Данный элективный курс является предметным курсом для учеников 9-х классов, задача которого – углубление и расширение знаний по физике, расширение кругозора учащихся, их мировоззрения, знакомство учащихся с различными видами измерений физических величин. Этот курс направлен на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку он не связан рамками образовательных стандартов и экзаменационными материалами.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №90»
Элективный курс
по физике
для учащихся 9х классов.
«Измерение физических величин».
Автор:
Е.И. Миронова
учитель физики
МБОУ «СОШ №90»Северск 2013
Пояснительная записка
Данный элективный курс является предметным курсом для учеников 9х
классов, задача которого – углубление и расширение знаний по физике,
расширение кругозора учащихся, их мировоззрения, знакомство учащихся с
различными видами измерений физических величин. Дело в том, что физика
является одним из школьных предметов, изучение которого требует достаточного
развитого мышления – умения наблюдать физические явления и процессы,
проводить эксперименты, измерения, устанавливать связи и отношения между
ними и одновременно с этим обобщать наблюдаемые физические явления и
выявлять определённые закономерности.
Этот курс направлен на активизацию самостоятельной деятельности учащихся,
что реально возможно, поскольку он не связан рамками образовательных
стандартов и экзаменационными материалами. Занятия по данному курсу должны
создать условия для самовыражения и успеха учащихся; должны научить
учащихся применять свои знания на практике. При изучении элективного курса
появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в
том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в
средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития
учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Кроме
того, учениками осваивается общая структура деятельности: целеполагания,
планирования и оценивания результатов совершаемого способа деятельности.
Планирование включает в себя выдвижение целей собственной деятельности,
продумывание и подбор средств их реализации, выстраивание последовательности
собственных действий и оценивание результатов совершённой деятельности.
Планируя собственные действия, ученики формируют способность выбирать
стратегию собственного обучения и модифицировать её под влиянием новых
требований. Оценивание сводиться к умению субъективно определять качество
отдельных “ шагов” собственной деятельности, а также собственных знаний.
Содержание данного элективного курса углубляет знания учащихся в области
измерения физических величин, оценивания абсолютных и относительных
погрешностей измерения,
позволяет проследить историю образования
существующих единиц измерения, систем мер; дает возможность применить знания
на практике.
Для обеспечения данного курса литературой можно использовать фонд
школьной библиотеки, дидактические материалы, имеющиеся в кабинете физики.
Занятия по данному курсу можно проводить в форме непродолжительных
лекций бесед, семинаров. На семинарах основное внимание уделять обсуждению
докладов, рефератов, решению практических задач и других видов
самостоятельной работы учащихся.
Для проверки правильности понимания изучаемого материала используются
вопросы и задачи, приводимые в курсе. Оценить динамику интереса к курсу можно
по качеству и уровню тех творческих работ, которые ученики будут выполнять
самостоятельно.
Элективный курс рассчитан на 18 часов, во время которых будет изучено 9
тем, на каждую тему отводиться 12 часа.Завершается курс творческой конференцией, на которой учащиеся
представляют свои творческие и практические задания, выполненные по
самостоятельно выбранной ими теме.
Учебный план
№ Тема занятия
Колво
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Путь к точности.
Единицы физических величин и
эталоны.
Измерительные приборы и погрешность
результата измерения.
Измерение длины.
Измерение углов.
Измерение больших расстояний.
Измерение времени.
Измерение массы.
Измерение силы.
Творческая конференция.
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
Формы работы
Лекции Практика
+ +
+
+ +
+ +
+ +
+ +
+
+ +
+ +
Всего:
18
Учебнотематический план
№ Тема занятия
Колво
часов
Содержание
Средства
обучения,
оборудование1.
Путь к точности.
1
2
2
Единицы физических
величин и эталоны.
Измерительные
приборы и
погрешность
результата
измерения.
Количественные и
качественные
характеристики
физических величин.
История чисел.
Древние меры. Эталоны.
Системы единиц.
Измерительные приборы.
Простейшие методы учёта
погрешностей при
измерениях: абсолютная и
относительная
погрешности измерения.
Решение задач.
Единицы длины и эталон.
Измерение отрезков,
сравнимых по длине с
отрезком 1м.
Практическая работа.
Единицы угла, приборы
для измерения угла. Связь
углов и расстояний.
Практическая работа.
Измерение радиуса Земли.
Расстояния в Солнечной
системе. Локация.
Решение задач.
Понятие времени.
Измерение больших
промежутков времени.
Основа построения
календаря. Измерение
небольших промежутков
времени. Часы. Единицы
времени. Эталон.
Понятие массы. Закон
всемирного тяготения.
Единицы массы и эталон.
Весы. Различные способы
определения массы.
Решение задач.
Понятие силы.
Динамометр. Единицы
силы. Виды
динамометров. Решение
задач.
Представление и защита
собственных проектов.
Интерактивная
доска.
Таблицы.
Измерительный
цилиндр, часы,
линейка,
термометр,
амперметр,
вольтметр.
Штангенциркуль,
микрометр,
курвиметр.
