Учебник: « Экология» авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.). М., изд. центр «Дрофа», 2013 г.,
Элективного курса « Основы экологии»
Календарно тематическое планирование 10 класс (0,5ч )
допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации.
З.А. Засименко Алина
Д.Д. Дудкин Даниил
Б.Е. Братцева Ева
Тема урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Тип
урока
Дом.
зада
ние
Экология как наука.
Разделы экологии.
Методы
исследования.
Взаимосвязь с
другими науками
Способности
организмов к
беспредельному
росту численности.
Главные
ограничители на
пути к
беспредельному
размножению
Экологические
факторы. Закон
оптимума и
ограничивающего
фактора. Основные
пути адаптации
организмов к среде:
Вводны
й урок.
стр.4
-8.
Знать о зависимости
видов от
окружающей среды.
Комбин
ир.
§1
Комбин
ир.
§ 2-3
Знать механизм
действия закона
оптимума и
практическую
значимость всех
обсуждаемых
законов для жизни и
Дата
фак
т
Дата
план
З.А-
12.09
Д.Д-
14.09
Б.Е-
14.09
З.А-
26.09
Д.Д-
28.09
Б.Е-
28.09
З.А-
10.10
Д.Д-
12.10
Б.Е-
12.10
№ Название
раздела
Кол
-во
час
ов
Введение 1
1.Предмет
экологии. Ее
разделы.
I
Организм
и среда
4
1.Потенциальные
возможности
размножения
организмов.
2.Общие законы
зависимости
организмов от
факторов среды.
Основные пути
приспособления
организмов ксреде.
3. Основные среды
жизни.
Пути воздействия
организмов на
среду обитания.
4.
Приспособительны
е формы
организмов.
Приспособительны
е ритмы жизни.
анабиоз, скрытая
жизнь, постоянство
внутренней среды,
избегание
неблагоприятных
условий.
Основные пути
адаптации
организмов к среде:
анабиоз, скрытая
жизнь, постоянство
внутренней среды,
избегание
неблагоприятных
условий.
Среды жизни:
наземно-воздушная ,
водная, почвенная,
организменная
Изменение
организмами среды
обитания в
результате обмена
веществ и разных
проявлений
жизнедеятельности.
Приспособительные
формы организмов:
конвергенция,
жизненная форма.
Приспособительные
ритмы жизни:
суточные, сезонные.
Биологические часы.
хозяйственной
деятельности
человека. Знать
физиолого-
физические основы
адаптации
организмов к среде.
Знать, что условия
среды обитания
«диктуют» наличие
определенных
экологических
приспособлений у
организмов ее
населяющих.
Знать пути
воздействия на
среду обитания
живыми организма .
Комбин
ир.
§4-5
Запо
л-
нить
табл
ицу
З.А-
24.10
Д.Д-
26.10
Б.Е-
26.10
Знать
приспособительные
особенности тела и
его внешних
органов ми.
Уметь объяснить
отличия
приспособительных
Комбин
ир.
§6-7
З.А-
14.11
Д.Д-
16.11
Б.Е-
16.11Фотопериодизм.
II
5
Сообщест
ва и
популяци
и
1. Типы
взаимодействия
организмов.
Законы и
следствия
пищевых
отношений.
Биотические
факторы среды,
трофические и
топические связи.
Законы и следствия
пищевых
отношений.
Экологический
бумеранг.
2. Законы
конкурентных
отношений в
природе.
Популяции.
Законы
конкурентных
отношений в
природе.
Популяция, ареал,
внутривидовые
отношения особей.
Комбин
ир.
§8-9
Комбин
ир.
§10-
11
З.А-
28.11
Д.Д-
30.11
Б.Е-
30.11
З.А-
12.12
Д.Д-
14.12
Б.Е-
14.12
ритмов, имеющих
экологический
характер от
множество других
биологических
ритмов.
Знать типы
взаимодействия
организмов.
Знать, что пищевые
связи объединяют
все живые
организмы в единую
систему и являются
одним из
важнейших
факторов
естественного
отбора.
Знать, что такое
конкуренция, и
какова ее роль в
природе.
Знать, что
популяция – это не
просто сумма особей
вида на
определенной
территории, а
достаточно
закономерно
организованная
система, члены
которой вступают
между собой в
разнообразные3.
Демографическая
структура
популяций.
Рост численности и
плотность
популяций.
Демография,
возрастная
структура
популяций.
Емкость среды,
саморегуляция
численности
популяций,
отрицательная
обратная связь.
4. Численность
популяции и ее
регуляция в
природе.
Решение задач.
Абиотические
факторы,
биотические
факторы, гомеостаз
популяции
5. Биоценоз и его
устойчивость.
Биоценоз, структура
биоценоза,
устойчивость
биоценоза.
Экологическая
отношения.
Знать, что такое
демографическая
структура
популяции. Уметь
прогнозировать
изменение ее
численности.
Изучить рост
численности и
плотности
популяций и уметь
применять свои
знания на практике.
Знать, как
регулируется
численность
популяций в
природе. Уметь
отличать
двустороннее
взаимодействие от
одностороннего.
Научить решать
экологические
задачи по
определению
численности и
плотности
отдельных
популяций.
Знать структуру
биоценоза и
факторы его
устойчивости. Уметь
объяснить значение
Комбин
ир.
§12-
13
Комбин
ир.
§14
Комбин
ир.
§15
З.А-
26.12
Д.Д-
11.01
Б.Е-
11.01
З.А-
23.01
Д.Д-
25.01
Б.Е-
25.01
З.А-
06.02
Д.Д-
08.02
Б.Е-III
Экосисте
мы
7
1. Законы
организации
экосистем.
2. Законы
биологической
продуктивности.
3. Агроценозы и
агроэкосистемы.
4. Саморазвитие
экосистем.
ниша.
Экосистема.
Биологический
круговорот веществ.
Продуценты,
консументы,
редуценты.
Продуктивность
экологической
системы. Первичная
продукция,
вторичная
продукция.
Пирамида чисел,
пирамида биомассы
Агроценоз,
агроэкосистема,
химический и
биологический
методы борьбы с
вредителями и
болезнями с\х
культур.
Причины нарушения
экосистем.
Сукцессия
видового
разнообразия.
Знать, почему
круговорот веществ
необходим для
поддержания жизни
и что экосистема
является природной
единицей,
обеспечивающей
биологический
круговорот.
Знать законы
биологической
продуктивности.
Уметь объяснить
причины быстрой
потери энергии в
цепях питания и
связать это явление
с практическими
вопросами жизни.
Знать особенности
агроценозов и
агросистем. Знать,
что несмотря на
специфику
агроценозов, они
функционируют по
природным законам.
Знать
закономерности
формирования
устойчивых
экосистем в природе
Комбин
ир.
§16
Комбин
ир.
§17
Комбин
ир.
§18
§19
08.02
З.А-
20.02
Д.Д-
22.02
Б.Е-
22.02
З.А-
06.03
Д.Д-
22.03
Б.Е-
22.03
З.А-
20.03
Д.Д-
22.03
Б.Е-
22.03
З.А-
10.04
Д.Д-
12.04
Б.Е-
12.045. Биологическое
разнообразие как
основное условие
устойчивости
популяций,
биоценозов и
экосистем.
Биологическое
разнообразие,
сопряженная
эволюция,
групповой отбор
6. Биосфера
7. Экология как
научная основа
природопользован
ия
Биосфера. Состав
биосферы.
Круговорот веществ
в биосфере
История
взаимоотношений
человека и
биосферы; рост
народонаселения;
изменение состава
атмосферы и
климата.
Знать условия,
поддерживающие
или снижающие
биоразнообразие;
проблемы влияния
человека на
биологическое
разнообразие. Уметь
сформулировать
представление о
необходимости
разработки
экологической и
экономической
стратегии
сохранения жизни в
биосфере
Знать о роли живого
вещества в
преобразовании
Земли.
Знать особенности и
причины сложности
экологизации
производств
§20
З.А-
24.04
Д.Д-
26.04
Б.Е-
26.04
§21
§22
З.А-
08.05
Д.Д-
10.05
Б.Е-
10.05
З.А-
22.05
Д.Д-
24.05
Б.Е-
24.05