2012 года загрузка номерного фонда в среднем составила 69%. В   связи   с   небольшим   номерным   фондом   обеспечить   хорошие экономические   показатели   за   счет   массового   (и   недорогого)   потока отдыхающих   в   «Старицу»   было   бы   крайне   сложно.   С   точки   зрения экономики,   предприятия   этой   сферы   с   небольшим   номерным   фондом окупаются  гораздо сложнее.  К  тому  же, в  структуре  расходов санатория доля постоянных издержек довольно высока и составляет около 80%, при этом более половины из них – это расходы на оплату труда обслуживающего и медицинского персонала. Кроме того, санаторий имеет свой автопарк и гаражное   депо   на  четыре   бокса  и   несет   немалые   расходы   на   содержание автотранспорта. Задание. К   моменту   принятия   решения   относительно   дальнейшей   судьбы «Старицы» наиболее очевидных и не обязательно лучших вариантов развития ситуации было несколько. 1) Привлечение в санаторий отдыхающих по путевкам ОФМС. Но их  стоимость составляет 900 руб. за сутки, и этот вариант больше подходит для санаториев от 500 мест и более. К тому же смешивать в санатории с  «дорогим» номерным фондом разные категории отдыхающих, способных  заплатить за проживание более 2000 руб., и тех же обладателей путевок  ОФМС было бы крайне нежелательно. 2) Перепрофилировать санаторий, убрав медицинскую часть и  значительно сократив постоянные расходы, и сделать из него обычный дом  отдыха. По­соседству есть пансионат с лечением, который более активно и  удачно привлекает на отдых и развлекательные программы. 3) Найти уникальный, отличный от других медицинский или  клиентский профиль. Например, сделать санаторий излюбленным местом  для семей с часто болеющими детьми или сделать местом реабилитации  московских пациентов из пластической хирургии? Впрочем, последний  вариант потребует значительного времени, т.к. прямых и эффективных  контактов нет, а попытка привлечь известного специалиста с именной  программой выявила ряд серьезных проблем в организации, инфраструктуре  и сроках реализации. Какие факторы необходимо учесть при выборе оптимального для санатория направления развития?  Типовые задания к практикумам по решению задач: 35 Задание № 1. Идентифицировать   УР.   Какие   внешние   факторы   воздействовали   на процесс принятия УР? Какие рекомендации можно дать руководителю по принятию эффективных УР? Задание № 2. Альтернативы, рынки затраты, тыс. ден. ед., f1 10 6 9 А1 А2 А3 Цели (критерии) доля рынка, %, f2 46 40 55 объем продаж, тыс. ден. ед., f3 85 75 84 Цели:   минимизация   затрат,   завоевание   максимальной   доли   рынка   и максимальный объем продаж.  Решить задачу методом свертывания критериев,   1 ;2,0 ;5,0  3,0   2   3 Задание № 3. Сельскохозяйственное предприятие производит картофель. Посевная площадь   картофеля   составляет   100   га.   Хозяйство   имеет   договор   с магазином, который гарантированно закупит весь произведённый картофель по   цене   4+0,1N  (N  –   произвольное   число   от   1  до   10)   д.е.  за   1  кг.   При выращивании картофеля хозяйство может принять одно из трёх решений, различающихся по сумме затрат на производство продукции: A1. Провести комплексную обработку растений для предотвращения  поражения сорняками, вредителями и болезнями (затраты – 6 млн. д.е.). A2. Провести частичную обработку растений (затраты –  4 млн. д.е.). A3. Не проводить обработку растений (затраты – 2.5 млн. д.е.). В  зависимости   от   погодных   условий,  наличия  и  развития  сорняков, вредителей и болезней возможны следующие ситуации: S1. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  неблагоприятные. S2. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней обычные. S3. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  благоприятные. Значения   урожайности   картофеля   в   зависимости   от   решений 36 сельскохозяйственного   предприятия   и   развития   сорняков,   вредителей   и болезней приведены в таблице.  Урожайность картофеля в сельскохозяйственном предприятии, ц/га Стратегии хозяйства Развитие сорняков, вредителей и болезней A1 A2 A3 S1 250+N 250+N/2 250 S2 S3 250+N 200 100 250+N 150­N/2 50­N Определите   наиболее   выгодные   стратегии   по   всем   критериям, приведённым в теоретической части занятия. Вероятности состояний S1, S2 и  S3 для определения оптимальной стратегии по критерию максимального математического ожидания выигрыша составляют соответственно 0,1, 0,5 и 0,4. Коэффициент пессимизма для определения оптимальной стратегии по критерию пессимизма­оптимизма – 0,39+N/50. Параметр достоверности для определения   оптимальной   стратегии   по   критерию   Ходжа–Лемана   –   0,9­ N/100. Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы оптимальных  решений» проводится в форме зачета с оценкой. Вопросы первого типа: 1.