Рабочая программа элективного курса по экологии
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса по экологии

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
экология
10 кл—11 кл
15.11.2017
Рабочая программа элективного курса по экологии
календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Основы экологии" 10 класс
Публикация является частью публикации:
пояснит 10 эл.docx
Пояснительная записка   Рабочая   программа   по предмету   экология   10­11   класс для   учащихся   с ограниченными   возможностями   здоровья,   обучающихся   на   дому,   составлена   на   основе Образовательной   программы   ГБОУ   школы   №   420   в   соответствии   с   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;  на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1­11 класс (под ред. д­ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология», 10­11 класс (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.).  Данная рабочая программа подкреплена учебником:  1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10­ 11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2013. – 288 с.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащегося, обучающегося на дому, средствами учебного   предмета   в   соответствии   с   целями   изучения   данного   предмета   с   учётом его психических   и   физических   возможностей,   особенностей   эмоционально­волевой   сферы; сложности   и   характера   течения   заболевания в строгом   соответствии   с   медицинскими рекомендациями. Согласно   Учебного   плана   школы   программа   по   биологии  (обучение   на дому) рассчитана на: 0,5 час в неделю.( 17 часов в год) 34   час.   в   год:     17час.   –   занятия   с   учителем   (из   расчёта   0,5   час.   в   неделю, следовательно 2 час. в месяц) и 17 час. отводится на самостоятельную работу учащегося ( из расчёта 0,5 час. в неделю, следовательно 2 час. в месяц). Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих организации обучения на дому. Темы для самостоятельного изучения предусмотрены содержанием программы по данному предмет, распределены согласно индивидуального календарно­тематического планирования; задания по   изучаемым   темам   выполняются   под   руководством   учителя,   в   том   числе   с использованием дистанционных технологий. Программа индивидуального обучения на дому ориентирована на: ­ оказание помощи больному ребенку в реализации его индивидуальных образовательных  возможностей и потребностей с учетом индивидуальных особенностей психического и  физического здоровья; ­ создание благоприятных условий для успешного развития, социальной адаптации и  интеграции, сохранения здоровья; ­ формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции  образовательного, воспитательного процессов; ­ практическую подготовку ребёнка с проблемами в развитии к самостоятельной жизни; ­формирование общей культуры личности ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья на основе усвоения программы. Приоритетными методами обучения являются индивидуальный подход, личностно –  ориентированная организация занятий. Основная форма обучения ­ учебно­практическая деятельность обучающегося на дому на основе уплотненного учебного материала. Формы организации работы учащихся: учебно­практические работы, творческие,  проектные работы, презентации, творческие задания и т.п. Формы учебных занятий:, обзорные уроки, посильные практические занятия,  упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы, в том числе с использованием  дистанционных образовательных технологий, уроки дистанционного обучения. Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов,  самостоятельная работа, рефлексия. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в соответствии с «Положением о  промежуточной аттестации учащихся», контрольные работы включены в тематическое  планирование. Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях: ­информационно­коммуникационные технологии; ­здоровьесберегающие технологии. Виды контроля: ­ фронтальный, комбинированный, устный.                   Рабочая программа для индивидуальных занятий по  экологии   составлена с опорой   на   фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования   и   задают   перечень вопросов,   которые   подлежат   обязательному   изучению   как   в   основной   школе,   так   и   в индивидуальном   обучении,   поэтому   в   рабочей   программе   для   индивидуальных   занятий сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования,   которые определены государственным образовательным стандартом основного общего образования. В   10   классе   на   реализацию   курса   экологии   согласно   базисному   учебному   плану   предусматриваются   те   же   цели   и   задачи, учебных часов не выделено, поэтому введен элективный курс 0,5 час ( в неделю). Указанная программа предусмотрена для обучения учащихсяс ОВЗ,имеющих медицинские показания   для   обучения   на   дому.   Требования   к   обязательному   минимуму   содержания образования остаются общими и обязательными, однако учебная нагрузка сокращена. Рабочая   программа   по   экологии   в   10   классе   предусматривает   изучение   курса экологии «Общая экология» . Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи: ­ преемственности экологического образования;  ­   интеграции   учебных   предметов   (экология,   биология,   география,   физика,   химия, история, обществознание, право, экономика); ­ гуманизации образования; ­   соответствия   содержания   образования   возрастным   закономерностям   развития школьников; ­ личностной ориентации содержания образования; ­ деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих   учебных   умений,   обобщённых   способов   учебной,   познавательной,   практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности; ­ формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Эти идеи   являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса. Цель   курса   «Общая   экология»:   обобщение   и   углубление   экологических   знаний, полученных   на   предыдущих   этапах   обучения;   обеспечение   понимания   основных закономерностей,   теорий   и   концепций   экологии;   развитие   способности   оценки экологических   ситуаций   и   прогнозирования   в   своей   практической   деятельности последствий   вмешательства   в   природу;   формирование   экологического   мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. Задачи:   ­   формирование   понятийного   аппарата, закономерностей, теорий и концепции экологии;    обеспечения   понимания   основных ­   развитие   способности   оценки   экологических   ситуаций   и   прогнозирования   в   своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; ­   формирование   экологического   мировоззрения   и   поведения,   активной   жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды; ­ закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.              ­   развитие   волевой   сферы   –  убеждения  в   возможности   решения   экологических проблем,   стремления   к   распространению   экологических   знаний   и   личному   участию   в практических делах по защите окружающей среды. Изложение   материала   предлагается   проводить   в   соответствии   с   основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне.  Содержание   курса  «Общая   экология»  структурировано   по   темам,   к   которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения   экологии   в   10   классе   включает   практикум   с   целью   развития   творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования. Обучение   учащихся   10­х   классов   экологии   опирается   на   полученные   ими   ранее знания   по   биологии,   химии,   географии,   физике,   обществознанию   и   осуществляется   на основе   развития   и   обобщения   экологических   понятий,   усвоения   научных   фактов, важнейших   закономерностей,   идей,   теорий,   обеспечивающих   формирование   эколого­ природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности. Ожидаемый результат изучения  курса экологии «Общая экология» направлен на реализацию   деятельностного,   практико­   и   личностно   ориентированного   подходов: овладение   учащимися   интеллектуальной   и   практической   деятельности;   овладения знаниями   и   умениями,   востребованными   в   повседневной   жизни,   позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды. Для   оценки   достижений   учащихся   по   изучению   данных   курсов   необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.  Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. При   осуществлении   поурочного   контроля   оценивается   процесс   учебной деятельности   учащихся,   познавательные   и   общеучебные   умения,   использование рациональных   способов   выполнения   заданий   с   учётом   проявления   интереса   к   учению, стремления   к   достижению   поставленной   цели   и   других   индивидуальных   и   личностных качеств. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного   материала   определённой   темы.   При   осуществлении   тематического   контроля оцениваются  достижения  учащихся   в логической системе, соответствующей структуре учебной темы. Основные   виды   контроля   осуществляются   в   устной,   письменной,   практической формах   и   в   их   сочетании.   К   ним   относятся:   индивидуальный   опрос   с   использованием контрольных   вопросов   и   заданий,   содержащихся   в   учебниках,   учебных,   учебно­ методических   пособиях   и   дидактических   материалах,     дидактические   разноуровневые тесты,     самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения.                                    Содержание программы Введение (1 ч) Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь Разделы экологии Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки.  Организмы и среда (4ч) Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы, определяющие условия существования   организмов.   Экологические   условия.   Общие   закономерности   влияния экологических   факторов   среды   на   организмы.   Кривые   толерантности   и   их   изменения. Адаптация. Закон минимума. Экологические   ресурсы.   Виды   экологических   ресурсов.   Излучение   как энергетический ресурс фотосинтеза. Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы Ч Дарвином Морфологические адаптации. Жизненные формы организмов и их многообразие. Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакции организмов на сезонные изменения условий жизни.  Экологическая ниша, мерность ниши. Различия между понятиями местообитания и экологическая ниша. Демонстрация  таблиц   по   экологии   в   охране   природы,   фрагментов   кино­   и видеофильмов. Лабораторные работы Строение растений в связи с условиями жизни. Сообщества и популяции (5ч) Определение популяции. Популяции как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций Взаимоотношения организмов в популяции. Основные характеристики популяций — демографические показатели.   Максимальная   и экологическая   рождаемость.   Смертность   и   ее   показатели.   Факторы   смертности.   Связь смертности с продолжительностью жизни организмов. Кривые выживания и их типы.   Удельная   рождаемость. Рождаемость,   ее   показатели. Возрастная структура популяций, механизмы формирования возрастного спектра. Свойства популяций с различной возрастной структурой. Типы   экологических   взаимодействий.   Нейтрализм,   аменсализм,   коммеисализм, мутуалиам,   симбиоз,   протоокооперация,   конкуренции,   хищничество.   Иные   виды взаимоотношений между организмами. Конкуренция   как   один   из   важнейших   видов   биотических   взаимодействий.   Типы конкурентных отношений. Внутривидовая конкуренции. Территориальность Межвидовая конкуренция. Конкурентное вытеснение и его примеры. Факторы, оказывающие влияние на исход   конкурентной   борьбы.   Смещение   экологических   ищи.   