Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)
Оценка 5

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
биология
11 кл
07.03.2018
Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)
Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 11 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии, экологии, развития интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Питание и здоровье человека» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 18 часов в год. Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» для 11 класса составлена на основе «Программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности» (Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: учебно-методическое пособие/Под ред. Т.В.Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 ) Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый комплекс биологического образования, обеспечивает интеграцию химического и биологического образования. Предлагаемый элективный курс «Питание и здоровье человека» основан на современных представлениях о валеологии. Программа курса включает основные вопросы о важнейших веществах, составляющих основу пищи, их свойствах и превращениях в организме, а также о многочисленных дополнительных пищевых компонентах. которые в больших количествах используются в пищевой промышленности. Цель курса: формирование у школьников навыков правильного питания, как одного из составляющих элементов ЗОЖ. Программа носит профильно-ориентированный характер: включение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность позволяет старшеклассникам успешно участвовать в олимпиадах по химии и биологии, способствует более осознанному поступлению на профильные факультеты в вузы.Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 11 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии, экологии, развития интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» для 11 класса составлена на основе «Программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности» (Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: учебно-методическое пособие/Под ред. Т.В.Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 ) Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый комплекс биологического образования, обеспечивает интеграцию химического и биологического образования. Предлагаемый элективный курс «Питание и здоровье человека» основан на современных представлениях о валеологии. Программа курса включает основные вопросы о важнейших веществах, составляющих основу пищи, их свойствах и превращениях в организме, а также о многочисленных дополнительных пищевых компонентах. которые в больших количествах используются в пищевой промышленности.
Рабочая программа элективного курса Питание и здоровье человека (11 класс).doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов                                                                .                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» (среднее общее образование) Исполнитель: Пяткова С. В., учитель биологии и химии 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Екатеринбург Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» определяет основы   организации   и   порядок   обучения   учащихся   11   класса   с   целью   расширения   и углубления   знаний   в   области   биологии,   химии,     экологии,   развития   интереса   к естественнонаучным предметам. (Профильное   обучение: Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» для 11 класса составлена   на   основе   «Программы   элективных   курсов   здоровьесберегающей   программы   элективных   курсов направленности»   здоровьесберегающей   направленности:   учебно­методическое   пособие/Под   ред. Т.В.Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 ) Данный   образовательный   курс   расширяет   и   углубляет   базовый   комплекс   биологического образования,   обеспечивает   интеграцию   химического   и   биологического  образования. Предлагаемый элективный курс  «Питание и здоровье человека»  основан на  современных представлениях   о   валеологии.   Программа  курса   включает  основные   вопросы   о   важнейших веществах, составляющих основу пищи, их свойствах и превращениях в организме, а также о многочисленных дополнительных пищевых компонентах. которые в больших количествах используются  в пищевой промышленности. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, сбалансированное питание, иными словами, наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. Однако, дальше  провозглашения этого лозунга процесс понимания сущности биохимических реакций  как правило не идет. Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека ­ одна из главных  задач  обучения  биологии   и  химии.  Сейчас,  в  современном   обществе,   вопросы правильного питания как никогда актуальны. Цель  курса: формирование у школьников навыков правильного питания, как одного из составляющих элементов ЗОЖ.  Задачи курса:  ­ углубление   знаний о культуре и гигиене   питания,  о важнейших веществах, составляющих основу пищи, их свойствах и превращениях в организме; причинах заболеваний, связанных с нарушением баланса различных веществ в организме человека; ­ формирование  осознанного отношения к своему  здоровью; ­ овладение умениями применять полученные знания в жизни и практической деятельности; ­   развивать   общенаучные   умения:   умения   работать   с   научно   ­   популярной   и  справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать,  систематизировать   материал,   делать выводы; ­   продолжить   формирование   умений   и   навыков   обращения   с   веществами,  выполнения лабораторных работ в соответствии с требованиями правил техники безопасности; ­ продолжить формирование навыков исследовательской деятельности. При изучении курса  «Питание и здоровье человека»  целесообразно использовать разнообразные формы занятий: лекции, семинары, работу над проблемными вопросами и заданиями, лабораторные работы, а также тестовые методы контроля знаний учащихся.  Программа носит профильно­ориентированный характер: включение школьников в поисковую,   исследовательскую   деятельность   позволяет   старшеклассникам     успешно участвовать   в   олимпиадах   по   химии   и   биологии,   способствует   более   осознанному поступлению на профильные факультеты в вузы. 2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В   учебном   плане   МАОУ   СОШ№  17   с   углубленным   изучением   отдельных предметов курс  «Питание и здоровье человека» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 18 часов в год, 1 час в неделю в течение 2­ого полугодия. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: • • • • • • виды питания; состав пищи, пластические и энергетические вещества; биологическую роль, состав, строение, свойства белков, углеводов, липидов; роль и действие витаминов, ферментов, минеральных веществ для живого организма; понятие «пищевые добавки», их значение; последствия неправильного питания и профилактику различных заболеваний. В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь: • • • • определять наличие в продуктах питания белков, жиров, углеводов, некоторых витаминов и минеральных веществ; анализировать состав пищевых веществ по этикеткам; применять пищевые добавки при лечебном питании; правильно сочетать пищевые продукты; Данный курс является безотметочным. 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Содержание программы (18 часов)                 Введение. Общая характеристика питания человека. (1 час). Современный   взгляд   на   питание   человека   и   его   энергетическую   целесообразность. Вегетарианское, видовое, естественное, раздельное, целебное и другие виды питания.             Тема 1.  Пища как аспект важнейший культуры и основа физического здоровья человека (2 часа) Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Режим дня и   приемы   пищи.   Принципы   здорового питания.   Соблюдение   рациона питания. Последствия его  нарушения. Тест: «Правильно ли вы питаетесь?».  Питание   ­   необходимое   условие   для   жизни   человека.   Энергетическая  и биологическая   ценность   пищевых   продуктов.   Пищевые   продукты   и   питательные вещества.   Пластический   и   энергетический   обмен   веществ.   Организация   рационального питания: сочетание химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов.  Тема 2. Биохимические основы питания. (5 часов) Необходимые для   жизни вещества и элементы: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные   вещества.   Их   роль   в   жизнедеятельности   организма   человека.   Важнейшие источники   белков,   жиров,   углеводов,   витаминов.   Суточная   потребность   организма   в различных химических элементах, витаминах. Способы сохранения витаминов в продуктах питания. Белки как важнейшие питательные вещества. Биологическая   роль,   состав   и   строение   белков.   