Сущность и характерные особенности управленческих решений. 2.Классификация управленческих решений. 3.Альтернативы и критерии. 4.Схема процесса принятия решений.  5.Типовые задачи принятия решений.  6.Классификация задач принятия решений.  7.Классификация методов принятия управленческих решений. 8.Условия и факторы качества управленческих решений.  9. Контроль реализации управленческих решений.  10.Требования, предъявляемые к управленческим решениям. 11.Основные типы задач линейного программирования (ЗЛП). 12. Транспортная задача.  13.Математические   методы   принятия   решений   в   условиях определенности.  14.Сетевой анализ и календарное планирование.  15.Проблема планирования деятельности фирмы.  16.Многокритериальная оптимизация.  37 17.Математические   методы   принятия   решений   в   условиях неопределенности. 18.Cодержание   понятия   «риск»   при   принятии   управленческих решений.  19.Структура  байесовского   и не байесовского   алгоритмов принятия решения при риске.  20.Дерево решений как инструмент принятия решений. 21.Понятие об играх и стратегиях.  22.Методы теории игр в принятии управленческих решений.  23.Сущность метода анализа иерархий. Иерархическое представление проблемы.  24.Виды и особенности применения СППР.  25.Решение ЗЛП в MS Excel.  Вопросы второго типа: 1. Понятие альтернатив и критериев в принятии управленческих  решений. 2. Люди и их роли в процессе принятия решений. 3. Линейное программирование в принятии управленческих решений. 4. Методы нахождения базисного распределения поставок в  транспортных задачах. 5. Математические методы принятия решений в условиях  определенности. 6. Методика приведения критериев в безразмерные величины. 7. Метод главного критерия в принятии управленческих решений. 8. Метод справедливого компромисса впринятии управленческих  решений. 9. Метод равномерной оптимизации при принятии управленческих  решений. 10. решений. 11. Основные проблемы, возникающие при принятии управленческих Математические методы принятия решений в условиях  неопределенности. 12. Раскрыть типовые задачи принятия решений. Привести пример  по каждой задаче. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Критерий Вальда.  Критерий Максимакса.  Принцип Сэвиджа.  Критерий Лапласа. Математические методы принятия решений в условиях риска. Принцип Бернулли. Правило построения дерева решений и методика расчетов. 38 20. Математические методы принятия решений в условиях  конфликта. 21. 22. 23. (СППР). 24. решения. Элементы теории игр. Понятие седловой точки. Антагонистические игры. Игры с природой. Предпосылки появления систем поддержки принятия решений   Применение метода Анализа иерархий. Основные этапы  25.Расстановка приоритетов. Синтез приоритетов. Синтез альтернатив. Задания 3 типа. Задание № 1. Новые рынки Состояния внешней среды А1 А2 А3 Z1 500 450 480 Z2 460 390 420 Z3 310 280 300 Z4 200 190 210 Выбрать рынок с помощью критерия максимина. Задание № 2. Альтернативы, рынки затраты, тыс.ден.ед., f1 доля рынка, %, f2 объем продаж, тыс.ден.ед., f3 Цели (критерии) А1 А2 А3 10 6 9 46 40 55 85 75 84 Цели:   минимизация   затрат,   завоевание   максимальной   доли   рынка   и максимальный объем продаж.  Решить задачу методом свертывания критериев,   1 ;2,0 ;5,0  3,0   2   3 Задание №3. Для изготовления трех видов изделий А, В и С используется токарное, фрезерное, сварочное и шлифовальное оборудование. Затраты времени на обработку одного изделия для каждого из типов оборудования указаны в таблице. В ней же указан общий фонд рабочего времени каждого из типов используемого оборудования, а также прибыль от реализации одного изделия 39 каждого вида.  Тип оборудования   Фрезерное Токарное Сварочное Шлифовальное Прибыль (руб.) Затраты времени  (станко­часы) на обработку одного изделия каждого вида А С В Общий фонд рабочего времени оборудования (часы) 2 1 7 4 10 4 8 4 6 14 5 6 5 7 12   120 280 240 360 Требуется   определить,   сколько  изделий  и  какого  вида   следует изготовить   предприятию,   чтобы   прибыль   от   их   реализации   была максимальной. Составить математическую модель задачи.    Задание № 4. Сельскохозяйственное предприятие производит картофель. Посевная площадь   картофеля   составляет   100   га.   Хозяйство   имеет   договор   с магазином, который гарантированно закупит весь произведённый картофель по   цене   4+0,1N  (N  –   произвольное   число   от   1  до   10)   д.е.  за   1  кг.   При выращивании картофеля хозяйство может принять одно из трёх решений, различающихся по сумме затрат на производство продукции: A1. Провести комплексную обработку растений для предотвращения  поражения сорняками, вредителями и болезнями (затраты – 6 млн. д.е.). A2. Провести частичную обработку растений (затраты –  4 млн. д.е.). A3. Не проводить обработку растений (затраты – 2.5 млн. д.