Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
экология
10 кл
27.01.2017
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 10-ого класса. Она включает в себя вопросы как теоретического. так и практического характера. В программе представлен практический минимум, который направлен на пропаганду основных экологических идей. В своей работе мы так же используем местный материал, что повышает мотивацию к обучению у обучающихсяРабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Экология.docx
Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школаинтернат среднего (полного) общего образования»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель МО
________________
/_______________/
ФИО
Протокол № ____
от
Заместитель
руководителя
по УВР
_______________
/______________/
Приказ №_____
от «_____»
___________20____
Директор
ФИО
_________________
«___»________20__г
«____»______20__г
Болюх Л.В.
Рабочая программа
по курсу «Экология в экспериментах»
_10_класс
20162017учебный год
Всего часов в год__35___
Всего часов в неделю __1__
Разработчик
программы:
Буракова И.П., учитель химии
Педстаж:__30__лет Алыгджер, 2016
Пояснительная записка
Курс «Экология в экспериментах» был разработан авторами Е.И. Федоросом и Г. А.
Нечаевой как элективный курс, закрепляющий практические умения и теоретические
знания, поученные в ходе практической экологической деятельности учащихся. Это
является хорошей мотивационной основой для обучения по предметам
естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также
профессиональной ориентации обучающихся.
Цели:
Освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента
обучающимися 10ого класса;
Приобретение обучающимися компетентных представлений о профессиях,
связанных с деятельностью в сфере «человек – природа».
Задачи:
Закрепление и развитие системы экологических понятий. Законов и
закономерностей;
Развитие культуры исследовательской деятельности;
Формирование навыков практической оценки экологического состояния
окружающей среды и профориентации школьников
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению
учащимися методов и способов проведения экологического эксперимента – от
теоретических умений до узкопрактических навыков.
Курс рассчитан на обучающихся 10ого класса из расчёта 35 учебных часов, 1 раз в
неделю. Содержание программы
Тема 1. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов
биоэкологических исследований. (4 часа)
Лекции
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия.
Логические приёмы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ
и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.
Специальные методы научного исследования, используемые в биоэкологических
исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование.
Тема 2. Основные принципы планирования и организации экспериментов. Анализ и
оформление результатов. Основы научнобиблиографической работы. Методы
статистической обработки данных. (12 часов)
Лекции
Выбор темы и постановка цели исследования, определение частных задач исследования.
Составление плана эксперимента, определение количества вариантов и повторностей.
Определение действующих факторов и проверка принципа единственного различия.
Принципы подбора частных методик исследования.
Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных; поиск аналогий и
зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты.
Структура научной работы. Общие требования к текстовым документам.
Основы научнобиблиографической работы принципы построения систематических и
алфавитных каталогов, правила цитирования, принципы анализа научной литературы.
Основы статистической обработки данных, понятие о выборочном среднем и ошибках
среднего; критерии достоверности; понятие корреляции.
Практическое занятие
Статистический анализ одной выборки; анализ двух выборок и корреляционные
зависимости.
Тема 3. Биоэкологические исследования и эксперименты. (19 часов)
1.Экология особей
Лекция Основные понятия экологии особей. Среда обитания, местообитание. Абиотические,
биотические и антропогенные факторы. Экологическая пластичность(экологическая
валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов
на организмы. Морфологические, физиологические и этологические адаптации организмов.
Практические занятия
1. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений ( свет,
температура, освещённость, присутствие тяжёлых металлов). Определение холодо и
жароустойчивости растений.
2. Влияние экологических факторов на развитие насекомых.
3. Влияние температурного шока на плодовитость и скорость развития дрозофилы.
4. Влияние лекарственных препаратов на развитие дрозофилы.
5. Оценка показателей здоровья человека.
Семинарское занятие
Представление и обсуждение результатов исследования по экологии особей.
2. Экология популяций.
Лекция
Основные понятия экологии популяций. Численность популяции. Плотность
популяции. Рождаемость. Смертность. Прирост популяции. Темп роста.
Гомотипичекие реакции.
Практические занятия
1. Динамика численности популяции дрозофилы в популяционном ящике (модельный
эксперимент)
2. Влияние плотности популяции на плодовитость и выживаемость дрозофилы.