Потребность   человека   в   белках   и аминокислотах.   Основная   белковосодержащая   пища.   Химические   реакции   при  утилизации белков. Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Практические работы.  Выделение белков из биологического материала (казеин  молока, альбумин куриного яйца, растительный альбумин и пр.). исследование свойств белков: денатурация, осаждение, разложение, качественные реакции. Углеводы и их роль в питании. Биологическая   роль   углеводов.   Их   строение,   классификация   и   основные   свойства. Углеводосодержащие   продукты.   Особенности   утилизации   углеводов   в   организме  человека, потребность в углеводах. Методы определения углеводов. Практические работы. Извлечение углеводов из биологических объектов (моносахариды, дисахариды,  крахмал,  гликоген).  Качественные реакции  на присутствие  углеводов  (альдозы и кетозы, восстанавливающие и ^восстанавливающие дисахариды, крахмал, гликоген). Липиды и их роль в питании. Биологическая роль липидов. Их строение, классификация, свойства. Потребность организма   в липидах,   основная   липидосодержащая   пища.   Химические  реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека. Основные нарушения  липидного обмена. Практические работы. Особенности важнейших липидов и методы их определения. Выделение липидов из продуктов питания. Качественные реакции на липиды. Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение впитании. Общая   характеристика,   номенклатура   и   классификация   витаминов,   основные   жиро­и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитоминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные  свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи. Автолиз. Особенности выделения ферментов, методы их определения и изучения свойств. Практические работы. Качественные реакции на основные витамины. Определение содержания витаминов в различных продуктах питания. Количественное определение аскорбиновой кислоты и каротинов. Исследование изменения содержания витаминов в  продуктах  при  термической  и других видах обработки. Определение   наличия   ферментов   в   пищевых   продуктах   (амилаза,   уреаза,   каталаза, пероксидаза, сахараза и др.). получение ферментных препаратов и изучение основных  свойств ферментов. Изучение изменения активности ферментов при кулинарной обработке продуктов. Минеральные вещества и их биологическая роль. Минеральные   элементы.   Макро­,   микро­   и   ультрамикроэлементы.   Биологическая   роль отдельных   элементов   (кальций,   магний,   натрий,   калий,   фосфор,   железо   и   др.)  причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие конкретные минеральные элементы. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.). Практические работы. Определение содержания зольных элементов в растительных продуктах питания. Приемы озоления. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других элементов.   Содержание   нитратов   и   нитритов.   Определение  общего   содержания   воды   в биологических объектах (семена, плоды, овощи, травы). Тема 3. Энергетика жизнеобеспечения (2ч.)   энергии.   Нормы питания. Пища как источник затраты  энергии у людей разных   профессий.   Сбалансированный   пищевой рацион.   Энергетическая ценность пищевых продуктов (калорийность). Режим питания школьника. Практическая  работа « Составление суточного  рациона питания» (с помощью таблиц). Тема   4.  Диетотерапия   как наука о терапевтическом   воздействии на   организм человека пищевых  продуктов. (2ч.)   Суточные Диетотерапия   как наука о терапевтическом   воздействии на   организм   человека пищевых   продуктов.   Лечение   и   профилактика   заболеваний   методом   диетотерапии. Основные  элементы  диетотерапии.  Перечень  разрешенных  и  рекомендованных  пищевых продуктов. Диеты: мифы и реальность. Тест: «Привычки  и лишний вес». Практическая   работа   «Определение   соответствия   массы   тела   учащихся   возрастной норме». Тема   5.  Продукты   питания,   модифицированные   методами   генной   инженерии. Последствия их использования (1ч.) Понятие   о   генетически модифицированных   продуктах.   Способы   получения  генетически модифицированных   продуктов.   Использование генных   технологий. Последствия   внедрения   их   в   качестве   пищевых   продуктов.   