РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

  • Разработки курсов
  • docx
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели курса: Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах: - вызывающих заболевания растений; - бактериофагах; - вызывающих заболевания у животных и человека; 5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. 6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии. Задачи курса: Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных. Методы работы: лекции, семинары, практические занятия. Ожидаемые результаты. 1. Владеть определениями основных понятий и терминологией; Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека. 2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни. 3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты для микроскопических исследований; 4.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагог
Иконка файла материала многообразие орг мира.docx
«Рассмотрено» на заседании  МО протокол № 1 от «25» августа 2017 г.  _________/Н. Р. Шакирова/ «Согласовано»                               Заместитель директора  по учебной работе   __________/Э.В. Мирзаханова/ «26» августа 2017 г. «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ  села Нижний Искубаш» _________/И.М. Муллахметов/ Приказ № 110 / 17 от «28» августа 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса учителя биологии и химии высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан Ахтямзяновой Мадины Махмутовны на 2017­2018 учебный год                                                                                                     Принята на заседании                                                                                                              педагогического совета                                                                                                              протокол № 1 от «22» августа 2017 г.Пояснительная записка Программа   элективного   курса   «Многообразие   органического   мира»   адресована   учащимся   11 классов.   Она   нацелена   на   получение   школьниками   знаний   и   умений,   необходимых   для формирования целостного представления о мире  микроорганизмов,  об их  роли   в  природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира. Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая   безопасность,   генетическая   инженерия   и   промышленная   биотехнология, ветеринария и фито санитария — развитие этих  и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов. В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже  в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу  биологического образования. По   учебному   плану   1­11   классов   муниципального   бюджетного   общеобразовательного учреждения       «Средняя   общеобразовательная   школа   села   Нижний   Искубаш»     Кукморского муниципального   района   Республики   Татарстан   и   филиалов   на   2017   –   2018   учебный   год   на изучение элективного курса   «Многообразие органического мира» в 11 классе отводится   34 часа; 1 час в неделю. Цели курса: Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах:  ­ вызывающих заболевания растений; ­ бактериофагах; ­ вызывающих заболевания у животных и человека; 5.  Актуализировать  и  углубить  знания   о  бактериях:   азотфиксирующих,  фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. 6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии. Задачи курса: Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных. Методы работы: лекции, семинары, практические занятия. Ожидаемые результаты. 1. Владеть определениями основных понятий и  терминологией;                         Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.      2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты            для микроскопических  исследований; 4.Желание   применить   свои   знания   при   выборе   профессий   и   специальностей:   микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагог ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №  п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела Введение Вирусы  Бактерии Грибы Роль микроорганизмов в генетической инженерии Итого: Кол.  часов 1 9 10 12 2      34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.  Вирусы Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов, ДНК­содержащие   и   РНК­содержащие   вирусы.   Взаимоотношение   вируса   и   клетки­хозяина. Методы обнаружения вирусов. Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение   для   человека.   Использование  бактериофагов   в   научных   исследованиях,   медицине, ветеринарии. Вирусы   —   паразиты   растений   (фитовирусы),   вызываемые   ими  болезни.   Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов. Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства. Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги   и   переносчики   вирусов   человека.   Биологические   основы   профилактики   и   лечения вирусных болезней. Примерная тема практического занятия: Диагностика вирусных болезней растений. Бактерии Общая   характеристика   бактерий   как   прокариотических   (доядерных)   организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивостьбактерий.   Обмен   веществ   и   энергии   у   бактерий.   Роль   бактерий   в   круговороте   биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли. Роль   бактерий   в   почвообразовании,   их   значение   для   почвенного   плодородия. Азотфиксирующая   деятельность   бактерий.   Бактериальные   удобрения   и   их   использование   в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней. Бактерии  —  компонент   нормальной  биоты   организма  животного,  их   роль  в   усвоении   пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и   др.),   биологические   основы   их   профилактики   и   лечения.   Природные   очаги   бактериозов домашних   животных.   Бактерии   —   воз  будители болезней насекомых, их использование против вредных видов. Бактерии   —   компонент   нормальной   биоты   организма   человека,   их   значение   для   здоровья; дисбактериозы и их преодоление.  Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бак­ териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека. Использование   бактерий   в   биотехнологии.   Бактерии   —   продуценты   аминокислот,   белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Примерные темы практических занятий: 1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения. 2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). 3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений. 4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов). 5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе). Грибы Общая   характеристика   грибов   как   гетеротрофных   эука­риотических   микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы. Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные  и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители. Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио­тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком.   Болезни   растений,   вызываемые   грибами   и   их   экономическое   значение.   Грибы   — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений. Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика. Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство) Примерные темы практических занятий: 1. Морфология и размножение грибов. 2. Важнейшие классы грибов и их представители. 3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения. 4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов). 5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники). 6. Обнаружение и количественный учет грибов. Роль микроорганизмов в генетической инженериГенетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы  как источник  ферментов, необходимых для  генно­ инженерных   разработок.   Использование   микроорганизмов   в   качестве   носителей   (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно­ инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине. Микроскопические растения и животные (дополнительный материал) Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах   и   значение   для   человека.   Важнейшие   систематические   группы   водорослей   и   их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации,   роль   в   экологических   системах  и   значение   для   человека.   Важнейшие систематические группы простейших и их представители. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Вид  занятий теоретич. практич. Кол ­ во час №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10     Введение. Предмет микробиологии,   объекты   и методы исследований Общая   характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни Взаимоотношения   вируса   и клетки­хозяина. Методы вирусов Вирусы   —   паразиты бактерий (бактериофаги) Вирусы   растений   и вызываемые ими болезни Диагностика болезней растений Защита растений от вирусов обнаружения   вирусных   Вирусы   животных   и вызываемые ими болезни Вирусы   человека   и вызываемые ими болезни Заключительное   занятие по теме «Вирусы» 11 Общая   характеристика  как бактерий прокариотических организмов Обмен веществ и энергии 12 Дата проведения Факти­ ческая Плани­ руемая 05.09. 12.09. 19.09. 26.09. 03.10. 10.10. 17.10. 24.10. 07.11. 14.11. 21.11. 28.11. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1у   бактерий,   их   роль   в экосистемах 13 Азотфиксируюшие симбиотические бактерии 14 Фотосинтезирующие 15 16 17 бактерии Бактерии   —   компонент нормальной биоты организма животного и человека Бактериальные растений Бактериальные животных и человека болезни болезни     18 Молочнокислое брожение 19 Микроскопическое изучение   бактерий   — возбудителей молочнокислого брожения Использование бактерий   биотехнологии в 21 Общая 20 22 23 24 25 26 27, 28 29 30 31 32       и размножение характеристика грибов  как   эукариотических гетеротрофных микроорганизмов Грибница плесневых (мицелиальных) грибов Бесполое грибов Половое размножение грибов Классификация важнейшие систематические   группы грибов Обмен веществ и энергии у грибов,  их   роль   в экосистемах Спиртовое возбуждаемое дрожжами Взаимоотношения   грибов   и растений Симбиоз грибов и растений Грибы   —   паразиты животных и человека Использование грибов в биотехнологии брожение,   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. 16.01. 23.01. 30.01. 06.02. 13.02. 20.02. 27.02. 06.03. 13.03. 20.03. 10.04. 17.04. 24.04. 15.05.1 1 1 1 22.05. 29.05. 33 34   в   направления Биологические основы и использования микроорганизмов генетической инженерии Генно­инженерные, разработки  на   основе микроорганизмов в сельском хозяйстве,   промышленности и медицине. Заключительное занятие  по   теме   «Роль микроорганизмов  в генетической инженерии» 4.7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Используемая литература 1.  Бондаренко Н.В.  Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986. 2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986. 3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982. 4.   Воробьев   А.А.,   Кривошеий   Ю.С.,   Широбоков   В.П.  Медицинская   и   санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003. 5.   Гельцер   Ф.Ю.  Симбиоз   с   микроорганизмами   —  основа   жизни   растений.   ­  М.:   Изд­во МСХА, 1990. 6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И.  Практикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002. 7.   Дикий   И.Л. Профессионал, 2004.  Микробиология.   Руководство   к   лабораторным   занятиям.   —   М.: 8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А.  Основы биотехнологии:  учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. 9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995. 10.   Емцев   В.   Т.,   Мишустин   Е.Н.  Микробиология:   учебник   для   студентов   вузов.   —   М: Дрофа, 2006. 11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд­во МГУ, 1987. 12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990. 13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд­во МГУ, 1989. 14.   Микрооргаушзмы­возбудтели  болезней   растений   /   под   ред.   В.И.   Би­лай.   —   Киев: Наукова думка, 1988. 15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995. 16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997. 17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984. 18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994. 19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986. 20.   Щелкунов   С.Н.  Генетическая   инженерия:   учеб.   пособ.   для   студентов   вузов.   — Новосибирск: Изд­во Новосибирского государственного университета, 1994.