Рабочая программа элективного курса по физике 11 класс состоит из 5 разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание элективного курса
3. Требования к уровню освоения содержания курса
4. Перечень учебно-методического обеспечения
5. Календарно-тематическое планирование
Цели элективного курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физи¬ческих задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических за¬дач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач.
Элективный курс по физике 11кл.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово
муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по Директор МБОУ Гимназия
_________Г.М. Габдинова УВР с. Новотаймасово
Протокол № ___от _______ Л.Х. Байгутлина __________Г.Ф. Усманова
«___»____________2017г. «____»________2017г. «___» ___________2017 г.
Рабочая программа
элективного курса по физике
11 класс
на 201718 учебный год
Составитель: Габдинова Г.М., учитель физики
МБОУ Гимназия с. Новотаймасово 1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике на 2017 – 2018 учебный год составлена
на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО и
науки РФ от 07 июня 2017г «О внесении изменений в ФКГОС начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО
и науки РФ от 5 марта 2004 г»);
Приказа Министерства образования и науки РФ 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта
общего образования;
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 711 кл. Сост.
В.А. Орлов, В. А. Коровин. – 3е изд., пересмотренное. – М.: Дрофа, 2012;
«Программы элективных курсов. Физика. 911 классы. Профильное обучение»,
составитель: В.А. Коровин, «Дрофа», 2007 г.
авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров,
М.: Дрофа, 2005 г.
учебного плана МБОУ Гимназия с. Новотаймасово на 20172018 учебный год
ООП СОО МБОУ Гимназия с. Новотаймасово
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
«Практика решения физических задач. 1011 классы», «ВентанаГраф», 2010 г.
Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний
по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где
задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических
знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования
различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с
открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с
новыми профессиями.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование
уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на не
сколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в
начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного
раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные,
качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство
учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения.
Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ
условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решения), вывод.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и
приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому
государственному экзамену.
Данная программа предполагает совершенствование подготовки школьников по
освоению основных разделов физики. Содержание элективного курса отличается от базового
2 глубиной рассмотрения физических процессов, расширением изучаемого материала по
сравнению с программным, разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая
программа является дополняющей материал к основному учебнику физики. Она позволяет
более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.
Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения
методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические
вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в
формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть.
В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач,
которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют
творческому и осмысленному восприятию материала.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного
образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной
школы. Она ориентирует учителя и ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных
учащимися знаний и умений.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать
следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа
учащихся, консультации. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы
работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому
государственному экзамену, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также
выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна
стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на
занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны
носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть
достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся,
составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов
решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать
учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично
поискового,
а в отдельных случаях информационно
иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует
база, позволяющая использовать продуктивные методы.
проблемного изложения,
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
Физические приборы.
Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
Дидактические материалы.
Учебники физики для старших классов средней школы.
Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач,
решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий,
фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также
3 методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики
сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
из различных
Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах
приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и
оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего
обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и
математических методах исследования.
Программа элективного курса согласована с содержанием программы по физике для
11 классa по учебнику Г.Я. Мякишева и является её существенным дополнением.
Курс рассчитан на 1 год обучения: всего 34 часа, 1 час в неделю.
2. Содержание элективного курса
Электромагнетизм.
Взаимодействие постоянных магнитов. Направление вектора магнитной индукции. Принцип
суперпозиции полей. Закон Ампера. Направление силы Ампера. Сила Ампера. Сила Ампера.
Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Заряженные частицы в
электрическом и магнитном поле. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.
Закон электромагнитной индукции. Изменение магнитного потока. Изменение индукции
магнитного поля. Изменение площади контура. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Изменение угла между контуром и полем. Вращение рамки в однородном магнитном поле.
Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Электромагнитные колебания и волны.
Уравнение и график колебательного процесса. Колебательный контур. Сила тока в катушке,
заряд и напряжение на конденсаторе. Свободные электромагнитные колебания. Закон
сохранения энергии. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Трансформатор.
Электромагнитные волны. Длина волны. Различные виды электромагнитных излучений и их
практическое применение.
Оптика.
Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение предмета в
плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы.
Оптические приборы. Изображение светящихся точек и предметов в собирающей линзе.
Изображение светящихся точек и предметов в рассеивающей линзе. Оптическая сила линзы.
Формула тонкой линзы. Действительное изображение в собирающей линзе. Мнимое
изображение в собирающей линзе. Рассеивающая линза. Увеличение линзы. Волновые свойства
света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Основы специальной теории
относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Инвариантность скорости света.
Формулы специальной теории относительности.
4 Квантовая физика.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова. Уравнение Эйнштейна
для фотоэффекта. Световые кванты (фотоны). Гипотеза де Бройля о волновых свойствах
частиц. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры.
Нуклонная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи нуклонов в ядре. Радиоактивность.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Термоядерные реакции. Цепная реакция
деления ядер.