Экологический   дисбаланс человека и природы.   Тема 6. Экология пищевых продуктов (2ч.) Продукты питания, сроки их хранения. Возможности длительного хранения продуктов питания.   Экологическая   характеристика   производства   продуктов   питания.   Категории продовольственных   товаров.   Информация   на   упаковке   продовольственных   товаров   и требования к ней.  Пищевые добавки и красители, их экологическая характеристика. Пищевые добавки и их биологическая роль.  Основные пищевые добавки, используемые в лечебном питании. Мед и продукты пчеловодства, пивные дрожжи, яблочный уксус и пищевые кислоты, проросшее зерно и др. съедобные   дикорастущие   травы.   Антистрессовые   препараты.   Здоровый   хлеб.  Синтетическая пища. Практическая   работа   «Проведение   первичной   экологической   экспертизы упакованных продуктов питания».  Тема 7. Химия и пища (2 часа) обработки пищи:   жарки, Вред термической     копчения. Канцерогены, нитраты, пестициды,  дефолианты.  Контроль за содержанием  химикатов  в продуктах   питания.   Химическая   обработка   фруктов   и   овощей   для   долгого   хранения. Химические   приемы   обработки   испорченных   продуктов   питания   в   магазинах   и супермаркетах. Тема 8. Влияние никотина и алкоголя на органы пищеварения (2часа)   консервирования, Табакокурение и алкоголизм   как   факторы сокращения   жизненных ресурсов. Хронические гастриты, язвы желудка  и 12­перстной кишки. Цирроз печени, застой желчи, алкогольный панкреатит. Просмотр   слайдов:   нормальная   слизистая оболочка   желудка;   опухоль   желудка.   Печень здорового человека и  страдающего алкоголизмом.  Итоговое повторение и обобщение курса (1 час). 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема  (кол­во часов) Содержание  Введение. Общая характеристика питания человека (1 час). 1. Современный взгляд на питание человека и его  энергетическую целесообразность   и                   Современный взгляд на питание человека энергетическую целесообразность.  Вегетарианское,   видовое, естественное, раздельное, целебное и другие виды питания.  его     Тема 2. Биохимические основы питания (5 часов) 2. Белки как важнейшие питательные вещества. Практическая работа №1 по теме «Белки и их свойства»  3. Углеводы и их роль в питании. Практическая работа №2 по теме «Углеводы и их свойства»  4. Липиды и их роль в питании. Практическая работа №3 по теме «Липиды и их свойства»  5. Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании. Практическая работа №4 по теме «Витамины»  Практическая работа №5 по теме «Ферменты»    жиры,   белки, Необходимые   для   жизни вещества и элементы:   углеводы, витамины, минеральные  вещества. Их роль в жизнедеятельности   организма   человека. Важнейшие   источники   белков,   жиров, углеводов, витаминов. Суточная потребность организма   в   различных   химических элементах,   витаминах.   Способы   сохранения витаминов в продуктах питания. Белки как важнейшие питательные вещества. Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах. Основная пища. Химические   реакции   при  утилизации   белков. белковосодержащая     Виды деятельности  обучающихся Ознакомление с основными  понятиями курса: ­ питание; ­ энергетическая  целесообразность. Характеризовать современные  представления о питании человека и его энергетической  целесообразности, виды питания.     жиры, необходимые   для  и элементы:   углеводы, минеральные  Ознакомление с основными  понятиями курса: ­ биохимия. Называть  жизни вещества белки, витамины, вещества. Приводить   примеры   важнейших источников   белков,   жиров, углеводов, витаминов. Называть  способы   сохранения витаминов в продуктах питания. Выполнять практические 6. Минеральные вещества и их биологическая роль. Практическая работа №6 по теме «Минеральные вещества». Белковая   недостаточность,   ее   причины   и симптомы. Практические  работы.  Выделение  белков из   биологического   материала   (казеин  молока, альбумин куриного яйца, растительный альбумин и пр.). исследование свойств белков: денатурация, осаждение, разложение, качественные реакции. Углеводы и их роль в питании. Биологическая роль углеводов. Их строение, классификация   и   основные   свойства. Углеводосодержащие   продукты.   Особенности утилизации   углеводов   в   организме  человека, потребность в углеводах.  Методы  определения углеводов. Практические   работы.  