Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Оценка 4.9
Документация
docx
физика
8 кл
04.04.2017
Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, тематическое планирование и списки литературы для учеников и учителя. Она поможет привить интерес детей к такому предмету как физика. Дети с большим интересом будут ходить на урок физики.
РП Элективный курс по физике 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Согласовано                                                 УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора                             Директор МБОУ  ПСОШ _______ Тырлова Е.В.                                ______ _Попова А.В «____»__________201__г.                       «____»__________201__г. Рабочая программа элективного курса «Решение физических задач» Для 8 класса Составитель:  учитель физики и математики                                         Базелюк К.А. 2015­2016 учебный год Пояснительная записка Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях,  создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники, Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность,  настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей. Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте  необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений  работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются: – развитие интереса к физике, к решению физических задач; – совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; – формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач; Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса  физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов  успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт  по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению конструкторских задач. Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 17 часов Содержание Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний  и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной  степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача",осознают значение задач в жизни, науке,  знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8­го класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7­uj класса по теме  “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”,  рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой  области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8 [ и “Термодинамика” в 10]классах. Последующие разделы включают  задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям. Учебно­тематический план 1. Классификация задач (1 ч) Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу  задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов. 2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч) Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения.  Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач.  Изучение примеров решения. 3. Взаимодействие тел (2 ч) Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение  скорости. Практические задачи: 1. 2. определение скорости движения шара по желобу и максимальной скорости движения пальцев рук. изучение закона движения падающего воздушного шара. 4.Давление (2 ч) Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта. Практические задачи: 1. 2. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Изучение законов реактивного движения. 5. Молекулы (2 ч) Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления. Демонстрации: 1. 2. 3. 4. 5. фотографии молекулярных кристаллов. Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах. Растекание масла по поверхности воды. Явления смачивания и капиллярности. Смачивание и капиллярность в природе. Практические задачи: 1. 2. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле. 6. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (2 ч) Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и  теплоизоляция. Демонстрации: 1. 2. 3. 4. Расширение тел при нагревании. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор. Термометры разных видов. Теплопроводность разных тел. Практические задачи: 1. 2. Исследование теплопроводности тел. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы. 6. Электрический ток. (2 ч) Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и  загрязнение воздуха. ГЭС. Демонстрации: 1. 2. 3. Электролиз раствора медного купороса. Дуговой разряд. Модель молниеотвода. Практические задачи: 1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений. 2. 3. Расчёт сопротивления человеческого тела. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. 7. Электромагнитные явления. (2 ч) Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние  электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури. Демонстрации: 1. 2. 3. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра. Переменный ток на экране осциллографа. Явление электромагнитной индукции. Практические задачи: 1. 2. 3. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки. Определение КПД электродвигателя. 7. Световые явления. (2 ч) Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в  стробоскопе и кино. Практические задачи: 1. 2. 3. 4. 5. Изготовление перископа. Глаз как оптический прибор. Измерение времени реакции человека на световой сигнал. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы. 8. Итоговое занятие. (1 ч) Методическое обеспечение При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент,  позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:      выступления школьников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи. При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение  лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение  задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и  комментировать этапы решения задач средней сложности. Тематическое планирование Тема занятия 1. Классификация задач. Примеры типовых задач. 2. Правила и приёмы решения задач. наглядность     Вид занятия лекция практика 3. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук. Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер практика 4. Изучение закона движения падающего воздушного шара. Секундомер, воздушный шарик, весы 5. Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел.   6. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение  задач на расчёт силы Архимеда. Воздуходувная машина 7. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. фотографии молекулярных кристаллов. Лекция,  практика практика практика Лекция и  практика 8. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле. Смачивание и капиллярность в природе. практика 9. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел Расширение тел при нагревании. 10. Исследование теплопроводности тел. Теплопроводность разных тел. 11. Электрический ток в разных средах Электролиз раствора медного купороса. Дуговой разряд. Модель молниеотвода. Лекция и  практика Лекция и  практика Лекция 12. Расчёт сопротивления человеческого тела. Амперметр, вольтметр. практика 13. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по  счётчику. Устройство и принцип работы амперметра и  вольтметра Лекция и  практика 14. Определение КПД электродвигателя. 15. Законы отражения и преломления. Явление электромагнитной индукции. Изготовление перископа. Глаз как  оптический прибор. практика Лекция и  практика 16. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы. Рассеивающие линзы, линейка. практика 17. Итоговое занятие, подготовка к конференции. Литература для учителя: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983; Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977; Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971; Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987; Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988; Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972; Тульчинский М.Е. Занимательные задачи­парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971; Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984. Литература для учащихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976; Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973; Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985; Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980; Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977; Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017