Формирование интереса к изучению богатейшего наследия нашей родины, воспитание нравственности. Чувства патриотизма, гражданской ответственности будут способствовать экскурсионные и краеведческие работы детей и учителей. Огромный поток информации устремился в человеческое сознание. И этот поток не должен разрушить патриотические чувства людей. Особенно детей. Поэтому изучение достопримечательностей своего края позволяет воспитывать гордость за славное достояние, созданное ни одним поколением земляков.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОЕКТ»
Уровень общего образования, класс: основное общее, 59 классы
Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Экскурсионный проект» в 9 5 классе составлена в соответствии с
нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273ФЗ);
областной закон от 14.11.2013 № 26ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Приказы:
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования».
Цель программы повышение духовнонравственной и интеллектуальной культуры школьников и
молодёжи, воспитание чувства «малой Родины» путём активизации краеведческоэкскурсионной работы.
Программа позволит ее участникам реализовать свой творческий потенциал и применить свои
знания и умения в учебной и внеурочной деятельности.
Актуальность данного проекта заключается в привлечении школьников новым формам проведения
досуга и внеурочного времени, активно включившихся в процесс проведения экскурсий, экспедиционных
и туристических маршрутов по родному краю.
Экскурсионный проект представляет комплексную программу по духовнонравственному,
патриотическому, интеллектуальному и творческому воспитанию школьников, на основе творческого
познания истории и современности родного края.
Основные задачи курса:
Формирование у школьников представление о путешествии(экскурсии)как способе познания
окружающего мира;
Развитие способности к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной
жизни в окружающем социуме;
Развитие мышления,
источников;
организация и участие в конкурсах по краеведческоэкскурсионному направлению различного уровня;
формирование устойчивого интереса у школьников к музейному делу, экскурсионной работе,
краеведению.
любознательности, умение самостоятельно добывать знания из различных
Согласно образовательной программе школы в 59 классах запланирован курс «Экскурсионный
проект» в объеме 34 часа (из них 6 часов теоретические занятия и 28 часов практических). Программа
предполагает проведение одной экскурсии в полугодие со школьниками (в расчете 28 часов на
экскурсии и обработку экскурсионных материалов).
Предусмотренные программой занятия и экскурсии могут проводиться, как на базе одного
отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Срок реализации рабочей программы: 20162017 учебный год.
2Результаты освоения курса «Экскурсионный проект»
Личностными результатами изучения курса «Экскурсионный проект» выступают:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Экскурсионный проект» выступают:
формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств:
самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях,
предметах.
использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с
взрослыми.
3Содержание учебного курса
Первое полугодие:
1. Водное занятие.
2. «Лабораториум» — это первый интерактивный музей наук в РостовенаДону.
3. Экспозиция Интерактивного музея наук «Лабораториум».
Более 100 интерактивных экспонатов, расположенных на трех этажах музея,наглядно иллюстрируют
принципы действия разнообразных физических законов и раскрывают тайны происхождения самых ярких
и удивительных явлений природы.
4. Месяц медицины и биологии в «Лабораториуме».
Ноябрь в «Лабораториуме» — месяц медицины и биологии, который проходит при
поддержке Ростовского Государственного Медицинского Университета в рамках соглашения о
социальном партнерстве.
5. Экскурсия в музей наук «Лабораториум». (9 часов).
«Лабораториум» — это первый и на сегодняшний день единственный интерактивный музей наук в
РостовенаДону. Все экспонаты, программы мастерклассов и лекции разработаны преподавателями
ведущих школ и высших учебных заведений РостованаДону. «Лабораториум» — это захватывающий
мир научных законов и физических явлений мира, в котором мы живем!
Посетители «Лабораториума» познакомятся с миром механики, электричества, магнетизма, акустики
и оптических иллюзий. И, что самое главное, в «Лабораториуме» все можно потрогать, покрутить,
пощупать и принять самое непосредственное активное участие в каждом опыте и эксперименте.
Почувствуйте себя настоящим исследователем!
6. Подготовка работ по итогам экскурсии.
Подготовка проектов о музее наук «Лабораториум».
7. Защита проектов. «Лабораториум» — это первый интерактивный музей наук в Ростовена
Дону».
8. Выставка «Моя поездка в «Лабораториум».
Проведение фотовыставки «Моя поездка в «Лабораториум».
Второе полугодие:
1.Историческое наследие родного края. Вводное занятие.
Подбор материалов об истории донского края, родины писателя М.А. Шолохова.
2. Музейзаповедник М.А. Шолохова – это стройная система экспозиций, выставок, памятных
мест, воссоздающих полную картину жизни писателя.
4. Ст. Вёшенская – родина М.А. Шолохова.
Мемориальный дом в хуторе Кружилинском, где родился М.А. Шолохов и жил с родителями до
1910 года; доммузей в станице Каргинской, где он написал большинство «Донских рассказов»; дом в
станице Вёшенской, в котором писатель жил в 30е годы и работал над третьей книгой «Тихого Дона» и
«Поднятой целиной»; мемориальная усадьба, где М.А. Шолохов жил с семьёй с 1949 по 1984 год и где
им написаны 2я книга «Поднятой целины», рассказ «Судьба человека» и главы романа «Они сражались
за Родину»; историколитературная экспозиция, в здании бывшей гимназии; Экскурсионновыставочный
центр «Народный дом»; конюшня.
5. Экскурсия в ст. Вёшенскую.
4Домусадьба М.А. Шолохова. Мемориальный дом Шолоховых по ул. Шолохова, 103. Литературная
экспозиция «М.А. Шолохов. Время и судьба». Мемориальный дом Шолоховых в х. Кружилинском.
Набережная Дона и центральный парк. Лебяжий крутояр.
6. Ст. Вёшенская – Родина великого писателя дона.
Подготовка проектов о ст. Вёшенской.
Тематическое планирование
Тема
Количество часов, отводимых на
изучение темы
Теория
Практика
Всего
Первое полугодие
4. Месяц медицины и биологии в
«Лабораториуме».
Вводное занятие.
«Лабораториум» это первый
интерактивный музей наук в
РостовенаДону.
Экспозиция Интерактивного музея
наук «Лабораториум».
Экскурсия в музей наук
«Лабораториум».
Подготовка работ по итогам
экскурсии.
Защита проектов. «Лабораториум»
— это первый интерактивный музей
наук в РостовенаДону».
Выставка «Моя поездка в
«Лабораториум».
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
10
1
1
1
0
2
№
п/
п
1.
2.
3.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
Второе полугодие
Историческое наследие родного
края.
Музейзаповедник М.А.
Шолохова.
Ст. Вёшенская – родина М.А.
Шолохова.
1
2
1
1
1
Планируема
я дата
Корре
ктиро
вка
даты
7.10
14.10
21.10
28.10
1.11
11.11
18.11
25.11
3.03
10.03
17.03
54.
5.
Экскурсия в ст. Вёшенскую.
Ст. Вёшенская – Родина великого
писателя дона.
ИТОГО
12
1
34
0
0
6
12
1
28
27.03
7.04
6