Извлечение углеводов   из   биологических   объектов (моносахариды, дисахариды, крахмал, гликоген). Качественные реакции на присутствие углеводов (альдозы   и   кетозы,   дисахариды,  крахмал, гликоген). Липиды и их роль в питании. Биологическая   роль   липидов.   Их   строение, классификация, свойства. Потребность организма в     липидах,     основная     липидосодержащая пища.   Химические  реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека.   Основные   нарушения  липидного обмена. Практические   работы.  Особенности важнейших липидов и методы их определения. Выделение   липидов   из   продуктов   питания. Качественные реакции на липиды. белков работы и лабораторные опыты, соблюдая   правила   техники безопасности: Выделение из   биологического   материала   (казеин молока,   альбумин   куриного   яйца, растительный   альбумин   и   пр.). исследование   свойств   белков: денатурация, осаждение, разложение, качественные реакции.     Извлечение   углеводов   из объектов дисахариды, биологических   (моносахариды, крахмал, гликоген).      дисахариды, Качественные   реакции   на присутствие   углеводов   (альдозы   и кетозы,  крахмал, гликоген). Особенности важнейших липидов и методы их определения.  Выделение липидов   из   продуктов   питания. Качественные реакции на липиды. Качественные   реакции   на основные   витамины.   Определение содержания витаминов в различных продуктах питания. Количественное определение аскорбиновой кислоты и   каротинов.   Исследование изменения содержания витаминов в продуктах   при   термической   и других видах обработки. Определение   наличия Определение ферментов   в   пищевых   продуктах уреаза, (амилаза,     каталаза, пероксидаза,   сахараза   и   др.). получение ферментных препаратов и   изучение   основных  свойств ферментов.   Изучение   изменения активности   ферментов   при кулинарной обработке продуктов. содержания зольных   элементов   в   растительных продуктах   питания.   Приемы озоления. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других   элементов.   Содержание нитратов и нитритов. Определение общего   содержания   воды   в биологических   объектах   (семена, плоды, овощи, травы).   Витамины, их биологическая роль и значение в питании.   ферменты,   Общая   характеристика,   номенклатура   и классификация   витаминов,   основные   жиро­и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитоминозы и их причины. Влияние   характера   питания   на   витаминную недостаточность. Ферменты   в   живом   организме.   Их характеристика,   классификация   и   основные свойства.   Роль   ферментов   в   процессе переваривания   и   усвоения   пищи.   Автолиз. Особенности выделения ферментов, методы их определения и изучения свойств. Практические   работы.  Качественные реакции   на   основные   витамины.   Определение содержания   витаминов   в   различных   продуктах питания. определение аскорбиновой   кислоты   и   каротинов. Исследование изменения содержания витаминов в продуктах при термической и других видах обработки.   Количественное   (амилаза,   уреаза, Определение наличия ферментов в пищевых продуктах     каталаза, пероксидаза,   сахараза   и   др.).   получение ферментных   препаратов   и   изучение   основных свойств   ферментов.   Изучение   изменения активности   ферментов   при   кулинарной обработке продуктов. Минеральные   вещества   и   их биологическая роль. Минеральные  элементы.  Макро­, микро­  и ультрамикроэлементы.   Биологическая   роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий,   фосфор,   железо   и   др.)  причины недостаточности   минеральных   элементов. Основные   продукты   питания,  содержащие конкретные минеральные элементы. Содержание,   состояние   и   роль   воды   в организме   человека.   Структурированная   вода (магнитная, талая и др.). Практические   работы.  Определение содержания   зольных   элементов   в   растительных продуктах   питания.   Приемы   озоления. Определение   содержания   кальция,   фосфора, железа, магния и других элементов. Содержание нитратов   и   нитритов.   Определение  общего содержания   воды   в   биологических   объектах (семена, плоды, овощи, травы). Тема 3. Энергетика жизнеобеспечения (2 часа) 7. Пища как источник энергии. Нормы питания. Суточные  затраты  энергии у людей разных профессий. 8. Энергетическая ценность пищевых продуктов  (калорийность). Практическая работа №7 по теме  « Составление суточного  рациона питания» Пища как источник энергии.  