Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
9 кл
28.03.2017
Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)
Элективный курс "Азбука журналистики” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора. Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Программа рассчитана на 17 часов.Элективный курс "Азбука журналистики” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора. Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Программа рассчитана на 17 часов.
Азбука журналистики.docx
«Согласовано» Председатель муниципальной экспертной комиссии  ___________ /Зарипов Р.И./ Протокол № ___ от «___» __________ 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Лекаревская средняя  Общеобразовательная школа» __________/Гильфанова М.З./ «29» августа 2016 г. «Утверждено» Директор МБОУ  «Лекаревская средняя общеобразовательная школа» __________ /Кузьмин В.С/ Приказ № _169__  от «29» августа 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения Елабужского муниципального района Республики Татарстан  «Лекаревская средняя общеобразовательная школа» Хачатрян Ирины Ивановны по элективному курсу «Азбука журналистики» в 9 классе  Рассмотрено на  заседании педагогического совета протокол № __1_ от «29» августа 2016 г. 2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка Элективный курс "Азбука журналистики” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора. Предлагаемая   программа   направлена   на   развитие   культуры   речи,   творческих   способностей учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Методологической основой программы является личностно­ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности. Актуальность   данного   курса   состоит   в   его   социальной   направленности   на   формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса   необходимо   изучить   понятия   журналистика,   журналист,   корреспондент,   репортер,   газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях. Программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся. Задачи курса: расширение представлений о газетных жанрах; развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы; развитие сознательного интереса к СМИ;     формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:  совершенствование   умений   и   навыков   анализа   литературного   (научного,   делового, публицистического) текста; повышение уровня речевой компетенции учащихся; содействие личностному росту учащихся; развитие творческих способностей учащихся; профессиональная ориентация учащихся; воспитание   гражданских, порядочность, правдивость).   нравственных   качеств   личности   (ответственность,           Формы обучения: лекция; практикум; экскурсия; ролевая игра; работа в группах. Содержание программы Тема 1. Введение (1 час) Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба ­ главная задача журналистики. Функции   журналистики.   Журналистские   профессии.   Базовые   навыки   журналиста­профессионала: способность   добыть   информацию   (расследование),   умение   ее   зафиксировать   (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?  Форма занятия: лекция с элементами беседы. Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час) Газета   «Ведомости»   —   начало   истории   российской   печати.   Заслуги   М.В.   Ломоносова   в становлении   российской   журналистики.   Работа   М.В.Ломоносова   «Рассуждения   об   обязанностях журналистов   при   изложении   ими   сочинений,   предназначенных   для   поддержания   свободы философии».   Развитие   журналистики   в   19—начале   20­го   вв.   (альманахи   «Полярная   звезда», «Колокол»,   журналы   «Московский   телеграф»,   «Современник»,   «Русское   слово»,   «Отечественные записки»,   просветительские   издания,     общенациональные   газеты   «Россия»,   «Русское   слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0­ е   гг.   Газеты   «Известия»,   «Комсомольская   правда»,   «Советская   Россия».   Развитие   журналистики после распада СССР.  Форма занятия: лекция. Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час) Особенности публицистического текста. Журналистские жанры: — оперативно­новостные (заметка);  — оперативно­исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);  — исследовательско­новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); — исследовательские (статья, письмо, обозрение); — исследовательско­образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Познакомить   со   спецификой   данных   жанров   и   с   важнейшими   требованиями   к   этим   фактическая   точность,   оперативность, информационным   сообщениям: декодируемость, краткость информации.    релевантность, Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская. Тема 4. Основные понятия о газете (1 час) Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (1 час) Лексические   и   синтаксические   особенности   жанра.   Цель   написания   заметки.   Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа) Предмет   репортажа.   Форма   репортажа   (вступление,   основная   часть,   вывод).   Особенности ведения репортажа. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа) Причины,   время   и   место   беседы.   