3. Динамика численности групп популяции микроорганизмов воздуха.
4. Компьютерное моделирование динамики численности популяций
3. Экология сообществ.
Лекция
Характеристика организмов по типу питания. Трофическая структура экосистем.
Суточная, сезонная и многолетняя динамика сообществ. Сукцессии. Устойчивость
сообществ и факторы их разрушающие.
Практические занятия
1. Изучение микробиоценозов почвы.
2. Изучение водных экосистем
3. Изучение фитоценозов леса
Семинарское занятие
Представление и обсуждение исследований по экологии сообществ.
Научнопрактическая конференция учащихся. Обсуждение лучших работ и проектов
учащихся.
Планируемые результаты обучения по данному курсу:
Развитие умений планирования и организации экспериментальной работы;
Развитие системного анализа; Развитее вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента;
профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии.
Тематическое планирование курса
Название темы
Основы общей методологии научных исследований.
Характеристика методов биоэкологических исследований
Основные принципы планирования и организации
эксперимента. Анализ и оформление результатов. Основы
научно библиографической работы. Методы
статистической обработки данных
Биоэкологические исследования и эксперименты
ИТОГО:
Количество часов
4
12
19
35 Календарнотематическое планирование курса
№
Тема занятия
Колво
часов
Дата проведения
Тема 1.Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов
биоэкологических исследований. (4 часа)
1.
1
Тема 2. Основные принципы планирования и организации эксперимента. Анализ и
оформление результатов. Основы научно библиографической работы. Методы
статистической обработки данных. (17 часов)
5.
1
Тема 3. Биоэкологические исследования и эксперименты (19 часов)
17.
1
Основные понятия экологии особей. Среда
обитания и местообитание.
Абиотические, биотические и антропогенные
18.
2.
3.
4
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Эмпирический и теоретический уровни
научного познания. Научные понятия
Логические приёмы и процедуры образования
научных понятий и операции с ними: анализ и
синтез. Абстрагирование, индукция,
дедукция, аналогия
Специальные методы научного исследования,
используемые в биоэкологических
исследованиях.
Наблюдение, эксперимент, измерение,
моделирование
Выбор темы и постановка цели исследования,
определение частных задач исследования
Принципы подбора частных методик
исследования
Принципы анализа результатов: группировка
и обобщение данных; поиск аналогий и
зависимостей; выдвижение частных гипотез.
Структура научной работы. Общие
требования к текстовым документам.
Основы научнобиблиографической работы
Основы научнобиблиографической работы
Основы статистической обработки данных
Основы статистической обработки данных
Практическое занятие «Анализ одной
выборки»
Практическое занятие «Анализ одной
выборки
Практическое занятие «Анализ двух выборок
и корреляционные зависимости»
Практическое занятие «Анализ двух выборок
и корреляционные зависимости»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30
31.
32.
33.
34.
35.
экологические факторы
Основные закономерности действия
экологических факторов на организмы.
Практическое занятие «Влияние
экологических факторов на
жизнедеятельность растений»
Практическое занятие «Влияние
экологических факторов на развитие
насекомых»
Оценка показателей здоровья человека
Семинарское занятие. Представление и
обсуждение результатов исследования по
экологии особей.
Основные понятия экологии популяций.
Основные факторы и закономерности
колебания численности организмов
Практическое занятие «Динамика
численности популяции дрозофилы».
Практическое занятие «Влияние плотности
популяции на плодовитость и выживаемость
дрозофил»
Оценка некоторых показателей здоровья
групп людей.
Семинарское занятие по обсуждению
результатов исследований по экологии
популяций.
Характеристика организмов по типу питания.
Трофическая структура экосистем
Устойчивость сообществ и факторы её
нарушающие.
Практическое занятие «Изучение
микробиоценозов почвы»
Практическое занятие «Изучение водных
экосистем»
Изучение фитоценозов леса
Научнопрактическая конференция учащихся.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература
Е.И. Федорос, Г.А.Нечаева Эколгия в экспериментах. Программа элективного курса
Астанин А.Е. Благосклонов Р.Н. Охрана окружающей среды. М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Рабочая программа элективного курса по экологии для 10-ого класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.