Нормы питания. Суточные затраты   энергии у людей разных профессий.  Сбалансированный пищевой рацион.  Энергетическая ценность пищевых продуктов (калорийность). Режим питания школьника. Практическая  работа  « Составление суточного  рациона питания»  (с помощью таблиц). Ознакомление с основными  понятиями курса: ­ нормы питания; ­ суточные затраты энергии; ­ энергетическая ценность  пищевых продуктов  (калорийность). Выполнять практические  работы, соблюдая правила  техники безопасности. Тема 4. Диетотерапия  как наука о терапевтическом  воздействии на организм человека пищевых  продуктов (3 часа) 9. Концепция чистого организма и здоровье. Голодание, пост, разгрузочно­диетическая терапия.  Практическая   работа №8 «Определение соответствия  массы тела учащихся возрастной норме». 10. Основные элементы диетотерапии. 11. Профилактика различных заболеваний и питание. Лечение и  профилактика заболеваний методом диетотерапии. Практическая  работа №9 «Подбор индивидуальных продуктов и составление индивидуального рациона» Ознакомление с основными  понятиями курса: ­ концепция чистого организма; ­ голодание,  ­ пост,  ­ разгрузочно­диетическая терапия. Называть  правила приёма пищи, правильное   сочетание   пищевых продуктов. Характеризовать  элементы   диетотерапии, гигиенистов на питание человека. Составлять  индивидуальный рацион, меню  при различных видах заболеваний:   сердечно­сосудистых, желудочно­кишечного тракта. Отвечать   на   вопросы   теста: «Привычки   и лишний   вес», анализировать результат теста. Выполнять  работы, техники безопасности. практические   соблюдая   правила основные  взгляд Концепция   чистого   организма   и   здоровье. Голодание,   разгрузочно­диетическая терапия. Правила  приема пищи. Профилактика различных заболеваний и питание.   пост, Питание и продолжительность жизни.  Индивидуализация собственного питания. Практические   работы.  Подбор индивидуальных   продуктов   и   составление индивидуального рациона. Составление рецептов из   «живой»   пищи.   Составление   меню  при различных   видах   заболеваний:   сердечно­ сосудистых, желудочно­кишечного тракта  и др. Диетотерапия   как наука о терапевтическом  воздействии на   организм   человека   пищевых  продуктов.   Лечение   и   профилактика заболеваний диетотерапии. Основные элементы диетотерапии. Перечень разрешенных   и   рекомендованных   пищевых продуктов.  Тест: «Привычки  и лишний вес». Практическая   «Определение соответствия   массы   тела   учащихся возрастной норме». Способы приготовления пищи.  Лечебно ­ профилактическая роль питания.   методом   работа   Голод   и   аппетит.   Кулинарная   обработка пищевых продуктов, «живая» и «мертвая» пища. Правильное   сочетание   пищевых   продуктов. Гигиенисты   и   их   взгляд   на   питание  человека Тема 5. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии. Последствия их использования (1час) (П.Брэгг, Г.М.Шелтон, Н.У.Уокер и др.). 12. Понятие о генетически модифицированных продуктах.   Способы Понятие   о   генетически модифицированных продуктах. получения  генетически модифицированных   продуктов. Использование генных технологий. Последствия   внедрения   их   в   качестве пищевых   Экологический дисбаланс человека и природы.   продуктов.       Тема 6. Экология пищевых продуктов (2часа) 13. Информация на упаковке продовольственных товаров и  требования к ней. Сроки хранения продуктов. 14. Пищевые добавки и красители, их экологическая  характеристика. Практическая работа №10 «Проведение первичной  экологической экспертизы упакованных продуктов питания».    длительного   питания. Продукты питания,   сроки их   хранения. Возможности хранения продуктов     Экологическая характеристика   производства   продуктов   Категории   продовольственных питания. товаров.   Информация   на   упаковке продовольственных   товаров   и   требования   к ней.   Пищевые   добавки   и   красители,   их экологическая   характеристика.  Пищевые добавки   и   их   биологическая   роль.  Основные пищевые   добавки,   используемые   в   лечебном питании. Мед и продукты  пчеловодства, пивные дрожжи,   яблочный   уксус   и   пищевые   кислоты, Ознакомление с основными  понятиями курса: ­ генетически модифицированные продукты; ­ генные технологии; ­ экологический дисбаланс. Характеризовать внедрения генетически модифицированных продуктов   в   качестве   пищевых продуктов.  последствия Ознакомление с основными  понятиями курса: ­   сроки   хранения   продуктов питания; ­   категории   продовольственных товаров; ­ пищевые добавки; ­ пищевые красители. Называть  используемые в лечебном питании. Характеризовать  информацию на   упаковке   продовольственных товаров   и   требования   к   ней, проводить  первичную пищевые   добавки, проросшее зерно и  др. съедобные дикорастущие травы.   Антистрессовые   препараты.   Здоровый хлеб. Синтетическая пища.  первичной   упакованных продуктов питания».  Практическая   работа   «Проведение экспертизы экологической   Тема 7. Химия и пища (2 часа) 15. Термическая обработка пищи. Понятие о канцерогенах. 16. Химикаты в продуктах питания. Термическая обработка пищи.  Вред термической  обработки пищи: жарки,  консервирования, копчения. Канцерогены,  нитраты, пестициды, дефолианты. Контроль  за содержанием химикатов в продуктах  питания.  Химическая обработка фруктов и овощей для долгого хранения. Химические приемы  обработки испорченных продуктов питания в  магазинах и супермаркетах. экологическую экспертизу упакованных продуктов питания.   Ознакомление с основными  понятиями курса: ­   виды   термической   обработки пищи; ­ канцерогены, ­ нитраты,  ­ пестициды,  ­ дефолианты. Называть  виды  контроля   за содержанием   химикатов   в продуктах питания. Характеризовать: ­  способы химической обработки фруктов и овощей для долгого  хранения; ­ химические приемы обработки  испорченных продуктов питания  в магазинах и супермаркетах. Тема 8. Влияние никотина и алкоголя на органы пищеварения (1 час) 17. Табакокурение и алкоголизм как  факторы сокращения  Табакокурение и алкоголизм   как  Ознакомление с основными жизненных ресурсов. факторы сокращения   жизненных ресурсов. Хронические гастриты,   язвы   желудка   и   12­ перстной   кишки.   Цирроз   печени,   застой желчи, алкогольный панкреатит. нормальная Просмотр слизистая оболочка   желудка;   опухоль желудка.   Печень   здорового   человека   и  страдающего алкоголизмом.  слайдов:     Повторение и обобщение знаний по курсу (1 час). 18. Повторение   и   обобщение   знаний   по   курсу  «Питание   и здоровье человека». Повторение   и   обобщение   знаний   по   курсу «Питание и здоровье человека»: Виды питания. Состав   пищи,   пластические   и   энергетические вещества. Биологическую роль, состав, строение, свойства белков, углеводов, липидов. Роль   и   действие   витаминов,   ферментов, минеральных веществ для живого организма. Понятие «пищевые добавки», их значение; Последствия   неправильного   питания   и профилактика различных заболеваний. понятиями курса: ­ табакокурение;  ­ алкоголизм; ­ жизненные ресурсы. Характеризовать табакокурение и алкоголизм   как факторы сокращения жизненных ресурсов человека. В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: виды питания; состав пищи, пластические и • • энергетические вещества; • строение, углеводов, липидов; • биологическую роль, состав,   свойства   белков, роль и действие витаминов, ферментов,   минеральных веществ   для   живого организма; понятие «пищевые добавки», • их значение; • последствия   неправильного питания   и   профилактику различных заболеваний. В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь: • определять   наличие   в продуктах   питания   белков, жиров, углеводов, некоторых витаминов и минеральных веществ; анализировать   • состав пищевых веществ по этикеткам; • применять пищевые добавки при лечебном питании; • продукты; правильно сочетать пищевые 2. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения № п/п 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) элективных «Программы   здоровьесберегающей направленности»   (Профильное   обучение:   программы   элективных курсов   здоровьесберегающей   направленности:   учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.В.Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 )   курсов   Учебники: Дидактическое описание Используется  педагогом при  разработке и  составлении  рабочих программ  по предмету; при разработке  дидактических  материалов; в  работе с  обучающимися.  Дополнительная литература для учащихся: 1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. Екатеринбург: Среднеуральское кн.изд­во, 1993. 2.Аностасова А.П. Человек и его здоровье – М.: Просвещение, 2007 г. 3. Базеко, Н.П. Все секреты здорового питания / под ред Н.П.Базеко,  С.И.Пименов. – М.Мед.лит, 2003. 4.Липунова Е.А. Физиология пищеварения­ Москва­ Белгород, 2005 5.Нецветаев   В.П.   Основы   биотехнологии:   Учебное     пособие   для учащихся. –  БелГУ, 2007 г. 6.Суворова Н.Н. Человек и его здоровье. – Н. Новгород, 2009 г. 7.Хрипкова А.Г. и др. Физиология человека.­М.: Просвещение, 2008 г. 8.Энциклопедический словарь юного химика / под ред. Д.Н.Трифонова, ­ М.: Педагогика – Пресс, 1999 Дополнительная литература для учителя: 1. Анохина В.С. и др. Эксперименты и наблюдения на уроках  биологии: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 2009 г. 2. Воронина Г.А. Физиология и гигиена питания: Методические  рекомендации для педагогов. – Киров: ВГПУ, 2001. ­ 41с. 3. Гогулан М. Законы полноценного питания. ­ Проф – Пресс, Ростов­ на­Дону,1998 4. Ефремов, М.И. Осторожно! Вредные продукты: Не все вкусное  полезно. – СПб: «Невский проспект», 2004. 5. Здоровье:   учебно­методическое   пособие   для   учителей   1­11 классов/  под ред. В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. – Ярославль: Аверс Пресс, 2003.   6. Здоровое   питание   школьников:   учебное   пособие–   авторы­   Н.В.Антонова, составители   Т.И.Бочкарева, Т.Б.Мамутина, – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007.   И.В.Абрамова, 7. Курихин,  И.М. Нечаев, А.П. Все о пищи с точки зрения химии. – М.: Высшая школа, 1991. 8. Маюров,   А.Н.   В   здоровом   теле   –   здоровый   дух/   А.Н.Маюров, Я.А.Маюров. – М.: Педагогическое общество России, 2006. 9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно  знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу // Химия в  школе. – 1997 ­ № 5 10. Николаев Л.А. Химия жизни. М.: Просвещение, 1973. 11. Пальцев,  А.И. О питании и здоровье/ А.И.Пальцев. – Новосибирск, 2004. 12. Практикум по общей биохимии: Учеб. Пособие для студ. хим.  спец.ин­тов / Под ред. Ю.Б.Филлиповича. М.: Просвещение, 1985. 13. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в  школе. – 2000. ­ № 5 14. Сонькин, В.Д. Законы правильного питания, – М.: Вентана­Граф, 2004.  15. Справочник   по   детской   диетике/   Под   ред.   И.М.Воронцова, А.В.Мазурина. – 2­е изд., доп. и перераб.– Л.: Медицина, 1980.  16. Филлипович Ю.Б. Основы биохимии: Учеб.пособие для  студ.хим.спец.ин­тов. М.:Высшая школа, 1994 17. Эвенштейн З.М. Здоровье и питание. – М.,1987г. 4. 5. Комплект таблиц по биологии и химии. Портреты учёных. Печатные пособия Цифровые образовательные ресурсы MULTIMEDIA ­ поддержка курса  Интернет­ресурсы: http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;  http://school­collection.edu.ru  образовательных ресурсов. http://urok­matematike.ucoz.ru/load/zdorovoe_pitanie_shkolnika/1­1­0­5  Единая   коллекция   цифровых http://antonioracter.narod.ru/nayka/health­school/03­pr­pitanie­ vitamin.html http://royal­ration.ru/blog/royal­ration/115/ http://www.womanadvice.ru/zdorovoe­pitanie­shkolnikov http://www.za­partoi.ru/zdorovoe­pitanie.html Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.  (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и  презентационных) Экранно­звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) 7. Комплект видеоуроков по химии и биологии Технические средства обучения (средства ИКТ) Печатные пособия  имеют сменную  экспозицию в  кабинете Используется для  создания  тематических и  итоговых  разноуровневых  тренировочных и  проверочных  материалов для  организации  фронтальной и  индивидуальной  работы. ЦОРы  ориентированына  различные формы  познавательной  деятельности (исследователь­ скую,  проектную  работу) Пакет прикладных  программ  8. Доска интерактивная – лекционная  Мультимедиа проектор Компьютер Pentium 4 Монитор Samsung МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a Основные  технические  требования:  графическая  операционная  система,  возможность  выхода в Интернет. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ. Реактивы. Общего назначения и демонстрационные 13. Демонстрационная зона Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив  металлический ШЛБ. Набор химических реактивов. Учебно­ практическое и  учебно­ лабораторное  оборудование.

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Питание и здоровье человека» (11 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Питание и здоровье человека» (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018