Особенности   диалога.   Постановка   вопросов.   Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 8. Очерк как публицистический жанр (2 часа) Типы   очерка.   Сбор   материалов.   Интервью.   Работа   по   систематизации.   План   очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования. Форма занятия: лекция, практикум.  Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа) Предмет   и   задачи   жанра.   Виды   рецензий.   Объект   исследования.   Объем   критического произведения. Использование специальной терминологии. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 10. Статья как публицистический жанр (1 час) Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 11. Написание статьи (1 час) Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция. Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская. Тема 12. Редактирование (1 час) Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 13. Выпуск газеты (1 час) Традиции   школьной   газеты.   Утверждение   редакционной   коллегии.   Определение   названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты. Форма занятия: деловая игра, практикум. Требования к уровню освоения курса Учащиеся должны знать:     основные жанры прессы; специфику создания статей разных жанров журналистики; законы построения номера газеты; особенности стилевой организации газеты. Учащиеся должны уметь:            логично излагать материал; создавать различные по жанру статьи; проводить опросы, анкетирование учащихся; брать интервью; работать индивидуально, в соавторстве, в группе; определять и доносить до читателя свою идею; соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую  функцию языка; применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи; рецензировать тексты разных жанров; осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста; иллюстрировать свои материалы. Календарно­тематический план № Тема Ко л­ во час ов Тип урока Хар­ка деят­ти уч­ хся или виды уч.деят­ти Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата проведения план факт 1 Введение. Знакомство с  профессией журналиста 1 Вводный  урок Лекция,  беседа Опрос  Знать цели и задачи курса Уметь конспектировать Лекция,  беседа,  упражнения Тестировани е  Знать историю российской  журналистики Лекция,  беседа,  упражнения Отчет о  работе в  группах Знать жанры журналистики Уметь их различать Опрос  Знать структуру и функции  газеты Знать  материал  урока Знать  материал  урока Знать  материал  урока Знать  материал  урока 2 3 4 5 6­ 7 Из истории российской  журналистики. Общее знакомство с  жанрами журналистики. Основные понятия о  газете. Заметка как основной  жанр журналистики. Репортаж как основной  жанр журналистики. 8­ 9 Интервью как основной жанр журналистики. 10 ­ 11 12 ­ 13 Очерк как  публицистический  жанр. Рецензия как  публицистический  жанр. 14 Статья как  публицистический  жанр. 15 16 Написание статьи.  Редактирование. 1 Урок  усвоения  новых  знаний 1 Урок  усвоения  новых  знаний 1 Урок  усвоения  новых  знаний 1 Урок  усвоения  новых  знаний 2 Урок  усвоения  новых  знаний 2 Урок  усвоения  новых  знаний 2 Урок  усвоения  новых  знаний 2 Урок  усвоения  новых  знаний 1 Урок  усвоения  новых  знаний 1 Урок  усвоения  новых  знаний 1 Урок  усвоения  новых  знаний Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения Лекция,  беседа,  упражнения, словарная  работа Создание  заметки Создание  репортажа Знать, что такое заметка как жанр журналистики Уметь составлять заметки Знать  материал  урока Знать определение  репортажа Уметь составлять репортаж Знать  материал  урока Создание  интервью Знать определение интервью Уметь брать интервью Создание  очерка Знать определение очерка Уметь писать очерк Написание  рецензии Знать определение рецензии Уметь писать рецензию Написание  статьи Знать определение статьи Уметь составлять статьи Создание  статьи в  одном из  жанров Редактирова ние статьи Уметь писать статью Уметь редактировать  написанное Знать  материал  урока Знать  материал  урока Знать  материал  урока Законспектир овать статью  (на выбор) Знать  материал  урока Знать  материал  урока 9.09 13.09 16.09 27.09 4.10 11.10 18.10 25.10 8.11 15.11 22.11 29.11 6.12 13.12 20.12 10.01 17 Выпуск газеты. 1 Урок  усвоения  новых  знаний Лекция,  беседа,  упражнения Защита  проекта  «Школьная  газета  «Девяточка» Уметь составлять материал  школьной газеты Знать  материал  урока 17.01 Учебно­методическое обеспечение 1. Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990 2. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М.,  Просвещение, 1990.  3. Васильева В. А. Делаем новости. ­ М.: Аспект­Пресс, 2002 4. А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов­журналистов.  Под ред. проф. В.В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2004. 5. Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. ­ Москва, 1999 6. Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия – журналист, Ростов ­ на – Дону, 1999  7. Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1. 8. http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак­PRO)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017