е.). В  зависимости   от   погодных   условий,  наличия  и  развития  сорняков, вредителей и болезней возможны следующие ситуации: S1. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  неблагоприятные. S2. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней обычные. S3. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  благоприятные. Значения   урожайности   картофеля   в   зависимости   от   решений сельскохозяйственного   предприятия   и   развития   сорняков,   вредителей   и болезней приведены в таблице.  Урожайность картофеля в сельскохозяйственном предприятии, ц/га 40 Стратегии хозяйства Развитие сорняков, вредителей и болезней A1 A2 A3 S1 250+N 250+N/2 250 S2 S3 250+N 200 100 250+N 150­N/2 50­N определите   наиболее   выгодные   стратегии   по   всем   критериям, приведённым в теоретической части занятия. Вероятности состояний S1, S2 и  S3 для определения оптимальной стратегии по критерию максимального математического ожидания выигрыша составляют соответственно 0,1, 0,5 и 0,4. Коэффициент пессимизма для определения оптимальной стратегии по критерию пессимизма­оптимизма – 0,39+N/50. Параметр достоверности для определения   оптимальной   стратегии   по   критерию   Ходжа–Лемана   –   0,9­ N/100. . Задание № 5. Два предприятия  производят продукцию и поставляют  её на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе.  Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением   одной   из   пяти   различных   технологий.   В   зависимости   от качества   продукции,   произведённой   по   каждой   технологии,   предприятия могут установить цену реализации единицы продукции на уровне 10, 8. 6, 4 и 2   денежных   единицы   соответственно.   При   этом   предприятия   имеют различные затраты на производство единицы продукции.  Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.). Технология продукции, д.е. продукции, д.е. Цена реализации единицы Полная себестоимость единицы Предприятие 1 Предприятие 2 I II III IV V N – произвольное число от 1 до 9. 10 8 6 4 2 5 4 3+0.1*N 2 1,5­0.1*N 8 6 4­0.2*N 2 1+0.1*N В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию: 41 Y = 8 – 0.3X, где Y – количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е. Значения долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате   маркетингового   исследования   эта   зависимость   установлена   и значения вычислены. Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию Цена реализации 1 ед. продукции, д.е. Предприятие 1 Предприятие 2 Доля продукции предприятия 1, купленной населением 10 10 10 10 10 8 8 8 8 8 6 6 6 6 6 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 10 8 6 4 2 10 8 6 4 2 10 8 6 4 2 10 8 6 4 2 10 8 6 4 2 0,31 0,33 0,25 0,2 0,18 0,4 0,35 0,32 0,28 0,25 0,52 0,48 0,4 0,35 0,3 0,6 0,58 0,55 0,5 0,4 0,9 0,85 0,7 0,65 0,4 1. Существует ли в данной задаче ситуация равновесия при выборе технологий производства продукции обоими предприятиями? 2.   Существуют   ли   технологии,   которые   предприятия   заведомо   не 42 будут выбирать вследствие невыгодности?  3.   Сколько   продукции   будет   реализовано   в   ситуации   равновесия? Какое   предприятие   окажется   в   выигрышном   положении?   Дайте   краткую экономическую интерпретацию результатов решения задачи. Задание № 6. Используя   следующие   данные,   решить   задачу   с   помощью   принципа Байеса, если заданы вероятности p1=0,4; p2=0,2; р3=0,1; р4=0,3. Новые рынки Состояния внешней среды А1 А2 А3 Вероятность Z1 580 490 550 0,3 Задание № 7. Z2 510 420 520 0,2 Z3 380 330 490 0,4 Z4 300 270 350 0,1 Альтернативы, рынки затраты на рекламу, тыс.ден.ед., f1 А1 А2 А3 А4 6 7 9 8 Цели (критерии) доля рынка, %, f2 35 40 45 45 объем продаж, тыс.ден.ед., f3 90 85 95 88 Пусть главный критерий f1 – затраты на рекламу, а остальные критерии выступают в роли ограничений, причем доля рынка должна быть не меньше 40%, а объем продаж не меньше 95 тыс.ден.ед.  Решить задачу методом главного критерия. Задание № 8. Рассмотрим   следующий   пример.   В   таблице   даны   исходные   данные. Задачу выбора рынка решить, используя критерий Лапласа. Новые рынки Состояния внешней среды А1 А2 А3 А4 Z1 580 490 550 500 Z2 500 450 500 460 43 Z3 430 410 440 400 Z4 390 350 370 310 Задание № 9. Имеются следующие исходные данные. Решить задачу выбора рынка с помощью критерия Гурвица, если  1)  6,0  2)  3,0 Новые рынки Состояния внешней среды А1 А2 А3 Z1 580 490 550 Z2 510 420 520 Z3 380 330 490 Задание № 10. Новые рынки Состояния внешней среды А1 А2 А3 Z1 500 450 480 Z2 460 390 420 Z3 310 280 300 Выбрать рынок с помощью критерия максимакса. Z4 300 270 350 Z4 200 190 210 44

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методы оптимальных решений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018
Посмотрите также: