Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»
Оценка 5

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 5
11 кл +1
21.11.2018
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»
Биология как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования окружающей среды и живой природы, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, сбалансированное питание, от которого напрямую зависит наше здоровье. Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека - одна из главных задач биологии. Наиболее систематично и последовательно данная работа может быть проведена на занятиях элективного курса. Предлагаемая мною программа элективного курса на тему «Биология вокруг нас. Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся химико-биологического, медико-биологического, физико-химического, технологического профиля обучения и универсального класса.
Биология вокруг нас 11 класс.doc
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 130» РАССМОТРЕНО На заседании школьного МО Протокол  № __от  ___ 2018г. Рук. МО _______/__________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР БОУ г. Омска « СОШ № 130» _________ / Павленко Е.В./ УТВЕРЖДАЮ Директор  БОУ г. Омска «СОШ № 130» ___________  / В.В. Шестаков ____сентября 2018 г. Приказ  № ___от_______2018 г . Рабочая программа Элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас» наименование учебного предмета, курса, класс                                                                                     Адоптирована учителем:                                                                                      Кириченко Еленой Сергеевной  . 1 Омск 2018 г. Пояснительная записка Биология как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся   представление   о   научно   обоснованных   правилах   и   нормах использования окружающей среды и живой природы, а совместно с другими естественнонаучными   предметами   формировать   основы   здорового   образа жизни и грамотного поведения людей в быту. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, сбалансированное питание, от   которого   напрямую   зависит   наше   здоровье.   Поэтому   формирование   у учащихся правильного представления о природе питания человека ­ одна из главных задач биологии. Наиболее систематично и последовательно данная работа может быть проведена на занятиях элективного курса. Предлагаемая мною программа элективного курса на тему «Биология вокруг нас. Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии   и   задумана   для   учащихся     химико­биологического,   медико­ биологического, физико­химического,  технологического профиля обучения и универсального класса.   Цель элективного курса: ­ формирование знаний об основах экологии питания,   как о знаниях, необходимых   человеку   для   поддержания   и   укрепления   своего   здоровья Задачи элективного курса: ­ ознакомить учащихся с валеологическими знаниями; ­ углубить знания о процессе пищеварения в организме человека; ­ дать понятие о пищевых добавках и их биологической роли; ­ воспитание   здорового образа жизни; ­ обучить  правилам рационального питания; ­ развивать коммуникативные способности учащихся.  Формы обучения: лекция, семинарские занятия, беседа, практическая работа. В   программе   предусмотрено   изучение   теоретических   вопросов, формирование   практических   навыков   для   более   глубокого   овладения знаниями. Формой итогового контроля является защита рефератов.         Проблемы,   которые   раскрываются   в   данном   курсе,   интересны   и злободневны, от  их  решения  зависит  сохранение  здоровья, выбор  профиля дальнейшего обучения и профессии учащимися.   исследовательской   деятельностью,       Особенностью занятий является тесная связь теории с практическими занятиями,   что   стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков   и   умений   по   приготовлению   пищи,   по   определению   своих возможностей   в   данной   области,   по   самопознанию   и   саморазвитию. 2 Содержание   курса   включает   ряд   сведений,   обеспечивающих   элементы занимательности, что способствует положительной  мотивации учения. Содержание курса рассчитано на изучение  в течение 34 ­ 35 часов. Ожидаемый результат: В ходе изучения данного курса: учащийся получит представления:  о понятиях: процесс пищеварения, экологически чистые продукты, здоровое питание, виды определения качества пищевых продуктов;   о  профессиях  в данной сфере деятельности.  о правилах и этапах: организации деятельности по приготовлению пищи от идеи, покупки продуктов и до ее реализации;  как находить информацию для решения различных своих проблем при кулинарной и др. деятельности; учащийся приобретает опыт:  определения целей и задач своей деятельности;  приготовления несложных, «экологически чистых»  блюд, подсчета их пищевой ценности и калорийности.  определения качества пищевых продуктов;  самостоятельной организации своей деятельности;  исследовательской деятельности;  проектной деятельности. Контроль деятельности  учащихся проводится: по итогам практических работ, результатам опроса, по выполнению исследовательской деятельности методами: тестирования, защиты проектов.                                      Содержание программы Тема I. «Общая характеристика питания человека» (2 часа) Питание и его роль в жизни человека.  Экология питания или что такое   здоровое питание. Проблемы экологии в питании.  Правила рационального питания: режим, умеренность, разнообразие.  Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Вегетарианское,   видовое,   саттвическое,   естественное,   раздельное, целебное и другие виды питания. Работы И. П. Павлова, И. И. Мечникова, А. М. Уголева, Г. С. Шаталова и других по проблеме питания. 3 Творческое домашнее задание:  «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Чем больше еды, тем больше болезней…» (Бенджамин Франклин) Практическая работа 1. « Расчет  индекса массы тела человека». Тема II. «Биохимические основы питания» (2 часа) Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества; ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты и др.  пластические и энергетические вещества. Строение   пищеварительной   системы.  Функции   пищеварительной системы.  Понятие   о   процессе   пищеварения,   об   усвояемости   пищи.   Основные этапы   переваривание   пищи   в   желудочно­   кишечном   тракте   человека. Ферменты пищеварения. Симбиозное пищеварение. Опрос по карточкам:  Викторина между группами учащихся «Что я знаю о пищеварении?» Тема III. «Белки как важнейшие питательные вещества» (4 часа) Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах. Основная   белковосодержащая   пища.   Химические   реакции   при утилизации   белков.   Белковая   недостаточность,   ее   причины   и   симптомы. Выделение   белков   из   биологического   материала   Исследование   свойств белков: денатурация, осаждение, высаливание, разложение. Практическая   работа   2.  Количественное   определение   белков   в растительных и животных продуктах.  Практическая работа 3    . Исследование свойств белков: денатурация, осаждение, высаливание, разложение.  Тема IV. «Углеводы и их роль в питании» (4 часов) Биологическая   роль   углеводов.   Их   строение,   классификация   и основные свойства. Углеводсодержащие продукты. Особенности утилизации углеводов   в   организме   человека,   потребность   в   углеводах.   Методы определения углеводов. Практическая   работа   4.  Качественные   реакции   на   присутствие углеводов   (альдозы   и   кетозы,   восстанавливающие   и   невосстанавливающие дисахариды, крахмал, гликоген). Практическая  работа  5.     Количественное   определение   углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал).  4 Тема V. «Липиды и их роль в питании» (4 часа) Биологическая роль липидов. Их строение, классификация и свойства. Потребность организма в липидах, основная липидсодержащая пища. Химические реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека. Основные нарушения липидного обмена. Особенности важнейших липидов и методы их определения. Выделение липидов из продуктов питания.  Практическая   работа   6.  Качественные   реакции   на   липиды. Определение физико­ химических констант жиров. Практическая работа 7. Определение общего содержания липидов в биологических объектах. Тема VI. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» (4 часов) Общая   характеристика,   номенклатура   и   классификация   витаминов. Основные жиро­ и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Ферменты   в   живом   организме.   Их   характеристика,   классификация   и основные   свойства.   Роль   ферментов   в   процессе   переваривания   и   усвоения пищи. Автолиз. Особенности выделения ферментов, методы их определения и изучения свойств. Качественные реакции на основные витамины.  Практическая   работа   8.  Определение   содержания   витаминов   в различных   продуктах   питания.   Количественное   определение   аскорбиновой кислоты   и   каротинов.   Исследование   изменения   содержания   витаминов   в продуктах питания при термической и других видах обработки. Практическая работа 9. Определение наличия ферментов в пищевых продуктах.   Изучение   изменения   активности   ферментов   при   кулинарной обработке пищевых продуктов.  Тема VII. «Минеральные вещества» (3 часа) Минеральные   элементы.   