РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

Оценка 5
Разработки курсов
docx
биология
11 кл
05.11.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса
Цели курса: Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах: - вызывающих заболевания растений; - бактериофагах; - вызывающих заболевания у животных и человека; 5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. 6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии. Задачи курса: Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных. Методы работы: лекции, семинары, практические занятия. Ожидаемые результаты. 1. Владеть определениями основных понятий и терминологией; Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека. 2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни. 3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты для микроскопических исследований; 4.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагог
многообразие орг мира.docx
«Рассмотрено» на заседании  МО протокол № 1 от «25» августа 2017 г.  _________/Н. Р. Шакирова/ «Согласовано»                               Заместитель директора  по учебной работе   __________/Э.В. Мирзаханова/ «26» августа 2017 г. «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ  села Нижний Искубаш» _________/И.М. Муллахметов/ Приказ № 110 / 17 от «28» августа 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса учителя биологии и химии высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан Ахтямзяновой Мадины Махмутовны на 2017­2018 учебный год                                                                                                     Принята на заседании                                                                                                              педагогического совета                                                                                                              протокол № 1 от «22» августа 2017 г. Пояснительная записка Программа   элективного   курса   «Многообразие   органического   мира»   адресована   учащимся   11 классов.   Она   нацелена   на   получение   школьниками   знаний   и   умений,   необходимых   для формирования целостного представления о мире  микроорганизмов,  об их  роли   в  природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира. Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая   безопасность,   генетическая   инженерия   и   промышленная   биотехнология, ветеринария и фито санитария — развитие этих  и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов. В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже  в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу  биологического образования. По   учебному   плану   1­11   классов   муниципального   бюджетного   общеобразовательного учреждения       «Средняя   общеобразовательная   школа   села   Нижний   Искубаш»     Кукморского муниципального   района   Республики   Татарстан   и   филиалов   на   2017   –   2018   учебный   год   на изучение элективного курса   «Многообразие органического мира» в 11 классе отводится   34 часа; 1 час в неделю. Цели курса: Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах:  ­ вызывающих заболевания растений; ­ бактериофагах; ­ вызывающих заболевания у животных и человека; 5.  Актуализировать  и  углубить  знания   о  бактериях:   азотфиксирующих,  фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. 6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии. Задачи курса: Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных. Методы работы: лекции, семинары, практические занятия. Ожидаемые результаты. 1. Владеть определениями основных понятий и  терминологией;                         Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.      2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни. 3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты            для микроскопических  исследований; 4.Желание   применить   свои   знания   при   выборе   профессий   и   специальностей:   микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагог ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №  п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела Введение Вирусы  Бактерии Грибы Роль микроорганизмов в генетической инженерии Итого: Кол.  часов 1 9 10 12 2      34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.  Вирусы Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов, ДНК­содержащие   и   РНК­содержащие   вирусы.   Взаимоотношение   вируса   и   клетки­хозяина. Методы обнаружения вирусов. Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение   для   человека.   Использование  бактериофагов   в   научных   исследованиях,   медицине, ветеринарии. Вирусы   —   паразиты   растений   (фитовирусы),   вызываемые   ими  болезни.   Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов. Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства. Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги   и   переносчики   вирусов   человека.   Биологические   основы   профилактики   и   лечения вирусных болезней. Примерная тема практического занятия: Диагностика вирусных болезней растений. Бактерии Общая   характеристика   бактерий   как   прокариотических   (доядерных)   организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий.   Обмен   веществ   и   энергии   у   бактерий.   Роль   бактерий   в   круговороте   биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли. Роль   бактерий   в   почвообразовании,   их   значение   для   почвенного   плодородия. Азотфиксирующая   деятельность   бактерий.   Бактериальные   удобрения   и   их   использование   в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней. Бактерии  —  компонент   нормальной  биоты   организма  животного,  их   роль  в   усвоении   пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и   др.),   биологические   основы   их   профилактики   и   лечения.   Природные   очаги   бактериозов домашних   животных.   Бактерии   —   воз  будители болезней насекомых, их использование против вредных видов. Бактерии   —   компонент   нормальной   биоты   организма   человека,   их   значение   для   здоровья; дисбактериозы и их преодоление.  Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бак­ териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека. Использование   бактерий   в   биотехнологии.   Бактерии   —   продуценты   аминокислот,   белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Примерные темы практических занятий: 1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения. 2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). 3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений. 4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов). 5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе). Грибы Общая   характеристика   грибов   как   гетеротрофных   эука­риотических   микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы. Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные  и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители. Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио­тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком.   Болезни   растений,   вызываемые   грибами   и   их   экономическое   значение.   Грибы   — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений. Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика. Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство) Примерные темы практических занятий: 1. Морфология и размножение грибов. 2. Важнейшие классы грибов и их представители. 3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения. 4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов). 5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники). 6. Обнаружение и количественный учет грибов. Роль микроорганизмов в генетической инженери Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы  как источник  ферментов, необходимых для  генно­ инженерных   разработок.   Использование   микроорганизмов   в   качестве   носителей   (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно­ инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине. Микроскопические растения и животные (дополнительный материал) Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах   и   значение   для   человека.   Важнейшие   систематические   группы   водорослей   и   их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации,   роль   в   экологических   системах  и   значение   для   человека.   Важнейшие систематические группы простейших и их представители. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Вид  занятий теоретич. практич. Кол ­ во час №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10     Введение. Предмет микробиологии,   объекты   и методы исследований Общая   характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни Взаимоотношения   вируса   и клетки­хозяина. Методы вирусов Вирусы   —   паразиты бактерий (бактериофаги) Вирусы   растений   и вызываемые ими болезни Диагностика болезней растений Защита растений от вирусов обнаружения   вирусных   Вирусы   животных   и вызываемые ими болезни Вирусы   человека   и вызываемые ими болезни Заключительное   занятие по теме «Вирусы» 11 Общая   характеристика  как бактерий прокариотических организмов Обмен веществ и энергии 12 Дата проведения Факти­ ческая Плани­ руемая 05.09. 12.09. 19.09. 26.09. 03.10. 10.10. 17.10. 24.10. 07.11. 14.11. 21.11. 28.11. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 у   бактерий,   их   роль   в экосистемах 13 Азотфиксируюшие симбиотические бактерии 14 Фотосинтезирующие 15 16 17 бактерии Бактерии   —   компонент нормальной биоты организма животного и человека Бактериальные растений Бактериальные животных и человека болезни болезни     18 Молочнокислое брожение 19 Микроскопическое изучение   бактерий   — возбудителей молочнокислого брожения Использование бактерий   биотехнологии в 21 Общая 20 22 23 24 25 26 27, 28 29 30 31 32       и размножение характеристика грибов  как   эукариотических гетеротрофных микроорганизмов Грибница плесневых (мицелиальных) грибов Бесполое грибов Половое размножение грибов Классификация важнейшие систематические   группы грибов Обмен веществ и энергии у грибов,  их   роль   в экосистемах Спиртовое возбуждаемое дрожжами Взаимоотношения   грибов   и растений Симбиоз грибов и растений Грибы   —   паразиты животных и человека Использование грибов в биотехнологии брожение,   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. 16.01. 23.01. 30.01. 06.02. 13.02. 20.02. 27.02. 06.03. 13.03. 20.03. 10.04. 17.04. 24.04. 15.05. 1 1 1 1 22.05. 29.05. 33 34   в   направления Биологические основы и использования микроорганизмов генетической инженерии Генно­инженерные, разработки  на   основе микроорганизмов в сельском хозяйстве,   промышленности и медицине. Заключительное занятие  по   теме   «Роль микроорганизмов  в генетической инженерии» 4.7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Используемая литература 1.  Бондаренко Н.В.  Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986. 2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986. 3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982. 4.   Воробьев   А.А.,   Кривошеий   Ю.С.,   Широбоков   В.П.  Медицинская   и   санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003. 5.   Гельцер   Ф.Ю.  Симбиоз   с   микроорганизмами   —  основа   жизни   растений.   ­  М.:   Изд­во МСХА, 1990. 6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И.  Практикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002. 7.   Дикий   И.Л. Профессионал, 2004.  Микробиология.   Руководство   к   лабораторным   занятиям.   —   М.: 8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А.  Основы биотехнологии:  учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. 9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995. 10.   Емцев   В.   Т.,   Мишустин   Е.Н.  Микробиология:   учебник   для   студентов   вузов.   —   М: Дрофа, 2006. 11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд­во МГУ, 1987. 12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990. 13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд­во МГУ, 1989. 14.   Микрооргаушзмы­возбудтели  болезней   растений   /   под   ред.   В.И.   Би­лай.   —   Киев: Наукова думка, 1988. 15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995. 16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997. 17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984. 18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994. 19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986. 20.   Щелкунов   С.Н.  Генетическая   инженерия:   учеб.   пособ.   для   студентов   вузов.   — Новосибирск: Изд­во Новосибирского государственного университета, 1994.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Многообразие органического мира» для  11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017