3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате реализации элективного курса учащиеся ознакомятся и овладеют основными
уровнями требований к экзамену по физике в формате ЕГЭ, а именно:
первый уровень − научатся анализировать содержание задачи, выполнять отдельные
операции, общие для большого класса задач;
второй уровень − овладеют операциями, связанными с особенностями использования
различных способов решения задач (вычислительных, графических, качественных,
экспериментальных);
третий уровень − овладеют системой способов и методов решения задач, алгоритмами
решения задач по конкретным темам разделов физики и общим алгоритмом решения
задач;
четвертый уровень − овладеют новыми способами решения физических задач, научатся
применять общий алгоритм к решению задач по темам и разделам;
пятый уровень − научатся переносить структуру деятельности по решению физических
задач на решение задач по другим предметам естественного цикла.
Учащиеся, в ходе занятий,
приобретут: навыки самостоятельной работы; умения анализировать условие задачи,
переформулировать и заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
овладеют основными умственными операциями, составляющими поиск решения
задачи;
научатся составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы,
освоят определенную технику решения задач по физике в соответствии с возрастающими
требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
В результате освоения элективного курса учащиеся научатся:
анализировать физическое явление;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
выбирать рациональный способ решения задачи;
производить расчеты по физическим формулам
применять основные законы физики
4.Перечень учебнометодического обеспечения
5 1. Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент государственного
стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,
М,: Дрофа, 2004.;
2. ФКГОС (с изменениями на 07 июня 2017 года)
3. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 711 кл.
Сост. В.А. Орлов, В. А. Коровин. – 2е изд., испр. – М. : Дрофа, 2012.
4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений: 3е изд. М.; Просвещение, 2016
5. Сауров Ю.А. Физика. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для общебразоват.
Организации/ Ю.А. Сауров. – 4е изд., перераб. – М. Просвещение, 2016. – 274 с.
6. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 1011 кл.: пособие для общеобразовательных
учреждений / А.П. Рымкевич. – 17е изд. М.; Дрофа, 2013. – 188 с.
7. Я сдам ЕГЭ 2017
Интернетресурсы
www.fipi.ru
http://planeta.tspu.ru
www.1september.ru
http://www.klyaksa.net
http://www.uroki.net
http://www.edu.rin.ru
http://www.schollcollection.ru
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Оборудование и приборы
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами
физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой
общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для
фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих
учащихся.
Комплекты таблиц по различным разделам курса.
Диафильмы и видеокассеты.
1.
2.
3. Опорные таблицы.
4. Оборудование согласно лабораторных и практических работ.
5. Оборудование для демонстраций.
6.
Мультимедийные средства
Компьютер, проектор, интерактивная доска
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Живая физика. CD.
Открытая физика. CD.
Мультимедийные презентации к урокам физики для 1011 класса.
Физика. Библиотека электронных наглядных пособий (7 — 11 кл.). CD
Физика. Библиотека наглядных пособий. 1С: Школа (7 — 11 кл.). CD.
Физика. Практикум (7 — 11кл.). CD.
6 5. Календарнотематическое планирование
№п/п
Тема занятия
Колво
час
ов
Дата
по плану
Дата
фактич.
Электродинамика. Магнетизм.
Повторение. Порядок решения задач.
Электродинамика. Закон Кулона. Закон
Ома.
Соединение проводников. Расчет
сопротивления электрических цепей.
Действие магнитного поля на
движущийся заряд и проводник с током.
Магнитное поле тока.
Электромагнитная индукция. Энергия
магнитного поля.
Конденсатор и катушка в цепи
переменного тока.
Задачи на использование
трансформаторов.
Решение задач по теме
«Электромагнитные колебания»
Геометрическая и волновая оптика.
Элементы СТО
Отражение и преломление света.
Линзы. Формула тонкой линзы.
Построение изображений в линзах.
Оптические системы. Оптические
приборы.
Волновая оптика. Дифракционная
решетка.
Элементы релятивистской динамики
Квантовая физика
Фотоэффект.
Расчет волны де Бройля. Поглощение и
излучение света атомом.
Строение атома. Состав атомного ядра.
Поглощение и излучение света атомом.
Закон радиоактивного распада.
Физика атомного ядра. Энергия связи.
Ядерные реакции.
Повторение. Решение задач по
материалам олимпиад и ЕГЭ
Решение задач по кинематике.
Динамика материальной точки. Законы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16
17.
18.
19
20.
21.
22.
23
24.
25.
26
27.
28
9
1
1
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
2
2
8
1
2
1
1
2
1
9
2
2
6.09
13.09
20.09
27.09
4.10
11.10
18.10
25.10
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
7.03
14.03
21.03
4.04
11.04
7 29.
30
31.
32.
33.
34.
сохранения.
МКТ идеального газа. Уравнение
состояния идеального газа. Изопроцессы.
Термодинамика.
Электростатика.
Итоги курса.
2
1
1
1
18.04
25.04
2.05
9.05
16.05
23.05
8
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Рабочая программа элективного курса по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.