Макро­   микро­   и   ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо  и др.). Причины недостаточности  минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы. 5 Содержание,   состояние   и   роль   воды   в   организме   человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.). Практическая   работа   10.  Определение   содержания   кальция, фосфора,   железа,   магния   и   других   элементов.   Содержание   нитратов   и нитритов.               Практическая работа       11.  Определение общего содержания воды в биологических объектах (семена, овощи, плоды, травы). Тема VIII. «Пищевые добавки и их биологическая роль» (4 часа) Пищевые   добавки   и   их   классификация.   Пищевые   химические   и растительные добавки. Основные пищевые добавки, используемые при лечебном питании. Мед и   продукты   пчеловодства,   пивные   дрожжи,   яблочный   уксус   и   пищевые кислоты, проросшее зерно и др.  Съедобные дикорастущие травы. Антистрессовый  препарат, здоровый хлеб.  Практическая работа 12. Содержание этикеток. Практическая работа 13 Определение качества меда. Практическая работа 14    . Приготовление лечебного чая. Тема  IX.   Безопасность   пищевых   продуктов   в   рыночных   условиях.   (2 часа) Обеспечение безопасности пищевых продуктов в рыночных условиях. Виды упаковок пищевых продуктов. Этикетки расфасованных продуктов и их назначение. Сроки хранения продуктов.  Экологическая   символика   на   продовольственных   товарах.     Генная инженерия и продукты питания. Генетически модифицированные продукты. Практическая работа 15.   Выбор вида упаковки продуктов. Расшифровка надписей  упаковки. Тема   «Способы   приготовления   пищи.   Лечебно­  X.   профилактическая роль питания» (5 часа) Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, «живая» и «мертвая» пища. Правильное сочетание пищевых продуктов. Гигиенисты и их взгляд на питание человека (П. Брэгг, Г.М. Шелтон, Н.У.Уокер и др.). 6 Концепция   чистого   организма.   Очищение   организма   и   здоровье. Голодание, пост, разгрузочно­ диетическая терапия. Правила приема пищи. Профилактика различных заболеваний и питание. Питание и продолжительность жизни. Индивидуализация собственного питания. Подбор   индивидуальных   продуктов   и   составление   индивидуального рациона. Составление рецептов из «живой» пищи. Практическая работа 16.    Составление меню при различных видах заболеваний: сердечно­ сосудистых, желудочно­кишечного тракта и др.              Календарно ­ тематический планирование № п/п Тема занятия Кол­во часов Вид деятельности Тема I. «Общая характеристика питания человека» (2 часа) 1. 2. 3. 4. Общая питания человека   характеристика 2 Лекция­ беседа Тема II. «Биохимические основы питания» (2 часа) Биохимические питания   основы 2 Беседа, составление таблицы Тема III. «Белки как важнейшие питательные вещества» (4 часа) Белки как важнейшие  питательные вещества 4 Лекция­ рассказ, практическая  работа Тема IV. «Углеводы и их роль в питании» (4 часов) Углеводы и их роль в питании 4 Лекция, беседа, составление  таблиц, практическая работа Тема V. «Липиды и их роль в питании» (4 часа) 7 5. Липиды и их роль в питании  4 Лекция, беседа, составление  таблиц, практическая работа,  составление кроссвордов 6. 7. 8. 9. Тема VI. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» (4 часов) Витамины, ферменты, их  биологическая роль и значение  в питании 4 Беседа, работа с  дополнительной литературой,  практическая работа Тема VII. «Минеральные вещества» (3 часа) Минеральные вещества  3 Лекция­ рассказ,  самостоятельная работа,  практическая работа Тема VIII. «Пищевые добавки и их биологическая роль» (4 часа) Пищевые добавки и их  биологическая роль  4 Лекция, беседа, семинар,  составление таблиц,  практическая работа Тема IX. Безопасность пищевых продуктов в рыночных условиях.  (2 часа) Безопасность пищевых  продуктов в рыночных  условиях.  2 Лекция­ рассказ,  самостоятельная работа,  практическая работа Тема X.  «Способы приготовления пищи.  Лечебно­ профилактическая роль питания» (5 часа) 10. Способы приготовления пищи. Лечебно­ профилактическая  роль питания Итого 4 Беседа, практическая работа,  защита рефератов 34 часа Литература 1. Анастасова Л. П., Зверев И. Д., Утешинский Д. Д. Разноуровневые программы по биологии.//Биология в школе.­1994.­ №4.­ С. 24­ 25. 2. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. Екатеринбург. Среднеуральское кн. Изд­во, 1993. 8 3. Колычева  З. И. Химия и питание.//Химия в школе.­1997.­ №4­ С. 86­ 88. 4. Петровский К. С. Витамины круглый год. М., Россельхозиздат, 1983. 5. Чередниченко И. П., Оданович М. В. Рабочие программы по биологии. М..Глобус, 2007. 6. Ширшина   Н.   В.   Химия.   8­   11   классы:   развернутое   тематическое планирование. Волгоград: Учитель, 2007. 9

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс: «Биология вокруг нас»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018