Конкуренция   как экологический и биологический фактор. Хищничество. Формы хищничества. Взаимозависимость популяций хищника и его жертвы. Возникновение адаптаций у хищников и его жертв в ходе эволюции. Коэволюция. Особенности   воздействия   хищника   на   популяцию   жертвы,   примеры:   «расчетливость», хищника.   Динамика   популяций   хищника   и   жертвы.   Значение   хищничества   в  природе   и жизни человека. Паразитизм.   Признаки   паразитизма.   Сходство   паразитизма   и   хищничеств Экологические   категории   паразитов.   Паразитоиды,   микро­   и   макропаразиты.   Значение паразитов   в   природе   и   жизни   человека.   Циклы   развития   и   передача   паразитов. Популяционная динамика паразитизма. Факторы распространения эпидемий. Экосистемы (7ч) Сообщество,   его   основные   свойства   и   показатели.   Сходство   и   различия   между понятиями «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Структура сообщества, ее основные показатели.   Видовая   структура.   Видовое   разнообразие   как   признак   экологического разнообразия.  Морфологическая  структура.  Соотношение  между  числом  видов  и  форм организмов   в   сообществе.   Пространственное   обособление   организмов   и   его   значение: ярусы, микрогруппировки. Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Консументы и редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии я особенности   ее   пере   дачи   по   пищевым   цепям;   правило   десяти   процентов.   Пирамиды численности и биомассы. Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей. Круговорот   веществ   в   экосистеме.   Макро­   и   микротрофные   вещества.   Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Биогеохимические циклы углерода и  фосфора. Продуктивность   сообщества.   Скорость   продуцирования   биомассы   организмами (продукция), ее источники: Общая и чистая продукция. Первичная и вторичная продукция. Изменения   продукции   на   разных   трофических   уровнях;   Распределение   биомассы   и первичной продукции на суше и в Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах. Экологическая сукцессия. Развитие сообществ во времени, их природа. Внутренние факторы развития. Дыхание сообщества. Равновесие между продукцией и дыхания. Типы равновесия.   Направление   изменений,   происходящих   в   ходе   экологической   сукцессии. Автотрофная и гетеротрофная сукцессия. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; сериальные стадии. Окончательное равновесие. Лабораторная модель сукцессии. Основные   типы   сукцессионных   изменений.   Факторы,   определяющие продолжительность сукцессий. Значение Экологической сукцессии в Природе и хозяйстве человека. Лабораторные работы Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума). Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов  по  курсу  «Общая экология» Учащиеся должны знать  определения основных экологических понятий;  о типах взаимодействий организмов;   разнообразии биотических связей;   количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;  законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его   значение   в   регулировании   видового   состава   природных   сообщества,   в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;  об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);  о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа   природной   экосистемы,   круговороты   веществ   и   потоки   энергии   в   экосистемах, экологические основы формирования и под экосистем);  законы   биологической   продуктивности   (цепи   питания,   первичная   и   вторичная биологическая   продукция;   факторы,   ее   лимитирующие;   экологические   пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкисистемах);  неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);  биоценозов, экосистем;  биосфере), о   саморазвитий   экосистем   (этапы   формирования   экосистем,   зарастание   водоема, о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в решать простейшие экологические задачи; использовать   количественные   показателя   при   обсуждении   экологических   и Учащиеся должны уметь:    демографических вопросов;  устойчивости в популяциях и биоценозах;   хозяйственной деятельности; объяснять   принципы   обратных   связей   в   природе,   механизмы   регуляции   и строить графики простейших экологических зависимостей; применять   знания   экологических   правил   при   анализе   различных   видов Программно­методическое обеспечение 1. Козлова   Т.   А,   Мягкова   А.   Н.,   Сонин   Н.   И.   Экология   России:   дидактические материалы. М.­: МДС Юнисам, 1995. 2. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология Методическое пособие. М.: Дрофа, 1996 3. Криксунов Е. А.. Пасечник В.В. Экология: Краткий курс. М.: Дрофа, 1997. 4. Миркин   Б.   М.,   Наумова   Л.   Г.   Популярный   экологический   словарь.   М.:   МДС, Устойчивый мир 1999. 5. Суравегина   В.   Л..   Сухова  Т.   С..   Козлова   Т.:   А.   Экология   России:   Пособие   для учителя. М.: МДС Юникам, 1995. 6. Суравегина Я. Т., Сенкивич В. М. Экология и мир: Пособие для учителя; М.: Новая школа, 1994. 7. Экология России: Хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: МДС . 1996. 8. «Экология»   10­11   (9)   кл.   2СD.   Мультимедийное   приложение   к   УМК.   «Основы экологии» Н.М. Черновой и др. 9. Программно­методические материалы: Экология. 5 ­ 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов:  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с. 10. . Основы экологии. 10 класс: поурочные планы по учебнику Черновой Н.М.,  Галушина В.М., Константинова В.М. /авт.­ сост. О.П.Дудкина. – Волгоград:  Учитель, 2012.  11. . MULTIMEDIA Поддержка курса «Экология» 10­11 класс. Дрофа, 2006.  12. . Интернет ресурсы

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии

Рабочая программа элективного курса по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2017