Таблица,
интерактивная
доска,
транспортир.
Интерактивная
доска.
Таблица,
интерактивная
доска,
различные виды
часов (песочные,
солнечные,
водяные,
огненные).
Таблицы,
различные виды
весов.
Различные виды
динамометров.
2
2
2
2
2
1
2
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Измерение длины.
Измерение углов.
Измерение больших
расстояний.
Измерение времени.
Измерение массы.
Измерение силы.
10.
Творческая
конференция.Перечень требований к результатам изучения курса.
эталон,
В результате изучения данного элективного курса, ученик должен знать понятия:
физическая величина,
абсолютная и
относительная погрешность, масса, сила, локация, время, угол.
Ученик должен уметь: пользоваться некоторыми измерительными приборами,
такими же как, штангенциркуль, микрометр; ориентироваться в способах
измерения физических величин, оценивать погрешность измерения, применять
полученные знания в жизненных различных ситуациях.
единицы измерения,
Примерные контрольные вопросы и задачи курса.
Занятие №1:
1.Часто ли в повседневном общении с друзьями, родителями, случайными
прохожими вы используете числа? Один раз в час, или чаще, или никогда?
Попробуйте подсчитать!
2. Есть ли среди школьных предметов такой, при изучении которого нет
необходимости измерять или достаточно точно оценивать? А на каких уроках
измерения нужно проводить наиболее точно? Вместе с мамой прикиньте, сколько
различных измерений (оценок) делает хозяйка при приготовлении обеда.
Занятие №2:
1. «Семь пядей во лбу» говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах»
о могучем, сильном. Не известны ли вам другие поговорки – чтонибудь о
золотнике, футе, фунте?
2. Пофантазируем! Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за
1 м, по какойто причине стал чутьчуть короче, причём никто об этом незнает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную
картину, которая возникнет на Земле через некоторое время.
Занятие №3:
1. В медицинском кабинете измерили ваш рост и записали: 161 см. Какую
допустили ошибку? Как правильно записать результат?
3. Измерьте длину крышки парты с помощью измерительной ленты и правильно
запишите ответ с учётом погрешности.
Занятие №4:
1. Предложите основную идею и определите длину кривой линии с помощью
пятикопеечной монеты?
2. Определите средний диаметр горошины и толщину страницы учебника:1)
используя обычную линейку, 2) с помощью штангенциркуля и микрометра.
Сравните полученные результаты.
Занятие №5:
1. Укажите способ определения расстояния до какогонибудь удаленного
объекта (например, дерева).
2. Определите значение углов треугольника двумя способами: 1) с помощью
транспортира; 2) измерив, соответствующие отрезки и определив синусы
углов, а затем по таблице углы. Сравните результаты.
Занятие №6:
угловой размер 0,00420.
1. Определите диаметр Юпитера, если расстояние до этой планеты 9,7.108 км, а
2. Любопытно: как ориентировались в пространстве циклопы?
Занятие №7:
1. Один из героев Марка Твена утверждал, что в деревне время течет
медленнее, чем в городе. Как вы объясните подобное ощущение?
3. Оцените, исходя из собственного опыта, с какой точностью вам необходимо
знать время, какие минимальные промежутки времени необходимо
отмерять, чтобы ваша жизнь во времени была хорошо устроена?
Занятие №8:
1. Если вам вдруг понадобится чтонибудь взвесить, а весов нет, не попробуете
ли вы сделать весы из подсобных материалов? Опишите простейшую
конструкцию и реализуйте проект.
3. Среди весов попались явно бракованные – неравноплечие. Один из учеников
сказал: “Я могу точно измерить массу тела на этих весах, только мне нужен
речной песок”. Что он придумал?
Занятие №9:
1. Вам нужно измерить силу, значение которой заведомо больше, чем предел
измерения школьного динамометра, а соответствующего динамометра нет, а
есть несколько школьных. Найдите выход из затруднительного положения и
осуществите действия.
2. Изменяет ли скорость канат, который перетягивают мальчики и девочки?
Литература
1. Чертов А.Г. Физические величины. М., «Высшая школа», 1990.
2. Аннабел Крейч и Клифф Росни. Наука. Энциклопедия. М., «Росмэн»,1997.3. Струан Рейд, Патриция Фара. История открытий. Энциклопедия. М.,
«Росмэн»,1996.
4. Разумовский В.Г., Кривошапова Р.Ф. Контроль знаний учащихся по физике.
М., «Просвещение»,1982.
5. Фетисов В.А. Оценка точности измерений в курсе физики средней школы.
М., «Просвещение»,1983.
6. Балашов М.М. Физика. М., «Просвещение»,1994.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост., худож. А.А.Леонович;
Под общей ред. О.Г.Хинн – М., «Издательство АСТ»,1999.
8. Орлов В.А. Элективные курсы по физике и их роль в организации
профильного и предпрофильного обучения. Физика в школе. 2003,№7
9. Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. М., «Просвещение»,1991.
10.Елохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для
учащихся. М., «Просвещение»,1989.